Сложный путь модернизации




 

Республика Казахстан

 

Казахстан объявил независимость последним из республик СССР, а его руководство до декабря 1991 г. активно участвовало в новоогаревском процессе и поиске иных возможностей сохранить Союз хотя бы как конфедерацию с единым экономическим пространством. Вообще политической культуре Казахстана, как не раз отмечали специалисты, присуща исторически сложившаяся сбалансированность – отражение того обстоятельства, что в течение последних двух столетий здесь пересекались самые разные культурные влияния, а доля русского и казахского населения примерно одинаковы. Со всем тем в декабре 1986 г. Алма-Ата стала местом, где произошел первый серьезный политический конфликт периода «перестройки», когда вслед за объявлением об отставке Д.Кунаева с поста Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана на улицу вышли сотни студентов, протестуя против самоуправства Центра и тех методов, которые при этом использовались; при разгоне демонстрации погибло несколько человек1.

В дальнейшем политическая жизнь страны развивалась в русле тех процессов постепенной суверенизации, что шли в наиболее «умеренных» республиках Союза. В июне 1989 г. компартию республики возглавил Н.Назарбаев, в апреле 1990 г. Верховный Совет Казахстана избрал его президентом страны. 25 октября 1990 г. Казахстан объявил о своем суверенитете. Был принят вполне компромиссный закон о языке, по которому в областях с преимущественно русскоязычным населением казахский язык вводился как обязательный лишь в сфере обслуживания и только начиная с 1995 г.; на 2000 г. был намечен переход к «полному двуязычию». Национально-демократическое движение в это время не выходит за рамки экологической проблематики (движение «Невада – Семипалатинск»), вопросов национальной культуры и общей идеологии суверенного Казахстана. На референдуме 17 марта 1991 г. 94% голосовавших высказались за сохранение Союза.

Как и в других столицах национальных республик, политический климат в Алма-Ате резко изменился после выступления ГКЧП. В сентябре 1991 г. здесь была распущена компартия и на ее основе создана Социалистическая партия Казахстана. 1 декабря Н.Назарбаев был избран президентом уже на общенародных выборах, получив при этом 98% голосов1.

16 декабря 1991 г. республика провозгласила свою независимость, но еще прежде этого, 13 декабря, по инициативе Н.Назарбаева состоялась встреча президентов центральноазиатских республик в Ашхабаде, где они заявили о праве своих государств на участие в СНГ, - встреча, предопределившая ту конфигурацию Сообщества, что сложилась в 1991 г. и существует до сих пор. И именно в столице Казахстана 21 декабря 1991 г. руководители одиннадцати государств бывшего СССР осуществили «переучреждение» СНГ, приняв документы, имеющие равную юридическую силу с соглашениями, подписанными в Беловежье.

Для Казахстана, экономика которого в советские времена обеспечивала лишь 27% конечного продукта, потребляемого в республике, а за счет союзного бюджета покрывалось от 15 до 20% государственных расходов, начальный период независимости обернулся глубочайшим экономическим кризисом. Спад шел по всем основным видам промышленной продукции, вследствие чего к 1996 г. общий объем производства в промышленности сократился до 49% от уровня 1991 г. В конце 1993 г. Казахстан ввел свою национальную валюту – тенге, но и после этого борьба с инфляцией растянулась еще на несколько лет. Рост потребительских цен в стране настолько обгонял номинальные денежные доходы населения, что его покупательная способность упала в 3-4 раза. Довершало картину катастрофическое падение инвестиций: к середине 90-х гг. их объем сократился до 11% от уровня 1991 г. 1

В этой ситуации руководству Казахстана объективно не оставалось ничего иного, как сделать важнейшим приоритетом своей антикризисной программы привлечение зарубежных инвестиций - стратегия, с теми или иными вариациями принятая и другими государствами региона. Ресурсный потенциал республики огромен: по запасам полезных ископаемых и их разнообразию это одна из самых богатых в СНГ стран1, а с открытием уникального по запасам Тенгизского и крупнейшего Королевского нефтегазовых месторождений Западный Казахстан вышел на второе место после Западной Сибири среди нефтегазодобывающих регионов Содружества. Разработка нефтегазовых ресурсов и стала основной областью сотрудничества Казахстана с «дальним» зарубежьем.

Первое крупное соглашение было заключено весной 1993 г. с американской компанией Shevron. Тогда же с участием семи зарубежных компаний был создан консорциум для реализации комплексной программы по изучению и разработке казахстанского сектора акватории Каспийского моря. По результатам этой программы в ноябре 1997 г. в Вашингтоне было подписано одно из самых крупных для всего СНГ соглашений о сотрудничестве с двумя нефтяными гигантами США - Texaco Inc. и Mobil Corp. Тем временем Казахстан, Россия, Оман и ряд нефтяных компаний организовали Каспийский трубопроводный консорциум и подписали соглашение о финансировании нефтепроводного маршрута от прикаспийских месторождений (включая наиболее богатое – Тенгизское) к нефтеналивному терминалу в районе Новороссийска.

Одна из форм привлечения западного капитала и ноу-хау, практикуемая Казахстаном намного шире, чем это делается в других государствах СНГ, - передача крупных и даже стратегически значимых предприятий в управление западным партнерам. Только в 1995 г. это было сделано в отношении такого количества предприятий, на которых в советские времена выпускалось без малого 40% всей промышленной продукции в республике. Сегодня свыше 60% энергетической системы страны находится в собственности зарубежных компаний. Наиболее крупными партнерами по совместному предпринимательству стали компании Швейцарии, США, Турции, Китая, а из государств СНГ – России.

С модернизацией промышленности и по мере все более широкого привлечения зарубежного капитала в экономике республики наметились некоторые улучшения, и в течение 1996 – 1997 гг. здесь впервые за годы независимости был отмечен рост ВВП. С этого времени ВВП страны растет достаточно высокими темпами.

Во внутриполитическом плане Казахстан развивался стабильно, хотя и не без некоторой «восточной» специфики. Здесь изначально сохранялся высокий по сравнению с другими государствами Центральной Азии уровень свободы прессы и иных политических свобод; сложилась многопартийная система, позволившая сформироваться достаточно влиятельной оппозиции; высокую степень независимости неоднократно проявлял Конституционный суд. При всем этом монополия в принятии принципиальных государственных решений всегда принадлежала и до сих пор принадлежит администрации Н. Назарбаева, политическая философия которого в данном случае заключается в том, что в такой многонациональной стране, как Казахстан, демократизация неизбежно будет постепенным и длительным процессом. После серии конституционных и парламентских кризисов в 1994 – 1995 гг. политическая система страны обнаружила даже некоторую тенденцию к усилению элементов личной власти президента, в чем, однако, он нашел и широкую общественную поддержку: во всяком случае на референдуме в апреле 1995 г. за продление срока его полномочий до 2001 г. высказалось свыше 98% избирателей.

Важной вехой во внутриполитической жизни Казахстана стал перенос столицы из Алма-Аты в Акмолу – город на северо-востоке страны; весной 1998 г., уже после перемещения столицы, Акмола была переименована в Астану1.

Во внешнеполитическом плане Казахстан изначально был и до сих пор остается, возможно, наиболее активным государством СНГ. Начиная с 1992 г. республика последовательно входила во все многосторонние соглашения Содружества – Договор о коллективной безопасности, Экономический союз, Таможенный союз, - при этом со своей стороны выдвигая важные для СНГ инициативы. В 1994 г. Н. Назарбаев впервые сформулировал идею Евразийского союза – межгосударственного объединения, которое от СНГ отличалось бы более высоким уровнем приверженности целям интеграции и более эффективным механизмом принятия и исполнения решений.

Одновременно во внешней политике Казахстана с самого начала присутствовала известная многовекторность – стремление задействовать все доступные внешнеполитические ресурсы для целей национального развития. В мае 1992 г. Казахстан вместе с другими центральноазиатскими республиками бывшего СССР вступил в Организацию экономического сотрудничества (ОЭС) мусульманских государств, созданную в 1985 г. Турцией, Ираном и Пакистаном и восходящую к организованному еще 1960-е годы блоку СЕНТО1. В 1993 г. Алма-Ата и Ташкент инициировали первое субрегиональное объединение на постсоветском пространстве – Центральноазиатский союз, куда также вошла Киргизия и в 1998 г. Таджикистан; в рамках союза провозглашено единое экономическое пространство, созданы Межгосударственный Совет и другие структуры; сформированы миротворческие силы.

Стабильно, хотя и не без периодических разногласий, развивались российско-казахстанские отношения. Солидаризируясь с Москвой по подавляющему большинству проблем, возникавших в Содружестве, Алма-Ата во всем этом следовала и собственной линии, не уходя от противоречий там, где, по ее восприятию, затрагивались коренные интересы государства. Не без проблем прошло ядерное разоружение Казахстана; несколько лет заняли российско-казахстанские переговоры вокруг Байконура; изначально негативную позицию Алма-Ата заняла в вопросе о двойном гражданстве в СНГ, солидаризировавшись здесь с Украиной и тем самым, в сущности, предрешив негативный исход этой дискуссии; долгое время Россия и Казахстан не могли найти точек соприкосновения в дебатах о статусе Каспия; не раз предметом обсуждения как в российских СМИ, так и на высших уровнях становилась ситуация с русскоязычным населением Казахстана. «Многовекторность» своих внешнеполитических ориентаций Астана сохранила и по сей день, как это, среди прочего, проявляется в ее политике на Каспии, где она участвует одновременно в двух альтернативных друг другу проектах – Каспийском трубопроводном консорциуме с маршрутом в Новороссийск и далее по российской системе нефтетранзита, с одной стороны, и в Основном экспортном трубопроводе с маршрутом в турецкий порт Джейхан, - с другой.

И все же при всей неоднозначности своих внешнеэкономических ориентаций Астана, судя по всей совокупности фактов, стремится четко «позиционировать» себя на главных направлениях интеграционного движения в СНГ. В 1999 г. республика подтвердила свое участие в Договоре о коллективной безопасности СНГ, одновременно активизировав усилия по дальнейшему строительству своих вооруженных сил. Осенью 2000 г. в развитие идеи Евразийского союза, принадлежащей Н. Назарбаеву, началось преобразование Таможенного союза в Евразийское экономическое сообщество с изначально более высоким уровнем интеграции, чем это когда-либо было в СНГ. Сама многовекторность внешнеполитических и внешнеэкономических ориентаций Казахстана служит своеобразным залогом стабильного развития страны и в будущем.

 

Рекомендованная литература

 

1. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития / Под общ. ред. Кожокина Е.М. - М., 1998. - 410 с.

2. Внешняя политика Казахстана: Сб. ст. / Редкол.: Даненов Н.Ж. и др. - Алматы; Москва, 1995. - 208 с.

3. Петров, Н.И.; Гафарлы, М.С. Казахстан: Курс на политическую стабильность и сотрудничество с соседями// Постсоветская Центральная Азия. Потери и обретения. - М., 1998. - С. 36-66

4. Калиниченко Л.Н., Семенова Н.Н. Экономика Казахстана: крупные проблемы большой страны // Там же. – С. 66 – 93.

5. Казахстанско-российские отношения, 1991 - 1999 годы: Сб. документов и материалов / Ред. совет: Мансуров Т.А. и др. - Астана;

М., 1999. - 478 с.

6. Майлыбаев, Б.А. Современный политический процесс в Казахстане и России: сравнительный анализ. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 179 с.

7. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана: Сб. ст. / М-во иностр. дел Респ. Казахстан; Председатель Ред. совета Токаев К.К. - М. Рус. раритет, 1998. - 414 с.

 

 

Республика Узбекистан

 

 

Подобно другим советским республикам, Узбекистан в 1990 г. провозгласил себя суверенным государством. Сколько-нибудь массового движения за выход из СССР здесь не было: на референдуме об отношении к новому Союзу 17 марта 1991 г. 94% голосовавших в республике высказались за сохранение СССР. Декларация о независимости, принятая Верховным Советом Узбекистана 1 сентября 1991 г., отражала поэтому скорее политическую конъюнктуру, сложившуюся в Союзе после августовского путча, нежели сколько-нибудь артикулированные политические устремления узбекского общества. Следуя все тем же политическим веяниям, общим для всех национальных республик в то время, руководство компартии во главе с И. Каримовым в дни путча объявило о своем выходе из партии, после чего последовало и решение о ее запрете, - фактически же имел место акт чисто формального переименования коммунистической партии в Народно-Демократическую партию Узбекистана. В конце 1991 г. официально был зарегистрирован и Народный фронт Узбекистана – движение «Бирлик» («Единство»). 29 декабря 1991 г. на общенародных выборах И.Каримов, бывший Первый секретарь Коммунистической партии Узбекистана, был избран президентом страны1.

Экономически Узбекистан входил в новую эпоху без тех потрясений, что сопутствовали другим республикам бывшего СССР: сказался «задел», сложившийся в 1990 г., когда республика оказалась практически не затронутой общесоюзным экономическим кризисом. Для небольшой и во многом самодостаточной узбекской экономики небольшим оказался и спад первых лет независимости; начиная же с 1993 г. здесь наметились первые признаки экономической стабилизации и даже роста в отдельных отраслях. На фоне других государств СНГ вполне умеренными были и показатели инфляции, особенно после того как в конце 1993 г. была введена национальная валюта – сум.

Принятая Ташкентом макроэкономическая политика изначально зиждилась на принципе жесткого государственного контроля над рыночными процессами: с этих позиций И. Каримов, в частности, неоднократно выступал с критикой хода экономических реформ в России. Само государство, согласно этой модели, должно всячески содействовать частной инициативе вообще и экспортно-ориентированным отраслям экономики в особенности, но главным принципом этой экономической философии, осмысляемой как «узбекский путь», все же остается некое общее благо, а не экономические права индивида. При всем том в стране осуществлена достаточно масштабная приватизация, преимущественно в секторе услуг и сельском хозяйстве; приватизация в промышленности проводится «дозированно» и под строжайшим контролем государства. Под жестким государственным контролем остается и потребительский рынок страны, где действует принцип фиксированных цен на товары первой необходимости.

Стабилизации узбекистанской экономики благоприятствовал ряд объективных факторов. Еще в советские времена здесь интенсивно развивался нефтегазовый комплекс; недавно открытые месторождения в районах Намангана и Ферганы позволили республике еще больше увеличить добычу нефти и газа, добиться энергетической самообеспеченности и расширить экспорт. По добыче природного газа Узбекистан сегодня занимает третье место в СНГ после России и Туркмении1. Второе место в Содружестве после России и восьмое в мире страна занимает по добыче золота – свыше 70 т в год. Здесь также крупные месторождения каменного и бурого угля, меди, вольфрамовых и молибденовых руд, графита, серебра, свинца и цинка.

При благоприятных этих условиях руководство Узбекистана изначально видело главную свою задачу в том, чтобы создать как можно более привлекательные для зарубежных инвесторов условия. В отношении совместных предприятий с преобладающей долей зарубежного капитала здесь действует налоговый режим, уникальный по своей либеральности; вообще же гласно и негласно проповедуется принцип «реабилитации капитала» независимо от его происхождения: с точки зрения критиков, республика при этом стоит на грани превращения в громадную «прачечную» для незаконных капиталов. Голый экономический успех этой политики, однако, очевиден: по объему инвестиций на душу населения Узбекистан занимает первое место в СНГ; на октябрь 1997 г. общий объем только зарубежных инвестиций здесь составил 6 млрд. долл. Реализуется целый ряд крупных промышленных проектов в сотрудничестве с такими известными производителями, как Daewoo, BAT, Mersedes-Benz, Krupp-Hoesh, Siemens и др. В Андижане уже несколько лет работает узбекско-корейский автомобильный завод «УзДэуавто», имеющий мощность свыше 200 тыс. автомобилей в год и производящий малолитражные легковые автомобили «Нексиа» и «Тико», а также микроавтобус «Дамас»; с 1995 г. в Хорезме работает немецко-узбекский завод, выпускающий в год по 3 тыс. автобусов Mersedes. Вообще если в первые годы СНГ фаворитом Запада в Центральной Азии с точки зрения экономического сотрудничества считался Казахстан, то в последние годы это место, судя по статистике, занял Узбекистан.

Политическим компонентом той модели национального развития, которую реализует Ташкент, является идеал сильного патерналистичного государства, действующего с опорой на чисто национальные структуры местного самоуправления, - институт махалли1, воплощающий в себе важнейший компонент идеологии «узбекского пути». Конституция Узбекистана, принятая парламентом (Высшим Советом) в конце 1992 г., наделила президента чрезвычайно широкими полномочиями, одновременно поставив его во главе правительства. В специфических условиях первых лет независимости все это очень скоро обернулось едва ли не культом И.Каримова: во всяком случае сложился режим, авторитарность которого не отрицает и само руководство Узбекистана. Такого неприятия инакомыслия, как здесь, нет ни в одной стране СНГ. В Узбекистане фактически нет оппозиции, отсутствует независимая пресса, а российские СМИ представлены крайне небольшим числом газет и журналов: в первые годы независимости, по выражению местного наблюдателя, за распространение «Известий» здесь «сажали». Политическая борьба в стране тем не менее продолжается в специфических для Средней Азии формах с тремя кланами, соперничающими между собой, - «ферганцами», «бухарцами» и «ташкентцами»; сегодня ключевые позиции в государстве принадлежат последним. В перспективе эта ситуация может обернуться непредсказуемо сложными политическими пертурбациями, но пока Ташкенту удается следовать своему главному внутриполитическому принципу – «стабильность прежде всего»2.

Идею стабильности Узбекистан изначально акцентировал и в своей внешней политике. В геополитическом плане страна занимает сердцевину Центральной Азии, где пересекаются самые разные идеологические влияния и процессы: наибольшую опасность, с точки зрения Ташкента, здесь представляет исламский фундаментализм. Собственно, И.Керимов первым из руководителей СНГ поднял эту тему, и именно по его инициативе в мае 1992 г. в Ташкенте шесть государств Содружества подписали Договор о коллективной безопасности. Тема противодействия исламизации региона, идущей со стороны Таджикистана и Афганистана, с тех пор оставалась основным мотивом внешней политики Узбекистана; одновременно Ташкент выступал главным критиком официального Душанбе в его неспособности урегулировать ситуацию в Таджикистане, как она развивалась в 1992 – 1997 гг.

Вообще при всем его стремлении к стабильности – внутренней и внешней - отношения Узбекистана с другими государствами Центральной Азии подчас весьма далеки от добрососедства. Охрана узбекской границы с Таджикистаном, на 70% до сих пор не делимитированной, ведется, например, методом минирования прилегающих участков земли: в ходе «минной войны» между двумя странами, идущей с 1992 г., погибли уже сотни человек. Подспудной напряженности, то и дело выливающейся в открытые противоречия, не лишены узбекско-казахстанские отношения, хотя два государства с 1993 г. и являются партнерами по Центральноазиатскому союзу. Официальный Ташкент изначально не принял евразийской доктрины Н.Назарбаева, а в идеях Таможенного и Евразийского союзов усмотрел угрозу суверенитету Узбекистана: в действительности, как считают наблюдатели, за всем этим стояло нежелание допускать усиления позиций России в Центральной Азии, а также известное «соперничество честолюбий». Но еще больше противоречий за прошедшие 10 лет, в основном геоэкономического характера, накопилось в отношениях между Узбекистаном и Туркменистаном: с большим трудом здесь идет урегулирование вопросов о порядке разработки пограничных нефтегазоконденсатных месторождений и определения принадлежности целого ряда водохозяйственных объектов.

В первые годы независимости главным партнером Узбекистана в дальнем зарубежье была Турция: Турция вообще была первым из государств, признавших независимость республики; со своей стороны Ташкент неоднократно заявлял о своем намерении следовать турецкой политической и экономической модели. Одновременно Ташкент широко развивал отношения с Ираном. В Европе наиболее тесные отношения у Ташкента сложились с Германией, Великобританией и Францией; в Восточной Азии – с Южной Кореей. В военно-политическом отношении Узбекистан изначально придерживался гораздо более прозападной ориентации, чем то было у других государств региона: в рамках программы НАТО "Партнерство в имя мира" отдельные узбекские подразделения проходят подготовку в США, ФРГ, Норвегии и Турции; в этих странах обучаются офицерские кадры. В организации национальной армии задействованы американские и немецкие военные инструкторы. Сегодня узбекская армия реорганизована по натовскому образцу и хорошо оснащена многими видами современного оружия, особенно авиацией1.

Российско-узбекские отношения за прошедшие десять лет прошли через свои фазы подъемов и спадов. С одной стороны, при масштабах Узбекистана и численности этнических узбеков в Центральной Азии1 Москва в любом случае должна была воспринимать и воспринимала Ташкент как главный фактор стабильности в регионе, тем более что и узбекское руководство готово было выстраивать здесь многосторонние отношения безопасности. С другой стороны, курс Ташкента на то, чтобы дистанцироваться от главных направлений интеграции в СНГ и самому стать центром притяжения для сопредельных государств, так или иначе шел вразрез с политикой Москвы в постсоветской Азии. Российско-узбекские разногласия обострились в начале 1999 г., когда Ташкент объявил о своем выходе из Договора о коллективной безопасности СНГ – той системы военно-политических отношений, которая в свое время по инициативе же Ташкента и формировалась. В том же году Узбекистан присоединился к объединению Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ), к тому времени довольно четко обозначившему свою дистанцию по отношению к Таможенному союзу.

Уровень российско-узбекских отношений несколько повысился в последние полтора года, в особенности после визита президента РФ В.В.Путина в Ташкент в январе 2001 г., в ходе которого был подписан обширный пакет важных для обеих сторон документов. Свою роль важного, но не всегда "удобного" партнера России в Центральной Азии Узбекистан, можно полагать, будет сохранять и в обозримом будущем.

 

Рекомендованная литература

1. Узбекистан: этнополитическая панорама. Очерки. Документы. Материалы/ РАН. Центр по изуч. межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - М., 1995. – 237 с.

2. Бабаходжаев, М.А. Республика Узбекистан: очерки межнациональных и межконфессиональных отношений, внешнеэкономических связей / Ташкент.гос.ин-т востоковедения. - Ташкент, 1996. - 103 с.

3. Современные этнополитические процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии: Материалы конф., 3-4 нояб. 1997 г., Алма-Ата / Моск. центр Карнеги; Под ред. Витковской Г. - М., 1998. - 229 с.

4. Петров, Н.И. Узбекистан: Политическая стабильность в условиях командно-административного режима // Постсоветская Центральная Азия. - М., 1998. - С. 94-121.

5. Узбекистан: обретение нового облика: В 2 т. / Под общ. ред. Кожокина Е.М. - М., 1998. Т. 2. - 495 с.

 

 

Республика Кыргызстан

В конце 1980-х гг. либерализация политической жизни в Киргизии шла гораздо более интенсивными темпами, чем то было в других республиках Центральной Азии. В 1991 г. здесь действовало без малого 40 достаточно крупных общественных ассоциаций. Главной движущей силой демократизации общества в это время стало движение «Кыргызстан», объединившее в себе самый широкий спектр политически активных слоев общества.

Одновременно шло падение авторитета республиканской компартии. Когда в июне 1990 г. на юге страны из-за споров о земле вспыхнул жесточайший конфликт между киргизами и узбеками (его жертвами за два дня стало свыше двухсот человек), власти обнаружили полнейшую неспособность справиться с ситуацией. Стремясь консолидировать свои позиции, коммунистическое большинство Верховного Совета республики выступило с предложением учредить пост президента, избираемого парламентом: расчет был на то, что этот пост достанется председателю Верховного Совета и первому секретарю ЦК Компартии Киргизии А.Масалиеву. Авторитет компартии, однако, в это время был уже столь низок, что маневр не удался: 27 октября 1990 г. после девяти туров голосования президентом республики был избран А.Акаев1, до того времени занимавший пост президента Академии наук Киргизии.

Новое руководство энергично приступило к преобразованиям. В стране, где 95% территории занимают горы, остро стоит земельный вопрос, поэтому аграрная реформа стала одним из важнейших приоритетов президентской команды. Уже весной 1991 г. при ожесточеннейшем сопротивлении консервативной оппозиции (дискуссии в парламенте продолжались месяцами), были приняты законы «О крестьянском хозяйстве», «О земельной реформе» и новый Земельный кодекс: Киргизия, таким образом, стала одной из первых республик тогдашнего Союза, приступивших к радикальной реформе поземельных отношений. Практически реформа означала ликвидацию убыточных и низкорентабельных колхозов и совхозов, передачу земель в пожизненное и наследуемое владение фермерам, создание широкой сети кооперативных хозяйств.

В марте 1991 г. Киргизия приняла участие во всесоюзном референдуме о судьбе Союза ССР: за сохранение Союза высказались 95% голосовавших. Общественные настроения резко изменились после августовских событий в Москве. А.Акаев тогда оказался единственным из руководителей центральноазиатских республик, кто в первый же день путча осудил ГКЧП. 31 августа 1991 г. Киргизия провозгласила свою независимость.

Для укрепления нового государства было решено провести в стране прямые президентские выборы, которые и прошли 12 октября 1991 г. Подавляющим большинством голосов (95%) победу вновь одержал А.Акаев; по принятому тогда же закону он принял на себя и руководство правительством.

Новый расклад политических сил позволил на какое-то время форсировать экономические преобразования в республике. Уже в декабре 1991 г. была принята широкая программа приватизации. Распад СССР, однако, обернулся для Киргизии сложнейшими экономическими проблемами: для республики, 98% экспорта которой шло на рынки Союза, разрыв хозяйственных связей на тот момент оказался особо болезненным. В течение 1992 г. инфляция приняла четырехзначные значения, с сокращением поставок из других государств СНГ остановилось более половины предприятий; острейшей проблемой стала безработица.

В этой ситуации руководство страны пошло по пути мобилизации всех наличных ресурсов, в первую очередь интеллектуальных, делая главную ставку на развитие международного экономического сотрудничества. В страну были приглашены японские эксперты; установилось регулярное сотрудничество с международными финансовыми организациями; была принята программа привлечения международных инвестиций. Как об этом говорил А.Акаев, «за последние годы нами проделана огромная работа по привлечению в республику иностранной помощи и инвестиций. Открыты свободные экономические зоны, создаются благоприятные инвестиционные условия, льготный финансовый климат, образовано государственное агентство, которое способствует заинтересованным иностранным инвесторам… Большую экономическую помощь нам оказывают США, Япония, Германия, Турция, Швейцария, Нидерланды…»1.

В мае 1993 г. за несколько месяцев до распада рублевой зоны Киргизия ввела национальную валюту – сом; это создало предпосылки для постепенной финансовой стабилизации экономики. В течение 1994-95 гг. инфляция была сокращена до уровня 30 – 35% в год – на тот момент один из самых низких показателей по СНГ, а сом стал наиболее стабильной валютой в Содружестве. С 1995 г. в республике начался рост экономики.

Тем временем структурировалась политическая система нового государства. 5 мая 1993 г. была принята первая постсоветская Конституция Киргизии, по оценкам политологов, соответствующая самым строгим нормам и требованиям современной демократии. В стране установился вполне либеральный политический режим, где многопартийный парламент свободно дебатирует и принимает законы, оппозиция имеет собственную прессу, а в обществе свободно осуществляют свою деятельность без малого два десятка общественно-политических движений и 150 религиозных объединений.

Осознавая значимость проблемы русскоязычного населения, значительная часть которого занята в науке и промышленности, Киргизия первой в СНГ приняла государственную программу приостановления миграционных процессов и первой же среди центральноазиатских республик учредила у себя Славянский университет (ноябрь 1993 г.). Отток русскоязычного населения из страны, достигнув пика в 1993- 94 гг., затем пошел на спад и, в сущности, прекратился.

Разумеется, при самой современной конституции и литеральном политическом режиме киргизский полис сохраняет свою восточную специфику: громадное значение для расстановки сил в политической элите республики до сих пор, как и прежде, имеет традиционная клановая структура общества, где «Северу» противостоит «Юг» и доминируют родовые группы северо-востока, - но сколько-нибудь серьезных конфликтов между двумя этими системами, современной и традиционной, в стране до сих пор не было. Более серьезной проблемой для команды А.Акаева в 1993-94 гг. стала неокоммунистическая оппозиция.

В 1993 г. оппозиция инициировала шумную политическую кампанию, обвиняя центральную власть и непосредственное окружение президента в коррупции1. А.Акаев в этой ситуации счел необходимым вынести вопрос о доверии себе на референдум. Референдум прошел 30 января 1994 г. и завершился победой президента. В дальнейшем исполнительная власть в отношениях с оппозицией уже не выпускала из рук политическую инициативу: имея конституционную возможность оставаться на своем посту до конца 1996 г., Акаев предпочел пойти на очередные президентские выборы в декабре 1995 г. и был переизбран на второй срок, получив 60% голосов.

1995 г. стал для страны годом перелома – от пертурбаций первых лет независимости к экономическому росту и политической стабильности. Республика добилась широкого международного признания: в докладе МВФ от мая 1995 г. констатировалось, что среди государств СНГ Киргизия дальше всех продвинулась по пути экономических преобразований. В сочетании с политической стабильностью это создало здесь благоприятный инвестиционный климат, и уже в 1996 г. по объему иностранных кредитов и инвестиций на душу населения республика вышла на одно из первых мест в СНГ. Появились дополнительные возможности для реализации целого ряда новых экономических проектов. Была разработана уникальная система финансирования мелкого и сельскохозяйственного производства через так называемые микрокредитные организации и кредитные союзы. С 1997 г. в стране идет интенсивное развитие золотодобычи: разведано около тысячи больших и малых месторождений золота. Стабильно развивается гидроэнергетика, где Киргизия занимает в СНГ второе место после России по экспорту электроэнергии.

Перспективы Киргизии ее руководство видит на путях постиндустриализации и развития таких областей науки и производства, как микроэлектроника, коммуникации, ресурсосберегающее производство. В 1996 г. здесь завершилось строительство наземной космической станции, обеспечившей республику глобальными телекоммуникационными возможностями. Принята государственная образовательная программа на период до 2005 г., в рамках которой киргизские студенты обучаются в лучших вузах России, США, Японии, Германии, Турции, Малайзии.

В своей внешней политике Бишкек изначально ориентировался на то интеграционное ядро, что складывалось в СНГ, и прежде всего на Россию. В мае 1992 г. республика подписала Договор о коллективной безопасности Содружества, а в 1999 г. продлила свое членство в Договоре на очередные пять лет. При этом в рамках той системы безопасности, что сложилась в СНГ, Бишкек сыграл чрезвычайно важную роль в урегулировании межтаджикского конфликта. В 1996 г. республика стала членом Таможенного Союза и в 2000 г. – Евразийского экономического сообщества. Разумеется, как и у других государств СНГ, внешнеполитическая линия страны не свободна от противоречий: так, вступив в 1998 г. во Всемирную торговую организацию, Кыргызстан, по оценке большинства экспертов, "серьезно скомпрометировал свое участие в Таможенном союзе". И все же противоречия, присутствующие в политике Бишкека, далеко не столь остры, чтобы ставить под вопрос его принципиальную лояльность Содружеству. В любом случае Кыргызстан остается одним из наименее "проблемных" и наиболее предсказуемых и стабильных участников Содружества Независимых Государств.

 

Рекомендованная литература

1. Этнические и региональные конфликты в Евразии. - М.: Весь мир, 1997 Кн. 1: Центральная Азия и Кавказ/ Общ. ред. Малашенко А. и др.- 204 с.

2. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 286 с.

3. Акаев, А. Откровенный разговор. - М.: Совершенно секретно, 1998. - 159 с.

4. Ковальский, В.Ф. Киргизия: Демократические декларации и политические реалии // Постсоветская Центральная Азия. - М., 1998. - С. 295-316.

 

 

 

Туркменистан

 

В последние годы СССР Туркменистан прошел общий для всех советских республик путь суверенизации – от объявления суверенитета в августе 1990 г. до провозглашения независимости в октябре 1991 г. Политический процесс в стране вместе с тем имел и свою специфику, выражавшуюся подчас чрезвычайно резко и противоречиво. Республика, в сущности, не знала «перестройки», столь незыблемо прочными здесь были позиции Коммунистической партии Туркмении. С другой стороны, Ашхабад очень рано пошел на такую политическую инновацию, как введение института президентства, и 17 октября 1990 г. президентом страны был избран Первый секретарь ЦК КП Туркмении С.Ниязов, получивший на безальтернативных выборах 98% голосов1. С точно таким же процентом голосов – 98% - туркменский электорат в марте 1991 г. проголосовал за сохранение «обновленного СССР», поддерживая, таким образом, политику Центра и Президента СССР М.С.Горбачева – обстоятельство, не помешавшее Ашхабату через несколько месяцев солидаризироваться с ГКЧП. В октябре 1991 г. на референдуме 94% голосовавших высказались за независимость страны, и 27 октября этого года Верховный Совет республики принял декларацию о независимости. Вместе с тем именно в Ашгабате и по инициативе С.Ниязова 13 декабря 1991 г. состоялась встреча лидеров центральноазиатских государств, на котором они, солидаризируясь с беловежскими соглашениями, одновременно заявили о праве своих государств на участие в СНГ, в результате чего произошло «переучреждение» Содружества. Наконец, в том же декабре компартия Туркмении провела съезд, на котором она вначале объявила о своем самороспуске, а затем вновь организовалась под названием Демократической партии Туркменистана, - вскоре после этого Верховный Совет респу<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: