К физическому развитию тесно примыкает развитие трудовое, включающее в себя устойчивую привычку к трудовому усилию и преодоление связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка постепенно перерастет в качество личности, называемое трудолюбием. Развитие у ребенка трудолюбия в достаточной мере обеспечивает овладение им общими и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, его психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда.
Важнейшим видом человеческого развития является интеллектуальное. Оно представляет собой формирование у ребенка способности к овладению различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения.
Содержательная сторона интеллектуального развития — развитие общедуховное, которое включает в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности. Его элементом является и гражданско-политическое развитие, проявляющееся в знаниях о коренных интересах различных классов и социальных групп, о политике как концентрированном выражении экономики, в способности с общегражданских позиций оценивать явления, события, процессы общественной жизни.
Большое значение в жизни ребенка имеет нравственное развитие, включающее в себя знание основных нравственных норм, правил, твердые социально ценные привычки поведения в единстве с устойчивым нравственным чувством, со способностью нравственного переживания. Оно предполагает решимость в выборе поведения с позиций нравственных убеждений, величие и твердость духа, необходимые для последовательного и мужественного отстаивания своих взглядов.
|
Эмоциональное развитие ребенка выражается в его способности чувственно правильно откликаться на явления окружающей действительности, в умении управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, психическими состояниями.
Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетического идеала и художественного вкуса, способность активного идейно-эмоциональ-
Шлава девятая
Комментарии
В процессе формирования ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение 9-месячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального развития и воспитания.
Социальная стадия имеет следующую структуру.
1. От рождения до 1 года — раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.
2. От 1 года до 3 лет — собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, развития его физических функций, психических свойств и процессов.
3. От 3 до 6 лет — раннее детство, этап перехода от младенчества к детству. Это время интенсивного накопления социально значимого опыта и умений ориентироваться в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.
|
Все три периода от рождения до 6 лет называют еще преддошкольным или дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.
4. От 6 до 8 лет — собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду.
5. От 8 до 11 лет — предподростковый период, время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству Вместе с периодом детства предподростковый период именуется также младшим школьным возрастом.
6. От И до 14 лет — отроческий, подростковый возраст — новый качественный этап в развитии ребенка, наиболее характерными чертами которого являются: в физиологическом отношении — половое созревание, в психологическом — формирование личностного самосознания, активное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.
7. От 14 до 18 лет — юношеский возраст — время завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Девушки и юноши — старшие школьники — получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.
|
Глава девяпишт
Комментарии
Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.
Дошкольное — образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей.
Общее — образование, включающее три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Дополнительное — образование, полученное в музыкальных и художественных школах или по программам, выходящим за пределы государственных образовательных стандартов.
Среднее профессиональное образование — совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное — образование, имеющее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего профиля и уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, реализуемое в высших учебных заведениях.
Автономность образования — один из основных принципов государственной политики в области образования: возможность образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, порядок и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся (воспитанников).
Адаптивность образования — один из основных принципов государственной политики в сфере образования: приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).
Демократизация образования — один из основных принципов государственной политики в области образования, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами.
Единство культурного и образовательного пространства — один из основных принципов государственной политики в области образования, обеспечивающий связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.
Глава девятая
Комментарии
Человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это самообразование.
Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.
Самообразовательная деятельность — исключительно нужная плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал человека, повышается его идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над самообразованием.
Самообразованием должны заниматься практически все люди, однако его объем и характер могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.
Личность, обладающую высокой культурой, характеризуют всесторонние знания, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего. Ей необходимы знания педагогических и психологических основ обучения и воспитания, всесторонняя информированность и компетентность в жизненно важных вопросах.
Значительная часть людей конечную цель педагогического самообразования все чаще видит в приобщении к творческому поиску, эксперименту, всестороннему исследованию и осознанию необходимости самосовершенствования.
Для обеспечения целенаправленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и последовательность работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а следовательно, дольше и хуже.
Главный инструмент духовного развития человека — чтение. Общение с книгой — это заочное общение с мудрейшими людьми мира.
В наш век возрастающего количества печатных изданий и необходимости их своевременного изучения остро встал вопрос о технике чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый просмотр новых поступлений интересующей литературы, а с другой — глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой подходят к книгам дифференцированно и владеют, как правило, двумя способами чтения: углубленным и скоростным.
Глава девятая
Комментарии
Главная задача самообразования — самостоятельное развитие и совершенствование личности. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Все это способствует реализации идеала всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека.
В отличие от идеала цель самообразования — сформировать из себя личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается возможно более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.
Общая стратегия самообразования гуманной, демократической, максимально подготовленной к жизни личности заключается в обеспечении себя возможностью всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.
Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой,он находит примеры для подражания и саморазвития. Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, способности находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.
Затем на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для подражания человек может осуществлять самостоятельные упражнения и тренировки, позволяющие вырабатывать и закреплять необходимые для практической деятельности качества.
Большая роль в процессе самообразования принадлежит также выполнению самостоятельных практических заданий, которые человек разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют шлифовать его профессиональные качества, проверять их на практике с учетом усвоенных знаний и новой информации, получаемой об их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.
И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиовизуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.
Глава девятая
Комментарии
Самовоспитание — целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание — непременное условие совершенствования человека.
Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить: глубоко осознанные цели и задачи; выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессиональною развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях и экстремальных условиях.
Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы ~ сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.
Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.
В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их самовоспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.
Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.
Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.
Комментарии
Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовность и способность к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, готовность к самокритичному отношению к своей деятельности, а также выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.
Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в его сознании, отношениях, поведении и действиях. В этом случае самовоспитание выступает в качестве внутренней основы процесса самостоятельного перевоспитания личности.
Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения человека как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образования и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию.
Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим из них относятся самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.
Самообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.
В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.
Известны многие факты разработки и эффективного использования таких правил, например: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше»; или: «Для того чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да качеством повыше» и др.
Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. Это могут быть правила, вытекающие из основ христианской морали и нравственности или заимствованные у великих людей прошлого и современности.
В практической деятельности по самовоспитанию можно руководствоваться следующими правилами — всегда и во всём:
— умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;
— не отвлекайся во время работы;
— подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом;
— не закончив начатого дела, не переходи к другому;
— старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;
— встретишь на пути трудности — не прекращай работу;
— умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;
— проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;
— думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в сложных обстоятельствах;
— со всеми проявляй вежливость и тактичность;
— избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит;
— веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение;
— сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;
v — учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку;
— внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок;
— подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания.
Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать,
" что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая
жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что
предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого
себя необходимо постоянно.
Глава десятая Методологические основы педагогики
Нет ничего более практичного, чем хорошие теория и методология
Л Болъцман
каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Методология — учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования. В свою очередь теория — это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.
Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также о месте и роли в нем тех феноменов, которые изучает данная наука.
Сильным, опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свои труд.
В.А. Сухомлинский
Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
Образование — клад; труд — ключ к нему.
П. Буаст
Глава десятая
Комментарии
1. Общая методология педагогики предполагает учет:
— основных положений и принципов материалистической диалектики (см. 2.2,2.4, 2.5);
— закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
— закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
— закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
— основных категорий материалистической диалектики;
— представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей наций;
— представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы-в обществе и его образовательных учреждениях (см. 11.1, 11.2).
2. Специальная методология педагогики ориентирует на учет:
— устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него (см. 2.3, 13.4, 13.5, 13.6);
— особенностей формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно полезной деятельности (см. 6.2, 6.3, 6.4, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, главу восьмую);
— единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе);
— представлений о целостном формировании личности в группе (коллективе).
3. Частная методология педагогики предполагает учет:
— закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания (см. 11.2, 12.3, 12.4, 12.5, 13.7, 13.8);
— неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса;
— соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.
Глава десятая
Комментарии
Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании:
й: изучение литературных источников, документов — исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах;
— наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение;
— эксперимент — предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания;
— анализ результатов деятельности — опосредованное изучение педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей;
— анкетирование — изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы;
— тесты — выполнение испытуемыми определенных действий по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и коррекционное (предполагает применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода);
— биографический метод — изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках;
— беседа — непосредственное общение с учеником (воспитанником);
— фотографии, кино-, теле- и звукозаписи — изучение хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото-, кино-, теле- и звукоматериалов;
— обобщение независимых характеристик — выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей.
Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных:
— теоретический анализ — осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой;
— математические и статистические методы — методы математической и статистической обработки результатов педагогических исследований: (контент-анализ, факторный анализ, методы ранжирования, графопостроения и др.)
Комментарии
Под образованием понимают процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.
Образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Образование вместе с тем представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Образование не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывному процессу их накопления, переработки и совершенствования.
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.
Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, помогающих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.