Всевышний Аллах говорит в Коране: «Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся до назначенного срока. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий». (35:13-14)
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение». (46:5-6)
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле». (35:22)
Комментируя этот аят ханафитский ученый ат-Тафтазани (792 г/х) сказал: «В этом аяте Всевышний сравнил неверующих с мертвыми. И нет никаких разногласий в том, что мертвый не слышит». Источник: «Шарх уль-Макасид» 5/116 ».
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Отвечают только те, кто слышит. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему». (6:36).
Как видно из этого аята, Всевышний выделил две категории людей:
1 Те, кто слышит.
2 Мертвые.
И если бы мертвые были из тех, кто слышит, то это деление было бы неправильным.
Поэтому один из ученых ханафитского мазхаба Аль-Джанжухи (1323 г/х), комментируя этот аят, сказал: «Здесь Всевышний сравнил неверующих с мертвыми в том, что они не слышат. Отсюда мы понимаем, что мертвые не слышат, а иначе сравнение было бы неправильным».
|
Источник: «аль-Каукаб ад-Дуррий» с. 319.
И это является известной основой, что мёртвые не слышат, исключением из этого являются лишь некоторые ситуации и исключения, о которых упомянуто в достоверной Сунне. И в этом вопросе есть небольшое разногласие у ученых, но у них нет разногласия, что слух мертвого не выходит за обычные человеческие рамки, то есть если мертвый и слышит, то только лишь то, что рядом с ним. Подобно тому, как слышит покойник топот ног, уходящих с его могилы людей, после погребения.
И в любом случае нет в этом вопросе пути для многобожников для их ширка, так как если даже мертвый и услышит их (будучи погребенным под слоем земли), то ведь обращаться к нему с мольбами запрещено, и он не может ничем помочь, и сам нуждается в мольбах за него.
Мертвые в своих могилах, после допроса ангелов, пребывают либо в наслаждении либо в наказании (указание на это пришло в многочисленных хадисах), и они отделены от этого мира и не ведают о делах этого мира и не могут ни чем помочь его обитателям.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «В тот день Мы соберем их вместе, а потом скажем многобожникам: «Оставайтесь на своих местах вместе со своими сотоварищами». Потом Мы разделим их, и сотоварищи скажут им: «Вы вовсе не поклонялись нам. Довольно того, что Аллах является Свидетелем между нами и вами. МЫНЕ ВЕДАЛИ О ВАШЕМ ПОКЛОНЕНИИ ». (10:28-29).
И даже лучшие из числа пророков Аллаха Мухаммад и Иса да благословит их Аллах и приветствует не знают что происходит в этом мире после их смерти и отделены от этого мира преградой.
|
Ибн ‘Аббас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) обратившийся к нам с увещанием, сказал: «О, люди, поистине, будете вы собраны к Аллаху Всевышнему босыми, нагими и необрезанными, ибо Аллах Всевышний сказал: «… как создали Мы всё в первый раз, так и повторим это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем (обещанное)!» (Пророки, 104). И первым из сотворённых, кого в День воскрешения покроют одеждой, будет Ибрахим (мир ему), а потом приведут некоторых людей из общины моей и повлекут их налево (к Аду), и тогда я скажу: «О, Господь, это - мои сподвижники!», - а мне будет сказано: «Поистине, НЕ ЗНАЕШЬ ТЫ, КАКИЕ НОВШЕСТВА ВВЕЛИ ОНИ ПОСЛЕ ТЕБЯ!» И тогда я скажу то, что раньше сказал праведный раб (пророк ‘Иса): « И Я БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ О НИХ, пока НАХОДИЛСЯ СРЕДИ НИХ, а после того, как Ты УПОКОИЛ МЕНЯ, Ты Сам НАБЛЮДАЛ ЗА НИМИ, Ты - всему Свидетель. Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они - рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!» (Трапеза, 117-118). И тогда мне будет сказано: «Поистине, не прекращали они отступаться с тех пор, как ты с ними расстался!» (аль-Бухари 4625, Муслим 2860.)
И если таково положение пророков, то каково же положение тех, кто намного меньше их по своему положению, к кому взывают и обращаются с мольбами разные заблудшие невежды многобожники?
Всевышний Аллах говорит в Коране: «К Нему обращен призыв (зов) истины. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести ее ко рту, но не может этого сделать. Воистину, мольба неверующих является всего лишь заблуждением». (13:14).
|
Али ибн Абу Талиб сказал: «Это пример того, кто протягивает руку с края в глубокий колодец, чтобы достать воды, но он не сможет достать воды рукой никогда, тем более, как же он достанет её ртом?»
Муджахид сказал: (كَبَـسِطِ كَفَّيْهِ) «Как простирающий свои ладони» – т.е. призывает воду языком и указывает на неё рукой, но она никогда не придёт к нему.
Смысл этого аята в том, что подобно тем, кто сжимает воду в кулак или тянется к ней издалека, не сможет воспользоваться ею, если не поднесёт её ко рту – месту принятия питья, также и те, кто поклоняется кому-то помимо Аллаха, они не получат от них пользу ни в этом мире, ни в мире вечном. Именно об этом Аллах сказал: (وَمَا دُعَآءُ الْكَـفِرِينَ إِلاَّ فِى ضَلَـلٍ) «Ведь молитва неверных - только в заблуждении». (тафсир ибн Касир)