Состояния и образования
Эмоции и чувства — это своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов в жизни данного человека.
П. К. Анохин
Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения.
И. М. Сеченов
Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и более своеобразным.
Особую роль в то же время в функционировании психики, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состояния и психические образования, являющиеся совершенно иными психологическими феноменами, выполняющими свои собственные функции.
Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность.
Психические образования — это результат жизненного опыта и специальных упражнений человека. Они позволяют выполнять любую деятельность автоматизированно, без особых затрат умственной и двигательной энергии.
Знать их специфику — значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.
Глава пятая
Комментарии
Чувства — это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.
Эмоции — это непосредственная форма выражения чувств.
Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности, носят субъективный характер, вызывают удовольствие или неудовольствие, отражают характер взаимодействия организма со средой, имеют очень большое многообразие, вызывают успокоение или возбуждение.
|
Физиологические основы эмоций и чувств. Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Они могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.
Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам импульсы возбуждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, поблед-нение при страхе, покраснение при смущении.
Большую роль в активизации, эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение.
В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными эмоциями, переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа — с его ломкой и переделкой, отрицательными эмоциями, чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п.
|
В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.
Глава пятая
Комментарии
Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Нравственные — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
Эстетические — чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.
|
Стенические — чувства, активизирующие деятельность человека.
Астенические — чувства, вызывающие пассивность.
И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от обстоятельств.
Настроения— слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
Аффекты — переживания большой силы, с коротким периодом протекания; характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.
Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.
Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие 1 паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать. }
Вольтер
ШЬавв пятазШ
Комментарии
Настроение имеет следующие отличительные особенности.
1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
2. Значительная длительность. Само название указывает на то, что настроение медленно развивается и переживается в течение длительного периода.
3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие.
4. Своеобразный диффузный характер. Настроение накладывает отпечаток на мысли, отношения, действия человека в данный момент.
Аффекты отличаются следующими особенностями.
1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.
2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.
3. Известная безотчетность эмоционального переживания. Она бывает большей или меньшей в зависимости от силы аффекта и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек иногда не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках. Будучи полностью захвачен эмоциональным переживанием, он слабо сознает его характер и значение.
4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты целиком захватывают человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете.
Глава пятая
Комментарии
Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.
Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.
Особенностями воли (волевых действий) являются:
1. Сознательная целеустремленность. Чтобы выполнить что-то, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.
2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Физиологические основы воли. В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов.
Благодаря этой связи возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга — предпосылка сознательных движений и действий человека.
Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже выработанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в течение действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изменяется либо практическая деятельность, либо предварительная программа. В основе этого процесса лежит деятельность функциональных систем психики и акцептора действия (см. 3.16).
Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и способен образовываться на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.
Глава пятая
Комментарии
Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности.
Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека (см. 6.10, б.И). Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
Представление и осмысление цели действия. В результате данных актов возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумываться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.
Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливаются не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но, чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
Выполнение принятого решения. Приступая к практическому осуществлению принятого решения, человек строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в его сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако он не только действует, но и проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.
ЩШШШ!ШНШЗйВ£
Комментарии
Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.
Физиологические основы психических состояний. Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.
Функциональные состояния обеспечивают:
— адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
— динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.
Регуляция функциональных состояний человека осуществляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа.
Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимби-ческой системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.
Важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее, передние отделы коры больших полушарий — фронтальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейронов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной формации и лимбической системы, деятельность организма человека в целом.
Совокупность различных проявлений процесса функционирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессиональной активности он попадает. Как правило, посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.
Комментарии
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Знания — совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.
Начальные умения — это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.
Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.
Простые навыки — несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания.
В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцированное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условно-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции.
Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. В результате выработки навыка, во-первых, резко уменьшается время выполнения действия; во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.
Сложные навыки — усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.
Сложные умения — это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и получать желаемый результат в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
Глава пятая
Комментарии
В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессиональной деятельности формируются навыки и умения. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Навык — это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций.
На схеме навык представлен в виде двух взаимосвязанных компонентов.
Компонент 1 — собственно обученность человека как чистая составляющая навыка, обычно включающая систему реакций, координации движений, их согласования в процессе деятельности.
Компонент 2 — выработанная в процессе упражнений способность человека адаптироваться к конкретным условиям деятельности и реализовы-вать полученные знания.
В формировании навыка выделяют три основных этапа:
— аналитический — вычленение и овладение отдельными элементами действия;
— синтетический — объединение изученных элементов в целостное действие,"
— автоматизацию — упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.
Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере увеличения количества повторений упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.
Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количественные показатели совершенствования навыка можно получить различными путями, в частности измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение.
Навык может быть сформирован разными путями с помощью:
— простого показа;
— объяснения;
— сочетания показа и объяснения.
Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).
Перенос навыков — это положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Его сущность состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.
Интерференция навыков — отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:
— новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшим привычными;
— закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация.
Деавтоматизацией навыков называется ослабление или полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.
Деавтоматизация наступает:
— в результате длительного перерыва в выполнении того или другого действия или упражнения! при этом чем менее прочно был усвоен навык, тем быстрее он деавтоматизируется;
— при наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случаях наступает большее или меньшее общее нарушение уже установившихся временных связей в коре головного мозга, в том числе и в двигательных центрах;
— при нарочитой направленности внимания на выполнение действий, ставших прочными навыками; такая направленность внимания приводит к временному нарушению и ослаблению выработанных автоматизмов: движения начинают выполняться медленнее и с ошибками.
Глава шестая Психология личности
Личность — субъект и объект общественных отношений.
А. Г. Ковалев
Психика человека, мир его психических явлений — не только производное его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, общественных отношений. Богатство психики человека зависит от многообразия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.
Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает на нее огромное влияние, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.
На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенную роль.
Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.
Личность — существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить собственными интересами.
Глава шестая
Комментарии
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем "Определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.
Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянииее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств.
3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе. Довольно часто человек долго не может в силу обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.
4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью или легкостью их переключаемости, узостью или многогранностью.
Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.
5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.