Дорожкина Лилия (Краснодарский край)




 

Errare humanum est

«Человеку свойственно ошибаться» — гласит латинская мудрость, точно раскрывающая смысл рассказа В. Ф. Одоевского «Привидение». Ведь во всех проблемах, случающихся с героями произведения, виновны не сверхъестественные силы, не привидения, а лишь сами люди со своими странностями и пороками.

Обратимся к структуре данного произведения и выявим его художественные, композиционные и стилевые особенности.

Очень интересна композиционная структура рассказа «Привидение».

Одной из его особенностей является то, что при его написании автор использует композицию «рассказа с обрамлением» («рассказ в рассказе»), что, несомненно, повлияло на стилевой характер и читательское восприятие произведения. Другой композиционной особенностью является прерывание монолога рассказчика репликами его собеседника (диалог рассказчика и слушателя), которое придает рассказу большую реалистичность, и читатель может быть убежденным в том, что рассказанная история действительно имела место быть в реальности. Не менее интересной чертой данного произведения можно считать повествование, идущее от лица участника описанных событий, что придает рассказу некоторый доверительный и даже интимный тон, сближает автора и рассказчика, но вместе с тем делает произведение несколько обобщенной житейской историей, случившейся несколько лет назад с Иринеем Модестовичем. В значительной степени интересным и запоминающимся является образ и характер главных героев, а особенно Иринея Модестовича, рассказчика истории. Нам не предоставлен его словесный портрет, но зато в изобилии даны его фразы, реплики, движения и даже походка, по которым мы вполне можем судить о его характере и даже мировоззрении. Особенно ярко выделяется среди других героев речь Иринея Модестовича, его манера говорить (говорил без умолку); все — мимо проехавший экипаж, пешеход, деревушка — все подавало ему повод к разговору. Словоохотливость героя, его доброжелательность и искренность говорит о нем, как об интересном собеседнике, занимательной личности, многое повидавшей на своем веку, но все же не лишенной сострадания, сопереживания и понимания по отношению к другим людям. В образе Иринея Модестовича В. Ф. Одоевский отразил лучшую часть дворянского сословия, которая еще не разучилась сочувствовать, сопереживать и относиться с искренностью к окружающим людям так, как это делала его знакомая Марья Сергеевна, принимая людей такими, какие они есть. Но печальным является то, что особенно в высшем дворянском сословии такие люди, как Ириней Модестович и Марья Сергеевна, почти перевелись, общество не воспринимает их всерьез, и на смену им приходят черствые, фальшивые люди, каким был отставной капитан. Нельзя не сказать о роли второстепенных героев рассказа, которые являются его действующими лицами и в то же время несут в себе скрытый авторский смысл. Так, образ Марьи Сергеевны, по мнению Иринея Модестовича, является образом идеальной женщины, верной подруги и душевной хозяйки, тонко чувствовавшей своих гостей, поэтому она ни в чем их не принуждала. Довольно интересен интерьер, окружавший ее (три, четыре комнаты; дюжина кресел; стол из красного дерева, покрытый клеенкой), — на первый взгляд ничего необычного, но в то же время чувствуется, что гостей у нее в доме окружала особая атмосфера уюта, домашнего очага и душевной гармонии, которая проникала в людские сердца и притягивала их к хозяйке. На мой взгляд, образ Марьи Сергеевны воплотил в себе возвышенный романтический идеал женщины, к которому стремились писатели-романтики, хотя представления обывателей (начальник отделения, отставной капитан) расходилось с ним. Противопоставить образу простого, но уютного дома Марьи Сергеевны можно образ замка старой графини, матери Мальвины (антитеза). Если в первом все дышит уютом и спокойствием, то во втором много роскоши и ценностей (и фонтаны холодной и теплой воды, и мраморные полы, и зимние сады), но сама духовная атмосфера в замке оказалась пустой, скучной и неуютной, несмотря на череду балов и обедов, поэтому с приходом сюда беды гости очень быстро покинули жилище старой графини, ведь в замке гостей держали лишь материальные, а не духовные ценности. Также в тексте можно выявить антитезу между Иринеем Модестовичем и скептически настроенным очевидцем происшествия в доме графини. Если Ириней Модестович искренне верил в то, о чем рассказывал и по-настоящему сопереживал героям своих историй, то пожилой господин не только ни капли не сострадал героям своего повествования, но и весьма насмешливо и неприязненно относился к ним.

Во второй части рассказа, повествующей о замке старой графини и о ее дочери, затрагивается несколько нравственных и философских проблем, одна из которых раскрывает смысл названия рассказа. Рассказ В. Ф. Одоевского называется «Привидение» не только из-за его темы (на рассказе историй о призраках и прочей нечисти строится все повествование), но и потому, что призрак, пригласивший людей в комнату сына молодой графини, привиделся людям с целью убедить скептически настроенных в своем существовании и предупредить о наступающей беде или несчастье. С другой стороны, смысл названия произведения можно трактовать как способ напоминания свыше людям об их ошибках, особенно это касается старой графини, которой при любых обстоятельствах нельзя было проклинать внука и дочь, ведь это проклятие может навлечь беду на весь их род. Скорее всего, появление привидения в замке старой графини было лишь предупреждением со стороны высших сил, а так как за ним не последовало никакой беды, значит, что графиня искренне раскаялась в своей ошибке и была прощена высшими силами. В структуре рассказа автор применяет такой прием, как параллелизм (параллель между рассказами историй о привидениях и рассказыванием страшных историй собравшимся гостям у Марьи Сергеевны), подчеркивающий внимание совершенно разных людей к таинственным, мистическим событиям. Прием ретардации усиливает напряжение читателя на балу у графини (описывается убранство замка, впечатление участника бала), притягивает все внимание читателя к развязке истории. Большинство слов в рассказе автологичны (т. е. употребляются в прямом значении), также в тексте много прилагательных и глаголов, что указывает на динамичность сюжета и гармоничность описания в повествовании. В целом органичную целостность, многогранность и разнообразие придает рассказу реминисценция на «Повести Белкина» А. С. Пушкина (привидение, сверхъестественные силы — на рассказ «Гробовщик», сюжет о побеге графини Мальвины из родительского дома — «Метель»). В рассказе мы не найдем дерзких, кричащих троп, зато мы обнаружим гармонично подобранную, целостную, образную картину почти реальной действительности, настолько тонко подмеченной и обрисованной во всех подробностях благодаря силе мысли и многогранному таланту мастера, т. е. автора рассказа. Нельзя не отметить, насколько точно и умело построен семантический ряд, составлена фоника рассказа, что невольно возникает сравнение гармоничной и выпуклой картины реальности повествования автора с ярким, разноцветным, узорчатым полотенцем, вытканным рукой татарской красавицы.

На первый взгляд довольно незначительный эпизод, рассказанный отставным капитаном, при внимательном рассмотрении оказывается довольно важным и даже приобретает зловещий характер в повествовании. Ведь в нем явно затрагивается проблема «маленького человека», о котором начальство может просто забыть. На мой взгляд, просто страшно и печально, что даже высшие силы, таинственные существа (привидение) способны сопереживать, прощать людей, а людская черствость, фальшь и беззаконие слепы и неспособны сострадать, поэтому-то у Иринея Модестовича навернулись слезы.

В данном произведении синтаксические фигуры и тропы помогают раскрыть и передать его тему и идею. Кстати, об идее, так как проблема затрагивает несколько нравственных и философских идей, то и авторских мыслей мы можем выделить несколько. Все же основной мыслью рассказа, по моему мнению, можно считать идею о том, что почти во всех проблемах люди виновны сами, и лишь только они (а не сверхъестественные силы) в силах исправить свои ошибки, ведь недаром говорят, что люди — «кузнецы своего счастья». Другой важной мыслью рассказа «Привидение» является мысль о том, что таинственные высшие силы все же существуют на горе скептикам, а значит, людям стоит задуматься о своих ошибках, так как за них нас могут наказать. А еще в произведении затрагивается несколько «вечных» тем (проблема отцов и детей, проблема выбора женского идеала и споры на этот счет), а также социальные темы (проблема «маленького человека»), которые разрешаются по мере развития действия в рассказе.

Рассказ В. Ф. Одоевского «Привидение» является очень ярким, самостоятельным, индивидуальным произведением данного автора, но и в то же время он является типичным представителем такого стилевого направления, как романтизм. Данное стилевое направление появилось в первой половине XIX века, ему предшествовали классицизм и сентиментализм. Для романтизма характерно идеализированное восприятие мира, авторы понимали и воспринимали реальность сквозь призму своего мировоззрения (на знамени романтиков «Свобода!», девиз романтиков: «Свобода, равенство, братство!»), но в целом наблюдалось оптимистичное видение мира. Перечисленные черты ярко выражены в рассказе «Привидение». Наиболее яркими представителями романтизма были В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, П. А. Вяземский, в том числе и В. Ф. Одоевский, автор рассказа «Привидение».

На мой взгляд, в данном рассказе автор затрагивает такие философские и нравственные проблемы, которые, несомненно, остались актуальными и в наше время. Одним из таких ярких и острых вопросов является вопрос о мистике, таинственных, сверхъестественных силах в реальности. Я считаю, что если высшие силы пока неподвластны нашему разуму, то это совсем не значит, что их не существует. А значит, если не доказано их существование, то и не подтверждено, что их нет. Ведь, наверное, если существуют такие великолепные литературные произведения романтизма, как баллады Жуковского «Светлана», «Лесной царь», поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», его стихотворения «Демон», «Домовой», «Русалка», рассказ В. Ф. Одоевского «Привидение», можно верить в мистику и сверхъестественное.


 

КЛАСС

1-е место



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: