В поисках национальной модели развития




 

Украина

 

Идея независимой Украины, сыгравшая столь большую роль в распаде СССР и дальнейшей эволюции постсоветского пространства, укоренилась в украинском обществе уже к осени 1989 года, когда сформировалось Народное движение за перестройку (Рух) – движение, правое крыло которого изначально придерживалось этой идеи. Под началом Руха в январе 1990 г. прошли массовые манифестации в память о провозглашении Украиной своей независимости в 1918 г.: «живая цепь», образованная почти миллионом человек, протянулась тогда от Львова до Киева. В марте того же года на выборах в Верховный Совет УССР оппозиции во главе с Рухом удалось завоевать треть мест; при малой дееспособности депутатов от Коммунистической Партии Украины, на глазах терявшей свой политический вес, этого вполне хватило для превращения парламента в легальную трибуну движения за независимость. 16 июля 1990 г. Верховный Совет Украины принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, провозгласившую «полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях»; здесь же впервые было заявлено право Украины на собственные вооруженные силы.

К осени 1990 г. политическая ситуация в республике окончательно вышла из-под контроля КПУ. В октябре демонстрации под лозунгами независимости собирали в Киеве до 200 тыс. человек – движение, апогеем которого стал «палаточный городок» на центральной площади Киева, где студентами столицы была организована массовая голодовка с требованиями полного суверенитета и независимости для Украины, отказа от нового союзного договора и проведения радикальных реформ в республике.

При всем том референдум об отношении к «новому Союзу», состоявшийся 17 марта 1991 г., продемонстрировал неопределенность и противоречивость политических настроений в украинском обществе, - в значительной степени это объясняется тем, что Киев пошел на свой вариант референдума, предложив обществу дополнительный вопрос об отношении к идее суверенной Украины. Так или иначе за новый Союз тогда высказались около 70 процентов голосовавших, за суверенную Украину в рамках нового Союза – свыше 80 процентов. Из равновесия ситуацию вывели события августа того года: на выступление ГКЧП украинское руководство 24 августа ответило Актом провозглашения независимости Украины и постановлением о проведении 1 декабря 1991 г. республиканского референдума в подтверждение этого акта.

Декабрьский референдум не просто закрепил независимый статус нового украинского государства, - чрезвычайно высокий уровень участия в нем общества (84%) и колоссальный процент высказавшихся за независимость (93%) стали тем фактором, который в еще большей степени радикализовал позицию украинского руководства в его отношениях к союзному Центру. На последних новоогаревских встречах президент Украины Л.М.Кравчук, избранный на этот пост 1 декабря 1991 г., заявил о категорическом отказе Киева дать свое согласие на какой бы то ни было союзный договор – не только политический, но и экономический. «Уход Украины», громадной и во всех отношениях наиважнейшей части «союзного пространства», лишил Центр в новоогаревском процессе последних политических ресурсов, а задача «удержать Украину» стала едва ли не главным мотивом Беловежской встречи 6-8 декабря 1991 г.1

В ближайший послебеловежский период политическая ситуация на Украине развивалась под знаком все более острых противоречий с Россией. Главным камнем преткновения стала проблема украинской армии. 13 декабря 1991 г. Киев объявил о переподчинении Украине всех находящихся на ее территории подразделений сухопутных и военно-воздушных сил, а также Черноморского флота. Практические шаги Киева по пути создания собственных вооруженных сил – стремление, неоднократно декларировавшееся Украиной с 1990 года, - для Москвы все же стали тем более неожиданной проблемой, что в Беловежье стороны согласились с идеей общего военно-стратегического пространства. Политический конфликт, особенно в том, что касалось флота1, очень скоро перерос в конфронтацию по всем вопросам, включая экономические. Январская (1992 г.) либерализация цен в России немедленно отозвалась дефицитом финансовых средств на Украине, что вынудило ее уже в том же январе пойти на введение купонной системы. К весне российско-украинские отношения обострились до такой степени, что Рух, - по-прежнему наиболее влиятельное политическое движение в стране, - призвал к выходу Украины из СНГ.

Но Киев и без того придерживался установки на ограниченное участие в Содружестве. Украина изначально отказалась участвовать в СНГ в том, что касалось формулирования общей внешней политики, вооруженных сил, пограничных войск, единой валюты, открытых границ и двойного гражданства. В мае 1992 г. Киев отказался подписать Договор о коллективной безопасности государств СНГ и вообще участвовать в каком-либо военном союзе Содружества. Более приемлемой оказалась идея Экономического союза, как она развивалась в 1993 году, но и здесь украинское руководство не пошло дальше ассоциированного членства и не подписало соглашения об образовании Межгосударственного экономического комитета – первого наднационального органа СНГ. Украина не подписала Устав СНГ, тем самым в техническом смысле отказавшись от членства в Содружестве. Вообще, конституционно провозгласив себя внеблоковым государством, Киев в своей внешней политике изначально ориентировался в большей степени на двусторонние, нежели многосторонние, отношения1.

Первоначальный период независимости обернулся для Украины глубочайшим экономическим кризисом. Прежде всего сказалось резкое ослабление межреспубликанских связей: при том, например, что на Россию в 1991 г. приходилось около 45% украинского экспорта и около 65% импорта, политический конфликт между двумя государствами не мог не создать серьезнейших экономических проблем для Украины, особенно в энергетической области1. В течение трех с половиной лет ВВП страны сократился вдвое. Необходимость финансировать возрастающие дефициты госбюджета ввергла экономику в катастрофическую гиперинфляцию: в течение одного лишь 1993 года купонокарбованец обесценился на 10200%, - по оценке Всемирного банка, самый высокий показатель инфляции на тот момент в мире; за год индекс потребительских цен на Украине вырос в 103 раза2. Повышение Россией цен на энергоносители до уровня мировых еще дальше отодвинуло перспективы стабилизации. В 1994 г. Украина, по оценкам экспертов, имела наихудшие макроэкономические показатели в СНГ3 – ситуация, усугублявшаяся нежеланием украинского руководства идти в этот период на сколько-нибудь радикальные экономические реформы.

Президентство Л. Кравчука подходило к концу на фоне заметно изменившихся общественных настроений; критики официального Киева при этом давали исключительно негативную оценку первых лет украинской независимости. Баланс просчетов и достижений этих лет на самом деле был далеко не столь однозначно негативным. Если не считать совершенно особой проблемы Крыма4, украинское общество сумело остаться на очень низком уровне внутренней конфликтности, избежав как серьезных проблем на национальной почве, так и регионального сепаратизма, - и это при явно выраженной региональной сегментации страны4. С 1994 г. наметился перелом и в отношениях с Симферополем: сочетая твердость в принципиальных вопросах и готовность к компромиссам во всем остальном, Киев сумел постепенно вернуть Крым в правовое поле Украины и найти формулу окончательного государственно-правового решения проблемы.

Противоречивый характер итогов президентства Л.Кравчука отразился и на ходе президентских выборов летом 1994 года, когда победу лишь во втором туре и с незначительным перевесом голосов одержал Л.Д. Кучма1, но и это обстоятельство – первая в СНГ смена президента в соответствии с нормальной конституционной процедурой - по своему свидетельствовало, что за предшествующие четыре года Украина достаточно далеко продвинулась по пути государственного строительства и развития современной политической культуры.

Главным приоритетом нового руководства стала экономика. Была объявлена программа «По пути радикальных экономических реформ», предусматривавшая освобождение всех цен, за исключением продукции естественных монополий, дерегулирование внутренней и либерализацию внешней торговли, приватизацию земли и собственности, радикальное снижение налогов, денежную реформу с переходом на гривну, сокращение государственных расходов и борьбу с коррупцией. Первые результаты сказались уже в 1995 году, когда в экономике страны появились первые признаки стабилизации. Резко сократились инфляция и дефицит госбюджета; начался рост, пока еще слабый, в промышленности. К середине 1996 г. частный сектор давал уже 48% национального продукта. Все это позволило в сентябре 1996 г. осуществить давно запланированную замену купонокарбованца на гривну, что оказало на экономику дополнительный стабилизирующий эффект. Под проект закрытия Чернобыльской АЭС (с обязательством закрыть станцию к 2000 г.) и для развития национальной энергетики Киев получил громадный пакет международной финансовой помощи, превышавший 2 млрд. долл.; вообще по мере стабилизации экономики поле сотрудничества Украины с международными финансовыми кругами резко расширилось. С 1997 г. в стране начался достаточно стабильный экономический рост.

Первый же год президентства Л.Кучмы ознаменовался прорывом в российско-украинских отношениях. Летом 1995 г. на встрече двух президентов был урегулирован вопрос о Черноморском флоте; министрами обороны в течение этого года было подписано около 30 соглашений о сотрудничестве, наиболее весомым из которых стало решение о создании объединенной системы ПВО. К лету 1996 г. стратегическое ядерное оружие, находившееся на территории Украины, было вывезено в Россию. Началась подготовка полномасштабного договора между двумя государствами. Вообще на смену однозначно прозападной ориентации прежнего руководства пришел принцип «и Запад и Восток» - стремление сочетать сотрудничество с государствами СНГ, особенно с Россией, и интеграцию в западные структуры1. Важным шагом вперед в западном направлении стало вступление Украины в октябре 1995 г. в Совет Европы; в следующем году Украина стала членом программы «Партнерство во имя мира» и заявила о своем желании вступить во Всемирную торговую организацию.

31 мая 1997 г. президенты России и Украины подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, в котором стороны, среди прочего, заявили о своем уважении территориальной целостности друг друга и подтвердили нерушимость существующих между ними границ: вопрос о статусе г.Севастополя тем самым был окончательно закрыт. В следующем году на высшем уровне было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве двух стран на период 1998-2007 гг. Политические отношения Украины и России, таким образом, наконец, стабилизировались, - открылся путь к постепенному урегулированию других вопросов и прежде всего проблемы финансовой задолженности Украины перед Россией, к концу 90-х гг. превысившей 2 млрд. долл.

Тем временем новая внешнеполитическая ориентация Украины - «и Запад и Восток», - снимая одни противоречия, порождала другие, то и дело оборачиваясь для Киева ситуацией «ни Запад, ни Восток». На Западе имидж страны серьезно пострадал после серии антидемпинговых расследований в отношении украинских экспортеров; другой проблемой стали права человека на Украине: в 1999 г. в связи с этим было приостановлено ее членство в Совете Европы. Новые, хотя и далекие от прежней остроты, противоречия возникли и в российско-украинских отношениях, когда Киев в 1997 г. выступил в числе инициаторов и активных участников объединения ГУАМ, собравшего в себе наиболее «проблемные» с точки зрения российской дипломатии государства и преследующего цели строительства новых транспортных коридоров в СНГ, в той или иной степени альтернативных по отношению к российским.

Перспективы страны в мире и СНГ сегодня более всего зависят от экономического фактора. Серьезнейшей проблемой, далекой от разрешения, остается внешнеэкономическая задолженность Киева, превышающая 12,5 млрд. долл. (54% от ВВП) и систематически подогревающая инфляцию в стране. Темпы промышленного развития Украины все последние годы, несмотря на это, возрастали, достигнув в 2001 г., по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, одной из рекордных для всего Содружества отметок – 18,8%. Если республике удастся сохранить такую экономическую динамику, это станет и основой для дальнейшего позитивного развития ее отношений как с Россией, так и с другими участниками СНГ, если нет – страна реально может оказаться в ситуации экономического, а затем и политического банкротства. Лимит исторического времени, которым для этого располагает Украина, очень мал.

 

Рекомендованная литература

1. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. - М.: Весь мир, 1997. Кн. 2: Россия, Украина, Белоруссия/ Общ. ред. Зверев А. и др. - 224 с.

2. Мошес, А. Геополитические искания Киева: (Центральная и Восточная Европа в политике Украины) // Pro et contra. – М., 1998. - T. 3, N 2. - С. 95-110.

3. Шерр, Д. Украина в системе европейской безопасности // Pro et contra. – М., 1998. - T. 3, N 2. - С. 124-140

4. Белецкий, М.И.; Толпыго, А.К. Национально-культурные и идеологические ориентации населения Украины: По данным социологических опросов // Полис. - М., 1998. - N 4. - С. 74-89

5. Украинаи Россия: общества и государства (Публикация Музея и общественного центра им. А. Сахарова). – М.: Права человека, 1997.

 

Республика Беларусь

 

Во второй половине 1980-х годов Белоруссия, в сущности, не знала сколько-нибудь массового движения за независимость: здесь даже «перестроечные» процессы проходили столь вяло, что в прессе этого периода за республикой закрепилась репутация «Вандеи перестройки». Началом протестного движения стало лето 1988 года, когда вслед за публикацией статьи археологов З.Позняка и Е.Шмыгалева «Куропаты: дорога смерти», описывавшей места массовых захоронений сталинских репрессий, в республике зазвучали призывы организовать собственное движение в поддержку перестройки, а затем были учреждены общество «Мартиролог» и Оргкомитет Белорусского Народного Фронта. Скоро Народный фронт имел отделения по всей республике, - программа его, однако, носила умеренный характер и не выходила за рамки требований общедемократического содержания.

В феврале 1989 г. на выборах в Верховный Совет БССР депутатами парламента стали около 40 членов и сторонников Народного фронта (примерно 10% депутатского корпуса). 27 июля 1990 г., следуя примеру России и Украины, Верховный Совет республики принял декларацию о государственном суверенитете: Белоруссия была провозглашена нейтральным безъядерным государством, имеющим право на создание собственной армии и сил безопасности, а также собственного банка и валюты. Дальше этой декларации, однако, процесс суверенизации в этот период не пошел. Республика приняла участие во всесоюзном референдуме о судьбе СССР, на котором 83% голосовавших высказались за сохранение Союза.

Расстановку политических сил в Минске резко изменили события августа 1991 года. Верхушка Верховного Совета Белоруссии поддержала выступление ГКЧП, - это вызвало столь мощную волну массового протеста, что в последний день путча она была вынуждена сложить свои полномочия. Вслед за этим Верховный Совет приостановил деятельность компартии и принял решение придать Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. силу конституционного закона; по настоянию Народного фронта были приняты новые герб, флаг и наименование страны (Республика Беларусь); Председателем Верховного Совета был избран С.Шушкевич – политик, близкий к Народному фронту.

Беловежские соглашения, подписанные в белорусских Вискулях 9 декабря 1991 года, были ратифицированы Верховным советом Белоруссии уже на следующий день. Как оказалось, на то время это было высшей точкой солидарности в «славянской тройке», - уже в 1992 г. в отношениях России и Белоруссии появились первые трения и разногласия, главным образом по военно-политическим вопросам. В мае 1992 г. Минск, как и Киев, отказался подписать Договор о коллективной безопасности государств СНГ; гораздо медленнее и труднее, чем того ожидало российское руководство, шел процесс ядерного разоружения Белоруссии. В мае 1992 г. Белоруссия ввела свою валюту, став тем самым одним из первых государств СНГ, покинувших рублевую зону. Серьезные противоречия скоро обозначились и в торгово-экономической области, когда по мере роста белорусской задолженности Россия начала сокращать сюда поставки энергоносителей: при том что Белоруссия на 90% зависит от импорта российских нефти и газа, все это немедленно обернулось для Минска серьезнейшими экономическими проблемами, и здесь даже возникла дискуссия о возобновлении программы ядерной энергетики, прекращенной в 1988 г.

Экономический спад периода первых двух лет независимости в Белоруссии не был столь катастрофическим, как на Украине, но и при этом инфляция здесь не опускалась ниже 30% в месяц, национальный рубль обесценился в 10 раз, значительная часть предприятий остановилась. В сложившейся ситуации руководство страны предпочло искать выход из кризиса на пути не рыночных реформ, а экономического сближения с Россией. В 1993 г. Белоруссия не только вошла в Экономический союз Содружества, но и инициировала вопрос о платежном союзе с Россией вплоть до объединения двух денежных систем: уже в декабре 1993 г. стороны учредили совместную комиссию по подготовке такого союза, а в апреле следующего года подписали договор о его образовании1.

Тем временем в политической элите страны шла радикальная перегруппировка сил. В январе 1994 г. Верховный Совет учредил Комиссию по борьбе с коррупцией, возглавлять которую был назначен А.Лукашенко; комиссия подготовила доклад, содержавший обвинения против целого ряда руководителей парламента и правительства, но главным образом против С.Шушкевича; в конце января Верховный совет большинством в 209 голосов против 36 вынес С.Шушкевичу вотум недоверия. Параллельно все это время шла подготовка первой постсоветской конституции Белоруссии, по которой в республике создавалось президентство. В марте 1994 г. конституция была принята, - началась избирательная компания. Громадная неокоммунистическая фракция парламента рассчитывала, что президентом будет избран премьер-министр В.Кебич, - но уже первый тур выборов остался за А.Лукашенко. Новая фигура на политической арене Белоруссии, А.Лукашенко провел противоречивую по содержанию, но невиданно энергичную компанию: он говорил о необходимости отмены беловежских соглашений и наказания для их инициаторов, наезжал в Москву, где встречался с антиельцинской оппозицией, и одновременно делал все, чтобы сблизиться с российским руководством, - и уже в первом туре победил в 111 из 118 избирательных округов республики. Во втором туре, 10 июля 1994 г., получив громадное большинство голосов – свыше 80 %., А.Г. Лукашенко был избран президентом Белоруссии1.

За выборами президента в следующем году последовали выборы в новый парламент страны, когда впервые и возник конфликт между всеми тремя ветвями власти в Белоруссии. Конфронтация между президентом и Верховным Советом приняла сложный и затяжной характер; оппоненты А.Лукашенко при этом не раз ставили вопрос о нарушении демократических норм в стране. Так или иначе 1995 год принес стране затяжной конституционный кризис, а работа Верховного Совета и солидаризировавшегося с ним Конституционного суда была парализована. Преодолен кризис был лишь силой референдума в 1996 г., на котором избиратели высказались в поддержку президента. Результатом стала новая Конституция Белоруссии, по которой создавалась верхняя палата Верховного Совета, третья часть которой назначается президентом, и новый Конституционный суд, где решениями президента назначается половина членов; число мест в парламенте было сокращено до 110, а президент получил право распускать парламент «в случаях серьезного нарушения конституции». Ни один из кандидатов Народного фронта в новый Верховный совет не прошел.

Вместе с тем новому руководству очень скоро удалось затормозить развитие кризисных тенденций в экономике, сведя к минимуму показатели роста цен и инфляции в стране. В 1996 г. в Белоруссии начался рост экономики; по итогам 1997 г. макроэкономические показатели республики при росте ВВП на 11% оказались самыми высокими не только в СНГ, но и в Европе. Обозреватели заговорили о «белорусском экономическом чуде».

Высокие темпы экономического роста страны во многом, если не во всем, идут от того, что краеугольным камнем своей внешней политики новое руководство сделало идею экономического и политического сближения с Россией, установку на использование потенциала российского производства и рынка. В январе 1995 г. между двумя странами был заключен таможенный союз (положивший начало Таможенному союзу СНГ), а в феврале – Договор о дружбе и сотрудничестве, охватывавший широкий круг вопросов, от размещения российских военных баз на территории Белоруссии до поставок сюда российских энергоносителей. 2 апреля 1996 г. президенты двух стран подписали Договор о создании Сообщества России и Белоруссии, задачи которого были определены как синхронизация реформ, формирование единого информационного пространства, создание единой законодательной и нормативно-правовой базы; Минску при этом были списаны все долги - государственные (более 300 млн. долл.) и газовые (около 400 млн. долл.). Хотя, как отмечают специалисты, из задач Сообщества, провозглашенного в 1996 году, ничего не было выполнено, уже на следующий год было намечено подписание договора о Союзе двух государств; подготовленные документы, однако, оказались настолько неприемлемыми для Москвы, что процесс занял еще два года.

Экономическое сближение с Россией позволило республике во всевозрастающих масштабах продвигать на российский рынок свои товары, преимущественно легкой промышленности, но также машиностроения и бытовой электроники, получая взамен, главным образом по бартеру, топливно-сырьевые товары. Уже в 1997 г. белорусский экспорт в Россию вырос без малого на 40%, и это в то время, когда внутренний товарооборот в СНГ что ни год сокращался на 15 – 20%. За ростом белорусской экономики в то же время стоит и такой фактор, как дотации и скрытые субсидии со стороны России – результат того режима наибольшего благоприятствования, который Минск закрепил за собой в процессе политического сближения с Москвой: по оценке отдельных экспертов, объем этих субсидий и дотаций составляет от одного до двух миллиардов долларов в год. Наконец, «переориентация товарных потоков из Россию в Европу через территорию Белоруссии позволила Минску значительно пополнить бюджет республики. Учитывая, что на Запад приходится 42% всего торгового оборота России и 70-80% его связаны с транзитом через Белоруссию, размеры подобной финансовой подпитки представляются весьма значительными»1. Между тем в декабре 1999 г. был подписан и в январе 2000 г. вступил в силу Союзный договор между Белоруссией и Россией: на политической карте мира появилось новое государственное образование. Создан Высший Государственный Совет и Совет Министров Союза. Согласно договору, Союз будет развиваться поэтапно, постепенно принимая от двух государств новые полномочия в свое исключительное ведение и формируя необходимые союзные органы управления. Одновременно с договором была принята программа действий по реализации его положений, предусматривающая «выравнивание основных макроэкономических показателей» двух стран, проведение единой структурной политики, унификацию гражданского и налогового законодательств, проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики; единой пограничной политики и совместной деятельности правоохранительных органов и спецслужб; запланировано объединение энергетической и транспортной систем, создание единого научно-технического и информационного пространства; сближение уровня социальных гарантий, стандартов оплаты труда, пенсионного обеспечения и социальной поддержки граждан.

Большинство экспертов более чем сдержанно оценивает перспективы осуществления этой программы, особенно ее экономической части. Россия и Белоруссия являют собой две разные, в большинстве отношений даже полярно противоположные, экономические модели, причем именно экономическое сближение с Россией – «российский ресурс» белорусской экономики – до сих пор позволяет Минску сохранять отличную от российской экономическую систему. Промышленный рост в стране при этом шел преимущественно на старой производственной базе – тенденция, которая, как считают экономисты, через 5-10 лет может привести к необратимой деградации белорусского производства. «Белорусское экономическое чудо», судя по статистике, уже закончилось: в 2000 г. страна оказалась единственным государством СНГ, где обозначилась тенденция к падению темпов роста. Сохраняют разновекторность и политические режимы двух государств. Формально российско-белорусский Союз стал свершимся фактом истории – практические его перспективы пока еще неясны.

 

Рекомендованная литература

1. Белоруссия и Россия: общества и государства / Ред.-сост. Фурман Д.Е. - М.: Права человека, 1998. - 432 с.

2. Белоруссия: путь к новым горизонтам / Рос. ин-т стратег. исслед.; Под общ. ред. Кожокина Е.М. - М., 1998. - 383 с.

3. Беларусь и Россия. Сб. ст. Редкол.: Соколин В.Л. и др. – М., 1998. – 151 с.

4. Беларусь и Россия. Сб. ст. Редкол.: Галицкий В.Л., Гасюк Г.И. и др. – М., 1999. – 145 с.

5. Сотников А.В. Союз Беларуси и России (аспект внешней и внутренней торговли). РАН. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. – М.: Эпикон, 1999. – 129 с.

6. Барциц И.Н., Миронов В.О. Россия и Беларусь: История воссоединения. – М., 2000. – 111 с.

7. Годин Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. Проблемы экономической безопасности. – М.: Международные отношения, 2001. – 303 с.

 

Республика Молдова

 

Среди республик СССР Молдавия была уникальна в том отношении, что исторически ее титульная нация принадлежала к некогда единому, а затем разделенному (при присоединении Бессарабии к СССР в 1940 г.) народу – румынскому. В советские времена по вопросу о разделении Румынии и Молдавии существовало то официально санкционированное и при этом совершенно безосновательное утверждение, что румыны и молдаване говорят на разных, пусть и родственных, языках, - вопрос о языке поэтому в первые же годы перестроечного периода превратился здесь не столько в культурную, сколько в политическую проблему. В августе 1989 г. Молдавия стала первой советской республикой, официально провозгласившей свой язык, язык титульной нации, государственным языком. Параллельно набирало силу движение за независимость, - для определенной части общества, численно отнюдь не доминировавшей, целью этого движения было воссоединение с Румынией.

Ситуация, однако, изначально осложнялась тем, что наряду с молдаванами (62 % населения) в стране живут такие количественно большие меньшинства, как украинское, русское, гагаузское и болгарское, - политически эти меньшинства придерживались совершенно разных целей. Наиболее острою реакцию закон о языке вызвал в Приднестровье – территории компактного проживания русского и украинского населения: здесь уже в июне 1990 г. на Съезде народных депутатов обсуждается идея о создании независимого от Кишинева государства, а 2 сентября 1990 г. провозглашается Приднестровская Молдавская Республика со столицей в Тирасполе.

Августовский путч в Москве перевел процесс в новую плоскость. 23 августа 1991 г. молдавский парламент принял решение о запрещении Коммунистической партии Молдовы и национализации ее собственности. 27 августа Кишинев объявил о своей независимости и сформировал государственную делегацию для переговоров с Москвой о выходе из СССР. Было объявлено также о национализации всей собственности на территории республики и скором введении национальной денежной единицы; организованы пограничная служба и пункты таможенного контроля, создано министерство национальной безопасности. В Приднестровье тем временем создается Республиканская гвардия.

Из политической в военную фазу конфликт перешел в марте 1992 г., когда в районе Бендер и Дубоссар начались полномасштабные бои с применением артиллерии и танков. В июне силы Кишинева овладели Бендерами – сложилась ситуация, в которой инициативу на себя сочло необходимым взять руководство 14-ой российской армии, со 2 апреля 1992 г. официально находившейся под юрисдикцией России. Позиция «жесткого вооруженного нейтралитета», занятая армией, остановила эскалацию конфликта. Российский МИД тем временем вел дипломатическое урегулирование противоречий между Кишиневом и Тирасполем. 23 июля 1992 г. последовало соглашение между Молдавией и Россией «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье»: боевые действия прекращались, а из представителей сторон и России создавались миротворческие силы с задачей разблокировать ситуацию и обеспечить предпосылки для государственно-правового разрешения конфликта.

Тем временем Молдова решала другие свои проблемы. Как во всех республиках бывшего СССР, первоначальный период независимости здесь сопровождался жесточайшим экономическим кризисом. В 1993 г. суммарный уровень инфляции в республике составил 800%; ВНП относительно 1990 г. сократился более чем на 50%. В Тирасполе осталась основная промышленная база республики, - при этом, поставив себя по мере развития приднестровского конфликта вне СНГ, Кишинев на практике оказался и вне рынков бывшего СССР. Сотрудничество с Румынией никаких принципиальных проблем не решало, тем более что и Румыния, страна в целом слаборазвитая, сама в это время находилась в кризисной полосе.

В этой ситуации Кишинев счел необходимым пересмотреть свою позицию по отношению к СНГ: 8 апреля 1994 г. Верховный Совет Молдовы ратифицировал документы о вхождении республики в Содружество.

В июне 1994 г. республика приняла свою первую постсоветскую конституцию. Молдова была провозглашена независимым, демократическим и унитарным государством; вопреки ожиданиям критиков и противников Кишинева, наименование государственного языка было дано в редакции «молдавский», а не «румынский», при этом гарантировалось свободное использование и развитие других языков; специальными положениями оговаривалась автономия Приднестровья и Гагаузии; объявлялся нейтралитет страны и запрет на размещение здесь каких бы то ни было зарубежных войск.

Тем временем заметно сблизилось позиции Кишинева и Москвы по целом ряду вопросов. В октябре 1994 г. было подписано российско-молдавское соглашение о выводе из Приднестровья 14-ой армии в течение предстоящих трех лет. С весны этого года при посредничестве России и ОБСЕ шли также переговоры Кишинева и Тирасполя о государственно-правовом урегулировании проблемы Приднестровья, но результативность переговорного процесса с самого начала оказалась крайне низкой: на предложение автономии, сколь угодно широкой, Тирасполь неизменно отвечал требованием конфедерации – противоречие на тот период тем более непреодолимое, что свыше 80% населения Приднестровья, как показывали многочисленные опросы, продолжало настаивать на независимости от Кишинева. Высшим достижением этого периода стало подписание сторонами в июле 1995 г. Соглашения о неприменении силы и экономических санкций во взаимных отношениях.

В ноябре и декабре 1996 г. в Молдавии прошло два тура президентских выборах, по итогам которых президентом страны стал П.Лучинский, выступавший под лозунгом сближения Кишинева с Россией и СНГ. Позиции молдавского руководства в переговорах с Тирасполем существенно укрепились, особенно после того как сменилось руководство 14-ой армии. В мае 1997 г. произошло центральное событие в переговорном процессе: в Москве стороны подписали Меморандум “Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем”, определивший основные принципы во взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя. В документе впервые появилась формулировка "общее государство"; Приднестровской республике при этом гарантировалось право «самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно- технической и культурной областях, а в других областях - по согласованию сторон”. Важным фактором оздоровления межгосударственных отношений в регионе стало и то, что в формат переговорного процесса как гарант выполнения достигнутых договоренностей наряду с Россией вошла Украина. (Вообще Украина и Молдова в это время начинают выстраивать целую сеть партнерских отношений, став в частности союзниками по блоку ГУАМ).

В январе 1999 г. в Тирасполе состоялась первая встреча президентов Молдовы и Приднестровья, положившая начало более конструктивной, чем прежде, дискуссии вокруг того, каким конкретным содержанием может быть наполнено понятие «общее государство»; на встрече был подписан целый ряд документов экономического характера. Тирасполь тем временем продолжал терять свои внешнеполитические позиции. В ноябре 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ Россия подтвердила свои обязательства в отношении 14-ой армии, заявив о готовности вывести всю боевую технику из Приднестровья к концу 2001 г. Тирасполь на это ответил демаршами с заявлениями о том, что он «не позволит» вывозить технику со своей территории и «готов к любому силовому противостоянию». По всем признакам, Приднестровская республика движется к полной внешнеполитической изоляции и, шире, к серьезнейшему кризису своей государственности; по-видимому, исчерпаны здесь и экономические ресурсы самостоятельного существования.

Параллельно этому все последние годы шло сближение Молдовы и России. В сентябре 1999 г. состоялся первый официальный визит в Россию президента Молдовы П.Лучинского, в ходе которого была подписана долгосрочная Программа экономического сотрудничества между двумя государствами на 1999 – 2008 гг. Став президентом, В.В. Путин одной из первых столиц СНГ посетил Кишинев: стороны при этом подписали очередной пакет документов по дальнейшему развитию сотрудничества между двумя государствами. В конце 2000 г. в Молдове прошли очередные президентские выборы: после двух туров голосования в парламенте победу одержал лидер Коммунистической партии Молдовы В.Воронин1. Программа нового президента содержала целый ряд совершенно новых для внешней политики Кишинева положений – вплоть до постановки вопроса о возможном присоединении Молдовы к Союзу России и Белоруссии и придания русскому языку статуса государственного. В ноябре 2001 г. В.Воронин нанес официальный визит в Россию, в ходе которого стороны подписали базовый Договор о дружбе и сотрудничестве на 10 лет. Десятилетний цикл развития Молдовы, начавшийся с дискуссий вокруг языка и выхода «из-под власти Москвы», завершился, - свое будущее республика сегодня связывает с перспективами более тесной интеграции с Российской Федерацией, Украиной и государствами Юго-Восточной Европы.

 

Рекомендованная литература

1. Непризнанная республика: Очерки. Документы. Хроника / РАН. Центр по изуч. межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Авт.-сост. Грызлов В.Ф. - М., 1999.

2. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 286 с.

3. Lynch, D.Russian peacekeeping strategies in the CIS: The cases of Moldova, Georgia a. Tajikistan. - L.: Russia a. Eurasia Programme, 2000. - XI, 265 p.

4. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. ст. / Моск. центр Карнеги; Под ред. Олкотт М.Б. и др. - М., 1997. - 490 с.

5. Тишков, В. Ethnicity, nationalism and conflict in and after the Soviet Union / L. etc.: Sage etc., 1997. - XV, 334 p.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: