Ориентировочные формулы оценки показателей артериального давления (АД)




Возраст Систолический показатель (мм рт. ст.) Допустимые колебания (мм рт. ст.) Диастолический показатель
До 1 года 76 + 2n, где n – число месяцев ± 15 ½ от систолического АД или 2/3
Старше 1 года 90 + 2n, где n – число лет

Примечание: на ногах АД на 20-30 мм рт. ст. выше, чем на руках

 

Вопросы для самоподготовки.

1. Значение нарушения органогенеза органов кровообращения в формировании ВПС.

2. Особенности кровообращение плода.

3. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы в раннем неонатальном периоде. Проявления дизадаптации органов кровообращения у новорождённого.

4. Морфологические особенности сердца ребенка в различные возрастные периоды. Их значение в педиатрии.

5. Возрастные особенности сосудов и их значение.

6. Возрастные показатели гемодинамики: ЧСС, ударный объем сердца (УОС), минутный объем сердца (МОС), скорость кровотока, ОЦК, АД.

7. Чем объяснить физиологическую тахикардию ребенка?

8. Методика осмотра.

9. Значение пальпации сердца. Локализация верхушечного толчка детей разных возрастных групп. Чем он образован?

10. Чем образован и где определяется сердечный толчок?

11. Методика перкуссии сердца. Как изменяются с возрастом границы относительной тупости? Чем они образованы?

12. Как изменяются с возрастом границы абсолютной тупости? Чем они образованы?

13. Правила аускультации сердца. Назовите точки выслушивания клапанов сердца.

14. Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы в пубертатном периоде и их проявления.

 

Примерная схема ООД к самостоятельной курации ребенка.

1. Соберите анамнез у курируемого ребенка, опросив его с учетом возраста.

2. Выясните особенности развития ребенка в предшествующих периодах, которые могли отразиться на состоянии сердечно-сосудистой системы.

3. Проведите осмотр, оценив наличие или отсутствие деформации грудной клетки, «сердечного горба», изменение цвета кожных покровов, видимые пульсации сосудов, эпигастрия, области сердца.

4. Проведите пальпацию верхушечного толчка с оценкой локализации, силы, распространенности. Проведите пальпацию сердечного толчка. Определите дрожание (есть или нет).

5. Определите границы относительной тупости сердца: правую, верхнюю, левую. Определите границы абсолютной тупости сердца: правую, верхнюю, левую.

6. Проведите аускультацию в 5 точках (верхушка, 2 межреберье справа, 2 межреберье слева, основание мечевидного отростка, 4 межреберье слева). Оцените тоны: громкость, ясность, соотношение тонов на верхушке и на основании, наличие акцентов. Оцените шумы, если они есть: происхождение (систола, диастола), тембр, эпицентр, продолжительность, иррадиация, изменчивость.

7. Определите пульс на лучевой артерии: симметричность, ритм, наполнение, напряжение, частота.

8. Измерьте АД на руках и ногах.

9. Опишите данные обследования в дневнике курации в последовательности проведения исследования.

10. Сделайте заключение о соответствии или нет показателей сердечно-сосудистой системы возрастной группе. Укажите, какие показатели отличаются от возрастной нормы. Назовите возможные причины отклонения.

 

Тестовый контроль. Укажите номер правильного ответа.

1. Для расчета среднего систолического артериального давления (в мм рт. ст.) у детей старше 1 года используется формула:

1) 60+2п

2) 76+2п

3) 90+2п

4) 90+п

5) 100+п

 

2. Редкость инфарктов миокарда у детей первых лет жизни объясняется:

1) магистральным типом кровоснабжения

2) рассыпным типом кровоснабжения

3) смешанным типом кровоснабжения

4) незрелостью миокарда

5) преобладанием тонуса симпатической нервной системы

 

3. У мальчика 7 дней частота сердечных сокращений оказалась 70-80 ударов в минуту. Заключение:

1) норма

2) тахикардия

3) брадикардия

4) синусовая аритмия

5) гипотония

 

4. У детей ударный объем крови:

1) увеличивается с возрастом

2) уменьшается с возрастом

3) не изменяется на протяжении всей жизни

4) не изменяется при физической нагрузке

5) снижается при физической нагрузке

 

5. Артериальное давление в норме:

1) на руках выше, чем на ногах

2) на ногах выше, чем на руках

3) одинаково на руках и ногах

4) на левой руке выше, чем на правой

5) на левой ноге выше, чем на правой

 

6. У ребёнка 5 лет границы относительной тупости сердца при перкуссии оказались: правая – правая парастернальная линия, верхняя – 2 межреберье, левая – 2 см кнаружи от сосковой линии. Заключение:

1) границы сердца соответствуют 2 возрастной группе по Молчанову

2) имеется смещение левой границы

3) имеется смещение правой границы

4) имеется смещение верхней границы

5) имеется смещение правой и левой границы

 

7. У ребёнка 1,5 лет границы относительной тупости сердца следующие: правая - парастернальная линия, верхняя – 2 ребро, левая – 2 см кнаружи от сосковой линии. Заключение:

1) границы сердца соответствуют 1 возрастной группе по Молчанову

2) имеется смещение левой границы

3) имеется смещение правой границы

4) имеется смещение верхней границы

5) имеется смещение правой и левой границы

 

8. Мальчик, 1 месяц. Область сердца не изменена. Верхушечный толчок определяется в 4 межреберье на 1 см кнаружи от сосковой линии слева. Сердечный толчок не пальпируется. Правая граница относительной тупости по правой парастернальной линии, верхняя – 2 ребро, левая – 1,5 см кнаружи от сосковой линии. Тоны сердца ясные, с частотой 100 ударов в мин., соотношение тонов не нарушено, шумов нет. Дайте оценку состояния органов кровообращения:

1) изменений со стороны органов кровообращения нет

2) тахикардия

3) брадикардия

4) кардиомегалия

5) кардиомегалия, брадикардия

 

9. У здорового 7- летнего ребёнка границы абсолютной тупости сердца определяются:

1) правая – правая стернальная линия, верхняя - 4 ребро, левая – левая парастернальная линия

2) правая – левая стернальная линия, верхняя – 4 ребро, левая – левая сосковая линия

3) правая – левая стернальная линия, верхняя – 4 ребро, левая – левая парастернальная линия

4) правая – правая стернальная линия, верхняя - 3 ребро, левая – левая парастернальная линия

5) правая – левая стернальная линия, верхняя - 3 ребро, левая – левая парастернальная линия

 

10. Физиологическая тахикардия маленького ребёнка объясняется:

1) незрелостью миокарда (эмбриональное строение)

2) незрелостью вегетативной регуляции (преобладание симпатической нервной системы)

3) низким систолическим выбросом левого желудочка

4) функционированием овального окна

5) особенностью кровоснабжения сердца

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: