Развитие быстроты движений




Как психофизическое качество быстрота — это способность со­вершать двигательные действия в минимальный для данных усло­вии отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигатель­ной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемеще­нием отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления быстроты:

1) латентное время двигательной реакции;

2) скорость отдельного движения;

3) частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг га. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медли­тельным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех ука­занных форм определяет все случаи проявления быстроты.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основ-Рам движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавило­ва предлагает использовать упражнения в быстром и медленном "еге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дис­танции с переходом на более спокойный темп. Выполнение уп­ражнений в разном темпе способствует развитию у детей уме-Ния прикладывать различное мышечное усилие в соответствии П1НЫМ темпом.


 





В игровой деятельности на занятиях используется бегмзуслаИ пенных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сия на корточках и т.д.).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, и который подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждает ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка фор. мируется двигательная реакция на направление и скорость движу. шегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов,! формирование пространственных, временных и глазомерных оце­нок. позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся услови­ях окружающей обстановки.

Развитие силы

Это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышеч­ных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например,! при передачах мяча).

От развития силы зависит в значительной степени развитие дру­гих психофизических качеств — быстроты, ловкости, выносливо­сти, гибкости.

Проявление физической силы обусловливается интенсивно­стью и концентрированием нервных процессов, регулирующих де­ятельность мышечного аппарата.

При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на по­степенное развитие силы.

При отборе упражнений уделяется особое внимание гем, кото­рые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжений упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возч можностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должна быть направлены на преимущественное развитие крупных мышеч ных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой <-"' стемы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузке

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений* умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-сило-


рь,е качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность. Е.Н.Вавилова предлагает также применять спрыги-HaHnч с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продви­жением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах чере j линии из лент скакалок или палки. Она рекомендует при вы­полнении прыжков больше внимания уделять энергичному оттал­киванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на

i ка согнутые в коленях нот и затем быстрому их выпрямлению.

Развитию мышечной силы, координации движений, дыхатель­ной системы способствуют упражнения с набивными мячами (на­пример, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча впе­ред от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражне­ния с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие уп­ражнения.

Воспитание выносливости

Одним из физических качеств является выносливость. Исследо­ватели по-разному определяют ее. Так, например, В. М.Зациор-ский[29] под выносливостью понимает способность противосто­ять утомлению.

Р. Е. Мотыля некая, обобщая различные мнения на этот счет, дает следующее, наиболее полное, определение: «Выносливость — это способность организма совершать продолжительную мышечную ра­боту мощностью от 60 до 80—90% от максимальной (в зависимости от характера двигательной деятельности и физической подготов­ленности) благодаря преодолению трудностей, возникающих в связи со сдвигами во внутренней среде организма при напряженной мы­шечной работе» [30, с. И]. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма Выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного вре­мени в соответствии с уровнем физической подготовленности в Данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей 1!1>|цосливости, так как именно аэробное энергообеспечение в боль-!11си степени соответствует их возможностям и способствует все­стороннему физическому развитию и воспитанию. Необходимость Развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена ря­дом причин, основными из которых являются следующие.

■ Выносливость как способность к длительной мышечной рабо-

чебольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребен-


ка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, >ко< но-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздейств на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способ] ствуя его всестороннему гармоническому развитию.

 
ии

2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у а школьников улучшает функционирование организма, повыша! их работоспособность (как физической, так и умственной), чтй особенно важно в плане подготовки детей к школе. В исследовани­ях Т.С.Яковлевой и других ученых указывается, что работоспособ-J ность можно рассматривать как один из важных показателей об­щей готовности ребенка к школьному обучению, развивать ее не­обходимо на протяжении всего дошкольного возраста. Ведьдетя1И нужна устойчивая работоспособность в разных видах деятельном сти: на занятиях, в труде и т.д. Исследователями поднимается воп-Я рос обеспечения «...оптимального развития работоспособности наЯ каждом возрастном этапе наряду с предупреждением переутомлеИ ния нервной системы ребенка, сохранением и укреплением его I здоровья» [31, с.З].

3. Необходимость развития выносливости у детей дошкольною возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движе- j ния, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развитья их природные задатки: только в этот период возможно повыситьИ уровень максимального потребления кислорода, который являет- 1 ся важнейшим показателем физической работоспособности чело- 1 века, показателем его аэробных возможностей |32].

4. Большое значение имеет развитие выносливости для форми- I рования волевых качеств личности, черт характера человека: целев устремленности, настойчивости, упорства, смелости и решитель-Ш ности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения яв-1 ляются средствами, которые помогают детям научиться преодолев вать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начаЛ тое дело до конца. Этому очень важно научить в дошкольном ваЗ| расте. Кроме того, умение управлять собой положительно отража­ется на успехах ребенка в школе.

В исследованиях показано, что лучшими средствами в развит; выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках и т.д. (Ю.Ф.Змановский, Т.В.Са4 вельева и др.).

В дошкольном возрасте, по данным многих исследователей] (С. М. Громбах, Г. П. Юрко, В. И.Добрейцер, Н.Т.Терехова, В. Г. Фролов и др.), наблюдаются довольно значительные колеба­ния в развитии выносливости, а также в уровне физической рабо­тоспособности и подготовленности не только у детей разного возч раста, но и в пределах одной возрастной группы. М.В.АнтропО-|


Boii. Л.Б.Ященко, Т.Л.Богиной выявлены причины, непосред­ственно влияющие на это, одна из них — индивидуальные анато-мо-ф'шюлогические особенности организма.

Характерная черта дошкольного возраста — интенсивный рост ребенка. С этим связаны значительные перестройки не только ор­ганов и систем, но и техники основных движений, что отражается на развитии психофизических качеств. Это происходит вследствие того, что вместе с увеличением длины тела и конечностей изме­няются биомеханические структуры ходьбы, бега, прыжков, ме­тания, плавания, других движений. В первую очередь нарушаются координационные механизмы (согласованность и соразмерность движений, которые становятся неэкономичными), препятствую­щие проявлению и развитию выносливости. Постепенно выраба­тывается новая координация, налаживается биомеханика движе­нии, в конечном счете это улучшает технику выполнения упраж­нений. способствует положительным сдвигам в развитии психо­физических качеств.

Необходимо отметить существенную зависимость общей вынос­ливости от функциональных возможностей организма детей, от подготовленности к мышечной работе различных органов и сис­тем (особенно центральной нервной системы, сердечно-сосуди­стой. дыхательной и мышечного аппарата), от степени владения техникой движений, экономного их выполнения.

По мнению В. М.Зациорского, выносливость человека во мно­гом определяется свойствами и деятельностью центральной нерв­ной системы. Работа по развитию выносливости у детей предпола­гает обязательный учет воспитателем особенностей высшей нерв­ной деятельности каждого ребенка. В этой связи отметим исследо­вание Л.Б.Ященко, в котором на большом экспериментальном материале показано влияние мышечных нагрузок на функциональ­ное состояние центральной нервной системы дошкольников с раз­ными типами высшей нервной деятельности. Была выявлена сле­дующая закономерность: уравновешенные дети демонстрируют вы­сокую работоспособность в длительной работе умеренной интен­сивности, а дети возбудимые успешнее и охотнее «скоростят», но "м довольно трудно дается работа, требующая проявления вынос­ливости.

У детей со слабой нервной системой работоспособность сниже­на. Мышечная деятельность быстро утомляет их, поэтому особен-Но важно давать им посильную нагрузку умеренной интенсивнос­ти, в противном случае это может повлечь за собой перенапряже­те организма.

Говоря об особенностях в развитии выносливости старших до-Школьников, следует отметить, что длительное выполнение фи-


.


зической нагрузки, даже небольшой и средней интенсивности! неизбежно приводит к постепенному нарастанию утомления' Ю. И.Данько и другие авторы характеризуют его как естественно)! физиологическое состояние организма, которое проявляется во BpeJ менном снижении работоспособности. Как известно, показатели общей выносливости является продолжительность стандартной работы (например, мощностью 60% от максимальной) без сниже­ния ее интенсивное™. Эту работу можно разделить на две I фаза — работа до появления чувства усталости, которое с в идее тельствует о наступлении утомления, но не всегда ему соотве: ei как по времени, так и. по силе выражения; и II фаза — работа на фоне усталости до тех пор, пока ребенок может за счет волевой дополнительного усилия поддерживать необходимую интенсивность.

Таким образом, большую роль в развитии выносливости игра­ют волевые факторы, за счет которых может быть продолжена мышечная работа, несмотря на постепенно нарастающее утомле­ние. Но у дошкольников они не являются окончательно сформи­рованными, поэтому им довольно трудно бывает справиться с утомлением.

В процессе развития у детей выносливости необходимо при огг-Я ределении мощности и интенсивности физических нагрузок учти тывать "золотое правило скелетных мышц» И.А.Аршавского (о сверхвосстановлении организма). Суть его в том, что постоянная, неизменная нагрузка не способствует переводу физиологический границ утомления на качественно более высокий уровень функция нировання и вследствие этого не обеспечивает развитие выносли­вости. В результате выносливость у детей возрастает незначите Она длительное время сохраняется на одном уровне, повышаясь лишь с возрастом. Только «повторное и нечрезмерное утомление, — считает Ю.И.Данько, — является действительным фактором по-| вышения функциональных возможностей организма, его работе--! способности, так как организм в ответ на возникающие при утом-! лении затруднения в функционировании его различных систем мобилизует при явлениях суперкомпенсации свои приспособитель­ные реакции, повышая переносимость утомления в дальнейшем] в процессе тренировки» [33, с.26]. Следует заметить при этом, по ОДНИМ из факторов укрепления воли называют различные движе-1 нпя (особенно циклического типа), выполняемые с небольшом мощностью в течение продолжительного времени. В.М. Заппор-екпи подтверждает: природа утомления и ее влияние на развитие выносливости может быть различной в зависимости от объема мы-1 щечных групп, непосредственно задействованных в данных физи­ческих упражнениях. Выделяется локальное утомление, наступаю-! щее вследствие участия В работе небольшой группы мыши (менее


j/З обшего объема), и глобальное утомление — при задействова-ни11 в процессе мышечной нагрузки свыше 2/3 мышц тела.

В исследованиях Е.Н.Вавиловой по развитию выносливости у i подчеркивается необходимость более широкого использова­ния ходьбы, бега, лазания, катания на велосипеде и т.д. — именно лженпп. которые требуют участия большого числа мышечных,р\пн. способствуя всестороннему физическому развитию и воспи­танию. Достоинствами применяемых движений являются ихдина-. простота, возможность использования в различных играх.

Большое значение имеет подбор вариантов и усложнения под­вижных игр с включением в них различных атрибутов, что ока­зывает эмоциональное воздействие на детей, способствует раз­витию у них психофизических качеств, вегетативных функций, воли, воспитывает самостоятельность, активность, чувство кол­лективизма, стремление к творчеству, другие нравственно-воле­вые качества. При индивидуальном подходе особенно важным представляется дозирование мышечных нагрузок с учетом осо­бенностей каждого ребенка: его возраста, состояния здоровья, физической подготовки и т.д. Изменяя продолжительность и ин­тенсивность выполнения движений, можно легко регулировать уровень задаваемой нагрузки.

Одной из особенностей развития физических качеств, в том числе выносливости, у дошкольников является гетерохронность (разновременность) их становления в разные возрастные периоды В исследованиях В.Г.Фролова определена возрастно-половая ди­намика выносливости, показано, что она значительно возрастает на протяжении всего дошкольного возраста при целенаправлен­ном воздействии со стороны взрослых. У мальчиков сдвиги за пе-рнот от грех до семи лет определены в 3,45 раза (в начале экспери­мента лети пробегали 256 м, в конце — 884 м), у девочек — в 2,96 раза (увеличение с 241 м до 715 м).

Таким образом, по данным В.Г.Фролова, у мальчиков до-1 ьного возраста наибольшие сдвиги в развитии выносливости наблюдаются через два года (в 4 и 7 лет), а у девочек — через один р 4 и 6 лет). В 5—6 лет у мальчиков наблюдается период относи­тельной стабилизации в развитии выносливости, а у девочек — ее значительное повышение, что необходимо учитывать, осуществ­ляя дифференцированный подход к организации всей работы по Фишческому воспитанию с детьми данного возраста.

Динамика развития обшей выносливости у детей дошкольного возраста изучалась также рядом исследователей Института гигие-N Детей и подростков МЗ РФ: Г.П.Юрко, Л.Б.Яшенко, В.В. Бе­лоярцевой. Результаты их эксперимен гальных работ согласуются с приведенными выше. Показан значительный рост общей выносли-


 




вости на протяжении всего периода дошкольного детства. Особе] но бурный ее скачок наблюдается у мальчиков и девочек в возра. сте от трех до четырех лет. Дальнейшее развитие выносливости за] висит уже от возрастно-половых различий детей.

В связи с выявлением особенностей развития выносливости! старших дошкольников важно проследить специфику реагировав ния детей на физическую нагрузку. Это необходимо для опредс ния закономерностей приспосабливания организма к предстоящ. работе, протекания восстановительного периода по окончании ф| зической нагрузки и т.д.

Нарастание работоспособности в двигательной деятельна происходит постепенно. Одним из основных периодов включе в физическую деятельность является «врабатывание». Г.П.Юр было установлено, что его продолжительность зависит от возрй детей и индивидуальных особенностей их моторного развития.

Воспитание выносливости тесно связано с повышением урщ ня работоспособности детей, который обусловлен их физичес развитием, степенью функциональных возможностей. физическо1 подготовкой. Только правильно оценив все взаимосвязанные ф торы, можно, постепенно увеличивая различного рода мышеч нагрузки, способствовать правильному, всестороннему и своевр> менному физическому развитию каждого ребенка. Необходимо] самого начала учитывать наличный уровень физической работав способности детей, что имеет важное значение дня дальнейшего развития у них выносливости.

Функциональные возможности детей старшего дошкольного воз­раста в значительной мере определяют их физическую работоспо­собность. При этом важно учитывать, что они не сохраняются на одном уровне в течение дня. Следует учитывать естественные коле­бания, связанные со многими причинами: биоритмами, посте­пенно нарастающим общим утомлением в период активной деЯЩ тельности, рядом других причин. Целесообразно также принима во внимание и колебания функциональных возможностей детей! разные периоды года. С.М.Громбах, Г. П. Юрко установили ухуд­шение реакции сердечно-сосудистой и кровеносной систем на фи­зическую нагрузку в весенний период. Это объясняется недостач точным пребыванием детей на воздухе в зимний период, дефг том ультрафиолетовых лучей и т.д.

В постепенном повышении уровня работоспособности старш! дошкольников, в развитии у них выносливости большое значен: имеет повышение интереса к двигательной деятельности. Извест­но, что в процессе выполнения интересного дела, в котором е| соревновательный момент, значительно повышается эмоцион ный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомл


нця лаже при трудной работе. Захваченные игрой дети легче пре­одолевают возникающие трудности, учатся доводить начатое дело по конца. Это способствует и развитию волевой сферы. Исследова­ния. проведенные Г. П.Юрко, подтверждают существенное влия­ние различных форм работы с детьми на повышение их физичес­ки работоспособности. «Если нагрузка предлагается в игровой форм1-' или сам двигательный акт знаком ребенку и он им владеет, чная деятельность представляет для него интерес, вызывает положительные эмоции и не требует чрезмерного нервного на­пряжения — физическая работоспособность будет значительно шше, чем при выполнении скучной, однообразной мышечной деятельности» [34, с. 125].

Этот вывод содержится и в других работах Г. П. Юрко, СМ. Гром-баха. где подчеркивается, что функциональные сдвига в организ­ме зависят не только от объема и интенсивности мышечной дея­тельности, но и от того, в какой форме задается данная нагрузка. Например, сам по себе бег в среднем и медленном темпе, выпол­няемый продолжительное время, ведет к развитию у детей вынос­ливости, но является скучной, монотонной деятельностью и в ре­зультате — малоэффективен. Он быстро утомляет и надоедает им. Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основ­ным видом деятельности является игра, многие авторы (О.И.Ко-карева. Л.М.Коровина, Э.Я.Степаненкова и др.) настоятельно рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств. Существенная роль в этом должна принадлежать играм с включением в них длитель­ных циклических движений небольшой интенсивности. Представ­ленные в игре мотивы позволяют детям проявить мышечные и во­левые усилия, способствующие развитию выносливости. Однако важ­но постоянно помнить о реакции детского организма на продолжи­тельную мышечную нагрузку.

После «врабатывания» наступает период относительной стаби­лизации, для которого характерен феномен так называемого «вы­сокого плато» (определение дано В.И.Добрейцер, Г. П.Юрко), который подтверждает выводы разных исследователей о том, что организм старших дошкольников обладает большими адаптацион­ными возможностями. Это проявляется в реагировании на физи­ческую нагрузку. Приспосабливаясь к ней, детский организм уста­навливает оптимальные режимы работы всех физиологических си­стем, обеспечивающих мышечную деятельность. Подтверждение т°му имеется в работах В. И. Добрейцер, где указывается, что к 5— " годам система самостоятельной регуляции физической нагруз-Ки- механизмы психической регуляции у ребенка достигают до­вольно высокого развития.


Исследования физиологов показывают: при организации фи-J зического воспитания необходимо учитывать малый резерв увели­чения систолического выброса сердцем крови у детей. Поз определяя физическую нагрузку для каждого ребенка, необходя мо ориентироваться прежде всего на частоту сердечных сокраще­ний (ЧСС).

Другой особенностью реагирования детского организма на фи-| зическую нагрузку является слабая переносимость двигательной гипоксамии (кислородного голодания). Вот почему при работе с детьми следует помнить, что мощность физической нагрузки, за­даваемой ребенку, необходимо увеличивать очень осторожно и постепенно. Однако С.М.Громбах и Г. П. Юрко констатируюi до­ступность, благоприятное воздействие на детский организм суб­максимальных нагрузок. Оптимальной, по их мнению, является мощность физической нагрузки, соответствующая верхней грани­це возрастных возможностей детей.

Восстановительный период в дошкольном возрасте имеет свои! особенности, которые выражаются в меньшей (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) скорости протекания вос-| становительных процессов, требующих достаточного отдыха. Ис­следованиями показано, что это верно лишь по отношению к зна-J чительным физическим нагрузкам. А при малой и средней интен­сивности работы восстановительные процессы протекают лаже гораздо быстрее, чем у взрослых, по-видимому, за счет большей! мобильности вегетативных систем.

Восстановительный период неодинаков у всех детей и связан q рядом индивидуальных особенностей, уровнем их физической под­готовки. С.М.Громбах, Г.П.Юрко считают, что в старшем до­школьном возрасте восстановление пульса (ЧСС) происходит в течение 2—4 минут, показателей внешнего дыхания и газообме-4 на — на 3—5-й минутах. Существенное влияние на скорость ихЗ восстановления у детей оказывают систематические занятия фи-] зичеекпми упражнениями.

Экспериментальные исследования В. И.Добрейнер показали, чтя уже в первые 30 секунд после окончания работы частота сердечных сокращений и частота дыхания старших дошкольников (5—6 лет) может снижаться вдвое относительно «рабочих» показателей ЧСС и ЧД. К концу первой минуты отдыха возможно полное восстановле-1 ние пульса к исходным «дорабочим» параметрам. А на протяжении второй минуты возвращается к норме и частота дыхания.

Таким образом, развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые оп­ределяются морфологической, функциональной зрелостью дет­ского организма, своеобразием реагирования на физическую нет


ЬпузкУ- Учет этого фактора способствует правильному отбору наи­действенных средств и методов физического воспитания, оПТимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает пла­номерное повышение одного из важных психофизических качеств.

Развитие гибкости

Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигатель-н0го аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерми-щих амплитуду движений. Наряду с основными физически­ми качествами гибкость представляет собой одну из главных пред­посылок движений. Внешне она проявляется в величине амплиту­ды (размаха) сгибаний—разгибаний и других движений. Соответ­ственно ее показатели определяются по предельной амплитуде дви­жений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах) [35, с. 273—274].

Польский ученый Г.Прошацка считает, что в структуре гибко­сти наиболее важными компонентами могут быть координация де­ятельности больших мышечных групп и мелких движений, диф-ференцировка и воспроизведение мышечных усилий, скорость и амплитуда движения.

Гибкость — это способность выполнять движение с максималь­ной амплитудой, важное психофизическое качество, которое на-быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяет­ся морфофункциональными биологическими особенностями че­ловека.

Часто гибкостью называют подвижность в суставах (Б. А. Ашма-

РИН).

«Важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоян­ном контакте с ним. знать его возможности и использовать их. Управлять им. Это умение чрезвычайно ценилось, и к его достиже­нию стремились еще древние люди» [26, с.244|.

Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движении, умение как концентрировать силы своею тела, так и расслаблять его.

Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость ЦРИдает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям.

Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лиш­не. ненужные движения, его движения предельно точны и рацио-


 




нальны. Это в значительной степени облегчает, ускоряет люб деятельность, экономит внутренние энергетические ресурс У гибкого человека двигательная основа любой деятельности ра-1 зумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц Я растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит а координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, Я значит у него быстрее наступает утомление.

Травмы зачастую являются результатом недостаточного разви-1 гия гибкости. Часто мы говорим о гибкости как о первостепенном по значимости качестве, влияющем на характер и результат опре­деленной деятельности. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладей рациональной техникой выполнения движений, экономнее испольд зовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой! основе достичь наилучших практических результатов.

Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкуль­турой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипе­де, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чре мерного напряжения, растяжки и других повреждении.

Гибкость определяется анатомическими возможностями чело-] века: формой суставов и степенью соответствия сочленяющих-поверхностей друг другу.

Ограничителем реального размаха движений являются сустав­ные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивай» улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвиж-1 ности в суставе, улучшению показателей гибкости.

Возможный предельный размах движений обусловливается не только формой сустава и соответствием сочленяющихся поверх­ностей друг другу, но и другими индивидуальными особенностя­ми суставного аппарата: конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Однако эти особенности не оказыва ют существенного влияния на показатели реальной гибкости. Са-| мым важным фактором, определяющим амплитуду движения при] выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружав ющие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех с„ ставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений, с

Следует отметить, что, развиваясь, сама гибкость создает бла-j гоприятные условия для совершенствования определенных ncitvcjf физических качеств. Так, например, доказано, что упражнени прс имуществен но направляемые на развитие гибкости, вместе] тем развивают силу и выносливость.


«В сущности, выносливый организм, — по мнению Н.А.Берн-Ц1тейна. — должен удовлетворять трем условиям: он должен рас­полагать богатым запасом энергии, чтобы иметь что расходовать; он должен в нужную минуту отдавать, "выложить" его широкой рукой, не позволяя залеживаться ни одной единице энергии; на­конец, он должен при этом уметь тратить эти ресурсы с жесткой, разумной расчетливостью, чтобы их хватало на покрытие как можно большего количества полезной работы» 127, с.263].

Гибкость с ее экономной тратой энергии, с ее рациональными движениями создает максимально благоприятные условия для разви­тия выносливости. Более того, гибкость является составной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями.

В. С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от м i ю-гих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок; психического со­стояния (при эмоциональном подъеме гибкость увеличивается); степени возбудимости растягиваемых мышц (которая снижается при большой возбудимости); изменения ритма движений; измене­ния исходного положения; от массажа (предварительный массаж увеличивает гибкость на 15%); разминки; внешней температуры; возраста; уровня развития силы (физически сильные люди — ме­нее гибки) [36, с. 75].

Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость характеризуется величиной амплиту­ды движений при самостоятельном выполнении упражнений бла­годаря мышечным усилиям.

Пассивная — отличается максимальной величиной ампли­туды движений, достигаемой при действии внешних сил (снаря­дов, усилий партнера).

В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между по­казателями активной и пассивной гибкости называется «резерв-нон растяжимостью», или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Специальная г и б к о с т ь — это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мыщц и связок. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки гибкости:


 




     
 
 
 


1) накопление разнообразных двигательных навыков и ум! иий;

2) совершенствование способности перестраивать двигатель деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обе новки.

Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечно Но гипертрофия мышц и некоторые другие морфофункппин ные сдвиги в опорно-двигательном аппарате, вызываемые масс рованиым применением силовых упражнений, могут приводит^ ограничению размаха движении. С другой стороны, форсиров§ ное развитие гибкости у детей без соразмерного укрепления шечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в сус вах, перерастяжение, нарушение осанки. Отсюда вытекает необхо] димость оптимального сочетания в процессе физического восп тания упражнении, направленных на развитие гибкости, с сило выми и другими упражнениями, обеспечивающими гармонич кое развитие физических качеств.

Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, е какой это необходимо для выполнения движений с полной амщ литудой, без ущерба для нормального состояния и функшюнира вания опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможк] утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, мини зировать ее возрастной регресс.

Реализуя эти задачи, недопустимо, особенно у детей дошко. ного возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводя] щее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных развитие гибкости.

Слепень развит ия гибкости считается достаточной, если она ПО' зволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовых упраяб нений, отличающихся максимальным размахом при нормальной подвижности в суставах (особенно в плечевых, позвоночного сто. и газобедренных) [23, с.262].

Методическими приемами, рекомендуемыми для развития г. кости, являются следующие:

— упражнения на растягивание необходимо выполнять е дневно;

— чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская npej обладания одного вида упражнения над другим.

При развитии у детей грациозности, пластичности, красо] движений следует помнить, что все имеющиеся у них движен' приобретаются как результат научения.


Для того чтобы дети могли анализировать структуру и характер цыгн'лнясмых упражнений, правильно понимать причины возник­новения ошибок, необходимо воспитывать у них способность к 1изу разнообразных физических упражнений, с тем чтобы Иран гировать достаточно полную амплитуду движений во всех на­правлениях, допускаемых строением опорно-двигательного anna-para Хотя многие двигательные действия не требуют максимально жной амплитуды движений, резерв гибкости имеет немалое значение — он служит одной из предпосылок экономичности дви­жений, способствует освоению новых широкоамплитудных дви­жений, помогает избегать травм.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упраж­нениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознатель­но, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.

физические упражнения учат ребенка ошушать мышцы рук, ног. шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту дви­жений и свое здоровье.

Одним из важных средств развития гибкости являются упраж­нения на растягивание, пли «стрейчинговые» движения.

Значение системы стрейчинга в развитии гибкости

Несколько лет назад система стрейчинга, популярная за рубе-стала известна и в нашей стране. В настоящее время этот



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: