Закавказье: старые проблемы, новые противоречия




 

Республика Армения

 

Сравнительно с другими государствами в Армении движение за самоопределение во второй половине 1980-х годов имело довольно скромные масштабы: в обществе здесь изначально присутствовало понимание того, что предоставленная самой себе страна окажется в чрезвычайно уязвимом положении перед лицом исторически недружественных ей государств – Азербайджана и Турции. С началом карабахского кризиса1, однако, в политической жизни республики на какое-то время возобладала другая логика. Демонстрации за присоединение к Армении Нагорного Карабаха, начавшиеся в Ереване зимой 1988 г., очень скоро наполнились антисоветским содержанием, - в следующем году начались стычки с советскими войсками. В этот период происходит становление Армянского общенационального движения, в котором главную роль принадлежала так называемому Комитету «Карабах»: при неспособности партийной номенклатуры найти пути урегулирования карабахского кризиса и всей суммы возникших в связи с ним проблем именно «Карабах» становится ведущей политической силой в обществе. В мае 1990 г. Армянское общенациональное движение завоевало большинство мест в новом Верховном Совете Армении, а председателем парламента был избран видный член Комитета «Карабах» Л.Тер-Петросян. В категориях практической политики все это означало, что компартия Армении утратила монополию на государственную власть.

В августе 1990 г. новый парламент принял Декларацию о независимости (по фактическому содержанию о суверенитете), провозглашавшую верховенство республиканских законов над союзными, право государства на независимую внешнюю политику, демократические свободы и принцип многопартийности. Республика не приняла участия в референдуме о новом союзном договоре, - вместо него и в связи с общесоюзным законом «О процедуре выхода из СССР», принятом как раз в это время, было решено провести в сентябре 1991 г. республиканский референдум по вопросу о пребывании Армении в СССР. Канун референдума совпал с августовским путчем в Москве, что и предопределило результат: 99% принявших участие в референдуме высказались за независимость. В следующем месяце состоялись президентские выборы, и победивший на них Л.Тер-Петросян 16 октября 1991 г. провозгласил Армению независимым государством.

Как и для большинства других республик бывшего СССР, независимость для Армении прежде всего обернулась серьезнейшими проблемами: из того, что было частью сверхдержавы, она превратилась в крохотное государство, бедное ресурсами и окруженное враждебными, недружественными или политически нестабильными соседями. Разрыв хозяйственных связей очень скоро привел к резкому падению уровня жизни большинства населения. Коллапс экономики пришелся на 1992 – 93 гг., когда в дополнение к собственным проблемам в Карабахе страна стала еще и жертвой войны в Абхазии, в ходе которой оказалась заблокированной последняя железная дорога, связывавшая Армению с внешним миром. В условиях наземной блокады и, как следствие, жесточайшего энергетического кризиса производство в стране упало до 20% от уровня конца 1980-х годов (в одном лишь 1992 г. ВВП Армении сократился на 52%, что стало рекордным для всего СНГ сокращением национального продукта за один отдельно взятый год); номиналы цен возросли в тысячи, а потом в десятки тысяч раз; средняя зарплата упала до уровня 2,5 долл., а пенсия – до 80 центов.

В этой ситуации руководство страны сумело мобилизовать все политические ресурсы, чтобы спасти экономику. Еще в феврале 1991 г. был принят радикальный закон о земле – первый такого рода закон на постсоветском пространстве: земля передавалась в частную собственность, было разрешено ее покупать и продавать, арендовать и наследовать; участок земли получали даже люди, занятые вне аграрного сектора. По убеждению многих наблюдателей, приватизация земли спасла страну от массового голода в самый тяжелый период первых лет независимости. К 1997 г. в частной собственности здесь находилось уже 87% сельскохозяйственной земли. С 1993 г. осуществлялась приватизация в промышленности, почти полностью завершившаяся в течение четырех лет. В отличие от ряда государств СНГ, Ереван не стремился как можно раньше ввести свою национальную валюту и перешел к ней, введя драм, только тогда, когда в 1993 г. произошел общий распад рублевой зоны в СНГ.

Выходу из кризиса благоприятствовали и некоторые «системные» качества армянского общества – его этническая однородность, отсутствие этноадминистративных образований, высокий уровень общественной солидарности по всему кругу национальных проблем, достигнутая благодаря этим факторам политическая стабильность. Одновременно Ереван изначально стремился к мобилизации всех наличных у него внешнеполитических возможностей: Армения первой из «неславянских» республик бывшего СССР заявила о готовности присоединиться к беловежским соглашениям; уже 29 декабря 1991 г. ею был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности с Россией; в дальнейшем Ереван выступал одним из самых активных участников большинства договоров, заключавшихся в СНГ. В сентябре 1992 г. Россия и Армения заключили соглашение о статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения; в марте 1995 г. - о размещении российской военной базы в Армении.

Весь первоначальный период независимости главной проблемой Армении был Карабах. Формально два государства – Армения и Азербайджан – не объявляли войну друг другу, фактически же национальные армии вели полномасштабные военные действия. Летом 1992 г. в войне обозначился перелом в пользу Армении: армянские силы захватили азербайджанский город Сушу, вошли в Нахичевань и скоро овладели Лачином, обеспечив тем самым свободный коридор между Арменией и Карабахом. Весной 1993 г. под контролем армянских соединений находилось от 15% до 20% территории Азербайджана.

При таком развитии событий военное разрешение конфликта становилось невозможным, и в мае 1994 г. стороны при посредничестве России пошли на подписание соглашения о прекращении огня, а в июле того же года заявили о своей приверженности целям политического урегулирования конфликта; основные миротворческие функции при этом взяли на себя ОБСЕ и Россия1. Хотя с тех пор имело место множество периодических нарушений соглашения о прекращении огня, по пути эскалации конфликт уже не развивался: война, длившаяся 5 лет и унесшая с собой, по различным оценкам, от 15 до 25 тысяч жизней, закончилась, - начался поиск путей политического разрешения нагорно-карабахской и армяно-азербайджанской проблемы2.

С прекращением войны экономика Армении стала на путь нормализации: уже в 1994 г. республика стала одной из первых стран СНГ, где был зарегистрирован экономический рост; к 1998 г. ежегодные темпы увеличения ВВП достигли 6%. Систематически ускорялись темпы приватизации в республике, - к 2000 г. процесс завершился на уровне не только мелких и средних, но и крупных предприятий. Со времен транспортно – экономической блокады, в которой республика находилась первые годы своей независимости, здесь проводилась строгая политика ресурсо – и энергосбережения, что позволило армянскому энергетическому сектору уже в 1996 г. экспортировать электричество в Грузию. При всем этом республика все еще не преодолела ситуации своей территориальной изоляции, что ставит под вопрос и ее экономические перспективы1.

Между тем неожиданно для внешних наблюдателей серьезные изменения произошли во внутриполитической жизни Армении. В феврале 1998 г. подал в отставку Л.Тер-Петросян - к тому времени едва ли не последний из тех лидеров, что пришли к власти в 1990-1991 гг.; в марте того же года президентом был избран Р.Кочарян2. Ситуация, наряду с прочим, продемонстрировала важность проблемы Карабаха для армянского общества: в вину Л.Тер-Петросяну оппозиция вменила «уступчивость» и чуть ли не «предательство» в карабахском вопросе, в то время как на самом деле имело место стремление как можно скорее урегулировать проблему. Одновременно Армения в очередной раз продемонстрировала стабильность своей политической системы, где Р.Кочарян стал уже вторым главой исполнительной власти, занявшим этот пост путем нормальных президентских выборов. С новым президентом, опирающимся на более широкую совокупность политических сил, чем это было у его предшественника, Армения сегодня является, возможно, политически наиболее стабильным государством СНГ.

Стабилен и внешнеполитический курс республики. В мае 1992 г. Армения стала членом Договора о коллективной безопасности СНГ, а в марте 1999 г. подтвердила свое участие в нем на очередные 5 лет. Республика является членом Экономического союза СНГ и участником большинства заключаемых в Содружестве соглашений. По своей территориальной удаленности от зоны действия Таможенного союза Ереван не присоединился к этому договору, к тому же еще в 1993 г. он инициировал процесс вступления в ВТО и получил здесь статус наблюдателя. Республика является членом ООН, ОБСЕ и кандидатом на вступление в Совет Европы.

Стабильно развиваются российско-армянские отношения. В сентябре 2001 г. в связи с празднованием в Армении 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии прошел первый официальный визит в Ереван президента России В.В.Путина, в ходе которого был подписан очередной пакет документов по сотрудничеству двух государств на период до 2010 г.

 

Рекомендованная литература

 

1. Менон, Р. После империи: Россия и южная часть ближнего зарубежья // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - М., 1999. - N 5. - С. 31-48.

2. Армения: проблемы независимого развития / Рос. ин-т стратег. исслед.; Под общ. ред. Кожокина Е.М. - М., 1998. - 592 с.

3. Республика Армения: проблемы социально-экономического развития //О-во и экономика. - М., 1999. - N 6. - С. 7-172

4. Панарин, С. Конфликты в Закавказье: позиции сторон, перспективы урегулирования, возможный вклад России // Вестн. Евразии = Acta Eurasica. - М., 1999. - N 1/2. - С. 113-126

5. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 286 с.

6. Herzig, E. The new Caucasus: Armenia, Azerbaijan a. Georgia. - L.: N.Y.: Pinter, 1999. - X, 166 p.

7. Россия и Закавказье: поиски новой модели общения и развития в изменившемся мире: Материалы Круглого стола. Май 1999 / Лисов А., Аваков Р., Гнатовская Н. и др.; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М., 1999. - 56 с.

 

 

Республика Азербайджан

 

В отличие от других республик СССР, Азербайджан не знал особо бурного перестроечного движения. Сложившийся здесь Азербайджанский народный фронт (АНФ) не был заметен, пока к руководству в нем не пришли люди с откровенно выраженной националистической и пантюркистской ориентацией; в 1989 г. лидер этих сил Абульфаз Алиев, позже принявший имя Эльчибей («посланец народа»), был избран председателем АНФ. Политическая жизнь в стране, однако, еще долго находилась под контролем Коммунистической партии Азербайджана, особенно после января 1990 г., когда вслед за армянскими погромами в Баку сюда были введены войска и штабы АНФ были разгромлены. В марте 1991 г. республика приняла участие в общесоюзном референдуме о перспективах нового союзного договора: 93% голосовавших высказались в поддержку Союза.

Как и по всему СССР, общественные настроения в Азербайджане резко изменились в дни августовского путча в Москве. 30 августа 1991 г. Верховный совет республики принял декларацию о независимости и избрал президента страны: им стал первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана А.Муталибов. Первые неудачи в карабахской войне, однако, повлекли за собой резкое падение авторитета Муталибова, и в мае 1992 г. АНФ добился его отставки. 7 июля 1992 г. на общенародных выборах президентом Азербайджана был избран А.Эльчибей.

Правительство А.Эльчибея радикально изменило внешнюю ориентацию Азербайджана: она стала протурецкой, прозападной, антииранской и антироссийской. Одной из первых акций нового кабинета стал выход из рублевой зоны и введение национальной валюты – маната; Баку при этом решительно отказался от участия в СНГ в каких бы то ни было формах. Государство шло по пути самоизоляции: отчасти это стало причиной и продолжающихся поражений в карабахской войне. В 1993 г. Азербайджан потерял контроль уже не только над Карабахом, но и над значительной частью территории вне его. Это и решило судьбу правительства Эльчибея: в стране вспыхнул военный мятеж, Эльчибей оставил Баку, и в июне 1993 г. сюда в качестве спикера парламента был приглашен Г.Алиев1. Осенью он был избран президентом, получив 98,8% голосов.

Для азербайджанского государства это означало очередную смену внешнеполитического курса. Г.Алиев совершил визит в Москву, где был подписан ряд документов о сотрудничестве двух государств. 30 октября 1993 г. республика вступила в СНГ. В отношении Карабаха появилось понимание того, что у Баку нет возможностей решить проблему военным путем и необходимо решать ее политическими средствами. Процесс, однако, оказался сложным и противоречивым.

В феврале 1994 г. при посредничестве России стороны карабахского конфликта заключили соглашение о прекращении огня. Дальнейшее продвижение к урегулированию проблемы оказалось заблокированным отказом Баку дать согласие на размещение российских миротворческих сил в Азербайджане и неспособностью сторон найти общеприемлемую формулу государственно-правового статуса Карабаха. Поиск этой формулы занял все последующие годы и не завершился до сих.

Тем временем интересы России и Азербайджана столкнулись на международном нефтяном рынке. В сентябре 1994 г. кабинет Г.Алиева подписал с группой западных партнеров контракт стоимостью 7,4 млрд. долл., предоставлявший семи западным компаниям 70-процентную долю в развитии нефтяных месторождений азербайджанского шельфа на Каспии – акция, оказавшаяся неприемлемой не только для России, но и для других прикаспийских государств, стоящих на том, что любой крупный проект по эксплуатации нефтяных ресурсов Каспия должен координироваться на коллективной основе. Неопределенность правового статуса Каспия до сих пор оборачивается серьезными межгосударственными противоречиями в регионе.

Каспий оказался не единственной проблемой в российско-азербайджанских отношениях этого периода. В декабре 1994 г. Россия закрыла свою границу с Азербайджаном, чтобы перекрыть поток оружия и наемников, шедший отсюда в Чечню. Напряженность в отношениях между Москвой и Баку достигла в это время пика после того, как высокопоставленный сотрудник азербайджанского МИДа заявил на одной из международных встреч в Вашингтоне, что Россия представляет собой едва ли не единственную и уж во всяком случае наиболее серьезную угрозу для безопасности Азербайджана. Требуя от Москвы прекратить поставки вооружений Армении и вывести свои базы из Закавказья, Баку тем временем не скрывал и до сих пор не скрывает своей заинтересованности в более близком военном сотрудничестве с НАТО, особенно с США и Турцией. В 1994 г. Азербайджан присоединился к программе НАТО Партнерство ради мира, - после этого неоднократно возникал вопрос о перспективе размещения американской военной базы в Азербайджане.

Все эти годы экономика Азербайджана находилась в глубочайшем кризисе. Сокращение производства продолжалось до 1995 г. – времени, когда в целом ряде стран СНГ, включая Армению, уже началось экономическое оживление; показатели роста потребительских цен достигали уровня 1500% в год; из-за войны и тех политических перипетий, что ее сопровождали, экономическая реформа находилась в зачаточном состоянии: первая сколько-нибудь серьезная программа приватизации здесь была принята лишь в 1996 г. и то по настоянию Международного валютного фонда. Приватизация малого производства в республике была завершена лишь к 1998 г., среднего – продолжается до сих пор, а крупного, в сущности, не начиналась.

В экономической стратегии Азербайджана главное место занимает нефтяной фактор, но пока ситуация в этой области очень неясная, и вопросов здесь больше, чем ответов. К разведке запасов Азербайджана было привлечено свыше тридцати компаний из пятнадцати стран мира, и сегодня многие независимые эксперты считают, что первоначальные оценки азербайджанского сектора нефтяных ресурсов Каспия на самом деле значительно преувеличены. Так это или нет, фактом остается то, что в течение последней четверти века добыча нефти здесь постоянно сокращалась: между 1975 и 1995 г. она сократилась вдвое и обнаружила тенденцию к росту лишь в 1998 г. Но и после этого имел место спад, а в 2000 г. ситуация дошла до того, что вместо роста экспорта Баку пришлось решать проблему внутреннего дефицита нефти и он объявил о готовности закупать сырую нефть за рубежом1

Во внутриполитическом плане развитие Азербайджана было не менее сложным и противоречивым. После бурных первых лет независимости администрации Г.Алиева к середине 90-х гг. удалось добиться относительной политической стабильности в стране, и это после трех попыток государственного переворота, что имели здесь место в октябре 1994 г., марте 1995 г. и осенью 1996 г. Официальный Баку в этой ситуации проводил все более и более жесткую внутреннюю политику: в ноябре 1995 г., например, от участия в парламентских выборах были отстранены, несмотря на протесты международной общественности, влиятельная партия Мусават, коммунистическая партия и исламские группы; международные организации характеризовали прошедшие выборы как недемократические. На тех же выборах референдумом была одобрена конституция, существенно расширявшая полномочия президента. Сложился политический режим, многими наблюдателями характеризуемый как режим личной власти Г. Алиева и его ближайшего окружения. Тем временем обычным делом в стране стали аресты независимых журналистов и активистов оппозиции, рейды по штаб-квартирам партий, запрещение митингов и демонстраций. Несмотря на рост подспудной конфликтности в обществе, в октябре 1998 г. Г. Алиеву удалось вновь добиться победы на президентских выборах, - по мнению ряда политологов, однако, перспективы политической стабильности в стране после этого стали еще более проблематичными. В Азербайджане, как ни в каком другом государстве СНГ, остро стоит проблема политической преемственности в руководстве: концентрация власти в руках президентского окружения, принятое здесь жесткое деление на «своих» и «несвоих», экономическая поляризация общества – при таком потенциале политической нестабильности смена поколений в официальном Баку вряд ли пройдет бесконфликтно. Среди стран СНГ Азербайджан, возможно, становится наиболее «проблемным» с точки зрения своих перспектив государством.

Достаточно проблемными являются и внешнеполитические позиции страны. С 1997 г. Азербайджан выступает активным участником объединения ГУУАМ, что с самого начала привнесло известную напряженность в его отношения с Россией. Напряженность скоро вылилась в более серьезные противоречия, когда в феврале 1999 г. Азербайджан вышел из Договора о коллективной безопасности СНГ, а в ноябре того же года на стамбульском саммите ОБСЕ подписал пакет соглашений по строительству нефтепровода Баку – Джейхан, альтернативного по отношению к российским маршрутам транзита нефти в регионе. При этом и на Каспии у Баку появились серьезные противоречия, главным образом с Туркменией. Ориентация на Турцию и расширение сотрудничества с ней принципиальных экономических проблем страны не решает, как пока и в сколько-нибудь обозримой перспективе не решает их и расширение сотрудничества Баку с членами ГУУАМ. Азербайджан оказывается перед сложнейшими дилеммами с очень большим количеством неизвестных, - и от этих неизвестных на сегодняшний день величин, можно полагать, зависит будущее страны. Если, как об этом в последнее время говорят эксперты, основные нефтересурсы Каспия действительно сосредоточены в северной – российско-казахстанской - части моря, у Баку, в сущности, нет иного позитивного выбора, кроме как стать на путь расширения регионального прикаспийского сотрудничества и – шире – сотрудничества в рамках СНГ. По той объективной картине, что имеется сегодня, все остальные сценарии чреваты тем, что страна уже в ближайшем будущем может остаться один на один с громадным числом своих проблем.

 

Рекомендованная литература

1. Новрузов, С.Г. Азербайджанская республика: некоторые проблемы социально-политического развития государства. - М., 1997. - 112 с.

2. Юнусов, А. Посткоммунистический Азербайджан: проблемы и возможные пути развития// Мировая экономика и международные отношения. - М., 1998. - N 11. - C. 100-111

3. Гушер, А. Азербайджан: Смена стратегических координат // Азия и Африка сегодня. - М., 1999. - N 8. - С. 34-39.

4. Менон, Р. После империи: Россия и южная часть ближнего зарубежья // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - М., 1999. - N 5. - С. 31-48.

5. Mark, D.E. Eurasia letter: Russia and the new Transcaucasus // Foreign policy. - N.Y., 1996/97. - N 105. - P. 141-159

6. Панарин, С. Конфликты в Закавказье: позиции сторон, перспективы урегулирования, возможный вклад России // Вестник Евразии = Acta Eurasica. - М., 1999. - N 1/2. - С. 113-126

7. Herzig, E. The new Caucasus: Armenia, Azerbaijan and Georgia. - L.: N.Y.: Pinter, 1999. - X, 166 p.

8. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 286 с.

 

Грузия

 

Первоначальную программу своей независимости Грузия сформулировала как никакая другая республика Союза жестко и бескомпромиссно. После 9 апреля 1989 г., когда с ведома и одобрения партийного руководства Грузии для разгона митинга в Тбилиси была использована армия и жертвами этой акции стало свыше тридцати человек, в стране развернулось столь мощное антикоммунистическое движение, что уже через несколько месяцев политическая инициатива целиком и полностью перешла к оппозиции, где выделялся «Круглый стол» во главе с наиболее известным грузинским диссидентом 70-80-х гг. З.Гамсахурдия. На парламентских выборах в октябре 1990 г. эта партия под лозунгами государственной независимости, рыночной экономики, прав человека и свободы слова набрала наибольшее число голосов – 54%; компартии при этом удалось завоевать всего 17% мест. 9 апреля 1991 г. Грузия провозгласила независимость; в следующем месяце состоялись президентские выборы – первые такого рода выборы на территории еще действующего Союза ССР, - и З.Гамсахурдиа громадным большинством голосов (87%) был избран президентом1.

К этому времени, однако, в стране успели назреть острейшие внутренние противоречия. Парламент и правительство Гамсахурдиа проявили полную неспособность жить по тем государственным принципам, что содержались в их предвыборных программах. Грузинские меньшинства лишились парламентского представительства и доступа к государственным должностям; в официальном Тбилиси установилась атмосфера нетерпимости к какому бы то ни было инакомыслию; под жестким государственным контролем оказались средства массовой информации. К концу 1991 г. выяснилось, что З.Гамсахурдиа располагает, в сущности, крайне узкой политической базой, а реальная власть принадлежит лидерам военных и полувоенных образований - Г.Чантуриа, И.Церетели и командующему военно-политическим движением «Мхедриони» Д.Иоселиани. В стране назревал острейший внутриполитический кризис.

Многообразными отношениями эта ситуация была связана с процессами «субсуверенизации» Грузии, в конце концов вылившимися сразу в две гражданские войны – в Южной Осетии и Абхазии.

События в Южной Осетии и вокруг нее развивались следующим образом. Накапливавшийся здесь в течение десятилетий конфликтный потенциал1 вырвался наружу во второй половине 80-х гг., когда в Цхинвали стали требовать присоединения к Северной Осетии, а в Тбилиси – крайне жестко реагировать на появление самой этой проблемы, отвергая всякую возможность диалога. В августе 1990 г. Совет Южно-Осетинской автономной области принял декларацию о суверенитете, - в ответ на это Тбилиси упразднил автономию области. В декабре 1990 г. началась гражданская война с тяжелыми боями вокруг Цхинвали. В течение следующего года свыше 50 тыс. осетин из других районов Грузии переместились на земли к северу от южно-осетинской столицы, со своей стороны основная часть грузинского населения была вынуждена оставить эти территории. Бои продолжались до июня 1992 г., когда с участием России было подписано соглашение о прекращении огня и созданы трехсторонние миротворческие силы, постепенно стабилизировавшие обстановку в регионе.

Гражданская война в Абхазии имела гораздо более затяжной и драматичный характер1. Отношения между Тбилиси и Сухуми вступили в полосу неуклонного ухудшения уже в 1988 г. – параллельно росла межэтническая напряженность в самой Абхазии. В августе 1990 г. Верховный Совет Абхазии принял декларацию о суверенитете; в марте 1991 г. Сухуми, вопреки решению Тбилиси бойкотировать референдум о новом союзном договоре, провел референдум, и выяснилось, что подавляющее большинство граждан республики выступают за вступление Абхазии в «обновленный союз» на правах суверенного государства; в июле 1992 г. Сухуми заявил о возвращении к конституции 1925 г.. по которой она в свое время имела равный статус с Грузией. В следующем месяце Госсовет Грузии направил в Абхазию подразделения Национальной Гвардии, - началась военная фаза конфликта.

События в Южной Осетии и Абхазии сопровождались еще одним общенациональным кризисом – резким обострением борьбы за власть в самом Тбилиси. Летом 1991 г. у Дома правительства на проспекте Руставели началось противостояние сторонников Гамсахурдиа, с одной стороны, и отрядов «Мхедриони» и Национальной гвардии, требовавших «наведения порядка» в стране, - с другой; в декабре все окончилось вооруженным восстанием и низложением З.Гамсахурдиа. Власть перешла к т.н. Государственному совету, куда вошли руководители основных вооруженных формирований республики. Не сумев преодолеть внутренних разногласий, эта коалиция направила Э. Шеварднадзе приглашение возглавить Госсовет. 10 марта 1992 г. Э. Шеварднадзе стал главой Госсовета, а в октябре того же года Верховный Совет Грузии избрал его своим председателем1. Начался сложный и длительный процесс политической стабилизации в стране.

Силовая база нового руководства была слишком ненадежной, чтобы оно в этой ситуации могло обойтись без внешней поддержки. В октябре 1993 г. Грузия возбудила процедуру вступления в СНГ; 1 марта 1994 г. парламент республики незначительным большинством голосов ратифицировал необходимые для этого документы. Среди прочего, это создало благоприятные внешние предпосылки для прекращения грузино-абхазской войны. В мае 1994 г. при посредничестве России и ООН стороны заключили соглашение о прекращении огня и установлении 24 - километровой зоны безопасности, охраняемой российскими миротворческими силами и подразделением ООН1. За этим последовало российско-грузинское соглашение «О правовом статусе российских баз в Грузии»; Москва брала на себя обязательства оказывать Тбилиси дополнительную военную помощь. Все это позволило новому грузинскому руководству прочно консолидировать свои позиции, установив контроль над силовыми министерствами и вытеснив с политической сцены все и всякие независимые военно-политические формирования. В 1995 г. парламент страны принял конституцию, воссоздававшую пост президента. 5 ноября 1995 г. президентом Грузии был избран Э. Шеварднадзе.

Первоначальный период независимости оставил по себе тяжелейшие экономические итоги. В 1994 г. ВВП страны составлял всего лишь 23% от уровня 1989 г. – самое большое сокращение национального продукта на всем постсоветском пространстве того времени. В течение того же года индекс инфляции достиг отметки 22000%. Средняя зарплата в стране, как тогда отмечала пресса, упала до стоимости одного килограмма мяса. С прекращением грузино-абхазского конфликта, восстановлением порядка и принятием жесткой программы макроэкономической стабилизации грузинскому руководству удалось переломить ситуацию: в 1995 г. появились первые признаки экономического оживления, а в следующем году темпы роста составили 11%. В 1995 г. республика ввела вместо купонов первоначального периода новую национальную валюту – лари. К весне 1998 г. было приватизировано 75% средних и больших предприятий: зачастую предприятия, которые не находили своих покупателей на аукционах, передавались в собственность «по нулевой стоимости».

Грузия не богата ресурсами, перспективы промышленного развития здесь крайне ограничены. Тем активнее в последние годы Тбилиси пытается задействовать транспортный потенциал республики. Уже в ходе войны в Нагорном Карабахе Грузия, будучи нейтральной стороной в конфликте, стала главным транспортным партнером как для Армении, так и для Азербайджана. Сегодня черноморские порты и автодороги Грузии, как и строящаяся здесь железнодорожная магистраль в Турцию, становятся важнейшими терминальными пунктами кавказского участка так называемого западно-восточного транспортного коридора. Для самой Грузии, однако, транспортная проблема осложняется тем, что ее коммуникации в северном направлении заблокированы или серьезно ограничены ситуацией с Абхазией.

При той чрезвычайной важности, которая в Тбилиси уделяется транспортным ресурсам страны, Грузия неизбежно должна была стать и стала активнейшим претендентом на право транзита каспийской нефти – область, где столь же неизбежным было и возникновение грузино-российских противоречий. При изначальной заинтересованности России в маршруте Баку – Грозный – Новороссийск Грузия естественным образом выступает за маршрут Баку – Батуми – Джейхан или, как вариант, за путь, который связал бы шельф Каспия с Новороссийском через территорию Грузии и Абхазии с последующим транзитом нефти по Дунаю в Европу. У обоих маршрутов есть свои технические, экономические и политические плюсы и минусы, в силу чего осенью 1995 г. Международный нефтяной консорциум принял компромиссное решение о транзите азербайджанской нефти по территориям обеих стран – России и Грузии. Тем не менее в вопросах транзита нефти два государства продолжают оставаться естественными конкурентами.

В известной связи с этой проблемой происходила и эволюция объединения Грузия – Украина – Азербайджан – Молдова (ГУАМ), сформировавшегося в 1997 г. и объявившего главной своей задачей развитие широкого транспортного коридора между Востоком и Западом: большинство наблюдателей считают возможным говорить об антироссийской направленности этого блока.

Между тем в российско-грузинских отношениях накопилось и множество других проблем. Официальный Тбилиси неоднократно обвинял Москву в нежелании способствовать окончательному урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов с тем, чтобы вернуть эти территории под грузинскую юрисдикцию. С 1996 г. в центре российско-грузинской дискуссии на эту тему оказался вопрос о российских военных базах на территории Грузии1. Вопрос чрезвычайно противоречив: по двустороннему соглашению 1995 г. Россия получала 25-летнее право на владение этими базами, однако данное соглашение не было ратифицировано парламентом Грузии – обстоятельство, позволившее Тбилиси изменить свою позицию и потребовать их ликвидации. В ноябре 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле Россия и Грузия подписали соглашение о постепенном сокращении российского военного присутствия в Грузии; в ходе дальнейших переговоров было решено, что первоочередной ликвидации – до 31 июля 2001 г. – подлежат базы в Вазиани и Гудауты (Абхазия). По целому ряду обстоятельств России до сих пор удалось выполнить это соглашение лишь в части, касающейся первой базы, что привнесло в отношения сторон дополнительную напряженность. Тбилиси тем временем взял курс на расширение своего взаимодействия с НАТО: при том что вступление Грузии в альянс в сколько-нибудь близкой перспективе невозможно, Э.Шеварднадзе все же говорит о своем намерении «постучаться в двери НАТО» – установка, за которой неизбежно последуют практические шаги по расширению сотрудничества Грузии с западными военно-политическими структурами.

На том же стамбульском саммите 1999 г. между Грузией и четырьмя другими государствами - Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Турцией – было подписано соглашение о строительстве так называемого Основного экспортного нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и транскаспийского газопровода – проектов, в корне подрывающих монопольные позиции российского нефтепровода Баку – Новороссийск в регионе. Тем временем в отношениях между Грузией и Россией накопилась такая сумма противоречий, включая противоречия в отношении Чечни, что в сентябре 2000 г. Москва приняла решение о введении визового режима в отношении Грузии – мера, серьезно ударившая по грузинской экономике. С осени 2001 г. в отношениях двух государств обозначился новый кризис, на сей раз в связи с очередным витком напряженности в конфликте между Тбилиси и Сухуми. Чрезвычайно нестабильна и внутриполитическая ситуация в стране. Перспективы страны остаются сложными и чрезвычайно проблематичными.

 

 

Рекомендованная литература

1. Распятая Грузия: Сборник / Сост.: Пипия Б.М., Чиквиладзе З.Б. - СПб., 1995. - 287 с.

2. Сулицкая, Т.И. Грузино-абхазский конфликт // Восток = Oriens. - М., 1996. - N 6. - С. 40-51.

3. Henze, P.B. Russia and the Caucasus // Studies in conflict a. terrorism. - Wash. etc., 1996. - Vol. 19, N 4. - P. 389-402

4. Этнические и региональные конфликты в Евразии. - М.: Весь мир, 1997. Кн. 1: Центральная Азия и Кавказ/ Общ. ред. Малашенко А. и др. - 204 с.

5. Грузины и абхазы: Путь к примирению / Общ. ред. Коппитерс Б. и др. - М.: Весь Мир, 1998. - 247 с.

6. Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос, (1987-начало 1992 гг.): Очерки. Документы / Авт. сост. Лежава Г.П.; Под ред. Губогло М.Н.; РАН. Центр по изучению межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - М., 1998. - 384 с.

7. Лежава, Г.П. Абхазия: анатомия межнациональной напряженности. - М., 1999. - 271 с.

8. Эбаноидзе, А. Трудное усилие возрождения: Из опыта Грузии в минувшем десятилетии (1989-1999 гг.). - М.: Ключ, 1999. - 128 с.

9. Россия и Закавказье: поиски новой модели общения и развития в изменившемся мире: Материалы Круглого стола. Май 1999 / Лисов А., Аваков Р., Гнатовская Н. и др.; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М., 1999. - 56 с.

 

 

4. Центральная Азия:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: