Всевышний Аллах говорит в Коране: Скажи: «Призовите тех, кого вы считали (достойными поклонения) наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. (34:22-23)
Ибн Теймия сказал: «Аллах отверг всё то, на что надеются многобожники. Он отверг владение собственностью или долей её кем-либо, кроме Него, и отверг наличие у Него помощников. Таким образом, остаётся только заступничество, однако оно возможно только для того, кому Он это дозволит».
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (2:255)
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» (53:26)
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены»». (39:44)
Сказал шейх Салих Аль Шейх: «Из первого аята видно, что условием заступничества является позволение Всевышнего Аллаха. Никто не сможет заступиться, если не дозволит Всевышний Аллах. Не сможет заступиться без дозволения Аллаха ни пророк, ни ангел, ни приближенный, так как заступничеством владеет Всевышний Аллах. А второе условие: довольство Всевышнего Аллаха заступником и тем, за кого заступаются. В этом указание на то, что никто не владеет заступничеством, как полагали многобожники, надеясь, что их божества смогут заступиться за них перед Аллахом.
|
Многобожники до прихода пророка (мир ему и благословение Аллаха) были убеждены в том, что если они попросили у своего божества заступничества, то это божество обязательно за них заступится. Они думали, что если посвятить мертвому поклонение и попросить у него заступничества, то он обязательно будет заступаться и Всевышний Аллах не отвергнет такое заступничество. Однако в аятах указание на несостоятельность таких воззрений.
Если доказано, что заступничеством владеет только Всевышний Аллах и Он позволит заступаться только если доволен обоими, то как после этого связывать свое сердце с творениями? Необходимо связывать свое сердце с тем, кто владеет этим заступничеством. Мы знаем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязательно будет заступаться, однако у кого просить этого заступничества? Просить надо у Всевышнего Аллаха. Мы должны говорить: «О Аллах! Сделай так, чтобы Твой пророк за нас заступился». Потому что только Всевышний Аллах дозволит и внушит пророку (мир ему и благословение Аллаха) заступаться за такого-то и такого-то».
(См. «шарх Китабу таухид»).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал, что в день Суда он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему и не начиная с заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, ходатайствуй, и твое заступничество будет принято». (аль-Бухари 6:264, 265, 8:300, Муслим 194. Это часть хадиса, получившего название «Хадис о заступничестве»).
|
Сообщается также со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У всех пророков была мольба, которая непременно должна приняться, и каждый пророк поторопился со своей мольбой, а я приберёг свою мольбу ради заступничества за мою общину в День Воскрешения. И она будет принята, если пожелает Аллах, в отношении тех людей из моей общины, которые не поклонялись иным божествам наряду с Аллахом » Аль-Бухари (6304) и Муслим (199).
В этом хадисе указывается на то, посредством каких причин можно добиться шафа`ата (заступничества), а это поклонение лишь одному Аллаху и никому наряду с Ним, то есть шафа`ат привязан к чистому единобожию, как заступающегося так и того за кого заступаются. И запрещено это для каждого многобожника.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый позволит и чьими речами Он будет доволен». (20:109)
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним». (21:28)
Для чего в таком случае Всевышний Аллах установил Заступничество?
Заступничество это проявление Милости и Мудрости Аллаха, к тем, кто заступается, и к тем за кого будут заступаться. Для заступника это оказание почёта и выявление его высокого положения среди людей, а для того за кого заступаются это милость прощения и избавления от наказания. И заступничеством целиком владеет Аллах, поэтому просить заступничество у творений это приписывание им того чем владеет только Аллах.