Эмоциональные и волевые процессы, психические 8 глава




Под руководством Занкова были проведены фундаментальные исследо­вания в области общей педагогики: впервые в условиях эксперимента иссле­дованы закономерные связи между обучением и общим развитием детей; обо­снована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающие индивидуальные варианты развития детей в одних и тех же условиях.

М.Н. Скаткин (1900-1991) — советский педагог-практик, автор учеб­ников естествознания для начальной школы и методических руководств по его преподаванию. Разрабатывал и на практике проверял вопросы дидактики, содержания и методики политехнического обучения в средней школе.

 

Глава одиннадцатая Общие вопросы педагогики

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не столько знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует.

В.О. Ключевской

Проблемой первостепенной важности для педагогики является разра­ботка и совершенствование научно обоснованной системы педагогической де­ятельности в интересах осуществления целостного педагогического процесса, дальнейшей разработки проблем обучения и воспитания, внедрения передово­го опыта в практику учебно-воспитательной работы.

Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно на­сыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической де­ятельности взрослых и изменения личности ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и со­вершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы воз­никают и действуют органически присущие ей принципы и закономерности.

Педагогический процесс неразрывно связан с другими общественными процессами (экономическими, политическими, нравственными, культурными и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния об­щественных процессов, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

Если экономический базис общества способствует развитию производи­тельных сил, прогрессивно растет уровень производства и культуры, то и педаго­гический процесс, школа, чутко отражая общественные потребности, способны играть активную роль в развитии производства, культуры и укреплении об­щественных отношений. Если же производственные отношения сдерживают активное проявление производительных сил, мешают их нормальному разви­тию, возникают явления застоя, разложения, обостряются противоречия, негативно влияющие на педагогический процесс, появляется необходимость решитель­ных изменений в обществе и реформирования школы.

По мере осуществления экономической реформы, демократизации обще­ственных отношений в нашей стране возрастает роль школы, педагогического процесса в формировании личности, а стало быть, в совершенствовании всей общественной жизни.

 

Глава одиннадцатом

Комментарии

Субъектами и объектами педагогического процесса являются педагог и ребенок, образуя динамичную систему «педагог — ребенок» при ведущей роли педагога.

Как субъект педагогического процесса педагог получает специальное пе­дагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за под­готовку подрастающих поколений. Как объект педагогического процесса он в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми под­вергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.

Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой инди­видуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогически­ми целями. Как субъект педагогического процесса он представляет собой раз­вивающуюся личность, наделенную естественными потребностями и задатка­ми, стремящуюся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, личность, способную к активному усво­ению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Вторым компонентом педагогического процесса является его содер­жание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подверга­ется педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззре­ния, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содер­жание педагогического процесса входят основы опыта человека в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.

Третий структурный компонент педагогического процесса — его орга­низационно-управленческий комплекс, ядром которого являются формы и ме­тоды воспитания и обучения.

Четвертым компонентом педагогического процесса выступает педаго­гическая диагностика — установление с помощью специальных методик со­стояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, уме­ний, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей; их про­явления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях, фиксация нравствен­ных выборов, поступков, поведения; результаты самостоятельной продуктив­ной работы.

Пятый компонент— критерии эффективности педагогического процесса. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности.

Шестым структурным компонентом педагогического процесса являет­ся организация взаимодействия обучаемых с общественной и природной средой. Общественная жизнь — важнейший фактор воспитания. Педагогиче­ский процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изоли­руется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согла­сованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных орга­низаций, трудовых коллективов, неформальных объединений.

 

Глава одиннадцатая^

Комментарии

Принципы учебного процесса — это устоявшиеся и проверенные практикой его закономерные связи и зависимости.

Принцип общественно значимой целевой направленности учебно-вос­питательного процесса предполагает всестороннее развитие каждого ребенка, подготовку всех детей к участию в переустройстве общества, к жизни в демок­ратическом правовом государстве

Принцип комплексного подхода к организации детской деятельности позволяет строить ее в органических связях с формирующимся у школьников мировоззрением, общественно ценными мотивами поведения, с нравственным отношением к учению, труду, природе, самому себе, другим людям.

Принцип целостного и гармоничного формирования личности в про­цессе обучения и воспитания предполагает одновременное ее развитие в со­ответствии как с общественными нуждами и требованиями, так и заложен­ными в ней задатками, физическими и духовными особенностями.

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предусматривает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуаль­ных форм работы с ними.

Принцип единства требовательности и уважения к детям предполагает, что активное участие ребенка в важных общественных делах и ответствен­ность способствуют самоутверждению, возвышают его в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют.

Принцип сочетания руководства жизнью детей с развитием их иници­ативы и творчества в обучении и воспитании преобразует стихийное соци­альное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс.

Принцип придания эстетической направленности всей жизни, обуче­нию и воспитанию детей дает им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отно­шению к их развитию помогает развивать заложенные в ребенке природой задатки в самые разные способности.

Принцип приведения методов и приемов деятельности детей в соот­ветствие с целями их обучения и воспитания обеспечивает включение в сло­жившуюся систему работы новых, новаторских методов и приемов, которые соответствуют и отвечают целям учебно-воспитательной работы.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы обеспечивает формирование у каж­дого из них неповторимой активной и творческой индивидуальности.

Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспи­тании дает возможность четко строить педагогический процесс, повышать его эффективность.

Принцип доступности облегчает работу с детьми, делает ее для них бо­лее понятной.

Принцип прочности позволяет более продуктивно и качественно осуще­ствлять педагогический процесс.

 

Глава одиннадцатая1

Комментарии

Учебно-воспитательная работа это непосредственное вопло­щение целей и задач педагогической деятельности, педагогического процесса.

Субъект учебно-воспитательной работы — педагог, получивший специ­альное педагогическое образование, осознающий себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он постоянно развивает свое мировоззрение и вырабатываем нравственно-эстетические принципы, не­прерывно совершенствует личные способности к активному общению с деть­ми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них.

Объект учебно-воспитательной работы — ребенок, представляющий со­бой личность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогически­ми целями обучения и воспитания.

Цель учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы на основе ис­пользования педагогом различных форм и методов обучения и воспитания добиваться всестороннего развития детей, формирования у них определенных социально-политических и психологических качеств, полного овладения ими необходимыми для жизни и деятельности знаниями, навыками и умениями.

Содержание и сфера педагогического взаимодействия в системе -«пе­дагог— ребенок» — это постоянно воссоздаваемые педагогические ситуации.

Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и детей, детей между собой, ребенка с явлениями окружающего мира.

Педагогическая ситуация приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у него мировоз­зрения, общественно ценных материальных и духовных потребностей, ценно­стных ориентации, мотивов, стимулов, навыков и привычек поведения, качеств и черт характера.

Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное взаимное сочетание и единство проявлений всех основных компонентов педагогического процесса (см. 11.1, 11.2), действий педагога и ребенка, конкретного историче­ского содержания жизни в государстве, педагогической и общественной среды.

Средства, формы и методы взаимодействия педагога и ребенка — это средства, формы и методы обучения и воспитания (см. главы двенадцатую и тринадцатую).

Структура педагогического коллектива зависит от целей и задач учеб­но-воспитательной деятельности, а также от учреждения или организации, в которой она осуществляется. Если это школа, то структуру педагогического коллектива составляют учителя и воспитатели, если детско-юношеская орга­низация, — ее руководители и взрослые члены.

Направления руководства учебно-воспитательной работой бывают са­мыми разнообразными и определяются ее задачами и принципами учебно­го процесса (см. 11.2).

 

Глава одиннадцатая

Комментарии

Разработка проблемы соотношения обучения и развития детей является важной предпосылкой совершенствования содержания педагогического про­цесса и повышения его эффективности.

Основными направлениями этой деятельности являются:

— выявление условий, при которых обучение становится развивающим;

— определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более вы­сокое умственное развитие детей различного возраста.

Ученые нашей страны по-разному исследовали и подходили к решению проблемы соотношения обучения и развития детей:

— Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов считали, что главное значение должно придаваться изменению содержания обучения;

— Н.А. Менчинская, Д.И. Богоявленская, Е.И. Кабанова-Меллер дока­зывали, что эффективность усвоения знаний, навыков и умений по­вышается с помощью изменения или совершенствования способов умственной деятельности;

— Б.Г. Ананьев, А. А. Люблинская придавали особое значение изучению повышения действенности разных методов обучения;

— Л.В. Занков пришел к выводу, что развивающий эффект обучения достигается главным образом посредством совершенствования само­го процесса обучения;

— П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина исследовали влияние поэтапного фор­мирования умственных действий на интеллектуальное развитие детей;

— Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин доказывали, что развивающий эф­фект обучения повышается при усилении роли проблемного обуче­ния в содержании педагогической деятельности.

Знания того, какими вещи должны быть, характеризу­ют человека умного; знания того, каковы вещи на самом деле, характеризуют человека опытного; знания того, как их изменить к лучшему, характеризую человека ге­ниального.

Д. Дидро

 

 

Глава одиннадиатая

Комментарии

Изучение и обобщение передового педагогического опыта является важ­нейшей предпосылкой совершенствования содержания и повышения эффек­тивности учебно-воспитательного процесса в школе и других учреждениях образования.

В процессе обучения и воспитания школьников в различных регионах нашей страны возникает множество проблем, накапливается опыт их решения, возникают новые и совершенствуются старые формы обучения, появляются учителя-новаторы. Осмысление и обобщение опыта их педагогической дея­тельности, распространение его на всю систему образования страны позволяют повысить качество учебно-воспитательного процесса в системе образования.

Организация и руководство учебно-воспитательной работой в учреж­дениях образования в различных регионах страны характеризуются своей спе­цификой, положительными и отрицательными сторонами. Их целенаправлен­ное и хорошо продуманное осмысление и обобщение имеют огромную цен­ность, а распространение передового опыта их осуществления повышает вероятность преодоления подобных трудностей в других учреждениях обра­зования.

Педагогическая культура педагога (воспитателя) — это интегративная характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и ус­пешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность, сочетая ее с эффек­тивным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Она предполагает наличие таких составляющих ее компонентов, как ши­рокий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педа­гога и воспитателя, эффективное проявление совокупности важных в учебно-воспитательной работе их развитых личностных интеллектуальных и органи­заторских качеств, умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, педагогическое мастерство. Распространение опы­та совершенствования учителей и преподавателей, развитие их педагогической культуры — важнейшие условие и предпосылки повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования страны.

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образо­ванию.

ЯЛ. Каменский

 

 

Глава одиннадцатая

Комментарии

Изучение и обобщение передового педагогического опыта являются важ­нейшей предпосылкой совершенствования содержания и повышения эффек­тивности учебно-воспитательного процесса в школе и других учреждениях образования.

Методологические требования к изучению и обобщению передо­вого педагогического опыта:

— изучать педагогические явления не изолированно от других явлений общественной жизни, а в тесной связи и взаимодействии с ними;

— рассматривать любой педагогический опыт в развитии, движении и изменении, учитывать условия, место и время осуществления педаго­гических мероприятий;

— проникать во внутреннюю сущность явлений и фактов, выявляя су­щественные связи и отношения между ними;

— изучать новое, опираясь на систему фактов, а не выхватывая отдель­ные факты и строя на них обобщения;

— всегда помнить, что педагогическая теория, будучи тесно связанной с практикой, не должна сводиться к практицизму, к готовым и пригод­ным для всех условий рецептам;

— правильно определять цели, задачи и методику педагогических ис­следований и осуществлять их целеустремленно.

Направления распространения и внедрения в практику передового опыта учебно-воспитательной работы:

— проведение показательных и инструкторско-методических занятий, открытых уроков, взаимных посещений занятий;

— использование в целях распространения передового педагогического опыта конференций, собраний педагогов и воспитателей (кафедр, пед­советов), курсов повышения квалификации учителей;

— оказание индивидуальной помощи учителям со стороны работников органов образования;

— систематический контроль за работой по внедрению передового опы­та, повышением качества и эффективности этого вида педагогиче­ской деятельности;

— организация лекториев, школ передового опыта в системе органов народного образования страны.

 

Глава одиннадцатая

Комментарии

Активная жизненная позиция человека это обусловленная кон­кретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.

Активная жизненная позиция личности должна формироваться с дет­ства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных труд­ностей, овладения ими социальным опытом, профессиональным мастерством.

Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является миро­воззрение личности, ее нравственные убеждения и отношение к общественно­му долгу.

Основными структурными компонентами активной жизненной пози­ции являются:

нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и всесто­ронне развитые знания, убеждения, отношения личности;

мотивационно-побуждающий, содержащий социально и лично зна­чимые ведущие потребности, установки, склонности, идеалы и т. п. характеристики личности;

практически-действенный, отражающий постоянную готовность че­ловека к действиям на благо общества, его устойчивые волевые уси­лия и высокую эмоциональную выдержанность.

Показателями проявления активной жизненной позиции выступают:

— целеустремленность и сознательность в действиях и поступках че­ловека;

— ответственность и активность в различных видах деятельности, неза­висимо от условий, в которых они осуществляются;

— результаты деятельности и общественной активности человека, со­ответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в об­ществе;

— реальные действия, поступки и образ жизни личности.

Настоящий конец образования дает только сама жизнь | и сознательная самостоятельность каждого. f

Д.И. Менделеев 3

 

Комментарии

Важнейшей характеристикой учебно-воспитательной деятельности явля­ется педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначе­ние — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Педагогическая культура педагога (воспитателя) — это такая обоб­щающая характеристика его личности, которая отражает способность настой­чиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочета­нии с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализован­ной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих: а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся и воспитанникам, способствующих формированию их мировоззрения; б) раз­витие интеллектуальных сил и. способностей, эмоционально-волевой и дей­ственно-практической сфер их психики; в) обеспечение сознательного усвое­ния обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическая направленность личности педагога (воспитателя) — это его интегративная характеристика, отражающая предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе зна­чимых и высоких результатов.

Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетент­ность педагога (воспитателя) — профессиональные качества, позволяющие ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитатель­ной деятельности.

Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя) — это сумма таких черт характера, как лю­бовь к людям, уважение их личного достоинства, добропорядочность в дей­ствии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и це­леустремленность.

Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования — это интегративная характеристика его личности, по­зволяющая постоянно совершенствоваться в своей деятельности и улучшать учебно-воспитательную работу.

Гармония развитых интеллектуальных и организаторских качеств пе­дагога (воспитателя) — особое сочетание сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и спо­собов мышления, широта воображения и т. д.), организационных качеств (уме­ние побуждать людей к действию, влиять на них, объединять и т. д.) и способ-

 

 

ности проявлять эти характеристики во благо организации и повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности.

Педагогическое мастерство — синтез высокоразвитого педагогическо­го мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразую­щим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педа­гогическом такте педагога и воспитателя.

Глава двенадцатая Сущность, содержание и структура обучения

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Л. Н. Толстой

Одной из важнейших составных частей педагогики является дидактика (от гр. didaktikos — «поучительный») — теория обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых; описывает процесс овладе­ния знаниями, навыками и умениями; характеризует принципы, методы и формы организации обучения. Как теория обучения дидактика служит осно­вой преподавания всех учебных дисциплин (предметов), имеет тесную связь с частными методиками (т.е. методиками преподавания конкретных дисцип­лин). Эта взаимосвязь проявляется в том, что первая, изучая общие вопросы обучения, выступает общетеоретической основой частных методик, вторые же, изучая особенности преподавания отдельных предметов, обогащают дидакти­ку конкретными данными.

Содержание обучения во всех учебных заведениях определяется учебны­ми планами и программами.

По своей структуре процесс обучения представляет собой взаимосвязан­ную деятельность двух сторон: обучающего (учителя, преподавателя), который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику детей, и обучаемых, которые, отражая в своем сознании учебный ма­териал, быстро реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе сторо­ны процесса предполагают активное отношение друг к другу.

Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, называемая преподаванием, так как она призвана побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки.

Л.Н. Толстой

 

Глава двенадцатая

Комментарии

Как общественное явление обучение особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в со­держании образования.

Принципы обучения —основополагающие положения, которые опреде­ляют систему требований к содержанию, организации и методике обучения (см. подробнее об этом 12.4).

Методы обучения —способы совместной работы обучающего и обучае­мых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования (см. подробнее об этом 12.5).

Формы обучения — четко организованные, содержательно-насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного об­щения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся (см. подробнее об этом 12.11).

Средства обучения — все объекты и процессы (материальные и мате­риализованные), которые служат источником учебной информации и инстру­ментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного матери­ала, развития и воспитания учащихся (см. 12.6-12.12).

Знания — совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и пред­ставлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Навыки — усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначитель­ном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Умения — достигнутая в процессе обучения возможность человека твор­чески применять знания и навыки и получать желаемый результат в непре­рывно меняющихся условиях практической деятельности.

Обучающий — учитель (преподаватель), который различными средства­ми педагогического воздействия оказывает влияние на психику детей, разви­вая ее, формирует у них определенные знания, навыки и умения.

Обучаемые — дети и взрослые люди, которые, отражая в своем созна­нии учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, ов­ладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями.

Учение — это деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни.

Преподавание — деятельность учителя (преподавателя) по организа­ции, осуществлению и управлению процессом формирования у обучающихся определенных знаний, навыков и умений, развитию их психики и научного мировоззрения.

 

Жлава двенадцатая

Комментарии

Дидактика (от гр. didaktikos — «поучительный») — составная часть педагогики, раскрывающая задачи и содержание обучения детей и взрослых; описывающая процесс овладения знаниями, навыками и умениями; характе­ризующая принципы, методы и формы организации обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: