Упражнение 2. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.
Какой цвет волос у художника?
Составим морфологический ящик для этой задачи.
Морфологический ящик
Друзья | Цвет волос | ||
Белые | Рыжие | Черные | |
Белов | - | + | - |
Рыжов | - | - | + |
Чернов | + | - | - |
Упражнение 3. Три гнома Эй, Ай и Ой вышли на прогулку в красной, зеленой и синей рубашках. Туфли на них были таких же цветов. У Эя цвет рубашки и туфель совпадал. У Оя ни туфли, ни рубашка не были красными. Ай был в зеленых туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты гномы? Ответ: Эй – красная рубашка и туфли, Ой – в синей рубашке, Ай – в зеленой рубашке и синих туфлях.
Упражнение 4. В очереди за билетами в кино стоят друзья – Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега; Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. Кто за кем стоит? (Олег–Юра–Володя–Миша–Саша)
Упражнение 5. Трое учителей: физик, математик и физрук работают в одной сельской школе. Их фамилии: Борисов, Иванов и Семенов. У физика нет любимчиков среди учеников, и он живет дальше всех от школы. На прошлой неделе Семенов поставил любимой ученице Борисова двойку! Известно, что математик добирается до школы дольше, чем Семенов. Назовите фамилии физика, математика и физрука.
Упражнение 6. Шесть шахматистов под именами А, Б, В, Г, Д, Е сыграли между собой в турнире по одной партии. А сыграл все партии вничью, Б не проиграл ни одной партии, В выиграл у победителя соревнований и сыграл вничью с Д, Г обогнал Д, и не отстал от Е. Сколько очков набрал и какое место занял каждый из шахматистов?
Упражнение 7. Упражнение для самостоятельно решения.
Считается, что А. Эйнштейн придумал эту загадку в прошлом веке, и он полагал, будто 98% жителей Земли будет не в состоянии ее решить.
Задача:
§ Есть пять домов, каждый разного цвета.
§ В каждом доме живет один человек отличающийся от соседнего по национальности: немец, англичанин, швед, датчанин, норвежец.
§ Каждый пьет только один напиток, курит определенную марку сигарет и держит определенное животное.
§ Никто из 5 человек не пьет одинаковые с другими напитки, не курит одинаковые сигареты и не держит одинаковое животное.
Подсказки:
§ Англичанин живет в красном доме
§ Швед держит собаку
§ Датчанин пьет чай
§ Зеленый дом стоит слева от белого
§ Жилец зеленого дома пьет кофе
§ Человек, который курит «Pall Mall» держит птицу
§ Жилец из среднего дома пьет молоко
§ Жилец из желтого дома курит «Dunhill»
§ Норвежец живет в первом доме
§ Курильщик «Marlboro» живет около, того, кто держит кошку
§ Человек, который содержит лошадь, живет около того, кто курит «Dunhill»
§ Курильщик сигарет «Winfiedld» пьет пиво
§ Норвежец живет около голубого дома
§ Немец курит «Rothmans»
§ Курильщик «Marlboro» живет по соседству с человеком, который пьет воду.
Вопрос: Кому принадлежит рыба? (немцу, живущему в зеленом доме)
№ | |||||
Национальность | Норвежец | Датчанин | Англичанин | Немец | Швед |
Цвет | Желтый | Голубой | Красный | Зеленый | Белый |
Сигареты | Dunhill | Marlboro | Pall Mall | Rothmans | Winfiedld |
Напиток | Вода | Чай | Молоко | Кофе | Пиво |
Животное | Кошка | Лошадь | Птица | Рыба | Собака |
Подведение итогов. Домашние задание.
Занятие № 6. Принцип перехода в другое измерение
Цель занятия: познакомить учащихся с инструментом ТРИЗа принципом перехода в другое измерение как приема разрешения противоречия.
Разбор творческого задания № 4.
Ситуация.
Пришел нанаец к своему другу эскимосу. Видит на полу лежит шкура белого медведя с раздвинутой пастью. Спрашивает эскимоса:
- Ты сколько раз в него стрелял?
- Десять.
- А сколько раз попал?
- Ни одного.
- А от чего же он умер?
- От смеха…
Да, нам бы впору тоже посмеяться. Да только смеются приходиться над собой, ведь если вдуматься, от неэффективности моделей поведения страдаем не только мы с вами, от них страдает все человечество.
Все больше и больше говорят о неэффективности моделях поведения, понимая под этим шаблоны, стереотипы, привычки. Проблема состоит в том, что большинство людей, зачастую находится в плену своих стереотипов. Которые порой мешают адекватно выходить из проблемных ситуаций.
Человек предрасполагается к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорируя все другие методы, кроме единственной встречающей в самом начале.
Так это же привычка, скажете вы. И будите правы. Очень многое в жизни человек делает по привычке. Встает рано утром, умывается, чистит зубы, обувается, идет на работу. По привычке. Привычка полагает нам, но только в обыденной жизни. А вот «мыслить по привычке» уже не всегда является наилучшим способом действия.
Известный ученый и Филисов древности Аристотель написал в одном из своих трактатов, что у мухи восемь ног. И это не становилось под сомнение почти две тысячи лет, пока кому-то не пришло в голову пересчитать ноги у мухи. Оказалось шесть! И таких пример много, когда «мыслить по привычке» дает отрицательный эффект.
Сегодня мы рассмотрим один из принципов помогающих уходить от мысли по привычке. Принцип перехода в другое измерение.