Ещё в древности возник спор о том, как появились те или иные слова. Античные философы не признавали теорию божественного происхождения языка. В Древней Греции одни лингвисты предполагали, что имена даются предметам «по соглашению», другие – что каждая вещь получает наименование в зависимости от своих свойств, то есть слово выражает сущность этой вещи [45; 3]. Противоположной точки зрения придерживался философ-идеалист Платон. Он считал, что «правильный язык может существовать только в идее» [44, с.11]. Теория Платона заключается также в том, что «в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. Так вот, «быстрые» предметы получают имена, включающие «быстрые» звуки; «тонким» предметам подойдут имена с тонким звучанием (…) и т.п.» [45, с.6-7]. Если исходить из теории Платона, то не только каждое слово обладает значением, но и каждый звук. Звуковую сторону языка изучает фонетика. Возникновение интереса к исследованию звуков относится к XVII веку. Оно было обусловлено потребностью обучения глухонемых. С лингвистических позиций учение о звуках было впервые представлено в работе Э. Зиверса и И. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie» в 1872 году. В российской лингвистике большую роль в становлении фонетики как науки сыграли работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учеников В. А. Богородицкого и Л. В. Щербы. Большое значение имели работы А. И. Томсона.
В современном языкознании утвердилось мнение о том, что единицы низшего, фонетического уровня языка значением не обладают. Учёные различают лексическое и грамматическое значение. Однако А.П.Журавлёв, придерживаясь теории Платона, считает, что «если понимать содержательность языковой формы как символическое значение, то возникает возможность считать символику звуков речи значимостью фонетической формы, или фонетическим значением» [24, с.31].
Связь звуков с их значением изучает фоносемантика. Фоносемантика как самостоятельная дисциплина опирается на фонетику (по плану выражения), семантику (по плану содержания) и лексикологию (по совокупности этих планов). Объектом изучения фоносемантики является звукоизобразительная система языка[7, с.15]. В истории русского языкознания первые упоминания о фоносемантике были зафиксированы в начале 70-х годов ХХ века. Велик вклад таких учёных, как А.П.Журавлёв [23,24], С.В.Воронин [7], Г.Н.Иванова-Лукьянова [29], С.В.Ильясова [30, 31] и нек. др. В 1982 свет увидела монография С.В.Воронина «Основы фоносемантики» [7], где автор впервые в отечественном языкознании выделяет фоносемантику как самостоятельную дисциплину. Объектом науки автором названа звукоизобразительная система языка, а предметом – звукоизобразительная система языка в пантопохронии. «Термином «пантопохрония» («пантопия» + «пахрония») мы обозначаем совокупность двух подходов к рассмотрению языковых явлений вообще и явления ЗИ (звукоизобразительности, - прим.автора) в частности – подхода с позиций «топических», т.е. пространственных, и подхода с позиций «хронических», т.е. временных» [7, с.21]. Целью дисциплины является изучение фоносемантической системы. А.П.Журавлёв в книге «Фонетическое значение» [24] разработал 25 шкал, по которым можно высчитать значение любого звука:
хороший - плохой,
большой - маленький,
нежный - грубый,
женственный - мужественный,
светлый - тёмный,
активный - пассивный
простой - сложный,
сильный - слабый,
горячий - холодный,
быстрый - медленный,
красивый - отталкивающий,
гладкий - шероховатый,
лёгкий - тяжёлый,
весёлый - грустный,
безопасный - страшный,
величественный - низменный,
яркий - тусклый,
округлый - угловатый,
радостный - печальный,
громкий - тихий,
длинный - короткий,
храбрый - трусливый,
добрый - злой,
могучий - хилый,
подвижный - медлительный [24, с.46-49]
Каждому звуку в русском языке присуща своя оценка по данной шкале. Характеристикой фонетического значения слова будет совокупность признаков, по которым слово получило оценки с коэффициентом (К), выходящим за рамки нейтральной зоны. При этом мы ориентируемся на цифровую линейку:
Следовательно, значимым является признак с коэффициентом меньше (равным) 2,5 и больше (равным) 3,5. В случае, когда К ≤ 2,5, для характеристики значения звука(слова) выбирается первый из антонимов в шкале, если К ≥ 3,5 – второй. При исследовании семантики звуков в стихотворениях Д.Хармса мы будем использовать данную шкалу.