Для тех, кому абстракции даются с большим трудом, привожу также пример конкретной интеллект-карты, иллюстрирующей то, что Нэнси Маргулис и Кристин Валенса называют «ландшафтом мозга». Если же красота и изысканность этой интеллект-карты внушает вам комплекс неполноценности, привожу также более примитивную версию интеллект-карты.
Приступая к созданию интеллект-карты проекта, начните с воспроизведения представленного выше абстрактного шаблона в таком масштабе, чтобы было хорошо видно всем, или сами нарисуйте интеллект-карту на конкретную тему и дайте участникам совещания понять, что идея интеллект-карты заключается в том, чтобы нарисовать в центре поля визуальный образ изучаемого объекта или понятия и отвести от него ветвящиеся линии, соответствующие словам и фразам, которые ассоциируются с исследуемым понятием. Ветви первого уровня отходят непосредственно от центрального образа, а уже от них ответвляются ветви второго уровня и т. д. Главных ветвей может быть сколь угодно много, и длины они могут быть произвольной – выбирайте то, что сочтете нужным, чтобы адекватно описать центральное понятие. Как и все хорошие инфодудлы, интеллект-карта представляет собой комбинацию слов и образов. Поэтому группа может по своему выбору визуализировать любые аспекты исследуемой темы или же отдать предпочтение словам, полагаясь для лучшего понимания на визуальную древовидную структуру интеллект-карты. Кроме того, можно использовать маленькие клеящиеся листки, чтобы разобраться с первоначальными концепциями и договориться о структуре интеллект-карты, прежде чем рисовать все непосредственно на бумаге. (Наличие маркерной доски снимает эту проблему.)
|
Если члены группы уже начали наносить информацию на бумагу, но вам захотелось что-то удалить или исправить, объясните им, что они попросту могут начать все с самого начала. Переделки – естественные элементы итерационного процесса визуального мышления. Это как редактирование. Вычеркивать, выбеливать, вычищать, стирать и даже бросить все и начать заново – все это совершенно приемлемые подходы. С первого раза что-то хорошее редко получается.
А теперь, когда группа понимает, как правильно строить интеллект-карту, ваш следующий шаг в качестве ведущего – предложить собравшимся реально нарисовать несколько интеллект-карт.
Прохождение этапа
Приступая непосредственно к составлению интеллект-карт проектов, прежде всего разбейте участников совещания на меньшие группы[85]. Если хотите, чтобы совещание прошло быстрее, в идеале число групп должно соответствовать числу рассматриваемых проектов. Но, если это невозможно, не берите в голову. Помните: нас, инфодудлеров, неидеальными обстоятельствами не напугать. (Кроме того, я подскажу вам, как лучше действовать.)
Разбив участников на маленькие группы, назначьте каждой из них проект, над которым они будут работать. Проследите за тем, чтобы члены каждой группы имели хотя бы общее представление о том проекте, который им поручен.
Каждая группа должна согласовать центральный образ, то есть суть проекта, а затем нарисовать его на трех отдельных листах. Каждой группе предстоит рисовать 3 интеллект-карты, поэтому им потребуются 3 отдельных листа (или 3 отдельных участка на рабочей поверхности больших размеров).
|
Центральный образ нужно обозначить названием проекта, чтобы члены других групп потом могли понять, о какой проблеме идет речь. Одного рисунка может оказаться недостаточно для понимания, а это уже риск возникновения недоразумений и напрасной траты времени.
Три белых пространства. Можно приступать к рисованию интеллект-карт.
Объясните группам, что одна интеллект-карта будет посвящена техническим характеристикам проекта, вторая – той пользе, которую он обещает принести, а третья – тем трудностям, которые придется преодолеть для его реализации. Пусть группы соответствующим образом пометят свои интеллект-карты. Цель этого упражнения – добиться как можно более полного понимания сути проектов со стороны участников совещания, чтобы потом правильно расставить приоритеты. Интеллект-карта, выполняемая под заголовком «Характеристики», описывает характеристики и свойства проекта, включая необходимые физические компоненты, привлекаемые продукты и услуги, инфраструктуру («Кто будет задействован в реализации?», «Специалисты каких профилей потребуются?») и отличительные особенности. Под заголовком «Достоинства» нужно показать все то хорошее, что реализация проекта даст организации, ее акционерам, клиентам, обществу и т. д., то есть пользу, которую принесет осуществление данного проекта. Наконец, под заголовком «Трудности» необходимо описать любые преграды и затруднения, препятствующие осуществлению проекта или понижающие его ценность.
|
Теперь задача каждой группы, следуя вашим указаниям насчет построения интеллект-карт, создать три визуальные презентации, отражающие общее мнение членов группы в отношении тех обстоятельств, в которых каждый из рассматриваемых проектов может быть осуществлен. Группы должны основательно поразмышлять (можно и вслух) над каждым из трех параметров – характеристики, достоинства и трудности, – чтобы глубже разобраться во всех вопросах и увидеть каждый проект в более ярком свете. Пытаться ранжировать проекты (а это будет следующий этап), не разобравшись в них как следует, было бы глупостью. Это все равно что закрыть глаза, наугад ткнуть пальцем в сторону мужчин, сидящих за барной стойкой, и согласиться выйти замуж за «счастливчика» – хотя бы на несколько месяцев. Пусть каждая группа строит ветви интеллект-карты, следуя велениям ума и сердца. Каждая новая веточка означает какую-то новую мысль. Этап заканчивается, когда каждая группа создаст три интеллект-карты, которые по полочкам раскладывают всю подноготную каждого проекта, чтобы участники совещания потом голосовали за каждый из них не наугад, а с полным пониманием того, что они делают[86].
ОБХОД. Ротация интеллект-карт для всеобщего ознакомления
Прежде чем переходить к следующему этапу инфодудлинга, все построенные интеллект-карты должны быть вывешены на стене или разложены на столе для всеобщего обозрения. После этого участники каждой группы знакомятся с итогами работы остальных групп и при желании привносят в их интеллект-карты что-то свое (что-то добавляют или уточняют). Я называю это «обходом». Можно организовать полную ротацию, так чтобы каждая группа проверяла и анализировала интеллект-карты всех остальных групп, или частичную – когда вы сами выбираете, какая группа с какой сотрудничает[87]. Можно также поручить каждой группе выделить по представителю, который, находясь подле своих интеллект-карт, будет объяснять членам остальных групп все, что им непонятно. Какой бы вариант обхода вы ни выбрали, ясно одно: чем большее число людей знакомится с описанием каждого проекта и прикладывает руки к созданию его описания, тем более полным и тщательным оно становится. Поэтому, если кто-то не склонен «лезть» в труды других групп со своими мыслями и своей «мазней» (а это именно так зачастую воспринимается), постарайтесь убедить их, что это «вмешательство» является важным элементом общего процесса. Они ведь не «Мону Лизу» пачкают, а вносят вклад в создание своего рода базы данных, которая позволит группе сделать следующий шаг с б о льшим на то основанием.
В завершение этапа построения интеллект-карт, если есть время и желание, попросите добровольцев устроить презентацию своих интеллект-карт для всех собравшихся. В результате обхода участники уже в основном познакомились с интеллект-картами, но вербальное резюме не повредит, потому что в словесном описании порой открываются дополнительные детали, не замеченные глазом. Самое главное, чтобы каждый из участников получил достаточно четкое представление о каждом из проектов. Ведь, как сказала бы Бетт Дэвис, следующая игра – не для слабаков.
Несколько рекомендаций
• Как я уже указывала, проектов может быть больше, чем групп, но все под вашим контролем! Просто распределите проекты более-менее равномерно между группами и попросите составить интеллект-карты по всем проектам, которые им поручены. Если вам нужны более конкретные рекомендации, давайте предположим, что у вас 10 проектов и 4 группы. В этом случае раздайте по 2 проекта каждой группе, а когда они закончат работу, из 4 групп создайте 2 и поручите им работу над оставшимися 2 проектами. ИЛИ назначьте 3 группам по 3 проекта, а один самый трудоемкий проект – 4-й группе. В общем, идею вы поняли. Мы просто пытаемся пройти этот этап как можно быстрее, и здесь нужно проявлять гибкость в зависимости от ситуации.
• Поскольку следующий этап предполагает ранжирование проектов, надо дать группам достаточно времени и пространства для основательной проработки интеллект-карт. Чем более глубокого понимания достигнут каждый человек и группа в целом, тем более аргументированным будет их выбор. Размеры интеллект-карт в принципе ничем не ограничены, поэтому, если какой-то группе требуется больше пространства, его надо предоставить. Не рубите ветви по живому. Растущие ветви означают более глубокое понимание, и это хорошо.
• Призывайте группы не ограничиваться словесными подписями, а добавлять и рисунки. Я говорила раньше и повторю еще раз: визуальная информация позволяет взглянуть на вещи под иным углом, нежели вербальная. Например, пока вы не нарисуете бикини, остается неочевидным, сколь малая часть тела будет закрыта. Ну, а теперь перейдем ко второму вопросу нашей повестки дня.
Этап № 2. Ранжирование
Цель этапа: расставить проекты по ранжиру, основываясь на достаточно глубоком понимании каждого из них, чтобы определить, какие из них должны быть реализованы, какие стоит отложить на будущее, а от каких вовсе следует отказаться.
Число инфодудлеров: от 2 до 20.
Продолжительность: от 15 до 60 минут.
Важные предпосылки:
1. Люди, уполномоченные расставить проекты по ранжиру, присутствуют на совещании.
2. Участники ранжирования (а) достаточно хорошо разбираются в проектах, которые ранжируют, (б) способны и готовы самоустраниться от ранжирования, когда недостаточно хорошо разбираются в вопросе, и (в) прилагают все усилия к тому, чтобы преодолеть в себе личные предпочтения в интересах коллектива. (Ясно, что это все в идеале. Люди есть люди, верно?)
3. Руководство организации предоставило вашей группе право вносить изменения в проекты на основе проделанного анализа, а не просто принимать к исполнению то, что спущено сверху. (В противном случае большого смысла во всей этой деятельности нет.)
Прохождение этапа
Этот этап имеет большую ценность, поскольку вынуждает группу сказать «да» или «нет» своим детищам-проектам. Ситуация со всей беспощадностью требует от группы признать, что одни проекты лучше других. Не каждый проект переживет этот этап, а на вершину списка поднимется только один. Здесь не до шуток – идет борьба за выживание. И вот как это происходит.
Каждый присутствующий должен написать название каждого проекта на трех отдельных карточках (или клеящихся листках). Значит, каждому нужны по 3 карточки на каждый проект. Например, если проектов 5, то каждому участнику нужно выдать 15 карточек. На первых трех карточках каждый должен написать «Проект Х», на следующих трех – «Проект Y», еще на трех – «Проект Z» и т. д.
Затем каждый из участников оценивает и ранжирует проекты по каждому из трех параметров – характеристики, достоинства, трудности. Затем результаты суммируются и определяется проект-победитель. Оставайтесь со мной. Я сейчас все подробно объясню.
Сначала каждый участник (или группа) ранжирует проекты по характеристикам[88]. Если у вас 6 проектов, их надо расставить по местам: с 1-го по 6-е. Если проектов 5 – с 1-го по 5-е. Одинаковые позиции двум проектам присваивать нельзя. Места присваиваются в порядке убывания ценности проекта. Иными словами, проект с наиболее ценными характеристиками получает 1-е место, а проект с наихудшими – 5-е. Когда все участники разберутся в правилах ранжирования, дайте им время спокойно подумать о характеристиках каждого проекта и оценить их, присваивая каждому проекту определенный ранг. Поясните участникам, что они не должны анализировать и сравнивать отдельные характеристики проектов[89]. Вопрос в другом – расположить проекты в порядке приоритета, основываясь на оценке соответствующих интеллект-карт, созданных на предыдущем этапе. В конечном счете каждый участник должен расположить карточки с проектами по ранжиру, как показано на иллюстрации.
Затем точно так же, используя 2 других набора карточек, каждый участник ранжирует проекты в порядке убывания достоинств и в порядке возрастания трудностей, присваивая номер 1 проекту с наибольшими достоинствами и наименьшими трудностями, а номер 5 – проекту с наименьшими достоинствами и наибольшими трудностями. Опять же, дайте людям достаточно времени, чтобы обдумать свой выбор. От этого ранжирования может зависеть, чем организация будет заниматься в ближайшие годы, потому что здесь подготавливается почва для окончательного подсчета.
Последний шаг – участники развешивают свои карточки на стене, как показано на иллюстрации. Так все могут воочию увидеть предпочтения каждого (и при желании это может послужить основой для более глубокого обсуждения).
Затем производится расчет, сколько баллов получает каждый проект от каждого участника по каждому из трех параметров. Вы систематически суммируете цифры, соответствующие каждому из проектов, по строкам или по столбцам и присваиваете каждому проекту общее количество «баллов». Вот как это выглядит.
* Я не стала включать ряды 4 и 5, поскольку не вижу в этом необходимости. Не сомневаюсь, что вы способны самостоятельно экстраполировать расчеты.
По итогам расчета победителями становятся проекты, набравшие НАИМЕНЬШЕЕ количество баллов. Те же проекты, которые набрали НАИБОЛЬШЕЕ количество баллов, становятся кандидатами на ликвидацию[90]. Это кульминационный момент всех ваших трудов, поскольку именно в данный момент выясняется, какие проекты выглядят наиболее заслуживающими дальнейшей работы над ними. Именно они станут объектом внимания вашей группы на последней стадии совещания.
Завершая данный этап, попросите участников высказать свое отношение к этому процессу ранжирования. Что влияло на их выбор – знания, опыт или, может быть, желание угодить начальству? В какой мере они учитывали интересы организации в целом и своего подразделения в частности? Насколько повлияла на конечный результат ранжирования их подсознательная тревога об ограниченности времени и ресурсов? Вы революционный командир! Задавайте вопросы своим солдатам. Пусть их знания и опыт прольют свет на принятые ими решения.
Несколько рекомендаций
• Для этой «игры» вам понадобятся карточки для записей или клеящиеся листки, а также маркеры[91]. Поскольку мы все-таки инфодудлеры, то есть мастера визуального языка, то должны уметь пользоваться любыми инструментами для наглядного отображения информации. Клеящийся листок – это квадратной формы бумажка, которую кто-то заранее изготовил для вас. Если вы на ней ничего не рисовали, это еще не означает, что зрительная кора не распознает ее как геометрическую фигуру, то есть компонент визуального языка.
• Имейте в виду факторы, влияющие на точность и достоверность процесса ранжирования, – асимметричность информации и предвзятость людей, у которых есть проекты любимые и нелюбимые. Если говорить о первом факторе, то, поскольку умственные способности у людей разные, вероятность того, что два человека обладают одинаковыми знаниями и взглядами в отношении одного и того же проекта, практически равна нулю. Это не значит, что вам остается лишь уповать на небеса и вовсе отказаться от идеи ранжирования. В любом случае данный этап инфодудлинга снабжает вас огромным количеством полезной информации. Чему конкретно вы можете научиться? Ну, во-первых, вы имеете возможность получить сигналы от своих коллег на предмет того, что они считают важным. Во-вторых – задуматься над тем (или напрямую спросить), почему они именно в таком порядке расставляют проекты. В-третьих – узнать, в каких проектах, по их мнению, недостает важных ресурсов или человеческого капитала. В-четвертых – почувствовать, как хорошо коллеги понимают командную цель. Ранжируйте, друзья. Даже если впоследствии вы измените рейтинг проектов и выберете для реализации другие, собранная информация в любом случае пригодится вам.
• Поскольку каждый участник проводит ранжирование проектов по параметрам, имеет смысл определить общий рейтинг проектов по каждому параметру. Например, может получиться так, что какой-то проект далеко опережает конкурентов в части характеристик, но уступает многим по части трудностей. Не исключено, что в этом случае ваша команда решит презреть трудности и все-таки выбрать достаточно рискованные проекты. В любом случае, если у вас останется в ходе совещания свободное время, определите рейтинг проекта по каждому параметру, прежде чем определяться с общей картиной. Наверняка эта информация вам пригодится.
• Если ваша группа достаточно велика (от 15 до 20 человек), то попытки найти консенсус при таком количестве голосующих граничат с безумием. Лучше разбить участников на несколько маленьких групп, чтобы каждая составила свой рейтинг проектов, а затем на этой основе высчитывать общий. Когда ранжирование выполняется в слишком большой группе, одна из опасностей заключается в том, что мнения более спокойных участников теряются в громогласном хоре, так что доминирующую роль в таком ранжировании неизбежно играют самые горластые. Если вас эта перспектива беспокоит, то один из способов уйти от проблемы – разбить участников на маленькие группы[92].
• Продолжительность этапа можно существенно сократить, если вы будете вычислять рейтинг проектов вслух. Вытащите наугад карточки с названиями двух проектов и попросите группу (если она невелика) вслух договориться о том, какой проект лучше (скажем, по параметру «Характеристики»). Как только консенсус будет достигнут, возьмите карточку третьего проекта и спросите участников, какое место займет этот проект. Каждый раз добивайтесь вербального консенсуса. Продолжайте в том же духе, пока не будет составлен полный рейтинг проектов по первому параметру. Затем повторите процедуру по двум другим параметрам. В конце остается лишь сложить баллы, и дело сделано. Этот метод ранжирования может оказаться не самым тщательным, но зато он самый быстрый.
Этап № 3. Матричное планирование
Цель этапа: запланировать шаги по успешной реализации проектов и наглядным образом исследовать, что, быть может, придется поменять местами, объединить или вовсе удалить. На этом этапе можно также попытаться установить сроки и распределить роли.
Число инфодудлеров: все члены группы, которые имеют возможность и готовность заниматься этим. Кроме того, можно пригласить специалистов со стороны, хорошо знакомых с какими-то из шагов выполнения проектов.
Продолжительность: от 30 до 60 минут.
Важные предпосылки:
1. На этапе ранжирования были выделены проекты, над которыми стоит продолжать работать (а значит, текущий этап не является пустой тратой времени).
2. Люди, участвующие в процессе планирования, в целом знают, какие шаги необходимы для реализации проекта.
Прохождение этапа
Когда проекты расставлены по ранжиру и вы определились с тем, какие из них будут реализованы, можно переходить к очередному этапу совещания. Его особенно любят дудлеры, которым импонирует организованность и строгость, а схема, представленная на странице 227, принадлежит к числу самых четких.
Помните, мы говорили о том, что информация зачастую обладает встроенной визуальной ДНК? Последовательные шаги реализации проектов идеальным образом укладываются в матрицу планирования, которая позволяет наметить и пронумеровать каждый шаг. Благодаря строгой и жесткой визуальной структуре эта методика матричного планирования позволяет четко наметить порядок операций, в чем и заключается смысл данного этапа.
Для начала распределите «выжившие» проекты между участниками или группами, а затем попросите воссоздать в визуальном пространстве матрицу, изображенную ниже. Она должна быть достаточно большой, чтобы в ее клетках умещались клеящиеся листки и она имела хотя бы 10–15 столбцов на тот случай, если реализация проекта требует множества шагов.
Теперь слева напротив каждой строки матрицы участник должен написать названия тех проектов (при желании названия можно заменить пиктограммами!), которые он рассматривает. Если на человека (или группу) приходится только один проект, тогда и строка в матрице нужна только одна. Однако если вы думаете, что внутри групп работа над отдельными задачами проектов будет распределена между отдельными членами, тогда можно предусмотреть более подробную разбивку этапов реализации проектов, а также установить предварительные сроки исполнения. Тогда могут понадобиться дополнительные строки в матрице. Сверху матрицы напишите «Задания».
Цель работы – постепенно выстроить последовательность шагов по успешной реализации проектов. Никаких особых хитростей в этом упражнении нет. Только прямолинейное планирование этапов деятельности. От членов группы требуется соединить умственные усилия и визуально разложить реализацию проекта на этапы-задания. Когда вы ставите перед участниками совещания такую задачу, они инстинктивно начинают исследовать актуальность различных шагов, а также их последовательность. Они начинают обсуждать, как лучше всего довести проект до завершения. Иными словами, сам процесс заполнения матрицы заставляет задуматься и вызывает дискуссию. Вам как ведущему достаточно лишь задать тон, а дальше пусть они сами думают, ставят вопросы, отвечают на них, помогают друг другу. Возможно, вас спросят, вправе ли группы назначать ответственных за выполнение каждого задания и устанавливать сроки. Отвечайте, что вы не возражаете. Когда у проекта есть предельный срок выполнения, это еще сильнее мобилизует мышление, потому что требует подходить к делу с еще большей ответственностью и заставляет задуматься, какие этапы действительно необходимы, а без каких можно и обойтись. Особо трудолюбивым дудлерам объясните, что для отображения дополнительных деталей они могут добавлять новые ряды клеток выше или ниже или использовать окружающее чистое пространство для наклеивания записок с комментариями или назначением ролей, как это проиллюстрировано ниже.
Когда этап планирования подходит к концу, результат работы каждой группы должен демонстрировать все главные этапы (с большей или меньшей детализацией) реализации проектов. В завершение попросите все группы и индивидуальных исполнителей поделиться с остальными плодами своих трудов. (Но, пожалуйста, не просите их объяснять все детали. Это будет слишком скучно и долго.) Пусть люди выскажут свои идеи насчет более оптимальных, как им кажется, подходов к реализации тех или иных проектов, предлагают какие-то этапы поменять, переставить, соединить, убрать… Такой обмен мнениями послужит общим интересам.
Пример матричного планирования из реальной жизни
Несколько рекомендаций
• Матрица планирования в своей конечной форме представляет собой большой стенд, призванный помочь участникам совещания основательно продумать этапы реализации проектов и сроки их выполнения, прежде чем приступать к непосредственной реализации. Однако в большинстве организаций такое планирование осуществляется в электронной форме, что облегчает рассылку результатов между заинтересованными сторонами. Если в вашей команде уже есть сложившаяся методика электронного планирования проектов, то имеет смысл назначить «секретаря», который будет переводить все происходящее на совещании в электронную форму. Можно просто фотографировать участки стенда на телефон и потом рассылать снимки тем, кого это интересует, или же перенести все содержимое инфодудла в электронный документ, который затем будет распространяться по электронным сетям.
• Как и ранжирование, матричное планирование можно выполнять всей группой, если группа невелика (5–7 человек). Как ведущий вы составляете список проектов в левой части матрицы, и затем все члены группы сообща заполняют клетки. Этот метод хорош для достаточно простых проектов и если вы не углубляетесь в детали. Можно также распределить задания между членами группы или маленькими подгруппами, чтобы они продумали, как будет выполняться тот или иной этап, и поместили свой комментарий в соответствующую клетку матрицы. Затем вы все вместе можете проанализировать и обсудить полученный результат.
• Если времени на совещание у вас в обрез (меньше часа), постарайтесь выбрать такую последовательность этапов работы, которая представляется оптимальной в сложившейся ситуации. Если не можете перейти к стадии планирования из-за возникшего подозрения, что проекты на предыдущей стадии были ранжированы неправильно, тогда сосредоточьтесь на надлежащем выполнении первых двух или даже только первого этапа. Если члены команды не уверены в характеристиках и достоинствах проекта, ограничьтесь обстоятельным построением соответствующих интеллект-карт, чтобы в следующий раз уже с готовыми материалами начать совещание сразу с ранжирования. Если же насчет приоритетов проектов у участников совещания никаких сомнений нет, можно сразу приступать к этапу планирования. Предложенная последовательность действий не является жесткой догмой. Она призвана направлять, а не связывать вам руки. Думайте головой и выбирайте то, что представляется наилучшим в каждом конкретном случае.
Итак, инфодудлинговое совещание по вопросам планирования закончено, друзья мои. Если вы прошли через все три этапа, то, скорее всего, потратили на все это от 1 до 4 часов. Реальная продолжительность совещания во многом зависит от числа параметров, но сама последовательность этапов призвана максимально оптимизировать процесс. Мы всегда очень много говорим о необходимости планирования действий, но большинству из нас сильно мешает отсутствие плана самого процесса планирования.
В культуре инфодудлинга этой проблемы нет. Инфодудлеры так структурируют время, чтобы оно служило нам. Мы структурируем также и свое рабочее пространство, и мышление. Коллективный инфодудлинг поддерживает в людях высокий уровень заинтересованности и участия. Вот почему у нас все с радостью приходят на совещания, активно работают, остаются до конца, а потом делятся своими успехами с друзьями.