Возникновение физических упражнений




Возникновение физических упражнений уходит корнями в ла-гекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетво­рением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в ппше, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.

По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли вая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, чело­веку приходилось совершенствовать свои психофизические каче­ства: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Охота и другие жизненно важные занятия требовали сноровки, умения выполнять определенные действия. Перед тем, как идти на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться. Он наносил по изображению улары или стрелял по нему из лука. Это был своеобразный тре-нин!. благодаря которому он приобретал волевой настрой и необ­ходимые навыки.

Человек всегда стремился к движению, оптимизации двигатель­ной активности. Страх перед мистическими, непознанными явле­ниями природы способствовал возникновению различных рели­гиозных обрядов, сопровождаемых культовыми танцами, пляска­ми, играми.

* многих первобытных народов существовал обряд с своего рода педагогической направленностью — это обряд инициации (посвя­щения), связанный с переходом юноши или девушки в возраст­ной класс мужчин и женщин. Готовясь к инициации, молодые

111 тренировались, закалялись, участвовали в охоте, соблюдали строгую дисциплину.

соГ М образом' возникновению физических упражнений спо-твовали тРУД°вые процессы, охота, религиозные обряды, ини-

pi 0J1'1U"'-Ce об использовании гигиенических факторов, естественных сил Возраста' " ра6оте с детьми см-: "Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного специальный курс, читаемый в педагогических вузах.


циации и многие другие события и процессы, происходящие в обществе.

С развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые за-J тем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.). Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта, ловишки и др.). Постепенно появляются и спортивные игры: баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.

Развитие и создание физических упражнений не прекращается. В настоящее время создаются новые системы развития двигателм ной активности ребенка, направленные на его дальнейшее физи­ческое развитие.

Определение физических упражнений

Физические упражнения — основное средство физического вос­питания. Они используются для решения комплекса оздорови­тельных и воспитательных задач, всестороннего развития лично­сти ребенка.

Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состо­яния организма.

Термин «упражнение» в теории и практике физического вос­питания имеет два значения. Им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспита­ния. а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принци­пами. Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и разли-j чия между ними. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором — как, какими методами осу­ществляется это воздействие. Чтобы четко разграничит!, эти зна­чения. необходимо внести терминологическое уточнение: в пер­вом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором — термином «метод (или методики) уп­ражнения».

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообраз­ны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструмен-


игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объ-ах' ниЫх в целостные действия, проявляется в активном отно-»fflH к жизни. «Все бесконечное разнообразие внешнего прояв-10е, розговой деятельности, — писал И.М.Сеченов, — сводит-' оКОнчательно к одному лишь явлению — мышечному движе­нию» 118. с.71]. u

Двигательные действия способствуют удовлетворению потреб­ности ребенка в движении и одновременно развивают его.

^ физическим упражнениям относятся только те виды двига­тельных действий, которые направлены на реализацию задач фи­зического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличи­тельным признаком физических упражнений является соответствие >рмы и содержания сущности физического воспитания, зако-:рностям, по которым оно происходит. Например, если в це­лях физического воспитания используются ходьба, бег, метание, 1ние и т.д., то они приобретают значение средства физичес­кого воспитания, им придаются рациональные формы, оправдан­ные целью их использования. Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам. Физические упражнения не отожде-стачяются и не могут быть подменены определенными трудовы­ми, бытовыми действиями.

Количество используемых в физическом воспитании физичес­ких упражнений достаточно большое и разнообразное. Они отли­чаются друг от друга по форме и содержанию, что при вы­боре физических упражнений учитывает педагог.

Содержание и форма физических упражнений

Содержание физического упражнения составляют входящие в него Двигательные действия и процессы, которые происходят в функ­циональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматри­ваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и ДРУГИХ аспектах.

R психофизиологическом аспекте физические упражнения рас­сматриваются как произвольные движения, которые, по выраже-«Г° М-Сеченова, «управляются умом и волен» (в отличие от

^вольных», безусловно, рефлекторных движений). н Исполнение физических упражнений предполагает сознатель-Кон УСТаиовкУ на достижение результата действия. Он соответствует гСлТСретным задачам физического воспитания, при этом значи-Пр Но акТ11 визируются мыслительные процессы, двигательные Ктавления, память, внимание, воображение и т.д.


 




Результативность физических упражнений зависит oi предай дения результатов, выбора способов выполнения движении.

Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосм диетой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых уси лий, развивают эмоиии. сенсомоторные функции.

Понимание педагогом содержания физических упражнении по­зволяет определить их значение в реализации образовательных воспитательных и оздоровительных задач (формирование тельных умений и навыков, развитие психофизических качеств).

Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется вза­имосвязью различных процессов в организме во время выполни КИЯ упражнения.

Внешняя структура — это видимая форма, которая харак: зуется соотношением пространственных, временных, динамиче­ских параметров движения. Содержание и форма физических уп­ражнений взаимосвязаны.

Техника физических упражнений

Техника физических упражнений — это способ выполнение движения, с помощью которого решается двигательная задача. На­пример, выполнять бег можно с разной скоростью, разными спо­собами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной впе­ред и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результатии ность использования его в различных жизненных ситуациях.

Техника физических упражнений совершенствуется под воздай ствием систематических тренировок. Критерием оценки эффектил ности техники движения являются качественные и количествен-) ные результаты выполнения двигательной задачи. Совершен ванию техники движения способствует применение спортивной» инвентаря, учет биомеханических закономерностей.

В технике физических упражнений выделяют основу, определя­ющее звено и детали,

Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементом основ техники приводит к невозможности выполнения упражнений

Определяющее звено техники — наиболее важная и решаюШЗЯ часть данного движения (например: для прыжка в длину с места -| это будет отталкивание двумя ногами).

Детали техники — второстепенные особенности упражнения,-которые могут изменяться, не нарушая техники. Они завис индивидуальных морфологических и функциональных особенно"! стей человека и условий, в которых упражнение выполняется^


П hi анализе техники физических упражнений во внимание при-«тся ряд признаков, характеризующих рациональное выпол-нение движения

В методике физического воспитания важное место отводится,еМатическим характеристикам двигательных действий. К к ним относятся пространственные, пространственно-врсмен-'.е цременные и ритмические характеристики.

Пространственная характеристика двигательных действий

Движения человек выполняет в пространстве. К пространствен­ным характеристикам относятся: исходное положение и положе­на и его частей во время выполнения упражнения, траекто­рия движения.

Исходное положение — выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимо­действующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняю­щий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение.

Принятое исходное положение создает наиболее выгодные ус­ловия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исход­ного положения в теле или отдельных его частях наблюдается ста­тическое напряжение. Некоторые исходные положения и стати­ческие позы имеют самостоятельное значение, например стойка "еммрно».

В работе с детьми используются разнообразные исходные по­ложения: для ног — ноги вместе; на ширине плеч или слегка Расставлены и т.д.; для рук — руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

'раектория движения — путь движущейся части тела или пред-

ета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.

траектории выделяют: форму, направление и амплитуду дви­жения.

ны °ТУ>орме траектории бывают прямолинейные и криволиней­на ' 'Рямодинейные движения применяются, когда требуется раз-пут Т)' Па11б°льшую скорость какой-либо частью тела на коротком (УДар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не


 




требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодп.] ления инерции тела, поэтому они используются чаше. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больще тем форма проше, например, движения руки разнообразнее ноги.

Направление движения. Направление движущихся частей тела вли­яет на эффективность воздействия физических упражнении, вья полнение двигательной задачи.

Направление движения определяется по отношению к собствен­ному телу. Их принято называть парно-противоположной гермм нологией — «вверх—вниз, вперед—назад, вправо —влево».

Направление сгибательных движений определяют по плоско­стям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, впм ред, вправо—влево; для движений в линейной плоскости: накло­ны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в го­ризонтальной плоскости: например, повороты направо, напева 11 pi гменяются также промежуточные направления (например, впол­оборота налево и др.).

Амплитуда движения — величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линей-] ними мерами (длина шага) и условными обозначениями (полу­приседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).

Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эла-3 стичности связок и мыши. Подвижность сочленения, которая до-' стигается сокращением мышц, называют активной. Подвиж­ность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше актив­ной. В жизни и в практике физического воспитания максималь­ная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требует­ся добавочная затрата мышечных усилий, направленных на пре­дельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышТШ и связки.

Пространственно-временные характеристики

Скорость движения определяется отношением величины i ны) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному Щ это времени. При выполнении физических упражнений различай! скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если вре*~


hie характеристики не будут соответствовать требованиям дви-

,ной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет

пнено. Oi степени своевременности и согласованности всех

За«жений во времени в составе сложного двигательного действия

пси г возможность его выполнения и конечная эффективность.

В процессе физического воспитания ребенка необходимо учи i ь

«ппавлять скоростью движении: выдерживать заданную скорость

вивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.

Временные характеристики

К временным характеристикам относится длительность выпол­нения упражнений и его отдельных элементов, отдельных стати­ческих положений и темп движения.

Каждое упражнение выполняется в течение определенного вре­мени и в определенной временной последовательности. По дли­тельности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.

Ьольшое значение имеет темп движений — количество дви­жении в единицу времени или частота повторения циклов движе­нии. Изменение темпа движений приводит к увеличению пли умень­шению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выпол­няют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д.

Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

Ритмическая характеристика

Ритм — одно из условий жизни, он проявляется во всем, фор­мируй цикличность. Каждое движение совершается в определен­ном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени силь­ных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. • очное чередование мышечного напряжения и расслабления яв­ляется показателем правильности выполнения физического упраж­нения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ос-ову ритма составляет закономерное расчленение временной по-ледовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал из­вестный психолог Б.М.Теплов.

Ж.Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образо-

^ н"" и Развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каж-

и Ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические дви-


 
 

 

жения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через скД кадку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физи­ческими упражнениями можно изменить соотношение длительно-' сти активных и пассивных частей движения.

Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двигД тельной задачи. Ритмические движения выполняются легко и дли! тельное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики движении

В теории физического воспитания широко используются коли­чественные характеристики движений. Однако не менее важны и-качественные их характеристики. Они представляют собой комгн леке частичных признаков в их единстве. Качественные характер™ сгаки многообразны, тем не менее некоторые из них можно выдя лить. Так, понятие «точность движения» включает пространствен^ ные, временные и силовые характеристики.

Точность движения — это степень соответствия требованиям дви­гательной задачи, которая будет выполнена, если движение соотч ветствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимым затратами энергии.

Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выра-! женной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодоле-ваются значительные сопротивления.

Плавные движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедле­нием, с закрепленными траекториями при изменении направлен ния движений. Плавные движения характерны для художествен­ной гимнастики.

Выразительность движения — выражение психического состоя­ния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным ом ражением замысла*, мимики, экспрессии и т.д.

Воспитание выразительности движений имеет огромное значе­ние, поскольку обеспечивает:

— управление психическими процессами;

— установление связи между внутренними переживаниями к| внешними проявлениями;

— развитие психики, психофизических качеств;

— развитие отделов коры головного мозга;

— гармонизацию личности и т.д.


оожными средствами формирования выразительности движе-i 1ЯЮТСЯ имитационные упражнения и сюжетные подвиж­ные игры.

Контрольные вопросы и задания

1 Назовите цель физического воспитания. -1 \: чем состоят задачи физического воспитания ребенка? 3 Перечислите средства физического воспитания. [айте характеристику физических упражнении.

5. Определите следующие понятия: форма, содержание, техника фи-

даческих упражнений.

6. Дайте характеристики физических упражнений: пространственную,

временi!уго, piггмическую.


Часть вторая

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО 1

ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава I

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

2.1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм но­ворожденного характеризуется широко варьированными физио­логическими особенностями. Физиологический принцип класси­фикации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по при­знакам физиологической зрелости или незрелости обоснован про­фессором И.А.Аршавским. Исследования позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответ­ствуют его календарному возрасту и тем специфическим услови­ям, с которыми он должен взаимодействовать [19, с.71.

Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослабле­нием их интенсивности по сравнению с физиологически зрелы! новорожденным.

Сразу же после рождения младенец подвергается резкому холе! довому воздействию со значительным перепадом температур. Лю­бопытно, что при этом у новорожденного теплоотдача не только не снижается, но и существенно повышается. Это проявляется рас­ширением сосудов кожи (вазодиляптацией) и тем самым увеличе­нием кровотока в ней. На сниженную температуру среды новорож­денный реагирует потоотделением, которое является средством повышения теплоотдачи. После рождения ребенок приобр специфическую позу. Она выражается согнутым положением го­ловки по отношению к туловищу, сложенными в локтях руч1 сжатыми в кулачки пальцами (большой палец внутри), согнутым!


ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Все В каи"1СИИя свидетельствуют о сгибательной гипертонии, которая бствует повышению уровня теплопродукции и уменьшению CSnSi поверхности теплоотдачи.

г первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь разви--щределяющими факторами которого являются окружающая па и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с нения к ребенку как индивиду. Следует отметить, что человечес-мндпвилуальность не только формируется в детстве, но уже су-К ествует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности опре-еляю'тся особенностями нервной системы, врожденными и уна-гпеаованными, возрастными и приобретенными. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играют свойства нервной систе­мы Возрастная эволюция мозга ребенка — СЛОЖНЫЙ и многосто­ронний процесс. Л. С Выготский писал, что развитие ребенка — еди­ный, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс. Понимание механизмов созревающей нервной системы дает воз­можность понять механизмы нервной деятельности. Согласно Л.О.Бадаляиу, он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в переработке их в нервные импульсы; пере-даче импульсов в центры головного мозга, где они анализируют­ся; в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помошп рабочих органов.

В этом состою принцип рефлекса как основной формы нервной деятельности. Рефлексы варьируются от простого сокращения мыш­цы до появления комплекса общего оживления у грудного ребенка при виде липа матери [20, с. 34].

Анализируя принципиальную схему рефлекса, можно просле­дить индивидуальные особенности нервной системы, так как один и тот же раздражитель разные дети воспринимают неодинаково.

Особенности нервной системы отражаются на процессе разви-Г||;| Совокупность индивидуальных особенностей ребенка состав­ляет «биологический каркас личности», который не только обра­стает в процессе воспитания социальными навыками, по и под­вергается изменениям [20, с. 34].

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влия-

'Казывает становление двигательных функций. Их созревание

"о с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие

2~?|сходит на базе дистантных рецепторов — зрения и слуха, а

* же тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль

^ИхоФизическом развитии ребенка. Зуе ПеР|!Ь1е полгода жизни развитие движений ребенка характсри-зате Я.ВЬ|раженностью безусловных рефлексов, на базе которых Формируются условно-рефлекторные связи, совершенству-


 




ющиеся в течение всей жизни. Н. И. Касаткин отмечал, ч только у цыпленка все просто: вылупился из яйца — и поб тогда как путь становления жизненно важных движений ре довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшц собы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволк! иионном ряду стоит животное, тем дольше у него продолл период детства.

При рождении у человека «автоматических» действий меньше чем у животных, зато ему свойственна наибольшая способа обучению. Специфика мозга человека состоит в пеогранич возможности усвоения новых знаний, наибольшей воспрщ вости не к биологической наследственности, а к «социальном! унаследованию», т.е. к усвоению различного рода социальных тра'. линии.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зре­лых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего это хватательный рефлекс (так, например, новорожденно! ватпвшегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка спо­собна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вы­зывается штриховым раздражением поверхности кожи внутренне^ го края подошвы, характеризуется разгибанием большою палый! и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как реф­лекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливани пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной актив­ности. сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательиый ре сы. Они постепенно свертываются и вновь формируются пол воз­действием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочно­го, оборонительного, защитного.

С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный ховой и т.п.).

Длительное применение каких-либо внешних раздражи к определенной последовательности способствует образованию цело*! стной системы ответных реакций —динами ч ее ком у стерео­типу.

Формирование условных рефлексов у ребенка проис взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Центр&чьная нервная система ребенка хранит в себе следы яЛЩ тельной эволюции животного мира. Так, регуляция раб' па. почек и других внутренних органов, автоматические реакШЧ


«плевые, температурные раздражители осуществляются при-"'' «о теми же нервными центрами, что и у многих животных. Но МСР-'тавнен11Ю лаже с высшими млекопитающими у человека чре }-я°айно развита кора больших полушарий, особенно ее лобные

В нервной системе ребенка одни группы центров, эволюцион-

более древние, исполняют относительно примитивные функ-що.пошюнно более новые центры объединяют различные си-11 организма и выполняют многоплановые сложные действия. Так иентр спинного мозга регулирует работу органов в пределах хдезьных участков сегментов тела. Центры продолговатого мозга управляют дыханием и сердечной деятельностью. Центры среднего мозга осуществляют комплексную реакцию всего организма в от­вет на зрительные и слуховые раздражители. В области промежу­точного мозга и в подкорковых узлах происходит интегрирование всех сигналов из внешней и внутренней среды. Как показывают эксперименты, здесь формируется эмоциональное состояние — чувство страха, напряженности, радости, агрессивности. Физио­логи доказали наличие в подкорковых центрах участков, раздра­жение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий. С одной стороны, она без этих структур не может функ­ционировать, а с другой — сопоставляет полученные от них сиг­налы с индивидуальным опытом и руководит активизацией пли торможением отдельных нервных центров.

Таким образом, функции коры головного мозга — это способ­ность тонко аншшзировать обстановку, приобретать и, в случае необходимости, использовать индивидуальный опыт. Одни реак­ции жестко запрограммированы в нервной системе и запускаются как автоматическая последовательность действий, другие — непо­стоянны и видоизменяются в процессе своей реализации.

При правильном воспитании у ребенка можно выработать мно­жество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирова­ние на окружающие внешние условия, повышает работоспособность "еРвных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, е*едненных физических упражнений после дневного сна, органи-л'""я С;|мостоятельной двигательной деятельности формируют сте­нотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то время. У ребенка складываются определенные двигательные о еГ""'' — последовательность выработанных действий, которые пооЖаЮТси на повеДении- Становление и изменение паттернов бен"СХ°ДИТ в зависимосот возраста, окружающей среды, осо-остей его развития. Тренировку нервной системы младенца


 




необходимо осуществлять с учетом выработанных стереотипов, пиная у него потребность сознательно реагировать на окружают»

По мерс развития нервной системы у ребенка появляются сЯ гические и динамические функции равновесия. Возникновение„ упрочение этих функций зависит и определяется как внешним» так и внутренними факторами. По утверждению И.М.Сеченов-,' все произвольные движения у ребенка формируются пол влняниЗ ем социальных условий. Как литя природы ребенок не нуждаетЗ даже в прямохождеиии. Лишь как социальное существо он начина ет выполнять жизненно важные движения, которые совершенств™ ются в процессе воспитания и обучения.

На становление навыков движения огромное влияние оказыва­ет состояние органов чувств, с помощью которых воспринимается окружающая среда. Следует отметить, что к моменту рождения орга„| ны чувств ребенка развиты больше, чем движения.

В исследованиях М.Ю.Кистяковской выявилась определенная последовательность образования связей между двигательным и лру-гими анализаторами. Длительное развитие двш ателыюго анализа тора у ребенка влияет на становление двигательных функций, ко­торые развиваются на базе дистантных рецепторов, способных вос*| принимать раздражители на расстоянии. Это прежде всего системы] зрения, слуха и другие анализаторные системы.

Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между ки­нетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в под­нимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возра­сте возможно образование связи между кинестетическим анализа тором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Поз­же устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании рукн нал лицом и ее рас­сматривании. В возрасте 3,5 — 5 месяцев у малыша появляются бо*| лее сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захвати вает ее.

Образование межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем, формированию своеобразной иерархии нервных центров с очень сложными отношениями Co-подчиненности. Многие двигательные акты дублируются на рЗЩ ных уровнях. Это создает высокую надежность осуществления ИЩ выков движения и в то же время способность видоизменять способ действия при внезапно меняющихся условиях.

Л.О.Бадалян, Н.Миронов, изучая физиологию двигательное» акта, установили, что самым низким уровнем регуляции двнЖЧ


бладает сегментный аппарат спинного мозга. Клетки каждого связаны со строго определенной группой мышц и регу-cClNK' ' х деятельность. Двигательные нервные клетки постоянно нот информацию от мышечных клеток рецепторов и сухо-ий Сегментные аппараты находятся под контролем целой сп-*"/",, двигательных центров головного мозга. Собирая информа-cTl" от органов чувств всего тела, они решают сложные двига-пьные |<чдачи, требующие участия многих мышечных групп. Од­ой из таких систем является экстрапира м и л н а я система. иней хранится набор сложнейших двигательных реакций, обеспе-, иваюших регуляцию позы, осуществление важных двигательных актов. Хотя у человека экстрапирамидная система редко проявляет себя в «чистом виде», однако она играет существенную роль в об­щей организации моторики. Такие характеристики движений, как плавность, грациозность, ловкость, эмоциональная выразитель­ность во многом зависят от особенностей экстрапирамидной си­стемы. Функции ее отчетливо выражаются вдетском возрасте, когда высшие корковые моторные центры еще не окончательно сфор­мированы. По мнению Л.О. Бадаляна и Н.Миронова, именно лю­бовь большинства детей к шумным подвижным играм объясняется особенностью развития экстрапирамидной системы. Дети любят убегать, догонять, прятаться, увертываться; выполнять ритмичес­кие движения, подпрыгивать, прихлопывать, раскачиваться, кру­житься.

К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центры пира­мидной системы формируются в передней центральной извилине головного мозга.

Каждое его полушарие при помощи пирамидной системы свя­зано с противоположной половиной тела. Любопытно утвержде-пзпологов о том, что если образно представить проекцию тела в передней центральной извилине головного мозга, то полу­чается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна не-ропорппональность этого человека. Кисть и лицо занимают бель­ем место, чем все остальное тело. Основная функция пирам и д-Ко" системы — регуляция произвольных движений, которые усва-<^я в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамид-"" системе ребенок способен к обучению сложным и точным

вниям; по утверждению Л. О. Бадаляна, эти возможности без­граничны.

топ "|Х1М11Л11ая система доминирует в той или иной степени в мо-

ц Ке каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно.

Пая Меньше Ребенок, тем слабее у него организована произволь-

* моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно


связаны. В процессе моторного развития ребенка многие двигателя ные навыки настолько автоматизируются, что ист необходимое! вспоминать каждый раз о способах того или иного действия. Спаа собность к автоматизму движений дает множество преимуществ сознание разгружается от излишней работы, целенаправленная т ятельность становится более рациональной и имеет большие воз! можности для скорейшего достижения результатов. Готовые ф0-мулы движения, запас их фиксируются в основном в теменнии долях коры больших полушарий головного мозга. Способное поминать движение в целом и использовать его в случае необходд! мости получила название праксиса. Центр праксиса втеменнот доле тесно связан с корковым отделом пирамидной системы, я также с ядрами пирамидной системы.

Важнейшим участком двигательной регуляции является мозй жечок. Он. как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстр! пирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координа­цию движений и поддержание равновесия тела. От мозжечка за­висят такие характеристики движения, как точность, соразмер­ность мышечного усилия двигательной задаче, твердость поход­ки, способность быстро перераспределять напряженность отдель­ных мышц. Мозжечок обеспечивает координацию как автомати­ческих. так и произвольных движений. Его развитие накладывает1 отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой моторики.

За период детства происходит сложнейший процесс формиро­вания нервной системы. Он многогранен и характеризуется преоб­ладанием процесса возбуждения над торможением.

Для формирования двигательного стереотипа требуется опре­деленная повторяемость и последовател



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: