Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.




ПАД – междисциплинарное направление. В ПАД выделяют 2 достаточно автономные части:

1. Теоретическая – ПАД как теория

2. Процедурная – ПАД включает много процедур, направленных на решение конкретных прикладных задач.

Задачи ПАД: учет особенностей, включаемых в понятие несловесного фактора при создании, разработке новых технологий.

Сочетание «базовая процедура» используется в двух основных смыслах:

- базовая = изначальная, исходная

- в ходе ПАД психолог формирует эмпирический базис для последующих исследований.

Представление о д-ти, ее структуре, особенно играют важную роль при решении многих теоретических проблем. Существует принцип комплексности научного изучения деятельности: д-ть – междисциплинарный предмет изучения, при проведении ПАД нужно учитывать данные других наук, которые тоже изучают деятельность. Нр., при составлении профессиограммы.

История развития ПАД

В инженерно-технологических науках стала впервые изучаться д-ть. ПАД возник как закономерный этап, д-ть изучалась ранее в других науках. Когда исчерпываются ресурсы других наук, тогда возникает новый источник – ПАД.

I этап развития ПАД (1890-1915)– Тейлор – первый обратился к данным психологии, чтобы повысить производительность. Он исследовал элементарную д-ть, его заинтересовал тот факт, что люди с одинаковыми возможностями делают разное количество д-ти, работы. Тейлор ввел регламентированные паузы, которые включаются в трудовой процесс (повысилась производительность в 4-5 раз). Тейлор первый учел человеческий фактор, его ограничения и повысил производительность.

II этап развития ПАД (1915-1940) – психотехнический. Выходит книга Мюнстенбергера «Психотехника», в которыой были собраны результаты по ПАД. Он ввел понятие «психологического ядра д-ти», он пытался смоделировать д-ть вагоновожатого (сделал т.н. тренажер). В результате он предложил профотбор. Эта работа получила большой общественный резонанс. Наибольшее развитие психотехника получила в России, т.к. в начале 20-х годов перед правительством стояла задача отстроить то, что было разрушено.

Для развития психотехн-х работ того времени характернр то, что плоскость анализа переносится в собственно психическую сферу, анализу подвергались наиболее элементарные виды деятельности.

После 45-го года технологии намного усложняются, т.к. во время войны было наработано много технологий. Появились новые типы деятельности. С 50-х годов и до начала 90-х наиболее бурное развитие получила инженерная психология.

III этап развития ПАД - инженерная психология. Первой операторской д-тью стала работа военного оператора

2 основных макротенденции развития ПАД – развитие новых видов д-ти, технологий: перемещение сферы анализа в более сложные сферы психической регуляции д-ти.

IV этап развития ПАД – с середины 90-х годов – д-ть стала не S-O, а S-S.

Зависимость ПАД от целевого назначения

1. В целях профотбора – определение ПВК, которые обеспечивают выполнение д-ти на нормативно заданном уровне. ПВК расположены иерархически - мотивационный ПВК, относительные ПВК, абсолютные ПВК, анти-ПВК.

2. В целях профориентации – комплексное междисциплинарное описание д-ти – составление профессиограммы.

3. Рационализация д-ти – выявление точек повышенной сложности, выявление различий между реальным и идеальным профилем. Деятельность создается с учетом человеческих качеств.

4. В целях профобучение – обучение предусматривает приобретение ЗУНов и развитие человека.

5. В целях проф. аттестации – функциональный анализ и оценка д-ти.

Комплексный подход к ПАД Карпова – структурно-уровневая организация д-ти.

Управленческая д-ть имеет изменение в хар-ре, статусе главного деят-го атрибута – предмета. Предметом д-ти является она сама, поэтому упр-я д-ть выступает как метад-ть по основному мех-му и предметной реализации.

Общая стр-ра д-ти включает 5 ур-ней орг-ции:

1. Метадеятельностный – Метасистема

2. Деятельностный – Система

3. Уровень деятельностных форм – Субсистема

4. Действенный – компонент – цель

5. Операционный – элементная – условия.

Выделение уровней идет на основании критериев:

- критерий-дискриминатор – общий и единичный критерий, позволяет выделить уровень по единому основанию

- критерии – верификаторы – более частный критерий, отражающий качественные особенности, дифференциальной системы, они служат для проверки качественных различий по общему критерию уровня.

Д-сть – системное образование(целостность).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: