Период внутриутробного развития | Пороки развития | ||
3-5 неделя | Трахеопищеводный свищ - сообщение между трахеей и бронхом | Секвестрация легкого - рудиментарный зачаток доли легкого, не имеющий сообщения с бронхом | |
6-8 неделя | Агенезия легкого – отсутствие всех элементов легкого | Простая гипоплазия - отсутсвие мелких бронхов в доле | Аплазия легочной ткани - главный бронх в виде культи |
5-14 неделя | Трахеобронхомегалия - расширение трахеи и бронхов из-за недоразвития мышечных волокон | Трахеобронхомаляция | Долевая эмфизема легких |
11-14 неделя | Кистозная гипоплазия легких |
К моменту рождения ребенка дыхательная система достигает морфологической зрелости и может выполнять функцию дыхания. У новорожденного дыхательные пути заполнены жидкостью, обладающей низкой вязкостью и малым количеством белка, что обеспечивает ее быструю всасываемость после рождения ребенка через лимфатические и кровеносные сосуды. В раннем неонатальном периоде происходит адаптация ребенка к внеутробному существованию. После 1 вдоха наступает короткая инспираторная пауза, длящаяся 1-2 секунды, после чего наступает выдох, сопровождающийся громким криком ребенка. При этом первое дыхательное движение у новорожденного осуществляется по типу гаспинга (инспираторной «вспышки») – это глубокий вдох с затруднённым выдохом. Такое дыхание сохраняется у здоровых доношенных детей до 3 первых часов жизни. У здорового новорожденного ребенка с первым выдохом расправляется большинство альвеол, одновременно происходит и расширение сосудов. Полное расправление альвеол происходит в течение первых 2-4 дней после рождения.
Механизм первого вдоха. Основным пусковым моментом является гипоксия, возникающая в результате пережатия пуповины. После перевязки пуповины в крови падает напряжение кислорода, увеличивается давление углекислого газа и снижается рН. Кроме того, на новорожденного ребенка большое влияние оказывает температура окружающей среды, являющаяся более низкой, чем в утробе матери. Сокращений диафрагмы создает отрицательное давление в грудной полости, что обеспечивает более легкое вхождение воздуха в дыхательные пути.
|
Понятие о регуляции дыхания. Под рабочим (бульбарным) дыхательным центром понимают ограниченный участок центральной нервной системы, где происходит формирование импульса, вызывающего координированную деятельность дыхательных мышц. Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге и состоит из дыхательных нейронов. Дыхательные нейроны подразделяют на инспираторные и экспираторные. В дыхательном центре выделяют 3 части: медуллярную, которая начинает и поддерживает чередование вдоха и выдоха, пневмотаксическую и апноэтическую. В верхних отделах варолиева моста расположен пневмотаксический центр. Нейроны этого центра реципрокно связаны с инспираторными нейронами дорсальной дыхательной группы. Функцией пневмотаксического центра является уменьшение периода активности инспираторных нейронов дыхательного центра путем выключения фазы вдоха и более раннее появление в дыхательном центре фазы выдоха. В результате пневмотаксический центр вызывает в бульбарном центре генерацию большего числа небольших по длительности инспираций, то есть увеличивает частоту дыхания.
|
На уровне нижней трети варолиева моста имеется область, определяемая как апноэстический центр. В обычных условиях активность этого центра заторможена со стороны пнвмотаксического центра. Отделение его от пневмотаксического центра вызывает остановку дыхания на вдохе (апнейзис). Эта область оказывает возбуждающее влияние на нейроны дорсальной дыхательной группы и ее роль заключается в увеличении времени фазы выдоха, а, следовательно, глубины дыхательных движений
Регуляция дыхания осуществляется периферическими и центральными хеморецепторами. Центральные хеморецепторы, расположенные в дыхательном центре, более чувствительны к уровню кислорода, они функционально активны к рождению ребенка. Пневмотаксическая часть созревает на протяжении всего 1 года жизни, поэтому на первом году выражена аритмичность дыхания, апноэ, что наиболее часто наблюдается у недоношенных и маловесных детей.
У новорожденного ребёнка хорошо выражены защитные рефлексы – кашель и чихание. Уже в первые дни после появления ребёнка на свет у него функционирует рефлекс Геринга-Брейера, приводящий при пороговом растяжении лёгочных альвеол к переходу вдоха на выдох. У взрослого этот рефлекс осуществляется лишь при очень сильном растяжении лёгких.
Анатомически выделяют верхние, средние и нижние дыхательные пути. Нос относительно мал к моменту рождения, носовые ходы узкие, отсутствует нижний носовой ход, носовая раковина, которые формируются к 4 годам. Плохо развита подслизистая ткань (созревает к 8-9 годам), до 2 лет недоразвита кавернозная или пещеристая ткань (вследствие этого у детей раннего возраста не бывает носовых кровотечений). Слизистая оболочка носа нежная, относительно сухая, богата кровеносными сосудами. Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения их слизистой оболочки даже незначительное воспаление вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади. Особенно узким у детей раннего возраста является выход из носа — хоаны, что часто является причиной длительного нарушения у них носового дыхания.
|
Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо или совсем отсутствуют. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верхняя челюсть) и прорезываются зубы, возрастают длина и ширина носовых ходов, объем придаточных пазух носа (табл. 18). Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, в раннем детском возрасте. Широкий носослезный проток с недоразвитыми клапанами способствует переходу воспаления из носа на слизистую оболочку глаз.
Таблица 18