Эмоциональные и волевые процессы, психические 5 глава




Эффективность группового мнения объясняется:

сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное стремление к само­совершенствованию);

— оперативностью в реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;

— способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсозна­тельную сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования и развития групповое мнение прохо­дит три этапа:

на первом члены группы непосредственно переживают конкретное собы­тие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему;

на втором члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становятся объектом груп­пового обсуждения, превращаясь постепенно в общую точку зрения;

на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой по­зиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

 

"Глава восьмая

Комментарии

Групповые настроения — это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших ими в определенный период, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психо­логии группы и отдельных ее членов.

К групповым настроениям относятся: совместные переживания конкрет­ных событий, фактов; сходные эмоциональные состояния, овладевшие на ка­кое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность.

В этом процессе проявляется общая закономерность общественной пси­хологии, состоящая в том, что.слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляю­щих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто вы­ступает сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъе­маспособствуют совместным усилиям и успеху группы; другие — со­стояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недоволь­ствонапротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у чле­нов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных состо­яний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, про­фессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к воз­никновению, формированию соответствующих социальных чувств.

Однако групповые настроения в отличие от чувств характеризуются боль­шей динамичностью, возникают более стихийно, способны значительно быст­рее распространяться в группе или вне ее, а также изменять свою полярность.

 

Глава восьмая.

Комментарии

Традиции — это сложившиеся на основе длительного опыта совмест­ной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нор­мы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена ма­лой группы.

Традиции многообразны. В устоях, обычаях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каж­дую конкретную общность (группу, коллектив).

Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для спло­чения ее членов.

Традиционалистыпессимисты по отношению к буду­щему и оптимисты по отношению к прошлому.

Л. Мамфорд

Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональ­ной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени их интересы связаны с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привыч­ными и значимыми для них общественными и групповыми представления­ми и ценностями.

 

 

Глава восьмая

Комментарии

Образование и развитие малой группы обычно включает несколь­ко стадий. На первой стадии осуществляются различные процедуры знаком­ства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения.

Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы.

На третьей стадии отношения между членами малой группы принима­ют устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, группо­вые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных за­дач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», со всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный резуль­тат; проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотв­ращать конфликты.

Сплочение малой группы — это процесс формирования таких свя­зей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценно-стно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятель­ности, избегать конфликтов и конфронтации.

Сплоченность — обобщенный показатель духовной общности и един­ства членов малой группы. Она выступает для них как привлекательная цель и ценность, желаемое групповое состояние.

Руководство и лидерство. Руководство — процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномо­чий и норм, данных ему.

Лидерство — это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе.

Принятие решений. В своей жизнедеятельности, развитии и руковод­стве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуа­ций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.

Групповое давление в малой группе. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется, оказывается психологическое или иное воздействие, кото­рое проявляется как групповое давление.

Функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение груп­повых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам груп­пы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентиро­ваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окружению.

 

 

Глава девятая Предмет и задачи педагогики

Педагогика должна оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими.

Платон

Педагогику обычно считают наукой об обучении и воспитании подрас­тающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправленной и специ­ально организованной системы образования. При этом воспитание понимается достаточно широко, включая многие элементы воздействия на личность в це­лях ее формирования в соответствии с потребностями общества.

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей ра­боты, отвечайте так, как стали бы отвечать взросло­му человеку.

Таким способом вы подготовите новых людей, неискалеченный ум которых способен к безграничному, свобод­ному росту.

Д.И. Писарев

Исторически же педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло выражение и в названии: слово «педагогика» (rp.paidagogike) — наука о воспитании подрастающего поколения. Постепенно сфера применения педагогики расширялась, в результате она превратилась в систему наук, вклю­чающую в себя многочисленные отрасли: общую педагогику; дошкольную; школьную; педагогику высшей школы и др.

Воспитание детей есть труд и долг.

Ф.М. Достоевский.

 

Глава девятая

Комментарии

Педагогика — наука о закономерностях, принципах, формах и мето­дах образования и воспитания людей.

Образование — это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженньщ в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.

Учение (обучение) — целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни и деятельности.

Воспитание — целеустремленное, организованное формирование у лю­дей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обще­стве, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, раз­витие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социаль­ного окружения и деятельности.

Развитие — хорошо организованный процесс функционального совер­шенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формиро­вания личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.

Психологическая подготовка — целеустремленный, организованный про­цесс формирования у людей положительного, рационально окрашенного отно­шения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению труд­ностей. Она осуществляется в ходе обучения и воспитания, но помимо общих требует и специальных учебно-воспитательных мероприятий.

Между обучением, воспитанием, развитием и психологической подготов­кой существует диалектическая, а это значит сложная, порой противоречивая взаимосвязь. Воспитание придает всему педагогическому процессу (образова­нию) принципиальную направленность и выступает в качестве важнейшего средства активизации познавательной деятельности людей. В ходе обучения не только решаются образовательные задачи, но и осуществляются развитие и психологическая подготовка обучаемых.

Кроме того, педагогика изучает также сущность процессов самообразова­ния и самовоспитания.

Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений (см. подробнее 9.11, 9.12).

Самовоспитание — целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности (см. подробнее 9.13, 9.14).

 

 

Комментарии

Педагогика призвана изучать структуру, функции, содержание и диалек­тику развития целостного педагогического процесса с целью выявления его закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекающих отсюда правил и практи­ческих рекомендаций.

Педагогический процесс — это организованная и целенаправленная де­ятельность людей (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и уме­ний, морально-политических, психологических и физических качеств лично­сти и группы.

Педагогика не только выполняет конкретные функции, но и выступает как система прикладных практических знаний, формирующих педагогическое мастерство преподавателей.

Раскрывая педагогические закономерности, обосновывая принципы обу­чения и воспитания, осуществляя сравнительную характеристику форм, мето­дов и приемов педагогической деятельности и т. д., педагогика указывает людям наиболее действенные пути, средства и способы решения возникаю­щих задач.

Эффективность же практического применения любого педагогического приема и средства зависит от личных качеств преподавателя, его опыта, способ­ностей, интуиции, отношения к делу. И не случайно поэтому многие отождеств­ляют деятельность преподавателя, воспитателя с искусством художника, артис­та. Первостепенное значение в воспитании и обучении играет и интуиция.

Однако признание большой роли субъективного в педагогической дея­тельности не умаляет роли науки, которая вооружает преподавателей метода­ми разрешения учебно-воспитательных задач.

В настоящее время педагогика должна активнее продолжать разработ­ку новых моделей обучения и воспитания с учетом развития социально-эко­номического и политического факторов жизни нашего народа в современ­ных условиях.

Как и любая другая наука, педагогика имеет свою методологию, тео­рию, методы и вырабатывает рекомендации для педагогической практики. В ее содержание входят: фактический материал, полученный в результате наблюдений, экспериментов, опыта; научные обобщения, выраженные в за­конах, принципах, теориях; гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтвер­ждении практикой.

Наряду с правильными, подтвержденными практикой концепциями и рекомендациями на каждом этапе развития педагогики могут иметь место и спорные, недостаточно научно обоснованные суждения. Развиваясь, педагогика отбрасывает устаревшие и неверные положения, обогащается новыми идеями, более адекватно отражающими сущность педагогического процесса или его отдельных элементов.

 

,Глава де<

Комментарии

Педагогика — эта наука, развивающаяся под воздействием потребностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и методологию (уров­ни методологии) и применяющая свои собственные методы.

Педагогическая практика — непосредственная деятельность учите­лей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объек­там педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики.

Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики по­зволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять получен­ные научные факты, формулировать установленные положения, что способ­ствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Методы педагогики — это способы и приемы изучения педагогических явлений и процессов (см. подробнее об этом 10.2).

Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне и точно иссле­довать педагогические явления и процессы и на этой основе делать правиль­ные выводы об их содержании и специфике функционирования (см. подроб­нее 10.11).

I уровень — гносеологический, дает возможность правильно формулиро­вать наиболее общие научные подходы к анализу педагогических явлений и процессов (см. 10.3, 10.4, 10.5, 10.6).

II уровень — мировоззренческий, включает положения о факторах фор­мирования и развития личности ребенка(см. 9.7, 9.8, 9.9, 10.7, 10.8), об образо­вании, обучении, воспитании и педагогической деятельности как обществен­ных явлениях (см. 10.3, 10.4, 10.5, 10.6).

III уровень — научно-содержательныt позволяет правильнсИрормули-ровать и обосновывать законы и закономерности педагогической науки (см. подробнее главы вторую, третью), теорию и методику обучения и воспита­ния людей (см. подробнее главы двенадцатую и тринадцатую).

IV уровень — логико-гносеологический, обеспечивает возможность пра­вильно осмысливать предмет и объект педагогики (см. подробнее главу девя­тую), определение и развитие категорий науки, осуществлять определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотношение педагогической теории и практики, связей педагогики с другими науками, формулировать положе­ния о соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разра­боток, делать прогнозы в развитии самой педагогики (см. подробнее главу одиннадцатую).

 

Глава девятая

Комментарии

Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими усло­виями нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, дости­жениями современного научно-технического прогресса, логикой трансформа­ции тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует преж­де всего максимально эффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части и отрасли.

Отрасли педагогики:

история педагогики — исследует исторические этапы развития пе­дагогических идей и взглядов;

народная педагогика — изучает традиционные народные методы и приемы обучения и воспитания людей;

педагогика высшей школы — изучает особенности обучения, воспи­тания и развития людей в процессе получения высшего образования;

школьная педагогика — изучает особенности обучения, воспита­ния и развития людей в процессе получения образования в сред­ней школе;

коррекционная педагогика — занимается обучением и воспитани­ем людей в интересах.коррекции их личности и деятельности;

профессиональные педагогики — ориентированы на изучение про­цессов обучения, воспитания и подготовки представителей различ­ных профессий;

педагогика неформального образования — изучает неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания;

педагогика образования взрослых — специально исследует формы и способы образования взрослых людей.

Методология и теория педагогики специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем.

Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное свое­образие педагогических явлений, их связи с другими общественными фено­менами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в систе­ме отраслей общественных знаний.

 

гЖлава девятая

Комментарии

Педагогика не может не опираться на результаты исследований других наук, из которых она берет то, что необходимо для более правильного и всесто­роннего понимания изучаемых ею феноменов. Характер взаимосвязи педаго­гики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике, и содержанием того, что изучает конкретная отрасль знаний.

Психология (см. Часть I) позволяет педагогике более точно и правиль­но понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добивать­ся наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов.

Философия и социология (как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества) дают возможность учи­тывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятель­ность.

Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.

Экономические науки дают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных отноше­ний, а также четко представлять те экономические процессы, в условиях кото­рых происходит обучение и воспитание людей.

Науки о трудовой деятельности помогают педагогике правильно формировать у людей качества, необходимые для различных видов професси­ональной деятельности.

Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с вли­янием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей.

Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями оп­ределенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специ­фический национальный опыт обучения и воспитания.

Исторические науки показывают педагогам историческое своеобра­зие развития человека и общества, воспитания и образования и т. д. в различ­ные периоды развития людей и общества.

Методологические основы (общая, специальная и частная методо­логия педагогики) дают возможность педагогике правильно осмысливать пред­меты и явления окружающей действительности, четко осознавать закономер­ности их функционирования и связи, существующие между ними, и на этой основе строить стратегию и тактику образования, обучения, воспитания, разви­тия и психологической подготовки людей.

 

 

Комментарии

1. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древней­ших времен, человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и вос­питания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.

На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского вос­питания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и го­родские школы, системы иезуитского и христианско-католического обучения.

На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изу­чение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека — не по происхождению, а благо­даря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физи­ческого и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость.

2. Этап формирования педагогики как науки. Научная педагоги­ка зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я.А. Каменский (1552-1670). Впоследствии основное внимание уделялось раз­работке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реа­лизации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), эксперименталь­ной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).

В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Ми­нистерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского (1824-1870/71), который добивался реализации на практике идеи народно­сти общественного воспитания (см. также 10.13).

3. Современный этап развития педагогики. В XX в. педагогиче­ская наука развивалась бурными темпами как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходи­мость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специа­листов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение прежде всего проблем, относящихся к подготов­ке педагогов-управленцев.

В СССР педагогическая наука решала преимущественно задачи воспита­ния, повышения эффективности и качества образования, всестороннего разви­тия личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддош-кольного, дошкольного, школьного возрастов), педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педа­гогика, дефектология, история педагогики (см. также 10.13).

 

Глава девятая

Комментарии

Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями (см. подроб­нее главу шестую). От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности, зависит эффективность педагогического воздействия.

Особенности физиологии высшей нервной деятельности лич­ности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающа­яся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей не­рвной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга (см. главу восьмую), проявлении темперамента, эмоций и чувств, в поведении и поступках (см. подробнее главу одиннадцатую) и т. д.

Анатомо-физиологические особенности личности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической струк­тур тела человека (см. подробнее 8.4, 8.5), оказывающих серьезное влияние как на его психику и поведение, так и подверженность последних воспита­тельным и другим воздействиям педагога. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе обучения и воспитания.

Задатки это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, зада­ток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адек­ватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые дей­ствия, менять темп и ритм работы и др. А следовательно, это может специфи­чески проявляться и в ходе обучения и воспитания и, безусловно, должно учитываться педагогами.

Важнейшими факторами формирования личности выступает окружаю­щая среда и общество.

Обычно прежде всего выделяют природно^географическую среду, кото­рая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и внимательно относятся к тому, чему их обучают.

Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, вырос­ший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.

Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является важ­ным определителем формирования личности. Именно в микросреде заклады­ваются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристи­ки человека, которые необходимо, с одной стороны, принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность это труд, в условиях ко­торого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

 

 

Глава девятая

Комментарии

Материальная основа жизни ребенка — организм. Поэтому одним из ведущих видов его развития является общефизическое. Оно включает в себя собственно физическое развитие ребенка, т. е. процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влия­нием условий жизни и видов деятельности, и специальное физическое разви­тие, направленное на выполнение особых видов движений, прежде всего сугубо профессиональных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: