Эмоциональные и волевые процессы, психические 3 глава




Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и цен­тров коры головного мозга.

Торможение — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точ­ки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соот­ношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

И.П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответ­ствии с этим четыре вида темперамента.

1. Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы возбужде­ния и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и под­вижные. Однако данные процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравнове­шенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегма­тический темперамент.

4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует ме­ланхолическому темпераменту.

Глава шестая

Комментарии

Сангвиник. Как правило, находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением. Активно и легко приспо­сабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.

Чувства у сангвиника легко возникают и быстро, легко меняются. Мими­ка богатая, подвижная, выразительная.

При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятель­ности у сангвиника вырабатываются поверхностное отношение к жизни и непостоянство.

Холерик. Его действия резки и порывисты. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выгля­дит самонадеянным, высокомерным.

Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холери­ку совершенно незнакомо: он. обретает покой только в самой напряженной деятельности.

Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он прояв­ляется в инициативности, энергии, принципиальности. При отсутствии богатой духовной жизни холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности и эффективности.

Флегматик. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим.

Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно он ровен и спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам.

В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возник­нуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других — отрицательные: вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик. Меланхолика отличают стесненность в движениях, коле­бания и осторожность в решениях. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Меланхолику трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызыва­ют у него продолжительную тормозную реакцию.

В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содер­жательный.

При неблагоприятных условиях меланхолик может стать замкнутым, боязливым, тревожным человеком.

Глава шестая

Комментарии

Характер — это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловлива­ют особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодей­ствия с другими людьми.

Знать характер человека — значит знать те существенные черты, кото­рые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в харак­тер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в ас­пекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные ком­поненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

— динамикой воли (тем, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);

— спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его по­ступки;

— интеллектуальными особенностями;

— взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важ­но, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявля­ется в активном избирательном отношении человека к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на его деятельность.

Особенности темперамента также накладывают отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако какая из сторон темперамента (поло­жительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результа­те деятельности личности. В то же время он является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

 

Глава шестая

Комментарии

При равных внешних условиях разные люди приобретают знания, уме­ния и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всем своем старании — лишь опре­деленного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например ис­кусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть только человек с определенными способностями.

Способности психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие.

Специальные (профессиональные) способности — это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педаго­гической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.

Общие способности — это благоприятные возможности развития осо­бенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможно­сти развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конк­ретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обусловливает осо­бенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуаль­ных особенностей личности.

Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в ка­чественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или несколь­ких областях деятельности, называется гениальностью. Творчество гениально­го человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

 

У каждого человека при рождении формируются определенные предпо­сылки его способностей — задатки. Задатками называются врожденные ана-томо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, свя­занной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно пере­страиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др..

 

Глава седьмая Психологическая характеристика деятельности

Я — творец мира, и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира.

Д. Хармс

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность — категория социальная, она носит общественный харак­тер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биоло­гическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит пе­ред собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития лич­ности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в дея­тельности. Здесь же происходит и формирование сознания.

Деятельность в то же время — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регу­лируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, на­правленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.

Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек не толь­ко осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может пресле­довать в ней общественно значимые цели, а может и достигать результатов, не одобряемых людьми.

 

Комментарии

Деятельностью называется совокупность действий человека, направ­ленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее об­щественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усво­ение общественного опыта.

Учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полез­ного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребно­сти людей.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и спосо­бам выполнения продукт общественно-исторического развития человека. За­нимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его истори­ческого развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных един­ством цели, к которой стремится человек в данном виде деятельности, и на­правленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности. Деятельность — это не просто сумма отдель­ных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, рас­полагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют дея­тельности.

Глава седьмая

Комментарии

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созида­тель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и пережива­ний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект дея­тельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом познания окружающей действительности и самой деятельности.

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознание человека — высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и особенно­стях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школь­ника, он делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памя­ти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.

Деятельностькатегория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление орга­низма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознатель­ное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми.

Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.

На схеме указаны различные науки, которые изучают человека как субъекта с различными характеристиками.

 

 

 

Глава седьмой

Комментарии

Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъектностъ.

Специфика предметной определенности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъект непосредственно, они преобразуются в процессе деятельности.

Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятель­ности животных как ее обусловленность свойствами объектов — ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой дея­тельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, по­нятиях языка, ценностях, ролях и социальных нормах.

Субъектностъ деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потреб­ностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направ­ленность и избирательность деятельности; в смысле личностном — «значе­нии для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

генетический — в нем исходной формой любой человеческой де­ятельности является социальная совместная деятельность, а как ме­ханизм развития психики выступает интериоризация, в ходе кото­рой осуществляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю;

структурно-функциональный в основе такого рассмотре­ния строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи меж­ду единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содер­жание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произволь­ный или непроизвольный);

динамический здесь при рассмотрении деятельности изуча­ются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: ак­тивность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности, и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая ус­тойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальнос­ти.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологи­ческих механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психи­ки, акцептора результатов действия и представлений о системной организа­ции высших психических функций.

 

Комментарии

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность — форма активно­сти. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в опреде­ленных условиях нормального функционирования индивида.

Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе последней происходит идентификация с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С мо­мента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном — и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее внутренние закономерности; внешние причины проявляются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровне­вой структурой. Деятельность следует отличать от поведения.

Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, уме­ний и мотивации.

Единицей анализа в деятельности является действие.

Действиями называются движения, направленные на предмет и пре­следующие определенную цель.

В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма, действия носят социальный характер: зависят от предметов, создан­ных предшествующим поколением и окружающих человека.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружа­ющих людей. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если соот­ветствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движе­ний. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой опреде­ленную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном по­рядке, строятся по определенному плану.

Деятельность человека, в отличие от инстинктов животных, является со­знательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия.

 

Глава седъмЩ^

Комментарии

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы дея­тельности, цель и результат.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, застав­ляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Способы и приемы — это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его дея­тельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, ка­кую значимость придает им человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Результат — это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Резуль­таты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значи­мость его деятельности.

Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вна­чале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. По­степенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного дей­ствия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

 

Тлат еедьмйШ

Комментарии

Действие — произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие — структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Оно осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией дея­тельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и при­емы — неосознаваемые или малоосознаваемые операции — представляют самый низший уровень деятельности.

Инициация действий — лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент — начало активности головного мозга как ре­зультат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или си­туациями. Второй — обработка мозгом информации, поступающей от организ­ма и внешнего мира. Третий, этап — наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии реше­ний в этом процессе участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической-1 системы действий. По структуре действие в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосред­ственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредо­ванно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умствен­ные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действие является произвольным и пред­намеренным.

Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом реше­ния о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его дея­тельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.

При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная его часть определяется конкретными условиями ситуации.

Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования ис­пользуется при изучении действий перцептивных, мнемических, умственных, исполнительных, творческих и др.

 

В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с предмет­ным миром, преобразование (физическое или мысленное) предметной ситуа­ции и достижение каких-либо результатов (личностный) смысл которых для субъекта оценивается эмоциями).

В ходе выполнения действия могут появляться новые цели деятельности, может также изменяться место данного конкретного действия в общей струк­туре деятельности.

С точки зрения теории деятельности в характеристике всякого дей­ствия можно выделить следующие аспекты:

— действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержа­ния цели;

— действие — одновременно акт сознания и акт поведения;

— действие активно и не сводится к одним только реакциям на вне­шние раздражители;

— цель действия может быть любой, как чисто биологической, так и социальной.

Глава восьмая Социально-психологические явления и процессы

Счастье личности вне общества невозможно,

как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли

и брошенного на бесплодный песок.

А.Н. Толстой

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из большого количества групп, внутри которых форми­руется и развивается психика людей, их составляющих. Психологическая на­ука, ее особая отрасль — социальная психология — не могут не уделять вни­мания психологии людей, живущих и работающих в различных общностях (группах).

Психология тщательно изучает и анализирует закономерности возник­новения, функционирования и развития общественно-психологических (сино­ним: социально-психологических) явлений, обусловленных принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям.

Под социальными группами обычно понимаются устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими инте­ресами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, норма­ми жизни и отношений, традициями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: