Перспективы Содружества Независимых Государств




 

Ближайшие перспективы СНГ естественным образом вытекают из нынешнего состояния Содружества. «Сегодня Содружество Независимых Государств по своей сути, – отмечается в литературе, - это политический клуб, позволяющий сблизить и согласовать интересы государств – участников, в гораздо меньшей степени – оборонный альянс, и совсем в небольшой – эффективное экономическое сообщество»1 – оценка, может быть, теоретически не вполне точная, но верно констатирующая по крайней мере тенденции, действующие в СНГ. Очевидно, что и перспективы Содружества следует анализировать по каждому из этих трех компонентов – политическому, военно-политическому и экономическому.

Как политическое объединение, главной несущей конструкцией которого являются периодические встречи глав государств, правительств и других высших органов Содружества, СНГ за прошедшие десять лет вполне продемонстрировал свою стабильность. Есть все основания полагать, что этот «политический клуб» и впредь будет сохранять свое значение, регулируя общий контур отношений в СНГ, разрешая те или иные возникающие здесь проблемы и определяя наиболее общие задачи и направления дальнейшего развития Содружества. В прошлом на этом уровне не раз возникали самые различные проблемы и противоречия, подспудные и явные, - нет сомнений в том, что они будут возникать и впредь. При всем этом маловероятно, что в политическом контуре СНГ могут произойти сколько-нибудь серьезные негативные изменения. При том уровне политической дисциплины, что установилась в СНГ, где ничто никого ни к чему не обязывает, у государства – члена Содружества должны быть какие-то совершенно особые мотивы, чтобы покинуть Содружество: до сих пор на это не пошла даже столь «проблемная» страна СНГ, как Грузия, хотя здесь уже несколько лет созываются комиссии, призванные «рассмотреть целесообразность пребывания республики в СНГ».

Можно полагать, что стабилизировался и контур военно-политических отношений в СНГ. В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности вышли три государства – Узбекистан, Азербайджан, Грузия, не удовлетворенные сложившейся системой военного сотрудничества, - оставшееся ядро ДКБ продемонстрировало не только высокий уровень внутренней солидарности, но и способность решать более сложные задачи военно-политического взаимодействия. Специалисты не исключают вероятности того, что со временем к ДКБ присоединятся не только покинувшие его государств, но и Украина и Молдовы. В любом случае сегодня, судя по всей совокупности фактов, нет причин для сколько-нибудь серьезных военно-политических кризисов внутри СНГ, - напротив, все указывает на то, что, скажем, в области борьбы с международным терроризмом участники Содружества будут все теснее контактировать друг с другом.

Наиболее серьезные проблемы СНГ – экономические. Здесь есть все основания прогнозировать дальнейшее усиление «национального эгоизма» и взаимной конкурентности постсоветских экономик. В долгосрочной перспективе этот фактор может серьезнейшим образом дестабилизировать Содружество, но это уже вопрос «футурологии", а не истории СНГ.

 

Рекомендованная литература

1. Об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств. Декларация глав-государств участников СНГ от 2 апреля 1999 г. – Российская газета. – 1999 г. – 3 апр.

2. Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. – М.: Юрист, 1997.

3. Исингарин Н.. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. – СПб.: Паллада–медиа, 2001. – 393 с.

4. Шумский Н. Формирование зоны свободной торговли государств Содружества. – Вопросы экономики. – 1999, № 12. – С. 90-101.

5. Он же. Перспективы постсоветской интеграции и Содружество Независимых Государств// Общество и экономика. – 2000, № 11 – 12. – С.292 - 321.

6. Евстигнеев В. Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма. – Вопросы экономики. – 1999, № 12.– С. 102 – 109.


1 С 1988 г. шел перераставший в войну конфликт в Нагорном Карабахе; в июле 1989 г. начались первые стычки между абхазским и грузинским населением в Абхазии, а зимой этого года - столкновения между осетинскими и грузинскими отрядами в Южной Осетии; в течение 1989 – 90 гг. в Армении, Азербайджане, Прибалтике, Грузии, Молдове сложились различного рода военные формирования – от подразделений национальной гвардии до криминализованных военно-политических движений вроде грузинского «Мхедриони».

1 См.: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств// Информационный вестник Советов глав государств и правительств СНГ. Вып.1. – Минск, 1992. – С.6-7.

2 Там же.

1 См. Российская газета. – 1991. – 17 дек.

1 Подробнее об этом см. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. – М.: Юрист, 1995. – С.9-10.

2 См.: Содружество. Информационный вестник Советов глав государств и правительств СНГ. Вып.1. – Минск, 1992. – С.12.

1 Дано по: Моисеев Е.Г.Цит.соч. – С.172

 

1 Организация Экономического Сотрудничества, исторически восходящая к блоку СЕНТО, была создана в 1985 г. по инициативе Ирана, Пакистана и Турции; членом организации является также Афганистан.

13 Интересна статистика и динамика встреч на высшем уровне в СНГ. Полагая, что активнее всего Содружество работает при возникновении проблем негативного характера, И.М.Коротченя замечает: «Сама динамика саммитов СНГ подтверждает вывод о том, что интеграция у нас форсируется не при «хорошей», а при «плохой погоде». Три встречи состоялись в одном только «судьбоносном» декабре 1991 года, шесть встреч в «переходном» 92-м, когда делили союзное наследство, пять встреч – в бурном 93-м, всего две – за весь «спокойный» 94-й, и уже две – за первую половину «предвыборного» 95-го». – Коротченя И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. – СПб, 1995. – С.30.

1 Подробнее о Межгосударственном экономическом комитете см. И.М.Коротченя, - указ. соч., - С. 107 – 123.

1 В прессе позже отмечалось: «Россия оказалась крупнейшим финансовым донором в мире. По некоторым оценкам, она предоставила около 17 миллиардов долларов ближнему зарубежью – это самые большие финансовые инъекции в другие страны. Естественно, в нынешнем положении Россия себе такого позволить не может». – Новое время, 1993, N 33. - с.12.

1 Плекина Н. Их хлопок, наша нефть. – Новое время, 1992, № 47. - с.16.

2 Коротченя И.М. Указ. соч. - С.23

1 Специалисты тогда отмечали: «Если у вас на территории рублевого пространства есть несколько эмиссионных центров, то есть банков, которые могут осуществлять хотя бы кредитную эмиссию (а кредитная эмиссия неизбежно ведет за собой наличноденежную эмиссию), то установить контроль над инфляцией невозможно… Одно из двух: либо страны входят в рублевую зону и желают в ней остаться, и тогда они должны подчиниться требованиям Центрального банка России – не только в том, что касается кредитов, которые раздают их банки, но и в том, что касается их республиканских бюджетов, то есть по сути дела уступить часть своего суверенитета; либо они должны полностью отвечать за свою деятельность и отказаться от неявной помощи со стороны России». - Новое время, 1993, N 33. - с.12.

1 Подробно об Экономическом союзе см.: Коротченя И.М. Указ. соч.

 

1 В сфере гуманитарных проблем участники СНГ подписали в сентябре 1993 г. Декларацию о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод. В январе 1993 г. 10 государств СНГ приняли Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В 1994 г. была принята Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В области научно-технического сотрудничества уже в 1992 г. работало несколько соглашений по космосу; в марте 1992 г. было подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в СНГ. феврале 1992 г. государства СНГ приняли Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. Подробнее см.: Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. – М., 1995.

 

1 Комсомольская правда,. - 1991. - 14 марта

1 В критике внешней политики России мы сталкиваемся с опасным непрофессионализмом. Интервью с Ф.Шеловым-Коведяевым. Независимая газета. – 1992. – 30 июля.

1 Центром притяжения для сил «внеправительственной дипломатии» стал Верховный Совет РФ. Уже в январе 1992 г. здесь началась эскалация претензий к Украине в вопросах о Крыме и Черноморском флоте. 23 января ВС принял постановление, поручив двум своим подкомитетам рассмотреть вопрос о конституционности решений о передаче в 1954 г. Крымской области из состава РСФСР в состав УССР; 6 февраля 1992 г. ВС признал этот акт незаконным, а через год – в июле 1993 г. – принял постановление о независимом от Украины статусе Севастополя. МИД РФ в ответ на это выступил с заявлением о том, что постановление Верховного Совета «О статусе г. Севастополя» расходится с линией Президента и Правительства РФ на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота. (См. Дипломатический вестник. – 1993, № 15-16. – С.29). В апреле 1992 г. А.Руцкой посетил Крым и открыто призвал его население к отделению от Украины, прямым следствием чего стало резкое усиление проядерного лобби в Киеве, многократно осложнившее всю сумму российско-украинских отношений.

2 Летом 1992 г. началась миротворческая операция в Южной Осетии: по Дагомысским договоренностям, достигнутым 14 июня 1992 г. между Б.Ельциным и Э.Шеварднадзе, для решения военных вопросов и поддержания мира в зоне вооруженного конфликта создавались Смешанные силы мира и правопорядка, а с ними целый ряд структур для решения административно-хозяйственных и экономических вопросов. В отношении приднестровского конфликта между Молдавией и Россией 23 июля 1992 г. было подписано соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье», по которому создавались трехсторонние миротворческие силы с участием представителей конфликтующих сторон и России. В ноябре 1993 г. по решению Заседания глав государств СНГ коллективные миротворческие силы с опорой на российскую 201-ю мотострелковую дивизию были организованы в Таджикистане. Весной 1994 г. при посредничестве России было подписано соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе.

1 Ситуация подчас принимала самые противоречивые формы: например, параллельно политическим баталиям между Москвой и Киевом делегации двух государств обсуждали вопросы реструктуризации украинского долга и даже новых кредитов Киеву, как это было, в частности, в 1992 г. В следующем году, по оценке главы российской делегации на переговорах с Украиной Ю.Дубинина, снабжая Украину нефтью и газом по ценам ниже мировых, Россия субсидировала Украину на уровне 7 млрд долл. См. Economist – 1994, May 7. - P. 14.

1 Текст документа см.: Российская газета, 23 сент. 1995.

1 Как об этом пишет сам Е.Примаков, при его назначении «две темы прозвучали особо: во-первых, приоритетность отношений Российской Федерации с Содружеством Независимых Государств, с каждой страной СНГ и, во-вторых, необходимость перестроить дипломатическую работу так, чтобы она активно охватывала различные страны и регионы, - иными словами, диверсифицировать внешнюю политику». – См..: Примаков Е.М. Годы в большой политике. – М., 1999. – С.202 – 203. См. также: Габуния Г.В. Выступление на совещании послов России в странах СНГ// Дипломатический вестник. 1996, № 9.- С.35.

1 Камнем преткновения стала «Концепция экономического интеграционного развития СНГ», подготовленная российским Министерством по делам сотрудничества и вызвавшая на саммите почти единодушное неприятие.

1 Подробнее об этом см.: В.Никонов. «Доктрина Путина» в целом уже ясна. – Независимая газета. Дипкурьер НГ. – 2000, 1 апр.

2 Реформирование институциональной структуры российской политики в СНГ не следует расценивать как проявление негативизма Москвы в отношении Содружества. Сами государства СНГ в 1992 г. настаивали на том, чтобы политика России на постсоветском пространстве строилась через МИД, как это соответствовало бы сложившейся международной практике, а не через специальные органы.

1 В воспоминаниях Л.М.Кравчука этот момент предстает следующим образом: «Приехали. Сели. Борис Николаевич говорит: «Я накануне встречался с Михаилом Сергеевичем, и он просил меня задать вам несколько вопросов по Союзному договору. Если мы внесем в текст договора изменения, касающиеся внутренней политики, внешней, налогообложения, подпишет ли Украина союзный договор?… Ельцин так и сказал: я имею поручение Горбачева. И если бы я согласился еще раз пообсуждать эти вопросы, думаю, ничего бы не было. Я не согласился… » //.Дубнов В. Украина: История одной независимости. - Новое время. 1997, № 29. – С. 18-19.

1 События вокруг Черноморского флота (ЧФ) развивались следующим образом. 6 апреля 1992 г. Л.Кравчук издал указ, провозглашавший ЧФ собственностью Украины; на следующий день Б.Ельцин объявил его собственностью России. Оба указа поставили страны на грань открытой конфронтации и через несколько дней были отозваны президентами. Летом 1992 г. стороны пришли к соглашению о выводе флота из состава стратегических сил СНГ и о подчинении его двум президентам; после переходного периода (три года) флот предполагалось разделить. В ноябре 1995 г. министрами обороны двух стран были подписаны 26 соглашений по разделу флота; по окончательной формуле, согласованной в этом году, к России отходило 82% кораблей ЧФ, а Севастополь становился базой российского флота на правах 20-летней аренды.

1 Это не помешало украинскому руководству в 1992 г. выступить с рядом внешнеполитических инициатив, нацеленных как раз на строительство новых многосторонних отношений в Центральной Европе, вроде проекта черноморско-балтийской ассоциации и центральноевропейской зоны безопасности; проект исключал Россию и по этой причине вызвал негативную реакцию на Западе. В плане внешней политики Киев при этом занял радикально отличную от российской позицию по вопросу о расширении НАТО: в сентябре 1993 г., например, будучи с визитом в штаб-квартире НАТО, украинский министр иностранных дел А.Зленко заявил, что Украина приветствует расширение НАТО и «несмотря на собственную неподготовленность к присоединению надеется на то, что этот процесс не остановится на границе Украины». См. Мошес А. Конфликтный потенциал в российско-украинских отношениях. Взгляд из России. В кн.: Этнические и региональные конфликты в Евразии. Книга 2. Россия, Украина, Белоруссия/ Общ. ред. А.Зверев и др. – М., 1997. – С. 31.

1 Годовая потребность Украины в газе – 130 млрд кубометров и лишь 18 млрд она добывает из собственных месторождений. Все остальное в этот период шло из России и Туркмении. И с обоими этими государствами Киев своей политикой создал для себя серьезнейшие проблемы.

2 См.: Украина: вектор перемен. – М.: Российский институт стратегических исследований, 1994. – С.15.

3 См.: Украина: вектор перемен. – М.: Российский институт стратегических исследований, 1994. – С.15.

 

4 Крымская проблема на Украине развивалась следующим образом. 26 февраля 1992 г. Крымский парламент принял решение о переименовании Крымской АССР в независимую от Украины Крымскую республику, однако в последовавших затем сложных переговорах между Киевом и Симферополем сторонам удалось согласовать другую формулу, по которой Крыму предоставлялась самостоятельность во всех областях, кроме безопасности и внешней политики. В 1994 г. к власти в Крыму пришло правительство Ю.Мешкова, и конфликт обострился вновь; в августе этого года власти Севастополя провозгласили его «российским городом», а на полуострове началась подготовка к референдуму по вопросу о независимом статусе Крыма. Сочетая твердость и толерантность, Киеву удалось добиться отмены референдума, после чего парламент Крыма по собственной инициативе упразднил пост президента в республике и принял целый ряд других решений, возвращавших полуостров в правовое поле Украины.

 

4 Специалисты объясняют высокий уровень гражданского согласия на Украине, среди прочего, изначально конструктивной концепцией национальной политики Руха, что отразилось уже в Законе о языках, гарантировавшем сосуществование различных языков в стране, а также в Декларации о государственном суверенитете Украины, где центральное место занимает понятие не «украинский народ», а «народ Украины» как совокупность граждан республики всех национальностей. Наиболее полно эти принципы были выражена в Декларации прав национальностей Украины, принятой 1 ноября 1991 г., где государство гарантировало всем народам, национальным группам, гражданам, проживающим на территории Украины, равные политические, экономические, социальные и культурные права. На Украине, как отмечается в литературе, «по состоянию на январь 1995 г. действовало 237 национально-культурных обществ, в том числе 16 всеукраинских, созданных представителями 31 этнической группы…. Работали 2973 русские школы, 97 румынских, 60 венгерских, 11 молдавских. 5 еврейских, 3 польских. 2 крымско-татарские, а также 2,5 тыс. двуязычных школ» (Е. Малиновская. Предупреждение межнациональных конфликтов – цель и средство государственного строительства на Украине: законодательная база и административная практика// Этнические и региональные конфликты в Евразии. Книга 2. Россия, Украина, Белоруссия. – С.121.

1 Леонид Данилович Кучма родился 9 августа 1938 г. в селе Чайкино Черниговской области Украинской ССР. В 1960 г. окончил Днепропетровский Государственный университет; кандидат технических наук, профессор. В 1986 - 1992 гг. – генеральный директор ПО «Южный машиностроительный завод». В 1992 – 1993 гг. – премьер-министр Украины, с июня по сентябрь 1993 г. – одновременно председатель Чрезвычайного комитета министров Украины по вопросам оперативного управления экономикой Украины. В 1993 – 1994 гг. – президент Союза промышленников и предпринимателей Украины, председатель Совета национальной безопасности при Президенте Украины, депутат Верховной Рады Украины. 10 июля 1994 г. избран президентом Украины. В 1999 г. избран президентом страны на второй пятилетний срок.

 

1 В формуле «и Запад и Восток», однако, изначально и все последующие годы доминировал «европейский выбор» Киева. В 1999 г. здесь была утверждена стратегическая программа «Интеграция Украины в Европу»; при президенте работает комитет по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза; Министерство экономики Украины преобразовано в Министерство экономики и развития европейской интеграции

 

1 Подписанный договор оказался совершенно нежизнеспособным. Как отмечают специалисты, «в истории кебичевско-черномырдинского плана объединения денежных систем уже проявились те удивительные черты белорусско-российских интеграционных усилий и процессов, которые сохранились и до сих пор. Договор, который должен был определить судьбу двух стран, был составлен наспех и допускал разные толкования. Самое важное – в какой степени Белоруссия будет иметь возможность (и будет ли иметь вообще) определять общую эмиссионную политику – так и осталось неясным» - 341. Белорусская же сторона и свела на нет значение договора, когда руководитель ее Центрального банка отказался подписать ту статью соглашения, где говорилось о ЦБ России как о едином эмиссионном центре.

1 Александр Григорьевич Лукашенко родился 30 августа 1954 г. в поселке Копысь Оршанского района Витебской области. В 1975 г. окончил Могилевский пединститут и Белорусскую сельскохозяйственную академию по специальностям «учитель истории» и «экономист – организатор сельхозпроизводства». В 1975 – 1977 гг. – инструктор политотдела воинской части; в 1977 – 1978 гг. – секретарь комитета ВЛКСМ горпищеторга в г.Могилев; в 1978 – 1980 гг. – ответственный секретарь районной организации «Знание» в г.Шклов; в 1980 – 1982 гг. – заместитель командира роты по политчасти; в 1982 – 1983 гг. – заместитель председателя колхоза «Ударник» Шкловского района; в 1983 – 1985 – заместитель директора комбината стройматериалов в г.Шклов; в 1985 – 1987 гг. – секретарь парткома колхоза им.Ленина Шкловского района; с 1987 г. – директор совхоза «Городец» Шкловского района Могилевской области. С 1990 г. – народный депутат Республики Беларусь, председатель парламентской комиссии по борьбе с преступностью. В июле 1994 г. избран президентом Республики Беларусь. С 1997 г – председатель Высшего Совета Сообщества (затем Союза) Беларуси и России. В сентябре 2001 г. избран президентом на второй срок.

1 Селиванова И. Экономическая интеграция России и Белоруссии и ее влияние на развитие народного хозяйства Белоруссии// Белоруссия и Россия: общества и государства / Ред.-сост. Фурман Д.Е. - М., 1998. – С. 326.

1 Владимир Николаевич Воронин родился 25 мая 1941 г. Окончил Московский институт пищевой промышленности, а также Академию общественных наук при ЦК КПСС; по специальности – инженер–экономист. С 1961 по 1971 г. был начальником хлебопекарни, директором Дубоссарского комбината. Занимал различные хозяйственные и политические должности. В 1985 – 1988 гг. – первый секретарь Горкома КПСС в г. Бендеры. В 1989 – 1990 гг. – министр внутренних дел Молдавии. В 1993 г. – сопредседатель оргкомитета по воссозданию компартии, в 1994 г. – первый секретарь ЦК Партии коммунистов Республики Молдова.

1 Начало конфликта датируется 20 февраля 1988 г., когда внеочередная сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области приняла решение ходатайствовать перед Верховными Советами Армении и Азербайджана о переводе области под юрисдикцию Армении, мотивируя свою позицию тем, что власти Азербайджана десятилетиями дискриминировали область как в экономическом, так и в культурном отношении, и указывая на многочисленные проявления политики «выдавливания» армянского населения из этого района. Через неделю в Сумгаите, пригороде Баку, произошли чудовищной жестокости погромы армянских домов. Началась военная фаза конфликта с боями в Нагорном Карабахе и вокруг него. Карабах и вся Армения оказались в экономической блокаде; на многие недели было прервано железнодорожное сообщение со Степанокертом и Ереваном. В январе 1989 г. Москва образовала Комитет особого управления Нагорного Карабаха, но он оказался бессильным разблокировать ситуацию и в конце года был упразднен. В декабре 1991 г. в Карабахе прошел референдум, по итогам которого была провозглашена независимая (формально и от Армении) Нагорно-Карабахская республика. В течение большей части 1991 – 1992 гг. азербайджанские силы контролировали почти половину Карабаха и держали в осаде Степанакерт, в последующем преимущество перешло к армянской стороне.

 

1 Основным международным инструментом урегулирования проблемы выступает т.н. Минская группа ОБСЕ, начавшая работать еще в 1992 г. В 1994 г. Россия получила статус постоянного сопредседателя этой группы; в 1997 г. сопредседателями стали также Франция и США.

2 Процесс идет чрезвычайно трудно. Основными спорными вопросами являются: 1) статус Карабаха. Степанакерт жестко стоит на позициях независимости, отвергая любые схемы своего подчинения Азербайджану. Со своей стороны Баку готов предоставить Карабаху «любую степень» автономии, но в рамках Азербайджана: при этом Конституция Азербайджана до сих пор определяет республику как унитарное государство; 2) вывод армянских войск с территории Азербайджана. Хотя в принципе Ереван готов вернуть Азербайджану территории, занятые армянской армией вне Карабаха, против этого решительно возражают в Степанакерте, где занятые территории воспринимают как своего рода «разменную монету» для переговорного процесса; особо сложной проблемой при этом является лачинский регион, где велика доля армянского населения; 3) безопасность Карабаха. Степанакерт жестко настаивает на гарантиях безопасности, видя таковые в сохранении своих вооруженных сил, усилении международных миротворческих сил, сохранении своего контроля над лачинским коридором для беспрепятственного сообщения с Арменией и над исторически азербайджанской территорией Суша – высотой, господствующей над Карабахом и потому имеющей здесь стратегическое значение. Для Баку эти требования неприемлемы. На 2001 г. прошедшие 10 раундов переговоров хотя и сблизили позиции сторон по ряду вопросов, этих принципиальных противоречий не разрешили.

1 Не имеющая выходов к морю, Армения более других государств СНГ пострадала от нарушения транспортных коммуникаций на постсоветском пространстве; блокада республики, установленная Турцией и Азербайджаном, вообще превратила эту проблему в самое большое препятствие для экономического развития страны. Ереван при этом отвергает все приглашения Баку участвовать в нефтепроводной системе Азербайджана в обмен на уступки в карабахском вопросе. Республика оказалась и в стороне от строящихся в Закавказье транспортных коридоров между Черным и Каспийским морями. В последние годы, правда, осуществляется проект по строительству автодорожной магистрали, связывающий Армению с черноморскими портами Грузии, а также Ереван с Тбилиси.

2 Роберт Седракович.Кочарян родился 31 августа 1954 г. в Степанакерте. С 17 лет начал работать слесарем – сборщиком на Степанакертском электротехническом заводе. В 1971 – 72 гг. учится в Московском энергетическом институте. В 1982 г. окончил электротехнический факультет Ереванского политехнического института. С 1989 г. – народный депутат Верховного Совета Армянской ССР, с 1991 г. – депутат Верховного Совета Нагорно-Карабахской республики. Один из лидеров движения за независимость Нагорного Карабаха. С августа 1992 по декабрь 1994 г. – премьер-министр и председатель государственного комитета обороны НКР. С декабря 1994 по март 1997 г. – президент НКР. С марта 1997 по март 1998 г. – премьер-министр Республики Армения. 30 марта 1998 г. избран президентом Армении на пятилетний срок.

1 Г.А.Алиев родился 10 мая 1923 г. в г. Нахичевани Нахичеванской АССР. Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета. В 1941-1944 гг. работал в НКВД Нахичеванской АССР, затем заведующим отделом Совета Народных Комиссаров Нахичеванской АССР, в 1944 г. вновь направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1950-1967 гг. работал в МГБ - КГБ при Совете Министров Азербайджанской ССР. В 1967 – 1969 гг. - председатель Комитета государственной безопасности Азербайджанской ССР. Генерал-майор. В 1969-1982 гг. - первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана. С 1982 по 1987 г. - первый заместитель Председателя Совета Министров СССР. С 1987 по 1988 г. - государственный советник при Совете Министров СССР. В 1991 г. избран Председателем Верховного Совета Нахичеванской автономной республики; одновременно становится заместителем Председателя Верховного Совета Азербайджана. С 15 июня по 5 ноября 1993 года - Председатель Верховного Совета Азербайджана. 24 июня 1993 г. Национальный меджлис принял решение о передаче полномочий Президента Азербайджана Председателю Верховного Совета Азербайджана Гейдару Алиеву. 3 октября 1993 г. на всенародных выборах избран президентом Азербайджана. 11 октября 1998 года вновь избран Президентом Азербайджана.

1 И.Айвазовский. Баку будет закупать нефть за рубежом. Энергетический кризис как результат большого блефа// Независимая газета. – 2000, 1 февр.

 

 

1 Сын одного из наиболее популярных грузинских писателей Константина Гамсахурдиа, сам литературовед, он в 70-х гг. стал одним из соучредителей Грузинской инициативной группы по правам человека и хельсинкской группы. В конце 70-х арестован, а после выхода на свободу стал ведущей фигурой в грузинском диссидентстве.

1 Корни грузино-осетинского конфликта со взаимоисключающими претензиями сторон на спорные территории уходят вглубь истории. В 1920-х гг. в соответствии с принципами сталинской национально-государственной политики Южная Осетия была выделена в автономную область в составе Грузинской ССР; основная часть осетинского народа при этом осталась в составе Северо-Осетинской Автономной республике, отнесенной к РСФСР.

 

1 Как и в других «горячих точках» советского и постсоветского пространства, конфликт имел глубокие исторические корни. В 1921 г. Абхазия получила статус независимой Советской Социалистической республики, но в том же году была объединена с Грузией в рамках конфедеративного договора. По конституции Абхазии, принятой в 1925 г., республика и в составе Грузии обладала суверенитетом, - ситуация, продолжавшаяся до 1931 г., когда конституционный статус Абхазии был понижен до уровня автономной республики в составе Грузинской ССР. Подспудно развивавшийся конфликт здесь имел тем более взрывоопасный потенциал, что на 1991 г. абхазы в республике составляли всего 18% населения, тогда как грузины – 45%. При этом для Тбилиси это в полном смысле слова «стратегическая территория» - главный транспортный коридор в Россию, половина морского побережья бывшей Грузинской ССР, ее некогда основной курортный и важнейший сельскохозяйственный район.

1 Э.А.Шеварднадзе родился 25 января 1928 года в селе Мамати Ланчхутского района. Грузин. В 1959 г. окончил Кутаисский педагогический институт. С 1946 г. был на комсомольской работе, в 1957- 1961 гг. первый секретарь ЦК ЛКСМ Грузии. С 1964 г. первый заместитель министра, а с 1965 года министр охраны общественного порядка Грузинской ССР; с 1968 н. министр внутренних дел Грузинской ССР. В 1972-1985 гг. - первый секретарь Компартии Грузии. С 1985 г. по январь 1991 г. - министр иностранных дел СССР. С марта 1991 г. по март 1992 г. - президент Советской (Российской) внешнеполитической ассоциации. 10 марта 1992 г. избран Председателем Государственного совета Грузии. 11 октября 1992 г. избран Председателем Верховного Совета Грузии. Председатель Государственного Совета обороны республики, Главнокомандующий Вооруженными Силами Грузии, и.о. министра обороны Грузии с февраля по июнь 1994 г. 5 ноября 1995 г. избран Президентом Грузии. 9 апреля 2000 г. вновь избран Президентом Грузии.

1 Перспективы грузино-абхазского урегулирования до сих пор в высшей степени неясны. Наиболее спорными вопросами здесь остаются: 1) статус Абхазии, который в Тбилиси видят как федеративный, а в Сухуми как конфедеративный и 2) вопрос о грузинских беженцах, возвращение которых, как этот процесс регулируется властями Сухуми, идет крайне медленно, что сохраняет очень высокий уровень напряженности в регионе.

1 Речь идет о четырех базах – остатках Закавказского военного округа: в Вазиани (пригород Тбилиси), Ахалкалаки, Батуми (Аджария) и Гудауты (Абхазия).

 

1 См. А.Г.Здравомыслов. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М.,1999. – С.7-8.

 

1 Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 г. в селе Чемолган Алма-Атинской области в селе крестьянина. Окончил завод – втуз при Карагандинском металлургическом комбинате и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 1960 г. после окончания технического училища – рабочий строительного управления треста «Казметаллургстрой», затем чугунщик разливочных машин, диспетчер, газовщик, В 1962 г. вступил в КПСС. С 1969 г. – заведующий отделом горкома партии, первый секретарь Темиртауского горкома партии, с 1973 г. – секретарь Карагандинского обкома КП Казахстана. В 1979 – 1984 гг. – секретарь ЦК Компартии Казахстана. В 1984 – 1989 гг. – Председатель Совета Министров Казахской ССР. В 1989 – 1991 гг. – первый секретарь ЦК Компартии Казахстана. В апреле 1990 г. на сессии Верховного Совета избран Президентом Казахской ССР. 1 декабря 1991 г. на всенародных выборах избран первым Президентом Республики Казахстан, получив голоса 98,6% избирателей. В декабре 1992 г. защитил диссертацию на тему «Стратегия ресурсосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений» в Российской Академии управления; доктор экономических наук. 10 января 1999 г. вновь избран президентом Казахстана (до 3 декабря 2006 г.).

 

 

1 См. Калиниченко Л.Н., Семенова Н.Н. Экономика Казахстана: крупные проблемы большой страны // Постсоветская Центральная Азия. - М., 1998. - С.66 – 93.

1 Специалисты отмечают, что «на территории сосредоточено около половины запасов меди Содружества, ¾ свинца, более 1/3 – цинка. Здесь также много олова, вольфрама, молибдена и других редких металлов. На долю Казахстана приходится свыше 1/5 железорудных запасов бывшего СССР… Казахстан богат топливно-энергетическими ресурсами. В Карагандинском бассейне запасы угля превышают 50 млрд. т» (Цит. соч. – С. 69).

1 Нынешняя столица Казахстана была основана в XIX в. вскоре после того, как северо-восток страны был колонизован российской империей, и носила название крепости Акмолинск. В 1960-х годах во время освоения здесь целинных земель была переименована в Целиноград.

 

1 Сегодня в ОЭС входят Иран, Пакистан, Турция, Афганистан и шесть республик бывшего СССР - Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан.

1 Ислам Каримов родился 30 января 1938 г. в Самарканде. В 1960 г. окончил Среднеазиатский политехнический институт, а в 1967 г. – Ташкентский институт народного хозяйства. По специальности инженер-механик, экономист; кандидат экономических наук. В 1960-1961 гг. – помощник мастера, технолог завода «Ташсельмаш». В 1961 – 1966 гг. – инженер-конструктур, ведущий инженер Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П.Чкалова. В 1966 – 1983 гг. – сотрудник Госплана Узбекской ССР, первый заместитель его председателя. В 1983 – 1986 гг. – министр финансов Узбекской ССР. В 1986 г. – заместитель Председателя Совета Министров, председатель Госплана Узбекской ССР. С декабря 1986 г. по июнь 1989 г. – первый секретарь Кашкадарьинского обкома Компартии Узбекистана. В 1989 – 1991 гг. – первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана. С марта 1990 г. – одновременно Президент Узбекской ССР (избран на сессии Верховного Совета). С ноября 1990 г. по январь 1992 г. – одновременно Председатель Кабинета Министров. 29 декабря 1991 г. на всенародных выборах избран Президентом Республики Узбекистан. 9 января 2000 г. вновь избран президентом страны.

 

1 Гафарлы М.С., Расс В.Ф. Узбекистан. Сохранение доминирующих позиций государства в экономике// Постсоветская Центральная Азия. Потери и обретения. - М., 1998. - С.137.

 

1 Махалли являет собой исторически сложившуюся форму самого нижнего звена местного самоуправления, организующую жизнь на уровне поселения. В соответствии с принципами «демократического светского государства» местное самоуправление в Узбекистане не было подчинено исполнительной власти, а получило официальный статус, административные органы при этом не вправе вмешиваться в решения этого звена управления.

2 Об этом см. Петров Н.И. Узбекистан. Политическая стабильность в условиях командно-административного режима // Постсоветская Центральная Азия. Потери и обретения. - М., 1998. - С.94 - 121.

1 См. Затулин К., Грозин А., Хлюпин В. Национальная безопасность Казахстана. Проблемы и перспективы. - М., 1998 г.

1 Этнические узбеки составляют 9% населения Туркменистана, 13 – Кыргызстана, 24 – Таджикистана и 2% Казахстана.

 

1 Аскар Акаевич Акаев родился 10 ноября 1944 года в киргизском селе Кызыл-Байрак. В 1968 г. с отличием окончил Ленинградский институт точной механики и оптики. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1972 – 1973 гг. работал преподавателем Фрунзенского политехнического института. В 1973 – 1976 гг. - младший, затем старший научный сотрудник, старший преподаватель Ленинградского института точной механики и оптики. В 1980 году защитил докторскую диссертацию в Московском инженерно-физическом институте. В 1984 г. избран действительным членом Академии наук Киргизии, в 1987 г. - вице-президентом АН Киргизии; с 1989 по 1990 г. был президентом Академии наук Киргизии. Имеет более 80 научных трудов. В 1990-1991 гг. - член ЦК КПСС. 24 декабря 1995 г. избран президентом на второй срок. В июле 1998 г. Конституционный суд принял решение о предоставлении Акаеву права участвовать в очередных президентских выборах. 29 октября 2000 г., одержав победу уже в первом туре (74,39% голосов), он вновь стал главой государства на ближайшие пять лет. В октябре 2000 г. А.Акаев <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: