Профессиональное становление (Сьюпер)– процесс, который определяется созданием образа как профессионала, длительный процесс. Главная движущая сила – противоречие между идеальным и реальным.
Профессиональное становление (Кудрявцев) - целостный процесс, в ходе которого субъект приобретает профессиональную зрелость.
Личность (внутренние факторы) – Профессиональная среда (внешние факторы) => 2 группы подходов:
1. Непсихологические (теория случайного выбора, экономические концепции, социологические).
2. Психологические, которые можно разделить на 2 большие группы:
- личность ничего не приобретает в процессе своего профессионального пути и никак не изменяется. Личность изначально профессиональна.
- личность изменяется в ходе профессионального становления.
I. 1. Концепция Фрэнка Парсонса – феноменологическая концепция, теория черт и факторов. Начало 20 века. Создана на основе практических работ.
Положения:
1) для того, чтобы человек правильно выбрал профессиональный путь, он должен иметь ясное представление о себе.
2) для того, чтобы человек правильно выбрал профессиональный путь, он должен иметь ясное представление о профессии.
3) для того, чтобы человек правильно выбрал профессиональный путь, он должен совместить эти два положения.
Профессия – сумма заданных функций. Надо каждой функции подобрать черту.
«- » - личность пассивна, процесс профессионального становления дискретен – это все точки во времени.
2. Концепция Голланда – теория профессионального выбора.
Основные положения:
1) Большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу).
|
2) Существует 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное.
3) Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблем и брать на себя соответствующие запросам роли.
4) Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.
Голланд не описывает личность одним типом, а комбинацией. Взаимодействие между шестью типами описывается гексагоном (Р-И-А-С-П-К). На основе шестиугольной модели Холланд постулировал 4 дополнительных понятия расширяющих объяснительную силу его теории.
1. Однородность - Чем ближе друг к другу на гексагене расположены типы, составляющие содержание конкретной личности, тем она более однородна; 2. Дифференцированность - Некоторые личности или окружения более «чистые», т.е. они демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую к другим; 3. Конгруэнтность - разные типы личности требуют соответствующего окружения; 4.Рассчитываемость - уровень взаимодействия как между типами личностей, так и между личностью и окружением может быть определено как расстояние на пространстве шестиугольника.
«- » - личность пассивна, человек изначально профессионален.
II. 1. Структурные концепции профессионального становления
А) Теории стадий жизни – попытка найти корреляцию между возрастным развитием и профессиональным становлением.
|
Лазерсфельд и Бюллер – нужно изучать не «почему» челк выбрал ту или иную профессию, а «как».
Эдвард Гинсберг проводил интервью у школьников и в результате вывел постулаты:
- профессиональное становление – процесс, который начинается в раннем детстве и протекает всю жизнь. Сам этап выбора профессии – процесс, который начинается в 10 лет.
- процесс профессионального становления необратим – с возрастом челу труднее менять проф-е предпочтения.
- взаимод-е между личностью и профессией своеобразный компонент.
Б) Теории типов карьер. 4 типа построения карьер.
- стабильный тип – челк изначально ставит себе цель и идет к ней вперед
- обычный тип – тип с прохождением всех стадий
- нестабильный тип – челк делает выбор, но в стадию стабилизации он не входит
- крайне нестабильный – проба
В) Теории продуктивности – Леман исследовал связь между возрастом и пиками творчества у профессионалов. Самые известные оды были написаны в возр – 21-22 года, сатирические – 30-33, трагедии – 40-42, новеллы – 46-50 лет. В 70-е годы советские исследования – разница между возрастом и производительностью научных профессий (физики, математики, историки и психологи) – показатели: первая научная статья, кандидатская, докторская.