Основные принципы в организации проф. обучения. Методы проф. обучения.




Проблемы проф. обучения и проф. подготовки стан-ся все более актуальными из-за:

- динамика мира профессий. с кажд. годом стан-ся больше разл. профессий и специализаций;

- динамика проф. знаний. последние десятилетия хар-ся усилением динамики проф. знаний. Требуются все более разнообразные и постоянно обновляющиеся знания и навыки даже в рамках конкр. специальностей;

- изменение материальной базы конкр. профессий. Особ-тью современности явл. быстрое моральное, техническое и технологическое старение производственной базы. Все чаще от специалистов требуется освоение нового оборудования, технологий, проф. понятий.

Эти и др. факторы приводят к повышению роли проф. подготовки в обществе.

Проф. обучение – это социальная система обучения конкр. профессии. Осн. задачи научного анализа проф. обучения:

1. выявление специфики и закономерностей формирования трудовых навыков в зависимости от их характера

2. исследование психол. особенностей организации трудовой д-ти.

3. обеспечение формирования обобщенных трудовых навыков

4. изучение мотивации проф. обучения и проф. д-ти.

5. изучение влияния состояний человека на эффективность проф. обучения и способы их диагностики.

6. исследование изменений в личности в процессе проф. подготовки и их влияния на возможности самореализации в труде.

7. разработка основ психол. оптимизации системы проф. обучения.

В процессе проф. обучения постоянно происходит общение, посредством которого усваивается проф. информация, приобретается проф. опыт.

В организации учебного процесса обязательно присутствуют составляющие:

- предмет обучения – собственно те знания, умения и навыки, кот. надо освоить

- субъект обучения (ученик) – чел, кот. желает освоить новые знания и имеет опр. предпосылки для этого освоения.

- способы обучения – те ср-ва, с помощью кот. передаются необх. знания и навыки

- учитель (организатор учебного процесса) – чел, кот. осущ. управление, координацию и регуляцию д-ти ученика, пока последний не сможет делать это самостоятельно.

В процессе обучения формир-ся элементы индивидуального опыта, кот. закрепляются в форме знаний (это информация в виде понятий, поступающая из вне и позволяющая сформировать абстрактную модель действ-ти), умений (промежуточный этап овладения новым способом д-ти), навыков (автоматизированный компонент сознательного действия, кот выраб-ся в ходе его выполнения)

Главная прагматическая цель проф. обучения направлена на усвоение опр. совокупности навыков, умений и алгоритмов проф. поведения.

Современный подход к анализу проф. обучения строится на понятии информации. Требование эффективной передачи информации обычно сводится к выбору наиболее адекватного метода обучения:

- вербальный метод: обеспечивает передачу ученику абстрактной информации; эффективен для начальной ориентации

- демонстрационный метод: показ правильных знаний, действий, далее отработка на практике. Эффективен для взрослых учащихся

- имитационный метод: позволяет учащемуся попрактиковаться в выполнении задания в специально созданных условиях.

- визуальные указания: наглядно демонстрируются верный и неверный пути решения задачи или исполнения действия, затем предлагается выполнить задание самому, сверяя с демонстрацией правильного исполнения. Эффективен при проф. переподготовке лиц среднего и старшего возраста.

- мысленная практика: ученику предлагается мысленно выполнять осваиваемое действие, многократно повторяя его.

- метод анализа конкретных ситуаций. Эффективен при решении проблем, связанных с орг. вопросами трудовой д-ти, проблемой конфликтных отношений, межличностным взаимодействием.

- социально-психол. тренинг (метод Т-группы): групповая дискуссия. Основная цель – научиться слушатьи понимать др. др. Эффективен для целей соц. адаптации и формирования и коррекции системы трудовых отношений.

- метод игрового моделирования (ролевая игра). Цель – сформировать навыки личностного поведения в разл. проф. ситуациях.

В ходе проф. обучения активизируются все основные психол. механизмы и закономерности проф. научения. В результате обучения происходит построение ПСД.

 

Профессиография

Зарубежные концепции в крайней степени практически ориентированы – любая схема направлена на оптимизацию деятельности в той или иной организации.

Иванова в своей схеме ПАД использует системный подход. Человек профессионал, являясь сложной психологической системой, состоит из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними.

Человек – звено, которое организует, направляет систему для достижения заданного им результата.

Предмет ПАД – профессиональная д-сть, конечный продукт; ПАД – профессиограмма, процедура – профессиографирование.

Юдин предлагает принципы разделения любого исследуемого объекта.

1. Параметрическое описание (с разных сторон)

2. Морфологическое (расчленение на части)

3. Функциональное (вскрытие внутренних механизмов)

Схема профессиографирования

1. Параметрическое описание проф. д-сти.

2. Описание строения проф. д-сти.

3. Описание функционального строения

4. Оценка эффективности д-сти «человек – машина»

5. Выделение психологической структуры проф. д-сти и оценка эффективности в заданных условиях

6. Функциональное описание психологической структуры д-сти

7. Оценка взаимодействия внешних и внутренних условий д-сти для выявления влияния этого взаимодействия на эффективность д-сти человека

ПАД должен протекать на трех этапах

1. Нормативно-параметрическое описание проф. д-сти (внешние средства д-сти, содержание трудовой д-сти, требования к квалификации специалиста, трудовое поведение сотрудника, характер ошибок, взаимодействие между работником и объектом, психограмма (психологическая и физиологическая сторона), общие условия труда, особенности организации и т.д.)

2. Морфолическое описание психол. стр-ры д-сти (вскрытие всех основных целей организации – инд-х, орг-х, мотивацию, личностные образования, оказывающие прямое влияние на процесс д-сти)

3. Описание внутренней функциональной стр-ры д-сти (описание динамических внутриличностных процессов – социализация, профессионализация, деформация и т.д.)

Методы ПАД по Ивановой – методы сбора инф-ции (изучение документации, наблюдение, опрос, биография); методы анализа данных (сравнительный анализ документации и наблюдения, анализ ошибок, производственный эксперимент и т.д.)

4 типа общих целей для составления профессиограммы

- информационная

- диагностическая

- прогностическая

- методическая

В зависимости от этапа становления профессионала Профессиография будет иметь специфику:

1. Информационно-консультативный этап – динамика интересов школьника

2. Профессионально-учебный этап – необходимо составлять диагностическо-прогностический конструкт профессиограммы, должна включать актуальные в процессе обучения свойства, процессы, функции – разработка плана обучения профессионала.

3. Профессионально-консультационный этап – выбор рабочего места

4. Адаптационный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: