Проблемы проф. обучения и проф. подготовки стан-ся все более актуальными из-за:
- динамика мира профессий. с кажд. годом стан-ся больше разл. профессий и специализаций;
- динамика проф. знаний. последние десятилетия хар-ся усилением динамики проф. знаний. Требуются все более разнообразные и постоянно обновляющиеся знания и навыки даже в рамках конкр. специальностей;
- изменение материальной базы конкр. профессий. Особ-тью современности явл. быстрое моральное, техническое и технологическое старение производственной базы. Все чаще от специалистов требуется освоение нового оборудования, технологий, проф. понятий.
Эти и др. факторы приводят к повышению роли проф. подготовки в обществе.
Проф. обучение – это социальная система обучения конкр. профессии. Осн. задачи научного анализа проф. обучения:
1. выявление специфики и закономерностей формирования трудовых навыков в зависимости от их характера
2. исследование психол. особенностей организации трудовой д-ти.
3. обеспечение формирования обобщенных трудовых навыков
4. изучение мотивации проф. обучения и проф. д-ти.
5. изучение влияния состояний человека на эффективность проф. обучения и способы их диагностики.
6. исследование изменений в личности в процессе проф. подготовки и их влияния на возможности самореализации в труде.
7. разработка основ психол. оптимизации системы проф. обучения.
В процессе проф. обучения постоянно происходит общение, посредством которого усваивается проф. информация, приобретается проф. опыт.
В организации учебного процесса обязательно присутствуют составляющие:
- предмет обучения – собственно те знания, умения и навыки, кот. надо освоить
|
- субъект обучения (ученик) – чел, кот. желает освоить новые знания и имеет опр. предпосылки для этого освоения.
- способы обучения – те ср-ва, с помощью кот. передаются необх. знания и навыки
- учитель (организатор учебного процесса) – чел, кот. осущ. управление, координацию и регуляцию д-ти ученика, пока последний не сможет делать это самостоятельно.
В процессе обучения формир-ся элементы индивидуального опыта, кот. закрепляются в форме знаний (это информация в виде понятий, поступающая из вне и позволяющая сформировать абстрактную модель действ-ти), умений (промежуточный этап овладения новым способом д-ти), навыков (автоматизированный компонент сознательного действия, кот выраб-ся в ходе его выполнения)
Главная прагматическая цель проф. обучения направлена на усвоение опр. совокупности навыков, умений и алгоритмов проф. поведения.
Современный подход к анализу проф. обучения строится на понятии информации. Требование эффективной передачи информации обычно сводится к выбору наиболее адекватного метода обучения:
- вербальный метод: обеспечивает передачу ученику абстрактной информации; эффективен для начальной ориентации
- демонстрационный метод: показ правильных знаний, действий, далее отработка на практике. Эффективен для взрослых учащихся
- имитационный метод: позволяет учащемуся попрактиковаться в выполнении задания в специально созданных условиях.
- визуальные указания: наглядно демонстрируются верный и неверный пути решения задачи или исполнения действия, затем предлагается выполнить задание самому, сверяя с демонстрацией правильного исполнения. Эффективен при проф. переподготовке лиц среднего и старшего возраста.
|
- мысленная практика: ученику предлагается мысленно выполнять осваиваемое действие, многократно повторяя его.
- метод анализа конкретных ситуаций. Эффективен при решении проблем, связанных с орг. вопросами трудовой д-ти, проблемой конфликтных отношений, межличностным взаимодействием.
- социально-психол. тренинг (метод Т-группы): групповая дискуссия. Основная цель – научиться слушатьи понимать др. др. Эффективен для целей соц. адаптации и формирования и коррекции системы трудовых отношений.
- метод игрового моделирования (ролевая игра). Цель – сформировать навыки личностного поведения в разл. проф. ситуациях.
В ходе проф. обучения активизируются все основные психол. механизмы и закономерности проф. научения. В результате обучения происходит построение ПСД.
Профессиография
Зарубежные концепции в крайней степени практически ориентированы – любая схема направлена на оптимизацию деятельности в той или иной организации.
Иванова в своей схеме ПАД использует системный подход. Человек профессионал, являясь сложной психологической системой, состоит из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними.
Человек – звено, которое организует, направляет систему для достижения заданного им результата.
Предмет ПАД – профессиональная д-сть, конечный продукт; ПАД – профессиограмма, процедура – профессиографирование.
Юдин предлагает принципы разделения любого исследуемого объекта.
1. Параметрическое описание (с разных сторон)
|
2. Морфологическое (расчленение на части)
3. Функциональное (вскрытие внутренних механизмов)
Схема профессиографирования
1. Параметрическое описание проф. д-сти.
2. Описание строения проф. д-сти.
3. Описание функционального строения
4. Оценка эффективности д-сти «человек – машина»
5. Выделение психологической структуры проф. д-сти и оценка эффективности в заданных условиях
6. Функциональное описание психологической структуры д-сти
7. Оценка взаимодействия внешних и внутренних условий д-сти для выявления влияния этого взаимодействия на эффективность д-сти человека
ПАД должен протекать на трех этапах
1. Нормативно-параметрическое описание проф. д-сти (внешние средства д-сти, содержание трудовой д-сти, требования к квалификации специалиста, трудовое поведение сотрудника, характер ошибок, взаимодействие между работником и объектом, психограмма (психологическая и физиологическая сторона), общие условия труда, особенности организации и т.д.)
2. Морфолическое описание психол. стр-ры д-сти (вскрытие всех основных целей организации – инд-х, орг-х, мотивацию, личностные образования, оказывающие прямое влияние на процесс д-сти)
3. Описание внутренней функциональной стр-ры д-сти (описание динамических внутриличностных процессов – социализация, профессионализация, деформация и т.д.)
Методы ПАД по Ивановой – методы сбора инф-ции (изучение документации, наблюдение, опрос, биография); методы анализа данных (сравнительный анализ документации и наблюдения, анализ ошибок, производственный эксперимент и т.д.)
4 типа общих целей для составления профессиограммы
- информационная
- диагностическая
- прогностическая
- методическая
В зависимости от этапа становления профессионала Профессиография будет иметь специфику:
1. Информационно-консультативный этап – динамика интересов школьника
2. Профессионально-учебный этап – необходимо составлять диагностическо-прогностический конструкт профессиограммы, должна включать актуальные в процессе обучения свойства, процессы, функции – разработка плана обучения профессионала.
3. Профессионально-консультационный этап – выбор рабочего места
4. Адаптационный