На заметку учителю:
· Спросите у учеников, что они извлекли из урока, на что нужно обращать внимание в семье? Нужно ли проводить встречи по таким темам и с родителями?
· Если вначале урока были ответы о том, что такие уроки не должны проводиться в школах, переспросите у тех учеников, изменилось ли их мнение? Почему?
Тема урока: Я и мои личные качества.
У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и тот, который есть на самом деле.
Виктор Гюго
Цель урока:
· установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к уроку;
· способствовать самоанализу учащихся;
· пояснить значение понятия «Я-концепция» для развития личности.
Задачи урока:
· содействовать познанию самого себя;
· формировать навыки самопознания;
· развивать критическое мышление.
Оборудование: флипчарты, маркеры
План урока:
№ | Упражнения | Время |
Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я …» | 5 мин. | |
Основная часть: · Лекция · Работа с таблицей | 25 мин. | |
Заключительная часть «Сегодня на уроке я узнал…» | 10 мин. | |
Ритуал прощания «Подари тепло и улыбку соседу» | 5 мин. | |
45 мин. |
Ход урока:
Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я...» (5 мин.)
Цель: настроить учащихся на урок, познакомить с правилами работы на занятии; развивать у подростков способность к самоанализу через самопрезентацию.
Учитель приветствует учащихся и объявляет тему и цель урока, а также проводит ознакомление с тремя правилами: активность, поднятая рука, доверие. Предлагает провести разминку - упражнение «Не хочу хвастаться, но я…»
|
Для этого предлагает всем встать в круг и по очереди закончить предложение:
«Не хочу хвастаться, но я…»
Возможные ответы:
- «Не хочу хвастаться, но я сегодня с утра позвонила своей бабушке и обрадовала ее своими успехами в школе».
- «Не хочу хвастаться, но я умею играть на гитаре» и т. д.
Учитель: -Легко ли вам было выполнять это упражнение? В чем заключается легкость, а в чем трудность?
Каждый из вас сейчас рассказал что-то о себе, о своих интересах, переживаниях, способностях, увлечениях. И мы немного больше узнали друг о друге. Это очень важно. Таким образом, мы становимся ближе и понятнее для других.
Основная часть
Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «три составляющих личности: реальное, идеальное, зеркальное», «самосознание».
Учитель: - А что такое «Я»? (открывает флип на доске, на котором написано «Что такое "Я"?»)
Возможные ответы:
- «Я – это мой характер, мысли, чувства, переживания, тело, мечты, душа, поступки, желания».
- «Я – это моя ЛИЧНОСТЬ».
Учитель: - На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в многообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Во многих определениях содержится зерно истины.
Личность есть формирующаяся, индивидуальная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение.
Психологи выделяют три составляющих личности:
«Я» реальное – внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т. п., осознающиеся человеком.
|
«Я» идеальное – представления о внешности, способностях, качествах, которые хотелось бы иметь.
«Я» зеркальное – представление других людей о тебе, твоих качествах, способностях, поступках, мыслях.
Работа учащихся с таблицей (таблица висит на доске).
«Я» реальное | Представление о том, кто я есть на самом деле. |
«Я» идеальное | Представление о том, каким я хотел бы стать. |
«Я» зеркальное | Представление о том, каким меня воспринимают окружающие. |
Учитель: - Подумайте о своих представлениях по этой таблице. Какое из трех «Я» самое важное для вас сейчас и почему?
Учитель подводит учащихся к выводу: реальное и идеальное вступают в противоречия. Противоречия между реальным и идеальным «Я» составляют одно из важнейших условий саморазвития личности.
Саморазвитию личности свойственна обращенность в будущее, т.е. то, к чему я стремлюсь. Давайте назовем это «Я-концепция».
Я – концепция– это то, к чему я стремлюсь. |
У каждого человека есть свои стремления, свои мечты, которые смогут осуществиться, только если он предпримет для этого какие-то действия.
Мы должны уметь анализировать свое реальное, идеальное и зеркальное «Я», уметь поставить для себя цели: кем и каким я хочу быть? После этого действовать в направлении к своей цели.
Учитель: - Как вы думаете, для чего необходимо понимание понятия «Я-концепция»?
Возможные ответы:
- « Это помогает человеку осознавать себя, выстроить план действий для своего личностного роста».
- «Человек должен расти, а для этого нужно ставить цели в жизни и понимать, каким образом он должен двигаться. Если нет такого анализа, нет стремлений и желаний развиваться, то человек стоит на месте, он не растет, становится неинтересным ни самому себе, ни окружающим».
3. Заключительная часть (10 мин.). Упражнение «Сегодня я узнал, что…»
|
Цель: провести обратную связь, рефлексия.
Учитель: - Каждый из участников по кругу дополняет фразу: «Сегодня я узнал на уроке…»
Важно, чтобы фразы носили позитивный характер. Их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, чрезмерно глубокой рефлексии.