Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.
Торможение — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.
Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.
Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.
Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.
И.П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.
1. Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.
2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако данные процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.
3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.
4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.
Глава шестая
Комментарии
Сангвиник. Как правило, находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением. Активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.
|
Чувства у сангвиника легко возникают и быстро, легко меняются. Мимика богатая, подвижная, выразительная.
При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностное отношение к жизни и непостоянство.
Холерик. Его действия резки и порывисты. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.
Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он. обретает покой только в самой напряженной деятельности.
Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. При отсутствии богатой духовной жизни холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности и эффективности.
Флегматик. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим.
Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно он ровен и спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам.
В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других — отрицательные: вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолик. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Меланхолику трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию.
|
В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный.
При неблагоприятных условиях меланхолик может стать замкнутым, боязливым, тревожным человеком.
Глава шестая
Комментарии
Характер — это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.
Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Знать характер человека — значит знать те существенные черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках.
Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.
В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.
Структура и содержание характера каждого человека определяются:
|
— динамикой воли (тем, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);
— спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его поступки;
— интеллектуальными особенностями;
— взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).
Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении человека к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на его деятельность.
Особенности темперамента также накладывают отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.
Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время он является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.
Глава шестая
Комментарии
При равных внешних условиях разные люди приобретают знания, умения и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всем своем старании — лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например искусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть только человек с определенными способностями.
Способности — психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Способности бывают специальные и общие.
Специальные (профессиональные) способности — это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.
Общие способности — это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.
Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей — задатки. Задатками называются врожденные ана-томо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.
Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др..
Глава седьмая Психологическая характеристика деятельности
Я — творец мира, и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира.
Д. Хармс
Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность — категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания.
Деятельность в то же время — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.
Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.
Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может преследовать в ней общественно значимые цели, а может и достигать результатов, не одобряемых людьми.
Комментарии
Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.
Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.
Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.
Учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Деятельность имеет свои особенности.
Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.
Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.
Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данном виде деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.
Плановость деятельности. Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.
Глава седьмая
Комментарии
Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.
Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом познания окружающей действительности и самой деятельности.
В процессе деятельности происходит формирование сознания.
Сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, продукт труда.
Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и особенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, он делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.
Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми.
Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.
На схеме указаны различные науки, которые изучают человека как субъекта с различными характеристиками.
Глава седьмой
Комментарии
Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъектностъ.
Специфика предметной определенности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъект непосредственно, они преобразуются в процессе деятельности.
Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов — ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях, ролях и социальных нормах.
Субъектностъ деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле личностном — «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям.
При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:
— генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе которой осуществляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю;
— структурно-функциональный — в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);
— динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности, и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.
Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психики, акцептора результатов действия и представлений о системной организации высших психических функций.
Комментарии
Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.
Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе последней происходит идентификация с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном — и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.
По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее внутренние закономерности; внешние причины проявляются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения.
Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, умений и мотивации.
Единицей анализа в деятельности является действие.
Действиями называются движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель.
В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма, действия носят социальный характер: зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.
Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.
Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
Деятельность человека, в отличие от инстинктов животных, является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия.
Глава седъмЩ^
Комментарии
Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель и результат.
Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.
Способы и приемы — это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.
Цели — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость придает им человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Результат — это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.
Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Рассмотрим это на примере.
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Тлат еедьмйШ
Комментарии
Действие — произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Действие — структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Оно осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и приемы — неосознаваемые или малоосознаваемые операции — представляют самый низший уровень деятельности.
Инициация действий — лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент — начало активности головного мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями. Второй — обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира. Третий, этап — наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.
Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом процессе участвуют память и мышление человека.
Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической-1 системы действий. По структуре действие в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.
В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.
По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.
Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.
При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная его часть определяется конкретными условиями ситуации.
Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, мнемических, умственных, исполнительных, творческих и др.
В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с предметным миром, преобразование (физическое или мысленное) предметной ситуации и достижение каких-либо результатов (личностный) смысл которых для субъекта оценивается эмоциями).
В ходе выполнения действия могут появляться новые цели деятельности, может также изменяться место данного конкретного действия в общей структуре деятельности.
С точки зрения теории деятельности в характеристике всякого действия можно выделить следующие аспекты:
— действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели;
— действие — одновременно акт сознания и акт поведения;
— действие активно и не сводится к одним только реакциям на внешние раздражители;
— цель действия может быть любой, как чисто биологической, так и социальной.
Глава восьмая Социально-психологические явления и процессы
Счастье личности вне общества невозможно,
как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли
и брошенного на бесплодный песок.
А.Н. Толстой
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих. Психологическая наука, ее особая отрасль — социальная психология — не могут не уделять внимания психологии людей, живущих и работающих в различных общностях (группах).
Психология тщательно изучает и анализирует закономерности возникновения, функционирования и развития общественно-психологических (синоним: социально-психологических) явлений, обусловленных принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям.
Под социальными группами обычно понимаются устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями.