Математические упражнения.




Упражнение 2. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.

Какой цвет волос у художника?

Составим морфологический ящик для этой задачи.

Морфологический ящик

Друзья Цвет волос
Белые Рыжие Черные
Белов - + -
Рыжов - - +
Чернов + - -

Упражнение 3. Три гнома Эй, Ай и Ой вышли на прогулку в красной, зеленой и синей рубашках. Туфли на них были таких же цветов. У Эя цвет рубашки и туфель совпадал. У Оя ни туфли, ни рубашка не были красными. Ай был в зеленых туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты гномы? Ответ: Эй – красная рубашка и туфли, Ой – в синей рубашке, Ай – в зеленой рубашке и синих туфлях.

Упражнение 4. В очереди за билетами в кино стоят друзья – Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега; Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. Кто за кем стоит? (Олег–Юра–Володя–Миша–Саша)

Упражнение 5. Трое учителей: физик, математик и физрук работают в одной сельской школе. Их фамилии: Борисов, Иванов и Семенов. У физика нет любимчиков среди учеников, и он живет дальше всех от школы. На прошлой неделе Семенов поставил любимой ученице Борисова двойку! Известно, что математик добирается до школы дольше, чем Семенов. Назовите фамилии физика, математика и физрука.

Упражнение 6. Шесть шахматистов под именами А, Б, В, Г, Д, Е сыграли между собой в турнире по одной партии. А сыграл все партии вничью, Б не проиграл ни одной партии, В выиграл у победителя соревнований и сыграл вничью с Д, Г обогнал Д, и не отстал от Е. Сколько очков набрал и какое место занял каждый из шахматистов?

Упражнение 7. Упражнение для самостоятельно решения.

Считается, что А. Эйнштейн придумал эту загадку в прошлом веке, и он полагал, будто 98% жителей Земли будет не в состоянии ее решить.

Задача:

§ Есть пять домов, каждый разного цвета.

§ В каждом доме живет один человек отличающийся от соседнего по национальности: немец, англичанин, швед, датчанин, норвежец.

§ Каждый пьет только один напиток, курит определенную марку сигарет и держит определенное животное.

§ Никто из 5 человек не пьет одинаковые с другими напитки, не курит одинаковые сигареты и не держит одинаковое животное.

Подсказки:

§ Англичанин живет в красном доме

§ Швед держит собаку

§ Датчанин пьет чай

§ Зеленый дом стоит слева от белого

§ Жилец зеленого дома пьет кофе

§ Человек, который курит «Pall Mall» держит птицу

§ Жилец из среднего дома пьет молоко

§ Жилец из желтого дома курит «Dunhill»

§ Норвежец живет в первом доме

§ Курильщик «Marlboro» живет около, того, кто держит кошку

§ Человек, который содержит лошадь, живет около того, кто курит «Dunhill»

§ Курильщик сигарет «Winfiedld» пьет пиво

§ Норвежец живет около голубого дома

§ Немец курит «Rothmans»

§ Курильщик «Marlboro» живет по соседству с человеком, который пьет воду.


Вопрос: Кому принадлежит рыба? (немцу, живущему в зеленом доме)

         
Национальность Норвежец Датчанин Англичанин Немец Швед
Цвет Желтый Голубой Красный Зеленый Белый
Сигареты Dunhill Marlboro Pall Mall Rothmans Winfiedld
Напиток Вода Чай Молоко Кофе Пиво
Животное Кошка Лошадь Птица Рыба Собака

Подведение итогов. Домашние задание.

 



Занятие № 6. Принцип перехода в другое измерение

Цель занятия: познакомить учащихся с инструментом ТРИЗа принципом перехода в другое измерение как приема разрешения противоречия.

Разбор творческого задания № 4.

Ситуация.

Пришел нанаец к своему другу эскимосу. Видит на полу лежит шкура белого медведя с раздвинутой пастью. Спрашивает эскимоса:

- Ты сколько раз в него стрелял?

- Десять.

- А сколько раз попал?

- Ни одного.

- А от чего же он умер?

- От смеха…

Да, нам бы впору тоже посмеяться. Да только смеются приходиться над собой, ведь если вдуматься, от неэффективности моделей поведения страдаем не только мы с вами, от них страдает все человечество.

Все больше и больше говорят о неэффективности моделях поведения, понимая под этим шаблоны, стереотипы, привычки. Проблема состоит в том, что большинство людей, зачастую находится в плену своих стереотипов. Которые порой мешают адекватно выходить из проблемных ситуаций.

Человек предрасполагается к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорируя все другие методы, кроме единственной встречающей в самом начале.

Так это же привычка, скажете вы. И будите правы. Очень многое в жизни человек делает по привычке. Встает рано утром, умывается, чистит зубы, обувается, идет на работу. По привычке. Привычка полагает нам, но только в обыденной жизни. А вот «мыслить по привычке» уже не всегда является наилучшим способом действия.

Известный ученый и Филисов древности Аристотель написал в одном из своих трактатов, что у мухи восемь ног. И это не становилось под сомнение почти две тысячи лет, пока кому-то не пришло в голову пересчитать ноги у мухи. Оказалось шесть! И таких пример много, когда «мыслить по привычке» дает отрицательный эффект.

Сегодня мы рассмотрим один из принципов помогающих уходить от мысли по привычке. Принцип перехода в другое измерение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: