Субъектогенетический дифференциал | ||||||||
ФИО | ||||||||
Пол | Возраст | |||||||
победитель | побежденный | |||||||
сильный | слабый | |||||||
депрессивный | жизнестойкий | |||||||
пессимист | оптимист | |||||||
успешный | неуспешный | |||||||
организованный | неорганизованный | |||||||
ответственный | безответственный | |||||||
целеустремленный | нецелеустремленный | |||||||
несчастный | счастливый |
Тест определения самоэффективностиМаддукса и Шеера
(перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского)
Тест на самоэффективность - одна из методик исследования самосознания. По результатам теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться.
Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности [52]. С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. При этом было обращено внимание на то, что даже при наличии более чем скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность этот потенциал применить на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом (52).
|
Акмеологический потенциал приведенной методики определяется тем, что она высвечивает те направления самокоррекции, которые обеспечивают человеку повышение его самоэффективности, ведут к конструктивным преобразованиям его Я-концепции.
Таким образом, представления о самоэффективности несут в себе не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени самореализации, но содержат импульс к саморазвитию. Предложенная методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении.
Определение субъективных представлений о своем потенциале осуществляется с помощью 23 утверждений. Испытуемый отмечает степень своего согласия или несогласия с каждым из предлагаемых утверждений на 11-баллной шкале с диапазоном оценок от -5 на одном полюсе (абсолютное несогласие) до +5 на другом (абсолютное согласие).
Опросник методики измерения самоэффективности
Согласны ли Вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, выберите ответ "+5", если абсолютно не согласны, то "-5". В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений соответственно.
1. Когда я что-либо планирую, я всегда уверен, что могу выполнить данную работу.
|
2. Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего.
3. Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней.
4. Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их.
5. Я часто бросаю дела, не закончив их.
6. Я стараюсь избегать трудностей.
7. Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнять это хоть как-нибудь.
8. Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца.
9. Если я решил что-то сделать, я буду идти "напролом", до конца.
10. Если мне не удается быстро выучить что-то новое, я сразу бросаю это дело.
11. Когда проблемы возникают неожидан но, мне не удается справиться с ними.
12. Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложно для меня.
13. Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией.
14. Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем.
15. Я вполне уверен в себе.
16. Я легко бросаю дела.
17. Я не похож на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни.
18. Мне трудно приобретать новых друзей.
19. Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, я иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне.
20. Если мне не удастся стать близким другом интересного для меня человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним.
|
21. Если я познакомился с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, я все равно не прекращаю сразу общения с ним.
22. Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей.
23. Я приобрел всех моих друзей благодаря своей способности устанавливать контакты.
Алгебраическая сумма баллов первых 17 пар утверждений отражает оценку самоэффективности в сфере деятельности, а с 18 по 23 - в сфере общения.
Подсчет баллов производится после изменения знака перед отмеченной цифрой на шкале в ряде утверждений согласно "ключу" к тесту.
"Ключ": баллы в утверждениях N 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12,16, 17, 18, 20, 21, 22 меняют знак на противоположный.
Для теста Маддукса - Шеера статистические нормы в нашей стране не определялись. Ниже приводятся результаты проведенной нами нормировки данного теста по результатам обследования в общей сложности 927 человек, в число которых вошли школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, лица, зарегистрированные в службе занятости как временно не работающие.
Средние показатели результатов
теста на самоэффективность.
Самоэффективность в сфере общения | самоэффективность в сфере деятельности | |
среднее по шкале | 3,8 | 30,6 |
ср. кв.отклон. | 11,1 | 23,8 |
число испытуемых |
Средние значения самоэффективности в сфере деятельности располагаются в интервале значений от +7 до +53 баллов, а в сфере общения - от -7 до +15. Показатели, лежащие за пределами этих интервалов, свидетельствуют либо о низкой оценке своего потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо о высокой. В результате проведенного нами корреляционного анализа было установлено, что показатели самоэффективности в сфере деятельности в большей степени связаны с уровнем интернальности прямой зависимостью и обратной - с импульсивностью по сравнению с показателями самоэффективности в сфере общения, которые в большей степени коррелируют с экстраверсией.
Результаты исследования самоэффективности можно использовать при построении индивидуальных программ самокоррекции и саморазвития, при изучении субъектогенетического потенциала личности.
Эмоциональный тест Фордайса
I. Насколько счастливым или несчастным вы чувствуете себя в целом? Отметьте один вариант ответа — тот, который точнее других отражает ваши ощущения:
(10) в высшей степени счастливым;
(9) очень счастливым;
(8) довольно-таки счастливым;
(7) серединка на половинку;
(6) иногда счастливым;
(5) нейтральным (ни счастливым, ни несчастным);
(4) слегка несчастным (чуть ниже нейтральногоуровня);
(3) пожалуй, несчастным (жизнь немного тосклива);
(2) довольно-таки несчастным (испытываю легкуюподавленность);
(1) глубоко несчастным (депрессия, подавленность);
(0) в высшей степени несчастным (острая депрессиясопровождает меня постоянно).
Ответьте на две следующие группы вопросов как можно точнее и так, чтобы в сумме ваши результаты составили 100 %
II. Какую часть времени (в среднем) вы проводите «на подъеме»?
— в течение... % всего своего времени
Как часто вы чувствуете себя несчастным?:
— в течение... % всего своего времени
Насколько обычно для вас нейтральное состояние?
— в течение... % всего своего времени
III. В среднем я чувствую себя:
- счастливым — в течение... % всего своего времени;
- несчастным — в течение... % времени;
- ни счастливым, ни несчастным — в... %.
По результатам тестирования 3050 взрослых американцев средний уровень ответов на первый вопрос составил 6,92 балла. Согласно данным по второму вопросу, средний американец примерно половину своего времени (54,13 %) чувствует себя счастливым, 20,44 % времени — несчастным, а все остальное время (25,43 %) — чувствует себя нейтрально.
Шкала счастья
Следующий тест разработан Соней Любомирской, преподавателем психологии Калифорнийского университета в Риверсайде.
Оцените себя по семибальной шкале:
1. В целом, я считаю себя человеком:
не очень счастливым 1 2 3 4 5 6 7 очень счастливым
2. По сравнению с большинством сверстников я считаю себя:
менее счастливым 1 2 3 4 5 6 7 более счастливым
3. Некоторые люди очень счастливы по своей природе. Они
радуются жизни независимо от того, что происходит вокруг.
До какой степени это свойственно вам?
Совсем не свойственно для меня 1 2 3 4 5 6 7 Типично для меня
4. Некоторые люди не слишком счастливы. Пусть и не впадая в
депрессию, приподнятым настроением они тоже не отлича
ются. До какой степени это свойственно вам?
Совсем не свойственно для меня 1 2 3 4 5 6 7 Типично для меня
Чтобы подсчитать результат, сложите баллы своих ответов на первые три вопроса, прибавьте восемь и вычтите балл за четвертый вопрос. Средний итоговый результат взрослого американца — 4,8 балла. Две трети опрашиваемых набирают от 3,8 до 5,8 балла.
Бланк Теста жизнестойкости | ||||||
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение. | ||||||
№ | Вопросы | нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да | |
Я часто не уверен в собственных решениях. | ||||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. | ||||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. | ||||||
Я постоянно занят, и мне это нравится. | ||||||
Часто я предпочитаю "плыть по течению" | ||||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. | ||||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. | ||||||
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня. | ||||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. | ||||||
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня. | ||||||
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. | ||||||
Я стараюсь быть в курсе всего. | ||||||
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | ||||||
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. | ||||||
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. | ||||||
Иногда меня пугают мысли о будущем. | ||||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. | ||||||
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. | ||||||
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. | ||||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми. | ||||||
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. | ||||||
Я люблю знакомиться с разными людьми. | ||||||
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. | ||||||
Мне всегда есть чем заняться. | ||||||
Я всегда могу повлиять на результат того. Что происходит вокруг. | ||||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано. | ||||||
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. | ||||||
Мне трудно сближаться с другими людьми. | ||||||
Как правило, окружающие слушают меня внимательно. | ||||||
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. | ||||||
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. | ||||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. | ||||||
Мои мечты редко сбываются. | ||||||
Неожиданности дарят мне интерес к жизни. | ||||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. | ||||||
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни. | ||||||
Мне не хватает упорства закончить начатое. | ||||||
Бывает, жизнь кажется мне скучной и беспросветной. | ||||||
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. | ||||||
Окружающие меня недооценивают. | ||||||
Как правило, я работаю с удовольствием. | ||||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. | ||||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. | ||||||
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. | ||||||
Я охотно берусь воплощать новые идеи. | ||||||
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе. Вместо имени в поле ФИО можно использовать любой псевдоним (пожалуйста, используйте один и тот же псевдоним для всех опросников). | ||||||
Конфиденциальность личной информации гарантируется | ||||||
ФИО | ||||||
Пол:_________ Возраст:_________ Образование:______________________________ | ||||||
Тест (шкала) самоэффективности | ||||||
Оснащение: бланк методики с 10 суждениями для оценки. | ||||||
Особенности процедуры: полученные результаты тестирования полезно соотнести с показателями других методик, в частности тестов, направленных на изучение уверенности в себе, самооценки. Следует попытаться найти взаимосвязь между результатами различных тестов, обратив внимание на то, какие качества и черты человека могут дополняться или компенсироваться другими. Нужно учитывать, что данная методика не защищена от так называемых социально желательных ответов, поэтому в процессе профотбора желательно использовать также проективные методики. которые не дают возможности претенденту "приукрасить" результаты. | ||||||
Инструкция: "Оцените высказывания по степени своего согласия с ними и поставьте любой знак в графе с условными обозначениями: 1 - абсолютно неверно; 2 - едва ли верно; 3 - скорее всего верно; 4 - совершенно верно". | ||||||
Бланк методики | ||||||
№ | Содержание высказываний | Отметки | ||||
Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы | ||||||
Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели | ||||||
Мне довольно просто удается достичь своих целей | ||||||
В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как должен себя вести | ||||||
При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться | ||||||
Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем | ||||||
Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь только на собственные способности | ||||||
Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения | ||||||
Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях | ||||||
Я обычно способен держать ситуацию под контролем | ||||||
Ключи шкал Теста жизнестойкости | ||||||||||
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже. | ||||||||||
Ключи к Тесту жизнестойкости | ||||||||||
Прямые пункты | Обратные пункты | |||||||||
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 | ||||||||
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 | ||||||||
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 | ||||||||
Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости | ||||||||||
Нормы | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска | ||||||
Среднее | 80,72 | 37,64 | 29,17 | 13,91 | ||||||
Стандартное отклонение | 18,53 | 8,08 | 8,43 | 4,39 | ||||||
Ключ к Тесту (шкале) самоэффективности | ||||||||||
"Абсолютно неверно" - 1 балл | ||||||||||
"Едва ли это верно" - 2 балла | ||||||||||
"Скорее всего это верно" - 3 балла | ||||||||||
"Совершенно верно" - 4 балла | ||||||||||
Колличество баллов складывается. | ||||||||||
Показатели до 27 баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности | ||||||||||
27-35 баллов - показатели средней самоэффективности | ||||||||||
более 35 баллов - показатели высокой самоэфективности |
ДЛЯ САМЫХ ПЫТЛИВЫХ
а)основная литература
1. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. – М.: МГГУ, 2009. – 192 с.
2. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. – М, 2009. – 212 с.
3. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
4. Петровский,В.А. Личность: феноменсубъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. – 67с.
5. Петровский, В.А. Начала мультисубъектнойперсонологии // Развитие личности. – 2010. – №1. – С.55-72
6. Петровский, В.А. Общая персонология: наука личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара, 2003. – С. 20-30.
7. Петровский, В.А. «Я» в персонологической практике. – М.: Изд-во Высшая школа экономики, 2013. – 504 с.
8. Петровский, В.А., Старовойтенко, Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Т.9. – №1. – С.21-39.
9. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия благополучия и процветания. - 2013 - 439 с.
б) дополнительная литература:
1. Бакштанский В.Л., Жданов О.И. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности. – М.: Беловодье, 2008. – 464 с.
2. Бен-Шахар Т. Научиться быть счасливым. – Минск: «Попурри», 2009. – 240 с.
3. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. – М.: Время, 2009. – 192 с.
4. Бояцис Р., Гоулман Д., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина, 2008. - 301 с.
5. Гарднер Г. Великая пятерка: Мыслительные стратегии, ведущие к успеху. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 155 с.
6. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач. – М.: Смысл, 2009. – 152 с.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 478 с.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 476 с.
9. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий // Мир образования – образование в мире. 2014. №4. С. 159-164.
10. Кляйн С. Секрет удачи. Как научиться властвовать над случаем. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 352 с.
11. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 352 с.
12. Кови С. Восьмой навык: от эффективности к величию. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 408 с.
13. Кови С. Главное внимание - главным вещам. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 324 с.
14. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 302 с.
15. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 374 с.
16.Кристенсен К., Оллвор Дж., Дилон К. Стратегия жизни. – М., 2013. – 242 с.
Кузес Д., Познер Б. Вызов лидерства. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 429 с.
17. Кузес Д., Познер Б. Наследие лидера. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 170 с.
18. Кэнфилд Д., Свитцер Д. Думать и богатеть! Правила успеха. – М.: Эксмо, 2009. – 560 с.
19.Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А. Жизненная навигация в системе высшего образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Психология и педагогика». – 2012, №3(II). - С. 99-111.
20. Огнев, А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. – СПб.: Издательство "Речь", 2003. – 192с.
Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен // Акмеология. – 2002. - №3 (4). – С. 17-22.
21. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т.9, - №5-2. – С. 181-183.
22. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации» // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. Т.9. - № 3-2. – С. 181-184.
23. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций // Управление образованием: теория и практика. 2015. №2 (18). С. 93-113.
24. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. №2. С. 51-67.
25. Персональный менеджмент / Под общ. ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 256 с.
26. Питерс Т. Лидерство. Основы. – СПб, Стокгольмская школа экономики, 2006. – 160 с.
27. Селигман М. В поисках счастья. Как получать от жизни удовольствие каждый день. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 320 с.
28. Сигер Р. Проснись победителем! - М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
29. Слоун К. Умнее, быстрее, лучше: Стратегии эффективного и успешного лидерства. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 295 с.
30. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
31. Томас Р. Испытание лидерства: Опыт, ведущий к мастерству. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 324 с.
32. Фридман С. Совершенное лидерство. – М.: Изд-во Юрайт, 2009. – 251 с.
Автор-разработчик: А.С.ОГНЕВ Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор психологических наук, профессор |