К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере и Плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой. дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.
Во время занятии на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.
Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно расширяется сло-Рфный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в кол-рктиве, смелость, выдержка, решительность и другие свойства Личности.
Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает ФУДовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.
2.6.2. ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ
В дошкольном образовательном учреждении детей начинают обучать передвижению на лыжах со второй младшей группы1, а также ребенок может этому научиться в раннем возрасте с помощью родителей.
Педагог рассказывает на родительских собраниях о подборе лыж палок, о креплении лыж, о требованиях к одежде и обуви, о хранении лыж и уходе за ними. Родителям даются краткие сведения о технике и способах передвижения на лыжах, раскрывается методика обучения передвижению на них, с тем чтобы взрослые могли быть примером для ребенка.
|
Обучение ребенка передвижению на лыжах организуется в дошкольном образовательном учреждении в утреннее время — после занятий, и вечером — после полдника, на прогулках. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, со всей группой. Предвари^ тельно педагог планирует занятия, систему подготовки к ним. Он уточняет содержание, дозировку выполнения упражнении, определяет приемы обучения.
Затем воспитатель проводит беседу с детьми, во время которой в доступной форме рассказывает о значении занятий, об одежде, обуви для них, правилах хранения лыжного инвентаря и уходе за ним. Ребенка учат переносить лыжи: на плече, под рукой, в руке; надевать и снимать лыжи.
Обучение передвижению на лыжах проводится в следующей последовательности: сначала обучают ступающему и скользящему шагу без палок, после этого поворотам на месте (вокруг задников и носков) и в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»), торможению, подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой») и спускам с нее («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке), попеременному двухшажно» му и одновременному бесшажному ходу с палками.
Сначала дети передвигаются на лыжах без палок. Это способе! пуст выработке координации движений рук и ног, выработке равновесия. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение. побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к тр;<
Обучение передвижению на лыжах происходит поэтапно с использованием показа образца движения и объяснения последовательности двигательного действия. Прекрасное обучающее воздействия оказывает рассмотрение рисунков, диафильмов, даюШиХ представление о правильной ходьбе на лыжах.
|
1 Подробнее о методике обучения ходьбе на лыжах см.: Голощекина М- Щ в детском саду. — М.. 1977; Бутии II. М. Лыжный спорт. — М, 1983.
Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх «Погонялки», «Шире шаг», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.
Занятия по обучению катанию на лыжах проводятся с постепенным увеличением времени его проведения от 15 до 40 мин. После тою как все дети группы научатся хорошо ходить на лыжах, можно устраивать для них прогулки за пределами участка дошкольного учреждения — в парке, в лесу, на стадионе. Длительность прогулок- — от 30 до 60 мин. Дети старшего дошкольного возраста способны участвовать и в туристических прогулках. К участию в них важно подключать родителей, которые могут также закреплять полученные детьми навыки в выходные дни.