Социально-психологические явления, возникающие в процессе жизни людей в обществе, можно классифицировать по разным основаниям: принадлежности к различным социальным общностям (группам), отнесенности к различным классам психологических явлений, устойчивости, степени осознанности и т.д. Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по принадлежности людей к различным социальным группам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их функционирования.
Кроме того, следует помнить, что в основе всех социально-психологических явлений лежат социальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей. В ходе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода социальные отношения, в основе которых и лежат их взаимодействие, восприятие и общение. Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей.
Глава восьмой
Комментарии
Социальные группы — это устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами.
Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.
Большие группы — это общности людей, существующие а масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т. п.
|
Предприятия, местные организации, территориальные общности (жителей одного района, города) можно назвать средними социальными группами.
Малые группы — небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.
Микрогруппы — группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.
Организованные группы — группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.
В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время.
Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальные группы функционируют в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальные — складываются на основе личных симпатий и антипатий.
Слаборазвитые — группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными.
Высокоразвитые — группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченностью и т.д. Обычно их называют коллективами.
Референтные (эталонные) — группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные (группы членства) — группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
|
Реальные — группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Условные — группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.
Первичные ^ группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между людьми.
Глава еосъмаЦ^Ш
Комментарии
Взаимодействие — процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.
Социальная перцепция — процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Общение — взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в моти-вационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
Классовая психология — социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей.
Национальная психология — социально-психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности. Этническая психология существует и проявляется в форме национального самосознания, национального характера, национального темперамента, национальных интересов и ценностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообразующая сторона) и национально-психологических особенностей (ее динамическая сторона) представителей конкретных этнических общностей.
|
Политическая психология — социально-психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций.
Религиозная психология — социально-психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят: религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.
Психология малой группы — социально-психологические явления и процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе (см. 8.8; 8.14).
Психология семейных отношений — социально-психологические явления и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений членов семьи как представителей определенной группы.
Социальная психология личности — социально-психологические особенности человека как личности.
Глава восьмая
Комментарии
Философия считает взаимодействие категорией, отражающей процессы воздействия материальных объектов друг на друга. С ее точки зрения взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы.
Психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные отношения и связи.
Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, -деятельности, отношений и установок.
Главными признаками такого взаимодействия выступают:
— наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
— эксплицированность, т. е. доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
— ситуативность, т. е. достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, интенсивностью, нормами и правилами отношений, в силу чего она становится изменчивым феноменом;
— рефлексивная многозначность — зависимость восприятия взаимодействия от условий его осуществления и оценок участвующих в нем людей.
Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга. Обычно оно имеет место между частями групп и между целыми группами и выступает как интегрирующий фактор образования различных общностей.
Взаимодействие может быть также различным по форме и содержанию в зависимости от уровней его осуществления.
Низший уровень взаимодействия — это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первоначальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить всестороннего развития.
Высшим уровнем взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.
Взаимопонимание — это такая форма взаимодействия индивидов, при которой они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также содействуют достижению единой цели.
Глава восьмая
Комментарии
Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Особенностями социальной перцепции являются:
1) активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
2) целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
3) мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотиваци-онно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Социальная перцепция обычно проявляется как:
1) восприятие членами группы: -друг друга;
— членов другой группы;
2) восприятие человеком:
— самого себя;
— своей группы;
— «чужой» группы;
3) восприятие группой:
— своего человека;
— членов другой группы;
4) восприятие группой другой группы (или групп).
Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.
Глава восьмая
Комментарии
Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
Функции общения:
— контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;
— информационная — обмен сообщениями, т. е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т. д.;
— побудительная ~ стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
— координационная — взаимное ориентирование и согласование действий людей при организации и осуществлении совместной деятельности;
— понимания — не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);
— амотивная — возбуждения в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;
— установления отношений — осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду;
— оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смыс-ловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.
Обычно общение различается по:
— количеству участников: межличностное — общение между индивидами; групповое — общение между группами (организованными), и массовое, если группы неорганизованные;
— способу общения: вербальное — общение с помощью языка; невербальное — общение с помощью других средств получения и передачи информации;
— положению общающихся: контактное — общение с помощью личных контактов людей; дисконтактное — общение с помощью, например, средств массовой информации;
— условиям: официальное — общение в рамках социально организованных встреч; неофициальное — общение по личной инициативе;
— задачам: установочное — общение с целью знакомства и налаживания отношений; информационное — общение с целью обмена информацией.
Глава восьмая
Комментарии
Малые группы — это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.
Различают следующие виды малых групп.
Условные — группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д.
Реальные — группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Формальные — группы, имеющие официально заданную извне структуру.
Неформальные — группы, образованные на основе личностных предпочтений.
Формальные группы функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы складываются на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
Слаборазвитые — группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые — группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.
Диффузные — группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями.
Коллектив — это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.
Характерными признаками коллектива, отличающими его от других форм объединения людей, являются:
— деятельность, направленная на общий для группы людей объект, в процессе которой они связаны местом работы, временем и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т. д.;
— это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители);
— общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.
Референтные (.эталонные) — группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные (группы членства) — группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Ттж'тшжшш*'
Комментарии
Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:
— композиционную подструктуру, т. е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.
Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, т.к. психологические особенности людей влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции их членов;
— подструктуру межличностных предпочтений, т. е. проявление совокупности реальных межличностных связей членов группы, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые фиксируются с помощью социометрии1.
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в ней сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения присутствуют между ними и т. д.;
— коммуникативную подструктуру — совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и с внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними — важный показатель положения члена группы, т. к. доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии;
— подструктуру функциональных отношений — совокупность проявления различных взаимозависимостей членов малой группы, являющихся следствием способности ими играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств занимают разное положение, выполняют разные обязанности и испытывают в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.
1 Социометрия (от лат. societas — «общество» и metreo — «измеряю») — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, (графически) структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
Глава восьмая
Комментарии
Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии.
Она, как и всякая другая общность людей, отличается единством духовной жизни и психологии, имеющим свои особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде:
— взаимоотношений (синоним: межличностные отношения) — субъективных связей, возникающих в результате взаимодействия людей и сопровождаемых различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы;
— групповых устремлений, к которым относятся цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей;
— групповых настроений, представляющих собой сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших ими в определенный период, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов. Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом;
— традиций, представляющих собой сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой. Последние, по сути, и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом — на действия и поведение людей.
Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии присущи также черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.) Вместе с тем психология малой группы в отличие от них более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности именно ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.
Глава восьмая
Комментарии
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности складывается иногда стихийно. Она в большинстве случаев трудно различима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период.
Между тем эта система чрезвычайно значима и должна пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие элементы, их составляющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.
Общественно-политические взаимоотношения возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.
Служебные взаимоотношения складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.
Внеслужебные взаимоотношения возникают между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т. д.
Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам.
Принцип сплоченности предполагает формирование у всех членов группы взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать друг другу, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.
Глава восьмая
Комментарии
Групповые устремления — это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.
В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего объективно встающие перед ними общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и группы в целом. Устремления, подобно компасу, ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них периодически опосредованно контролируются достигаемые в определенные периоды жизни результаты их деятельности. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную активность членов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.
Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.
Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает и какую роль в социальной жизни они играют.
Потребности группы — это то, в чем она и ее члены нуждаются.
Мотивами для малой группы выступают побудительные силы совместной деятельности ее членов, заставляющие их заниматься той или иной деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.
В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:
ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;
организационно-функциональную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри и межгруппового взаимодействия;
индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы.
Тлава восьмащ
Комментарии
Групповое мнение — это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.
Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.
Групповое мнение выполняет определенные функции:
информационную, показывающую, на каком этапе своего развития находится малая группа, каковы ее сплоченность, характер взаимоотношений между членами и т. д.;
функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т. д.;
оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.