Бестер Юзеф
Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире
Не может быть хорошим
Георг Кристоф Лихтенберг
ПРИТЧА вместо введения:
О знаниях, умениях и навыках
Маленький мальчик спрашивает электрика:
– Дядя, а что такое электричество?
– Понятия не имею, сынок. Но я могу сделать так, что оно будет давать тебе свет.
(Энтони Де Мелло, «Одна минута глупости»)
Основной результат:
- план жизни (по вехам)
Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов в ходе аудиторных занятий:
1. Составление плана (по вехам) достижения жизненно важных целей, используя методические указания по применению технологии ТОР. Для этого заполните представленную ниже таблицу, ориентируясь на приведенный ниже справочный материал:
Разделы | Ответы |
Формулировка цели | |
Ресурсы | |
Помехи и их источники | Я: Внешние обстоятельства: |
Профилактика помех | |
План по вехам | Что надо сделать? |
Прецеденты | |
Последствия | |
Альтернативы |
Справка
Комплексная взаимосвязьрешаемых проблем, намечаемых целей с построением плана по вехам часто организуется как логическая последовательность шагов. Каждый шаг представляет собой поиск ответа на определенные вопросы. Как показала наша многолетняя практика, в качестве такой последовательности могут быть использованы вопросы, вошедшие в состав технологии организационного развития – ТОР.
Содержание и последовательность приведенных ниже вопросов служат надежной основой для эффективной разработки укрупненного плана по вехам. При использовании технологии ТОР разработка плана происходит путем последовательных ответов на указанные ниже вопросы.
|
· Что входит в перечень моих основных жизненных проблем?
· Какие проблемы волнуют меня прямо сейчас? (ответ может быть оформлен в виде оценки по таким параметрам, как степень неотложности, степень значимости для качества жизни в целом, степень сложности. Можно использовать такие оценки степени выраженности каждого из параметров, как «высокая», «средняя», «низкая»).
· На решение какой именно проблемы будет направлена даннаяконкретная цель? Что конкретно при этом я хочу изменить?
· Зачем, для чего я хочу этих изменений?
· Что конкретно при реализации проекта хотим получить (цель)? Как мы об этом узнаем? (в ответе должны быть указаны ключевые ориентиры для контроля).
· Какие ресурсы нужны для достижения намеченной цели? (ответ должен содержать реалистичное описание необходимых ресурсов).
· Какие возможны помехи: с нашей стороны? со стороны окружения? (ответ служит профилактикой растерянности, которая может возникнуть вследствие неожиданного столкновения с препятствиями).
· Как помехи можно нейтрализовать? (ответ должен способствовать формированию установки на коррекцию своих действий для получения намеченного результата в случае необходимости).
· Когда и какие результаты мы ожидаем? (наилучшим вариантом ответа на этот вопрос является составленный план-график работ с указанием как минимум 5–7 вех. План-график должен содержать описание конкретных результатов, конкретных сроков их достижения и ответственных за исполнение).
|
· Какие аналогичные задачи решались нами или кем-либо другим раньше?
· Каких последствий мы ожидаем от своих действий в связи с реализацией намеченного плана?
· Какие существуют альтернативы намеченному плану и что именно можно делать в случае его неудачной реализации? Когда использование этих альтернатив наиболее эффективно? Что из альтернативных действий можно включить в составленный план и каким образом?
2). Проведите оценку степени реалистичности своего плана с использованием десятибалльной шкалы оценок уверенности в том, что намеченное будет действительно выполнено. При необходимости внесите в план или любой из намеченных ранее ориентиров корректировку для повышения реалистичности своих замыслов.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3). В индивидуальном режиме каждый участник занятия составляет список примеров успешного решения аналогичных задач им самим или кем-то другим. С учетом этих примеров проводится анализ плана жизни и при необходимости в него вносятся дополнительные улучшения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4). Изобразите свой план по веха в виде сетевого графика критического пути.
|
Справка
Для отображения взаимосвязей предстоящих дел и намеченных этапов пути можно воспользоваться одной из методик сетевого планирования проектов. Их результаты отображают в виде графоаналитических схем, названных сетевыми графиками (один из них отражен на расположенном ниже рисунке).
3месяца
8месяцев 8 месяцев
На таких графиках логические взаимосвязи показаны стрелками, а вехи – кружками или прямоугольниками. Часто на сетевом графике выделяется так называемый критический путь, которому соответствует самая продолжительная последовательная цепочка событийна пути к итоговому желаемому результату (на рисунке критический путь выделен двойной линией).
Первый вариант моего сетевого графика
5). В малых группах численностью 5-7человек организуется обмен опытом использования позитивных аналогов.
6). Вновь в индивидуальном режиме участники занятия анализируют возможные последствия выполнения каждого пункта плана с точки зрения его влияния на привычной уклад собственной жизни. При необходимости вносятся уточнения для обеспечения реалистичности своих намерений.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7). В группах численностью 3-5 человек организуется обсуждение результатов проведенного анализа.
8). Каждый участник индивидуально определяет для себя, какие действия будет предпринимать в случае провала плана своей жизни. Таких вариантов должно быть намечено не менее трех. Из них выбирается наилучший. Для него составляется план реализации по вехам. С его учетом рассматривается возможность улучшить основной план жизни и скорректируйте сетевой график критического пути.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________