• Сюжетная игра
• Исследовательская деятельность
• Рассказ
• Рассматривание
• Интегрированная деятельность
• Беседа
• Наблюдения
• Развивающая игра
• Экскурсии
• Игра – экспериментирования
• Ситуативный разговор
• Проблемная ситуация
• Конструирование
• Проектная деятельность
• Создание коллекций
Формирование элементарных математических представлений
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи ФЭМП
1) Формировать представление о числе.
2) Формировать геометрические представления.
3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях ).
4) Развивать сенсорные возможности.
5) Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин
6) Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин.
7) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления.
Направления работы по формированию элементарных математических представлений
· Количество и счет
· Величина
· Форма
· Число и цифра ориентировка во времени
· Ориентировка в пространстве
Формы работы по формированию элементарных математических представлений
|
1) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы).
2) Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы).
3) Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы ).
Задачи ознакомления дошкольников с социальным миром:
1) Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода.
2) Сформировать у ребенка представлений о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей.
3) На основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям.
Формы организации образовательной деятельности
- Познавательные эвристические беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Изобразительная и конструктивная деятельность.
- Экспериментирование и опыты.
- Музыка.
- Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные).
- Наблюдения.
- Трудовая деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Индивидуальные беседы.
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром
- Методы, повышающие познавательную активность:
· Элементарный анализ
· Сравнение по контрасту и подобию, сходству
· Группировка и классификация
· Моделирование и конструирование
· Ответы на вопросы детей
· Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
- Методы, вызывающие эмоциональную активность:
· Воображаемая ситуация
|
· Придумывание сказок
· Игры - драматизации
· Сюрпризные моменты и элементы новизны
· Юмор и шутка
· Сочетание разнообразных средств на одном занятии
- Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
· Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
· Перспективное планирование
· Перспектива, направленная на последующую деятельность
· Беседа
- Методы коррекции и уточнения детских представлений:
· Повторение
· Наблюдение
· Экспериментирование
· Создание проблемных ситуаций
· Беседа.
Детское экспериментирование
Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников
1. Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания как нахождение способа действия.
2. Опыты:
- Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью)
- Кратковременные и долгосрочные
- Опыт-доказательство и опыт-исследование
Ребенок и мир природы
Содержание образования:
- Живая природа:
· Растения
· Грибы
· Животные
· Человек
- Неживая природа
· Вода
· Почва
· Воздух.
Законы природы: