ПАД – междисциплинарное направление. В ПАД выделяют 2 достаточно автономные части:
1. Теоретическая – ПАД как теория
2. Процедурная – ПАД включает много процедур, направленных на решение конкретных прикладных задач.
Задачи ПАД: учет особенностей, включаемых в понятие несловесного фактора при создании, разработке новых технологий.
Сочетание «базовая процедура» используется в двух основных смыслах:
- базовая = изначальная, исходная
- в ходе ПАД психолог формирует эмпирический базис для последующих исследований.
Представление о д-ти, ее структуре, особенно играют важную роль при решении многих теоретических проблем. Существует принцип комплексности научного изучения деятельности: д-ть – междисциплинарный предмет изучения, при проведении ПАД нужно учитывать данные других наук, которые тоже изучают деятельность. Нр., при составлении профессиограммы.
История развития ПАД
В инженерно-технологических науках стала впервые изучаться д-ть. ПАД возник как закономерный этап, д-ть изучалась ранее в других науках. Когда исчерпываются ресурсы других наук, тогда возникает новый источник – ПАД.
I этап развития ПАД (1890-1915)– Тейлор – первый обратился к данным психологии, чтобы повысить производительность. Он исследовал элементарную д-ть, его заинтересовал тот факт, что люди с одинаковыми возможностями делают разное количество д-ти, работы. Тейлор ввел регламентированные паузы, которые включаются в трудовой процесс (повысилась производительность в 4-5 раз). Тейлор первый учел человеческий фактор, его ограничения и повысил производительность.
II этап развития ПАД (1915-1940) – психотехнический. Выходит книга Мюнстенбергера «Психотехника», в которыой были собраны результаты по ПАД. Он ввел понятие «психологического ядра д-ти», он пытался смоделировать д-ть вагоновожатого (сделал т.н. тренажер). В результате он предложил профотбор. Эта работа получила большой общественный резонанс. Наибольшее развитие психотехника получила в России, т.к. в начале 20-х годов перед правительством стояла задача отстроить то, что было разрушено.
|
Для развития психотехн-х работ того времени характернр то, что плоскость анализа переносится в собственно психическую сферу, анализу подвергались наиболее элементарные виды деятельности.
После 45-го года технологии намного усложняются, т.к. во время войны было наработано много технологий. Появились новые типы деятельности. С 50-х годов и до начала 90-х наиболее бурное развитие получила инженерная психология.
III этап развития ПАД - инженерная психология. Первой операторской д-тью стала работа военного оператора
2 основных макротенденции развития ПАД – развитие новых видов д-ти, технологий: перемещение сферы анализа в более сложные сферы психической регуляции д-ти.
IV этап развития ПАД – с середины 90-х годов – д-ть стала не S-O, а S-S.
Зависимость ПАД от целевого назначения
1. В целях профотбора – определение ПВК, которые обеспечивают выполнение д-ти на нормативно заданном уровне. ПВК расположены иерархически - мотивационный ПВК, относительные ПВК, абсолютные ПВК, анти-ПВК.
2. В целях профориентации – комплексное междисциплинарное описание д-ти – составление профессиограммы.
3. Рационализация д-ти – выявление точек повышенной сложности, выявление различий между реальным и идеальным профилем. Деятельность создается с учетом человеческих качеств.
|
4. В целях профобучение – обучение предусматривает приобретение ЗУНов и развитие человека.
5. В целях проф. аттестации – функциональный анализ и оценка д-ти.
Комплексный подход к ПАД Карпова – структурно-уровневая организация д-ти.
Управленческая д-ть имеет изменение в хар-ре, статусе главного деят-го атрибута – предмета. Предметом д-ти является она сама, поэтому упр-я д-ть выступает как метад-ть по основному мех-му и предметной реализации.
Общая стр-ра д-ти включает 5 ур-ней орг-ции:
1. Метадеятельностный – Метасистема
2. Деятельностный – Система
3. Уровень деятельностных форм – Субсистема
4. Действенный – компонент – цель
5. Операционный – элементная – условия.
Выделение уровней идет на основании критериев:
- критерий-дискриминатор – общий и единичный критерий, позволяет выделить уровень по единому основанию
- критерии – верификаторы – более частный критерий, отражающий качественные особенности, дифференциальной системы, они служат для проверки качественных различий по общему критерию уровня.
Д-сть – системное образование(целостность).