Материалы для самодиагностики




 

Субъектогенетический дифференциал
ФИО                
                 
Пол               Возраст
                 
победитель               побежденный
сильный               слабый
депрессивный               жизнестойкий
пессимист               оптимист
успешный               неуспешный
организованный               неорганизованный
ответственный               безответственный
целеустремленный               нецелеустремленный
несчастный               счастливый

Тест определения самоэффективностиМаддукса и Шеера

(перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского)

Тест на самоэффективность - одна из методик исследования самосознания. По результатам теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться.

Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности [52]. С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. При этом было обращено внимание на то, что даже при наличии более чем скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность этот потенциал применить на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом (52).

Акмеологический потенциал приведенной методики определяется тем, что она высвечивает те направления самокоррекции, которые обеспечивают человеку повышение его самоэффективности, ведут к конструктивным преобразованиям его Я-концепции.

Таким образом, представления о самоэффективности несут в себе не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени самореализации, но содержат импульс к саморазвитию. Предложенная методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении.

Определение субъективных представлений о своем потенциале осуществляется с помощью 23 утверждений. Испытуемый отмечает степень своего согласия или несогласия с каждым из предлагаемых утверждений на 11-баллной шкале с диапазоном оценок от -5 на одном полюсе (абсолютное несогласие) до +5 на другом (абсолютное согласие).

Опросник методики измерения самоэффективности

Согласны ли Вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, выберите ответ "+5", если абсолютно не согласны, то "-5". В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений соответственно.

1. Когда я что-либо планирую, я всегда уверен, что могу выполнить данную работу.

2. Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего.

3. Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней.

4. Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их.

5. Я часто бросаю дела, не закончив их.

6. Я стараюсь избегать трудностей.

7. Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнять это хоть как-нибудь.

8. Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца.

9. Если я решил что-то сделать, я буду идти "напролом", до конца.

10. Если мне не удается быстро выучить что-то новое, я сразу бросаю это дело.

11. Когда проблемы возникают неожидан но, мне не удается справиться с ними.

12. Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложно для меня.

13. Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией.

14. Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем.

15. Я вполне уверен в себе.

16. Я легко бросаю дела.

17. Я не похож на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни.

18. Мне трудно приобретать новых друзей.

19. Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, я иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне.

20. Если мне не удастся стать близким другом интересного для меня человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним.

21. Если я познакомился с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, я все равно не прекращаю сразу общения с ним.

22. Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей.

23. Я приобрел всех моих друзей благодаря своей способности устанавливать контакты.

 

Алгебраическая сумма баллов первых 17 пар утверждений отражает оценку самоэффективности в сфере деятельности, а с 18 по 23 - в сфере общения.

Подсчет баллов производится после изменения знака перед отмеченной цифрой на шкале в ряде утверждений согласно "ключу" к тесту.

"Ключ": баллы в утверждениях N 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12,16, 17, 18, 20, 21, 22 меняют знак на противоположный.

Для теста Маддукса - Шеера статистические нормы в нашей стране не определялись. Ниже приводятся результаты проведенной нами нормировки данного теста по результатам обследования в общей сложности 927 человек, в число которых вошли школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, лица, зарегистрированные в службе занятости как временно не работающие.

 

Средние показатели результатов

теста на самоэффективность.

  Самоэффективность в сфере общения самоэффективность в сфере деятельности
среднее по шкале 3,8 30,6
ср. кв.отклон. 11,1 23,8
число испытуемых    

 

Средние значения самоэффективности в сфере деятельности располагаются в интервале значений от +7 до +53 баллов, а в сфере общения - от -7 до +15. Показатели, лежащие за пределами этих интервалов, свидетельствуют либо о низкой оценке своего потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо о высокой. В результате проведенного нами корреляционного анализа было установлено, что показатели самоэффективности в сфере деятельности в большей степени связаны с уровнем интернальности прямой зависимостью и обратной - с импульсивностью по сравнению с показателями самоэффективности в сфере общения, которые в большей степени коррелируют с экстраверсией.

Результаты исследования самоэффективности можно использовать при построении индивидуальных программ самокоррекции и саморазвития, при изучении субъектогенетического потенциала личности.

Эмоциональный тест Фордайса

I. Насколько счастливым или несчастным вы чувствуете себя в целом? Отметьте один вариант ответа — тот, который точнее других отражает ваши ощущения:

(10) в высшей степени счастливым;

(9) очень счастливым;

(8) довольно-таки счастливым;

(7) серединка на половинку;

(6) иногда счастливым;

(5) нейтральным (ни счастливым, ни несчастным);

(4) слегка несчастным (чуть ниже нейтральногоуровня);

(3) пожалуй, несчастным (жизнь немного тосклива);

(2) довольно-таки несчастным (испытываю легкуюподавленность);

(1) глубоко несчастным (депрессия, подавленность);

(0) в высшей степени несчастным (острая депрессиясопровождает меня постоянно).

 

Ответьте на две следующие группы вопросов как можно точнее и так, чтобы в сумме ваши результаты составили 100 %

II. Какую часть времени (в среднем) вы проводите «на подъеме»?

— в течение... % всего своего времени

Как часто вы чувствуете себя несчастным?:

— в течение... % всего своего времени

Насколько обычно для вас нейтральное состояние?

— в течение... % всего своего времени

III. В среднем я чувствую себя:

- счастливым — в течение... % всего своего времени;

- несчастным — в течение... % времени;

- ни счастливым, ни несчастным — в... %.

По результатам тестирования 3050 взрослых американцев средний уровень ответов на первый вопрос составил 6,92 балла. Согласно данным по второму вопросу, средний американец примерно половину своего времени (54,13 %) чувствует себя счастливым, 20,44 % времени — несчастным, а все остальное время (25,43 %) — чувствует себя нейтрально.

Шкала счастья

 

Следующий тест разработан Соней Любомирской, преподавателем психологии Калифорнийского университета в Риверсайде.

Оцените себя по семибальной шкале:

1. В целом, я считаю себя человеком:

 

не очень счастливым 1 2 3 4 5 6 7 очень счастливым

 

2. По сравнению с большинством сверстников я считаю себя:

 

менее счастливым 1 2 3 4 5 6 7 более счастливым

 

3. Некоторые люди очень счастливы по своей природе. Они
радуются жизни независимо от того, что происходит вокруг.
До какой степени это свойственно вам?

 

Совсем не свойственно для меня 1 2 3 4 5 6 7 Типично для меня

 

4. Некоторые люди не слишком счастливы. Пусть и не впадая в
депрессию, приподнятым настроением они тоже не отлича
ются. До какой степени это свойственно вам?

 

Совсем не свойственно для меня 1 2 3 4 5 6 7 Типично для меня

 

Чтобы подсчитать результат, сложите баллы своих ответов на первые три вопроса, прибавьте восемь и вычтите балл за четвертый вопрос. Средний итоговый результат взрослого американца — 4,8 балла. Две трети опрашиваемых набирают от 3,8 до 5,8 балла.

 

 


 

 

Бланк Теста жизнестойкости  
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.  
 
 
Вопросы нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет да  
  Я часто не уверен в собственных решениях.          
  Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.          
  Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.          
  Я постоянно занят, и мне это нравится.          
  Часто я предпочитаю "плыть по течению"          
  Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.          
  Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.          
  Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.          
  Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.          
  Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.          
  Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.          
  Я стараюсь быть в курсе всего.          
  Лучше синица в руках, чем журавль в небе.          
  Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.          
  Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.          
  Иногда меня пугают мысли о будущем.          
  Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.          
  Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.          
  Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.          
  Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.          
  Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.          
  Я люблю знакомиться с разными людьми.          
  Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.          
  Мне всегда есть чем заняться.          
  Я всегда могу повлиять на результат того. Что происходит вокруг.          
  Я часто сожалею о том, что уже сделано.          
  Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.          
  Мне трудно сближаться с другими людьми.          
  Как правило, окружающие слушают меня внимательно.          
  Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.          
  Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.          
  Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.          
  Мои мечты редко сбываются.          
  Неожиданности дарят мне интерес к жизни.          
  Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.          
  Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.          
  Мне не хватает упорства закончить начатое.          
  Бывает, жизнь кажется мне скучной и беспросветной.          
  У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.          
  Окружающие меня недооценивают.          
  Как правило, я работаю с удовольствием.          
  Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.          
  Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.          
  Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.          
  Я охотно берусь воплощать новые идеи.          
             
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе. Вместо имени в поле ФИО можно использовать любой псевдоним (пожалуйста, используйте один и тот же псевдоним для всех опросников).  
 
Конфиденциальность личной информации гарантируется  
  ФИО  
  Пол:_________ Возраст:_________ Образование:______________________________  
             
Тест (шкала) самоэффективности  
Оснащение: бланк методики с 10 суждениями для оценки.  
Особенности процедуры: полученные результаты тестирования полезно соотнести с показателями других методик, в частности тестов, направленных на изучение уверенности в себе, самооценки. Следует попытаться найти взаимосвязь между результатами различных тестов, обратив внимание на то, какие качества и черты человека могут дополняться или компенсироваться другими. Нужно учитывать, что данная методика не защищена от так называемых социально желательных ответов, поэтому в процессе профотбора желательно использовать также проективные методики. которые не дают возможности претенденту "приукрасить" результаты.  
 
 
 
 
 
Инструкция: "Оцените высказывания по степени своего согласия с ними и поставьте любой знак в графе с условными обозначениями: 1 - абсолютно неверно; 2 - едва ли верно; 3 - скорее всего верно; 4 - совершенно верно".  
 
 
             
Бланк методики  
Содержание высказываний Отметки  
         
  Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы          
  Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели          
  Мне довольно просто удается достичь своих целей          
  В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как должен себя вести          
  При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться          
  Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем          
  Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь только на собственные способности          
  Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения          
  Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях          
  Я обычно способен держать ситуацию под контролем          
             

 

Ключи шкал Теста жизнестойкости  
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.  
 
 
 
 
                     
Ключи к Тесту жизнестойкости  
  Прямые пункты Обратные пункты    
Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42    
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43    
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36    
         
Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости  
 
Нормы Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска    
Среднее 80,72 37,64 29,17 13,91    
Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39    
             
             
                     
Ключ к Тесту (шкале) самоэффективности  
                     
"Абсолютно неверно" - 1 балл    
"Едва ли это верно" - 2 балла    
"Скорее всего это верно" - 3 балла    
"Совершенно верно" - 4 балла    
                     
Колличество баллов складывается.    
Показатели до 27 баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности    
27-35 баллов - показатели средней самоэффективности    
более 35 баллов - показатели высокой самоэфективности    

 

 


 

 

ДЛЯ САМЫХ ПЫТЛИВЫХ

а)основная литература

1. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. – М.: МГГУ, 2009. – 192 с.

2. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. – М, 2009. – 212 с.

3. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

4. Петровский,В.А. Личность: феноменсубъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. – 67с.

5. Петровский, В.А. Начала мультисубъектнойперсонологии // Развитие личности. – 2010. – №1. – С.55-72

6. Петровский, В.А. Общая персонология: наука личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара, 2003. – С. 20-30.

7. Петровский, В.А. «Я» в персонологической практике. – М.: Изд-во Высшая школа экономики, 2013. – 504 с.

8. Петровский, В.А., Старовойтенко, Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Т.9. – №1. – С.21-39.

9. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия благополучия и процветания. - 2013 - 439 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Бакштанский В.Л., Жданов О.И. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности. – М.: Беловодье, 2008. – 464 с.

2. Бен-Шахар Т. Научиться быть счасливым. – Минск: «Попурри», 2009. – 240 с.

3. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. – М.: Время, 2009. – 192 с.

4. Бояцис Р., Гоулман Д., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина, 2008. - 301 с.

5. Гарднер Г. Великая пятерка: Мыслительные стратегии, ведущие к успеху. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 155 с.

6. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач. – М.: Смысл, 2009. – 152 с.

7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 478 с.

8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 476 с.

9. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий // Мир образования – образование в мире. 2014. №4. С. 159-164.

10. Кляйн С. Секрет удачи. Как научиться властвовать над случаем. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 352 с.

11. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 352 с.

12. Кови С. Восьмой навык: от эффективности к величию. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 408 с.

13. Кови С. Главное внимание - главным вещам. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 324 с.

14. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 302 с.

15. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 374 с.

16.Кристенсен К., Оллвор Дж., Дилон К. Стратегия жизни. – М., 2013. – 242 с.

Кузес Д., Познер Б. Вызов лидерства. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 429 с.

17. Кузес Д., Познер Б. Наследие лидера. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 170 с.

18. Кэнфилд Д., Свитцер Д. Думать и богатеть! Правила успеха. – М.: Эксмо, 2009. – 560 с.

19.Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А. Жизненная навигация в системе высшего образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Психология и педагогика». – 2012, №3(II). - С. 99-111.

20. Огнев, А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. – СПб.: Издательство "Речь", 2003. – 192с.

Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен // Акмеология. – 2002. - №3 (4). – С. 17-22.

21. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т.9, - №5-2. – С. 181-183.

22. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации» // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. Т.9. - № 3-2. – С. 181-184.

23. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций // Управление образованием: теория и практика. 2015. №2 (18). С. 93-113.

24. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. №2. С. 51-67.

25. Персональный менеджмент / Под общ. ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 256 с.

26. Питерс Т. Лидерство. Основы. – СПб, Стокгольмская школа экономики, 2006. – 160 с.

27. Селигман М. В поисках счастья. Как получать от жизни удовольствие каждый день. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 320 с.

28. Сигер Р. Проснись победителем! - М.: Эксмо, 2008. – 256 с.

29. Слоун К. Умнее, быстрее, лучше: Стратегии эффективного и успешного лидерства. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 295 с.

30. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

31. Томас Р. Испытание лидерства: Опыт, ведущий к мастерству. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 324 с.

32. Фридман С. Совершенное лидерство. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 251 с.

 

    Автор-разработчик: А.С.ОГНЕВ Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор психологических наук, профессор    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: