Концепция системогенеза Шадрикова




Системогенез – процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

Основные принципы системогенеза – принцип неравномерности (освоение носит неравномерный характер) и принцип гетерохронности (освоение одной операции может прогрессировать, в другой набл-ся застой), принцип достаточности.

Процедура ПАД: уровни анализа д-ти.

1. Личностно-мотивационный – в качестве основных мотивов личности выступают потребности личности:

- материальные

- духовные (познавательные и эстетические)

- социальные

Мотивационно-личностный уровень включает 3 задачи:

1) Исследование мотивационной сферы личности. Основные методы: прямые (опросники, интервью, анкетирование, наблюдение); косвенные (кожно-гальванический тест); проективные тесты.

2) Раскрытие мотивационного потенциала профессионала – вся совокупность возможностей, которые предоставляются для удовлетворения различных мотивов:

- эргономичность условий, престижность, карьера, проф. рост, уровень квалификации, способы и правила оценки д-ти, степень ответственности, сложность работы, уровень трудности.

3) Анализ соотношения мотивационной сферы личности и мотивационного потенциала сотрудников.

3 типа соотношения:

- мотивационный конфликт – потенциал профессионала ниже сферы личности

- согласование

- аксеологический резонанс

Основные способы ликвидации мотивационного конфликта: 1. вертикальная загруженность труда; 2. правильная постановка целей; 3. адекватное уделение внимания сотрудникам; 4. четкая позиция на ошибки сотрудников; 5. экономическое стимулирование; 6. внедрение партисипативных методов.

2. Компонентно-целевой анализ – описание компонентного состава д-ти и раскрытие цели и значения каждого действия в общей структуре трудовой д-ти. Выделение основных действий, выд-е основных инф-х признаков, осн-е ПВК опред-й работы.

Анализ производится на двух уровнях:

1) процессуальный – количественная и качественная оценка действий, инф-х признаков.

2) результативный – сопоставление со стандартом (степень отклонения от стандарта, типизация отклонений, интерпретация отклонений).

Этапы компонентного анализа:

- д-ть разделяется на отдельные действия

- рассмотрение информационной основы каждого действия – часть ИОД

- на основе анализа устанавливаются качества индивида, влияющие на успешность д-ти – часть ПВК

ПВК выделяются путем подсчета простой корреляции эффективности параметров д-ти.

4 группы ПВК: абсолютные; относительные; анти-ПВК; мотивационные.

Индивидуальные свойства субъекта: конституция, задатки, социально-демографические предпосылки.

Методология уровня: метод исследования движения, физические, соматометрические, физиологические, психологические (набл-е, интервью, самонаблюдение, эксп-т, анализ инцидентов).

3. Информационный анализ - общая схема ИАД предложена Ломовым. Основная задача – выявление информационных признаков. 3 аспекта проблемы:

1) Психофизический – ан-ся физический алфовит сигналов, несущих производственно важную инф-цию.

2) Оценочный – измерение количества информации, используемой субъектом в единицу времени.

3) Психологический – ан-ся особенности приема, сохранения и переработки инф-ции.

2 аспекта ИАД

1. Анализ ИОД, который состоит из нескольких компонентов:

- информационно-ценностный

- информационно временной

- информационно-операциональный

2. Анализ переработки информации – то, что исп-ся при планировании д-ти, то, что исп-ся при реализации.

Несколько этапов:

1. Классификация информации

2. Выявление проблемной ситуации, требующей принятие решения

3. Выявление типичных алгоритмов к решению проблемных ситуаций

4. Выявление индивидуальных критериев, исп-х работником при переработке информации

5. Установление связи критерия с алгоритмом принятия решения и мотивом д-ти

6. Выявление уровней планирования д-ти

7. Установление схемы планирования д-ти, свойственной той или иной деятельности

8. Выявление концептуальных моделей д-ти и черт оперативных образов в ней.

Методология: документальный, наблюдение за д-тью, наблюдение за своей д-тью, самоотчет, экспертная оценка, беседа, анкета, объективная регистрация труда, трудовой метод.

4. Индивидуально-психологический анализ – основная единица – индивидуальный стиль д-ти – взаимоотношение индивидуальных свойств индивида.

Отделение ИСтД от ИСпД – основная задача этого уровня, что означает необходимость выделить ту часть способов, которые определяются свойствами субъекта д-ти. При этом выделяются нек. этапы:

- описание НОСД (норм-о одобр-й сп-б д-ти)

- описание реально наблюдаемых сп-бов д-ти

- сопоставление НОСД с реальнвм сп-м д-ти (ИСпД)

- выделение расхождений в НОСД и ИСпД. Это расхождение рассматривается в плане их обусловленнгостью: характером обучения, характеристиками предмета и орудий труда, свойствами субъекта д-ти.

2 вар-та анализа ИСпД: часть операций выполняются не так как в НОСД; часть действий вообще не представлена в НОСД.

Стиль д-ти – система наиболее эффективных приемов и СП-в организации своей д-ти, некоторая устойчивая система особенностей д-ти и поведения, система отличительных признаков д-ти данного индивида, обусловленных его личностью.

Признаки ИСД по Климову – устойчивая система приемов и СП-в д-ти; система, обусловленная определенными личностными качествами; средство эффективного приспособления к коллективным требованиям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: