ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ

И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Обучение — составная часть целостного педагогического npj цесса, направленного на формирование гармонически развитой ности ребенка.

Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощны*1' обладая единственной способностью — всему научиться со вреМ*ч нем. В теории и практике физического воспитания значительное внИ'


уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с го-

мание У движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все

1-081,1 М этьные движения возникают у него как результат научения.

"^ляучение движению имеет свою специфику. Она выражена.

0> выработке у ребенка системы условно-рефлекторных свя-

•"напр'анленных'на освоение движений;

передаче накопленного предшествующими поколениями ийпеального (общечеловеческого) и национального двигатель­ного опыта:

— в двусторонности процесса обучения.

Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной сторо-он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигатель­ной деятельности.

Обучение оказывает влияние на развитие познавательных спо­собностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир — чувства, мысли, нравственные качества. Двига­тельные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничном) развитию личности, совершенствованию как фи­зических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нрав­ственных качеств.

Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в со­ответствии с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенно­стей приобретает знания, необходимые для его сознательной Двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение тоятелыю мыслить способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования пе­дагогов (Л.М.Коровиной, Э.Я.Степаненковой и др.) показали Успешность развития творческой деятельности при обучении ре­йка фи шческим упражнениям и подвижным играм. обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспиты- Jzj -' Ре°енка интерес, любовь к физической культуре. Он своей ной увлеченностью двигательной деятельностью, личным при-., {'л выполнения движений, активностью, творческим подхо-

'!, 1аинтеРесовывает ребенка. Вз ' '-Vl° роль в педагогическом процессе играет понимание на е^'1ь,ми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные

Степ""«Ико,я б5


^


ПС. lb.

задачи, постепенно повышает требования к овладению двига ными навыками, контролирует развитие психофизических кач

Обучение требует от ребенка значительных физических и псЯ хических усилий: собранности внимания, конкретности прс ления, активности мысли. Оно развивает различные вилы па эмоциональну ю память, если ребенок заинтересован обув кием; о б р а зную — при восприятии наглядного образна движе! нпн воспитателя и выполнения упражнений; с л о в е с н о -логм ческую — при осмыслении задачи и запоминании после тельности всех элементов упражнения, содержания и действий™ подвижной игре: двигательно-моторную — в связи с и рак! тичеекпм выполнением упражнений; п роизвольную — 6e3iM торой невозможно сознательное самостоятельное выполнение уЛ ражнений [22].

Обучение движениям способствует формированию правильное осанки, а гакже осознанию ребенком самого себя как личности! вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуалы Осуществляя самые разные движения, ребенок получаст возмояя ность самосовершенствования. В нем пробуждается устремлении движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствЯ неограниченную возможность их повторения и реализации раз! личных форм активности. Психологи утверждают, что именно^ дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоц ные проявления активности.

Мы уже говорили, что обучение движению способствует р lino личности ребенка. Оно развивает его способности, приоб к национальной культуре, побуждает к самосовершенствова Развитие ребенка во многом определяется тем, как им усвое традиционные, присущие его народу движения.

 

Итак, повторим еще раз. что в процессе обучения движения ребенка развиваются физические и умственные способное! ховно-нравственные качества личности, эстетические чувства; а питываются телесная рефлексия, осознанность, целенапра ность и организованность двигательных действий, инициатив и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фана тазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.

2.2.2. ПРИНЦИПЫФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Принципы физического воспитания, в соответствии с кот ми складываются закономерности, правила и требования, предъяви


кяемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесто­ронней физической подготовке ребенка к будущей жизни, рас­крытию у него жизненно важных сил. гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими ди-ческими принципами (сознательности и активности, нагляд-и, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выра­жают специфические закономерности физического воспитания. Пе­речислим основные из этих принципов:

— всестороннее и гармоническое развитие личности:

— связь физической культуры с жизнью;

— оздоровительная направленность физического воспитания;

— непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха:

— постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

— цикличное построение занятий;

— возрастная адекватность направлений физического воспи­тания.

Общепедагогические принципы

Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом. который противопоставлял осознанность механическому заучиванию дви­жений.

Осознание техники движения, последовательности его выпол­нения. мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоро-ьное воздействие физических упражнений на организм, ре­бенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные i. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно Выбирает рациональный способ двигательного действия; приду-Мывает комбинации движений, их варианты, организовывает зна­комые игры и придумывает своп.

П.ф.Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выпол-Нять "сякую работу по слову, приучать к большей самостоятельно­сти в действиях и волевым проявлениям.

Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень Состоятельности, инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательности обязателен для t>opM физического воспитания: формирования двигательных

Ыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во


 




взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных! и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению новогш движения и. опираясь на него, приступить к познанию последуюИ щего, более сложного материала. Регулярность, планомерности непрерывность физического воспитания на протяжении всего до-школьного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последователя ность физкультурных занятий с обязательным чередованием нам грузок и отдыха, а также последовательность, преемственностД взаимосвязь в содержании самих занятий.

Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими меро­приятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительЯ но-воспитательный режим, тогда как прекращение систематичес- L ких занятий снижает функциональные возможное™ его организ­ма и уровень физической подготовленности.

Усвоение движений, формирование двигательных навыков тре-1 буют их повторяемости. Принцип повторения двигательных навыков I является одним из важнейших. 13 результате многократных повтоЯ ренин образуются двигательные навыки, вырабатываются дина­мические стереотипы.

Система повторения физических упражнений строится на успое-1 нии нового и повторении в разнообразных вариантах разученным движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразили методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.

Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенностцШ И. П. Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировки являются основным физиологическим правилом.

Стратегия и тактика систематического и последовательного обу-1 чения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другоЯ

Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительное го восприятия с мышлением.

Он способствует направленному воздействию на функции сен-1 сорных систем, участвующих в движении. В практике фнзпческоиЯ воспитания используется непосредственная и опосредованная на­глядность.

Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.

Опосредованная наглядность представлена демонстрацией по-и собий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обе^И иечивающих представление о выполняемом действии.


Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, раз­вивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формиро­вание двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.

При разучивании новых движений принцип наглядности осу­ществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точ­ное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенно­сти в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важ­ные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно вли­яет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступ­ное ги в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выпол­нении определенного упражнения.

Соблюдение принципа доступности предполагает, что, моби­лизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.

Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги по­лучают путем тестирования и диагностирования, изучения резуль­татов медико-педагогического контроля.

Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функ-циожыьным и приспособительным возможностям детского орга­низма. не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширя­ются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

По мере развития физических и духовных сил ребенка изменя­ются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые по­степенно усложняются в различных формах двигательной деятель­ности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упраж­нении способствует преодолению трудностей при усвоении двига­тельных навыков.

Реализация принципа доступности требует соблюдения после­довательности в создании методических условий. Поскольку дви-Гательные умения и навыки базируются на уже приобретенных уме­ниях, важным условием принципа доступности является пре-


е м с т в е н и о с т ь физических упражнений. Распределение мате­риала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с по-] следующим, обеспечивает усвоение программного содержания.

Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к не-j освоенному: от простого к сложному, от легкого к трудному. Одч нако эти правила не всегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка [23, с.94|. Оптимальное по­строение системы занятий, заблаговременная и непосредственная} подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей) способствуют методическому обеспечению в реализации принци­па доступности в работе дошкольного учреждения.

Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей! малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать поло­жительные качества и способности ребенка.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осу­ществляется на основе общих закономерностей обучения и вос­питания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог все­сторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его раз­витие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребен­ка. его двигательных способностей и состояния здоровья намеча­ются пути совершенствования двигательных наши ков, построения) двигательного режима, приобщения к разным формам двигателя ной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог! направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

Принципы, отражающие закономерности физического воспитания

Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важ-| нейшпх принципов, обеспечивающих последовательность и пре­емственность между занятиями, частоту и суммарную протяжен­ность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие мор-1 фофункциональных свойств организма, которые развиваются и со­вершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип не-1 прерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса 123, с.94]. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание; ВЫСОКОЙ активности и отдыха в разных формах двигательной дея-i


дельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы па­раметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от эта­па к этапу.

Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на ос­нове принципа постепенного наращивания развивающе-тренирую-щих воздействий. Она выражает поступательный характер и гаран­тирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе фи­зического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от зако­номерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансировании динамики нагрузок.

Реализация потенциальных двигательных возможностей орга­низма, прогрессивное изменение психофизических качеств про­исходит волнообразно и обеспечивает развнвающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.

Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последова­тельности занятий, что обеспечивает повышение тренированно­сти. улучшает физическую подготовленность ребенка.

Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функцио­нальные возможности организма развиваются в физическом вос­питании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он со-дейс гвует развитию психофизических способностей, двигательных умении и навыков, осуществляемых в единстве и направленны)! на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нрав­ственное и эстетическое — развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укреп­ления здоровья ребенка.

Подбор физических упражнений.тля ребенка направлен не толь­ко на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и ,|;> всестороннее оздоровление организма, повышение его рабо­тоспособности. совершенствование психофизических качеств, под­ине эмоционально-положительного состояния, жизнерадо­стности и любви к жизни.

Физические упражнения в сочетании с определенными проце­дурами повышают функциональные возможности организма, спо­собствуют значительному улучшению оздоровительной деятельно-


сти мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокрипно! системы и т.д.

Оздоровительная направленность физических упражнении и всех форм организации двигательной деятельности ребенка непремен-] но должна осуществляться под строгим врачебным контролем.

В дошкольных учреждениях используются разнообразные спо»| собы обучения:

— фронтальный — направленный на одновременное оссЯ знанное выполнение двигательных действий всеми участвующим^ в этом процессе детьми;

— групповой — обеспечивает возможность самостоятельно»} го упражнения в знакомых движениях небольшой группе детей шдГ позволяет воспитателю, подобрав дифференцированные задании для небольших групп детей, обучать другую группу двигательное действию;

— индивидуальный — позволяет каждому ребенку само»! стоятельно и успешно выполнять данное ему воспитателем задание J

Использование разнообразных способов обучения обеспеч ет принцип единства оптимального сочетании фронтальных, группо-Л пых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффек! тивному решению воспитательно-образовательных и оздоровитель-J ных задач в работе с детьми.

Все принципы физического воспитания осуществляются в един-j стве. Они реализуют оздоровительную направленность физическо­го воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жия ныо, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, фор-] мируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спорте»»

2.2.3. МЕТОДЫИ ПРИЕМЫОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА Методы обучения

Метод — это система приемов, направленная на оптимизацию! процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных ди­дактических задач, средств и условий.

Основу методов физического воспитания составляет регул^И ров пни е нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетар ние с отдыхом.

Активизация психических и физических сил ребенка и отдА после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повыша! ют работоспособность. В физическом воспитании широко исполи зуется переключение ребенка с одного вида деятельности на лру-| гой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог дол| жен следить за расходованием физических и психических сил ре-


бенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности

1писим0сти от этого применять в обучении общедндактичес-

kge наглядные, вербальные (словесные) и практические методы.

В развитии личности ребенка важную роль играет усвоение им накопленного человечеством опыта: знаний, способов деятельно­сти и т.д. Усвоению ребенком двигательного опыта и качественно­му его развитию способствуют следующие методы обучения: ин­формационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обу­чения. формирования (развития) творчества.

Информационно-рецептивный метод характеризуется взаимо­связью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ре­бенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно ис­пользовать различные способы обучения; воспитателю четко, кон­кретно. образно донести знания, а ребенку — осознанно их за­помнить и усвоить.

Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельно­сти). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему фи­зических упражнений на воспроизведение известных ребенку дви­жений, которые сформирование в процессе применения им ин­формационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному об­разцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним. целесообразно варьировать.

Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуа­циях.

Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, со­ставная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя ропать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыс­лить, развить до необходимого уровня его способности к творчес­кой деятельности.

В основе проблемного обучения лежат законы развития челове­ческого мышления. Выдающийся психолог и философ С. Л.Рубин­штейн (1889—1960) отмечал, что начальным моментом мысли­тельного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыс­лить ребенок начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Исследования последних лет раскрыли сущность и учеб­но-воспитательные функции проблемного обучения. Важнейшая особенность его в том, что перед ребенком ставится проблема для самостоятельного решения. Осуществляя поиски решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания, добы-


 




тые собственными усилиями, сознательнее усваиваю гея и iipou. нее закрепляются в памяти.

Постановка соответствующей проблемы и ее решение ребенком способствуют не только сознательному усвоению движения. ноЭ развивают умственные способности, учат мыслить самостоят.

Решение ребенком посильных проблем в подвижных играх и уцц ражнениях рождает веру в свои силы. Он переживает радость стоятельных маленьких «открытии». Внесение проблемных em в двигательную деятельность детей делает обучение более интерес] ным и увлекательным. Обучение ребенка, усвоение им знании со­здают предпосылки для творчества. В многогранном процессе обуче­ния этому отводится значительное место, поскольку глубокое усвев ение знаний возможно только при творческой их переработке. Про­думанное, целенаправленное использование педагогом методов я приемов обучения способствует развитию творчества. Оно проявля­ется уже в младшем возрасте. В сюжетных подвижных играх, имита­ционных упражнениях ребенок, воплощаясь в игровой образ (ппгч-ки, зайчика, медведя и т.д.), проявляет фантазию, воображение. У него уточняются представления, которые подкрепляются игро-| выми действиями, при этом развивается их творчески исполнитель-] скнй характер. На протяжении дошкольного детства ребенок приоб­ретает способность осуществлять творческие замыслы, придумывай комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. В старшем дошколь] ном возрасте ребенок придумывает варианты подвижных игр. учится] их организовывать, сочиняет свои новые игры. Реализации твор­ческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать определенные физические упраж­нения. Он выполняет их один, с группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребенок приобретает умение реализовать свой!амысел.

В теории физического воспитания используются также специ­фические методы: метод строго регламентированного упражнения,] игровой, соревновательный, круговой тренировки. Рассмотрим оса*| бенности каждого из этих методов.

Метод строго 'регламентированного упражнения реали)\е возможно полной регламентацией, которая предполагает со дение следующих условий:

— наличие твердо предписанной программы движений (техни­ка движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

— точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упрз* нения, а также нормирование интервалов отдыха и череЯ вание его с нагрузками:


I создание внешних условий, облегчающих управление дей­ствиями ребенка (распределение групп на местах занятий. использование пособий, снарядов, тренажеров, способству­ющих выполнению учебных заданий, дозирование нагруз­ки. контроль за ее воздействием и т.д.). Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных им для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные уп­оения или задания, позволяющие разносторонне воздейство-нать на мышиы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, гшение работоспособности организма. Упражнения выполня­ются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.

Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:

—начинать с нагрузки не более 50% от максимально возмож­ной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществля­ется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами):

—оптимальное количество упражнений 6—8 (они выполняют­ся в быстром темпе и подбираются в соответствии с индиви­дуальными возможностями ребенка, их содержание может оставаться постоянным);

— постепенно повышать скорость преодоления кругов.
Выделяются три способа упражнений с интервалами в круго­
вой тренировке:

- воздействие на разные группы мышц или системы жизнедея­тельности организма и выполнение этих упражнений на каж­дом из снарядов, расположенных в определенной последо­вательности;

- подбор упражнений в соответствии с целями и задачами фи­зической подготовки;

- использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами.

аи\юСП0ЛЬЗуЯ |,нтеРвальный метод круговой тренировки, необхо-

1 уч"тывать следующие факторы: в ХОдеТренировочнУю нагрузку целесообразно повышать постепенно Оии» Данятнй ~~ от 50—60% до максимальной на каждой «стан-УПражне°ВЬ'ШаТЬ нагрузку можно за счет увеличения количества нения- НИИ "а каждой «станции» или интенсивности их выпол-



2) оптимальное количество «станций» от 6 до 8—10, необхо. мо постепенно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребенка до максимального; 3) после выполнения упражнении, перед переходом на очеред­ную «станцию» необходимо отдыхать примерно в течение одной минуты. Игровой метод отражает методические особенности игры и им ровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает воз­можность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. Игровой метод дает возможность совершенствования двигатель-^ ных навыков, самостоятельных действий, проявления самостояа тельности и творчества. Игровые действия развивают познаватель-j ные способности, морально-волевые качества, формируют пове-| денис ребенка. Наиболее активно этот метод используется в млада ших группах, но им широко пользуются в работе также и со стар-^ шими дошкольниками. Соревновательный метод в относительно элементарных фор­мах широко применяется в работе с детьми дошкольного воз-j раста. Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных груп­пах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесет фла­жок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позвон ляет совершенствовать движения, эффективно развивать творче-] ство. Широко используются в системе физического воспитания об­щедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический. Наглядные методы формируют представления о движении, яр­кость чувствительного восприятия и двигательных ошушений, раз-| вивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы^ активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению по-] ставленных задач, их содержания, структуры, осознанному вьн полнению физических упражнений, самостоятельному и творчес­кому применению их в различных ситуациях; практические мето­ды обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, пра-^ вильность их восприятия, моторные ощущения. Практические ме­тоды жестко регламентированы. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных индивидуальных особенностей ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: