Учёт расчётов с дебиторами и кредиторами




 

Важнейшей составной частью работы бухгалтерии является учет долговых обязательств. Долги, которые обязаны выплатить предприятию дебиторы, и его задолженность другим организациям существенно влияют на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной предприятием в отчетном периоде.

Дебиторами называются юридические лица, которые являются должниками нашего предприятия, а кредиторской называется задолженность нашего предприятия перед другими юридическими лицами за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

Учет кредитных операций

В процессе производственно-хозяйственной деятельности у многих организаций возникает потребность в заемных средствах для обеспечения своих планов и проектов. Получить кредит или заем можно у кредитных организаций, а также у предприятий, оформив соответствующий договор.

Под договором займа понимается передача одной стороной (заимодателем) в собственность другой стороне (заемщику) денежных средств или других вещей, определенных родовыми признаками. По данному договору заемщик должен возвратить заимодателю такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей в срок, определенный договором. При этом заимодатель имеет право на получение с заемщика процентов по займу в размере и порядке, определенных условиями договора. Когда заимодателем является юридическое лицо, то независимо от суммы займа договор должен быть оформлен в письменной форме.

При отсутствии в договоре условий о размере процентов за пользование заемными средствами, их размер определяется по существующей в месте нахождения заимодателя ставке банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты суммы долга или его части. Если отсутствуют иные соглашения, то проценты по договору выплачиваются ежемесячно.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) предоставляет денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование кредитом.

Операции с заемными средствами подразделяются на три основные составляющие:

- получение (выдача) заемных средств;

- начисление и уплата (получение) процентов за пользование заемными средствами;

- погашение затрат по заемным средствам и суммы долговых обязательств (получение ранее выданных средств).

Планом счетов в бухгалтерском учете для отражения информации о полученных организацией краткосрочных кредитах и займах предназначен счет 3330 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", а для долгосрочных кредитов и займов - счет 3340 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

ОсОО «Ян Интернешнл» принимает к учету задолженность по основной сумме кредитов и займов (без учета начисленных процентов) в момент фактической передачи денег или других вещей и отражает ее в составе кредиторской задолженности. То есть моментом возникновения задолженности признается дата зачисления денежных средств на расчетный счет. Задолженность по полученным кредитам и займам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.

В 2006 году для пополнения оборотных средств были привлечены следующие кредиты в ОАО «ДосКредобанк»:

Учет кредитов и займов и процентов по ним ведется с помощью следующих проводок:

- отражена сумма полученного кредита (займа): Д-т 1200 К-т 3330;

- погашена задолженность по кредиту (займу): Д-т 3330 К-т 1200;

- отражено начисление процентов по кредиту (займу): Д-т 9110.2 К-т 3331;

- Погашены проценты по кредиту (займу): Д-т 3331 К-т 1200

 

 


Учет финансовых результатов

Инвентаризация

 

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчётном году используют счёт 5999. Счёт 5999 – активно-пассивный, сальдо его показывает нарастающим итогом финансовый результат, полученный с начала года до отчётного периода. По дебету счёта отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчётный период показывает конечный финансовый результат.

По окончании отчётного года при реформации баланса сумма нераспределённой прибыли, составляющая разницу между суммой полученной прибыли (убытка) и суммой начисленных в бюджет налогов и штрафных санкций, записывается на счёт 5300 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».

Аналитический учёт на счёте 5999 формирует данные, необходимые для составления отчёта о прибылях и убытках.

Проверка и уточнение данных бухгалтерского учета товаров и тары периодически проводятся при помощи инвентаризации.

Основные задачи инвентаризации:

- контроль за сохранность товарно-материальных ценностей, соответствие их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

- проверка правильности соблюдения цен;

- выявление неходовых и залежавшихся товаров;

- выявление нарушений правил хранения и размещения товаров и тары на складах.

Согласно действующему положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в КР количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно. В организациях оптовой и розничной торговли инвентаризация непродовольственных товаров проводится, как правило, не реже одного раза в год, продовольственных товаров – не реже 2 раз в год.

Для соответствия фактических и бухгалтерских остатков товаров на складе инвентаризация в ОсОО «Ян Интернешнл» проводится 1 раз в квартал перед сдачей бухгалтерской отчетности.

В обязательном порядке инвентаризации проводится в следующих случаях

- при смене материально ответственного лица (на день приемки-передачи дел);

- при установлении фактов краж, хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

- при переоценке товарно-материальных ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;

- при ликвидации (реорганизации) организации, передаче имущества в аренду.

Для проведения инвентаризации в организации ОсОО «Ян Интернешнл» создается постоянно действующая комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает генеральный директор организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации (руководитель или его заместитель), работники бухгалтерии, экономисты. В состав комиссий можно включать представителей внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Инвентаризация проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Основанием для проведения инвентаризации в ОсОО «Ян Интернешнл» является распоряжение (приказ) руководителя организации, в котором указывается:

- инвентаризируемый объект;

- состав инвентаризационной комиссии;

- дата проведения инвентаризации;

- время начала и окончания инвентаризации.

Распоряжение вручается председателю инвентаризационной комиссии.

До начала проверки фактического наличия товаров и тары инвентаризационная комиссия должна получить от материально ответственного лица последний товарный отчет и приложение к нему все приходные и расходные документы.

Эти документы комиссия тщательно проверяет, и председатель инвентаризационной комиссии их визирует с указанием «До инвентаризации (дата)». Это должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков товаров к началу инвентаризации.

После этого материально ответственное лицо дает подписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на товары и тару включены в товарный отчет и к моменту проведения инвентаризации все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. В подписке он указывает прописью суммы товаров, и тары на начало инвентаризации по данным товарного учета и подтверждает их правильность своей подписью.

На выявленные товары, имеющие брак, порчу и лом, комиссия оформляет соответствующий акт.

По окончании инвентаризации в описях указывается прописью общая сумма товарно-материальных ценностей.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку о том, что проверка комиссии имущества производилась в их присутствии, у них нет к членам комиссии каких-либо претензий, и они приняли перечисленные в описи товарно-материальные ценности на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где сверяют фактическое наличие товаров на складе с учетными данными и составляют сличительную ведомость.

В нее записываются наименование товаров, номенклатурные номера, количество и стоимость по учетным ценам тех товаров и тары, по которым в результате инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием и данным учета.

В сличительной ведомости пересортица показывается, развернуто: излишки, зачтенные в покрытие недостач (количество, сумма, порядковый номер зачтенных недостач), и недостачи, покрытые излишками (количество, сумма, порядковый номер, зачтенных излишков).

В заключительной части ведомости указывается, В каком количестве и сумме приходуются окончательные излишки и списываются недостачи товаров. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах и подписывается бухгалтером, а материально ответственное лицо просматривает ее под расписку. Один экземпляр находится в бухгалтерии организации, второй – у материально ответственного лица.

Отчетность

В соответствии с действующим законодательством ОсОО «Ян Интернешнл» составляет бухгалтерскую и статистическую отчётность, используя при этом формы, рекомендуемые Минфином КР.

Бухгалтерская отчётность, содержащая сведения об имуществе, об обязательствах и финансовых результатах в стоимостных показателях, составляется на основании данных бухгалтерского за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и за год.

Бухгалтерская отчётность ОсОО «Ян Интернешнл», сформированная за год включает:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);

- отчёт о прибылях и убытках (форма № 2);

- налоговая декларация по налогу на прибыль;

- пояснительная записка к балансу;

В Фонд Социального Страхования сдается расчётная ведомость по Средствам Социального Страхования Кыргызской Республики.

Статистическая отчётность содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности ОсОО «Ян Интернешнл», как в натуральном, так и в стоимостном измерении, и составляется по данным статистики, бухгалтерского и оперативного учёта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: