Повышению качества работы по физической культуре педагогов с ребенком способствует организация разнообразных форм работы: индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы, курсы и др.
Индивидуальные консультации проводятся методистом по расписанию. В зависимости от квалификации воспитателя и содержания вопроса консультация может быть теоретической. методической или практической. В процессе консультации разрешаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребенком.
Групповые консультации проводятся методистом по пециально разработанному плану с учетом вопросов, требующих уточнения. Например, в группе неправильно проводится обучение физическим упражнениям: нет поэтапности разучивания движений, недостаточно активизируется сознание ребенка, тем самым нарушается принцип осознанности; и т.п.
Исходя из данных недочетов намечается следующий план консультаций:
1) тема консультации;
2) основные вопросы;
3) иллюстрации теоретических положений (демонстрация методики проведения поэтапного разучивания физических упражнений возможна с использованием видеофильмов);
4) обсуждение вопросов, возникших у слушателей в процессе консультаций;
5) заключение методиста;
6) рекомендация литературы по данной теме.
Семинар-практикум. Эта форма повышения квалификации проводится для молодых воспитателей. Продолжительность практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета условий работы конкретного учреждения. Например, при продлении открытых занятий выяснилось, что педагоги дошкольного образовательного учреждения недостаточно используют в своей работе с ребенком упражнения и игры с мячом, не владеют методическими и практическими навыками. Чтобы ликвидировать проблемы в этой области, составляется примерный план практикума: проводится беседа, практические занятия, заключительный зачет. На этот практикум отводится 6—10 часов.
|
После каждого практического занятия участникам семинара предлагаются задания по разработке последовательности вариантов, дается методика обучения и проведения игр с мячом. Органи-
12 Стспяненконл
зуются открытые занятия с последующим их обсуждением. сматриваются и анач тируются видеозаписи занятии.
Зачет по практикуму проводится по всему циклу. Он способствует повышению результативности работы педагога с ребенком развивает инициативу, творчество, целенаправленность, совершенствуют систему педагогического воздействия.
Проблемный се м и н а р. Особенности этой формы повышения квалификации воспитателей состоят в углубленной научно-практической работе по одной из актуальных проблем. Семинар проводится под руководством методиста по физической культуре или специально приглашенного научного работника и т.д.
Задачей семинара является повышение теоретического уровня воспитателей высокой квалификации, имеющих стаж работы. В семинаре участвуют 12—15 человек.
Руководитель семинара знакомит участников с темой семинара, читает вводную лекцию, обосновывает теоретическую направлен ность, предлагает на выбор участников другие темы исследования.
Педагоги изучают педагогическую литературу по проблеме семинара, составляют рефераты по книгам и статьям, обсуждают возникшие спорные вопросы.
|
Участники семинара планируют организацию опытной работы. Они консультируются по методике проведения работы с детьми. подготовке темы каждого доклада.
Вся работа проходит по календарному плану.
В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть рекомендованы руководителем научно-практической конференции (района, города) воспитателям для практической работы, представлены на педагогическое чтение, опубликованы в печати и т.д.
Примерные темы семинаров: «Развитие творчества в физических упражнениях и подвижных играх». «Оздоровительное воздействие на организм физических упражнений», «Русские народные подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении».
Каждая тема представляет комплекс докладов по разным возрастным группам.
Открытые занятия проводятся с целью обмена опытом работы, демонстрации образцов педагогического мастерства, методики проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности. Специалист по физической культуре заблаговременно сообщает воспитателям тему занятия, вопросы и цели наблюдения и последующего анализа.
Перед просмотром открытых занятий он напоминает о цели наблюдения и последующего анализа. Высокий эффект открытых занятий обеспечивает непосредственный их показ методистом по физической культуре с последующим его анализом.
Повышению квалификации воспитателей способствует организация дискуссий по типу «Мозговой атаки» и других форм, развивающих творческое отношение педагогов к проблемам физической культуры ребенка.
Глава 2
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ