Периоды детского возраста.




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия

Кафедра пропедевтики детских болезней

Кафедра нормальной физиологии

 

 

ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

Методические рекомендации для студентов

 

 

Чита

 

УДК

ББК

Здоровый ребёнок. Методические рекомендации для студентов / Сост.Б.И. Кузник, О.Г. Максимова, Л.Б. Маюн, И. И. Петрухина, Н.Л. Потапова, Е.П. Батаева, Н.В. Левченко – Чита: ИИЦ ГОУ ВПО ЧГМА, 2008. – 169 с.

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с типовой учебной «Программой по детским болез­ням» для студентов педиатрических факультетов высших учебных заведений. - Моск­ва, ГОУ ВУНМЦ, 2000. В настоящем учебном пособии излагаются современные взгляды на морфологические и функциональные особенности детей в разные возрастные периоды, закономерности роста и развития, методы оценки состояния здоровья ребёнка. В книге даны морфо-функциональные константы, лабораторные и инструментальные показатели детей разного возраста. Книга предназначена для студентов педиатрического факультета.

 

Табл.: 57. Ил.: 4. Библиограф.: 26

Рецензенты: зав. кафедрой педиатрии, профессор д.м.н. Гаймоленко И.Н., зав. кафедрой детской хирургии, доцент, к.м.н. Гаймоленко С.Г.

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие 4

Введение 6

Глава 1. Физическое развитие 8

Глава 2. Нервно-психическое развитие 24

Глава 3. Кожа, подкожно-жировая клетчатка, лимфатическая система

у детей и подростков 32

Глава 4. Костная и мышечная система у детей и подростков 45

Глава 5. Органы дыхания у детей и подростков 56

Глава 6. Органы кровообращения у детей и подростков 67

Глава 7. Пищеварительная система у детей и подростков 78

Глава 8. Система кроветворения и гемостаза 91

Глава 9. Мочевыделительная система 116

Глава 10. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков 126

Заключение 134

Рекомендуемая литература 135

Приложение 137

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Основоположник отечественной педиатрии С.Ф. Хотовицкий ещё в начале ХIХ века писал: «Ребёнок – это не взрослый в миниатюре. Каждому возрасту свойственна своя конституция: иная младенцу, иная ребёнку, иная старцу». Организм ребёнка отличается от взрослого рядом особенностей. Во-первых, органы и системы имеют морфологическую и функциональную незрелость по отношению к взрослому состоянию. Ребёнок – это не просто «маленький человек». Даже при внешнем осмотре обращают на себя внимание отличительные пропорции тела и другие признаки. Чем младше малыш, тем больше он не похож на взрослого человека. Наиболее выражены отличительные особенности в первые 3 года жизни. Во-вторых, ребёнок постоянно растет и развивается до перехода во взрослое состояние, причем интенсивность процессов роста и развития наиболее велика в раннем возрасте. Сочетание относительной морфо-функциональной незрелости и интенсивности роста и развития делают детский организм высоко чувствительным к факторам внешней среды. Наконец, жизнедеятельность, рост, развитие, состояние здоровья ребёнка зависит от взрослого, причем, чем младше ребёнок, тем данная зависимость теснее.

Целью курса «Здоровый ребёнок» является изучение морфо-функциональных показателей детей разных периодов развития и освоение методики исследования ребёнка с учетом его возрастных особенностей. Закончив изучение данного раздела, студенты должны научиться оценивать состояние здоровья детей, проведя их полное или комплексное обследование, найти отклонения в развитии ребёнка.

Исходный уровень знаний (основ молекулярной и клинической генетики, морфологии и функции органов и систем здорового человека, эмбриологии, биохимических процессов в организме, понятия о микробиоценозе) студенты получают на базовых кафедрах: биологии, анатомии человека, нормальной физиологии, гистологии, биоорганической химии, микробиологии.

С особенностями детского организма связаны особенности детской патологии, проявляющиеся разной структурой и течением болезней. Например, некоторые заболевания наблюдаются исключительно в грудном или раннем возраста (витамин Д дефицитный рахит). В то же время до 7 лет дети практически не болеют ревматической лихорадкой. Острое инфекционное заболевание у младенцев протекает с тяжёлой интоксикацией, нередко осложняясь инфекционно-токсическим шоком, поражением нервной системы. В детском возрасте крайне редко встречаются инфаркты миокарда и, как правило, у пациентов с наследственной предрасположенностью к нарушению гемокоагуляции.

Поэтому для изучения течения, диагностики, лечения, профилактики детских заболеваний, необходимо хорошо знать возрастные особенности детского организма в разные периоды его развития. Вместе с тем, давая оценку состояния здоровья детей, необходимо учитывать региональные особенности.

Согласно учебному плану и рабочей программы на обучение студентов педиатрического факультета данному разделу пропедевтики детских болезней отводится 18 часов лекций и 68 часов практических занятий.

Настоящие методические рекомендации «Здоровый ребёнок», переизданные и дополненные, предназначены для самостоятельной подготовки студентов во внеучебное время, а также при курации детей на практическом занятии. В пособие внесены отдельные функциональные показатели, определённые для нашего региона.

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача педиатра - обеспечение гармоничного развития и оптимального состояния здоровья во все периоды жизни детей. Что же такое периоды детского возраста? Первая периодизация жизни детей, положенная в основу современной классификации, сделана Н.П. Гундобиным в 1906 году. Под биологическим периодом жизни человека понимают этап развития, отличающийся определенными анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

Выделяют три периода жизни человека: подготовительный, внутриутробного и внеутробного развития.

Периоды детского возраста.

I. Подготовительный период – подготовка биологических родителей к зачатию.

1. Этап формирования генотипа и фенотипа здоровья будущих родителей.

2. Этап формирования соматического и репродуктивного здоровья родителей.

3. Предконцепционный этап.

II. Период внутриутробного развития, продолжительностью от зачатия 280 дней.

1. Фаза эмбрионального (зародышевого) развития, характеризующаяся питанием эмбриона из зародышевого мешка, закладкой и формированием всех органов и систем.

2. Фаза плацентарного (фетального, плодового) развития – с третьего месяца внутриутробного развития до рождения ребёнка. Характеризуется данная фаза наличием фетоплацентарного кровообращения, обеспечивающего жизнедеятельность плода.

А. Ранний фетальный период – 9 – 28 недель.

Б. Поздний фетальный период – с 28 недель до рождения. С 28 недели жизни плод считается жизнеспособным.

III. Период внеутробного развития.

1. Неонатальный (новорождённости) период.

А. Ранний неонатальный период – первые 7 дней жизни.

Б. Поздний неонатальный период.

2. Период грудного (младенческого) возраста.

3. Период раннего (преддошкольного) возраста.

4. Период дошкольного возраста.

5. Период младшего школьного (препубертатного) возраста.

6. Период старшего школьного (пубертатного, полового созревания) возраста.

Краткая характеристика каждого периода внеутробной жизни представлена в таблице 1.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: