— систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление;
— всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и за результатом полученных знаний, навыков и умений;
— объективности, требующей качественного контроля за формирующимися знаниями, навыками и умениями;
— индивидуальности в сочетании с коллективностью, нацеливающих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего коллектива;
— познавательности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений;
— дифференцированностй, ориентирующей, во-первых, на использование конкретных методов проверки для повышения качества формирования определенных знаний, навыков и умений и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего процесса обучения.
— выявления новизны, требующей совершенствования форм и методов
проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффективности самой проверки. Проверка может быть:
— текущей, осуществляемой периодически в ходе всего процесса обучения;
— контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированности знаний, навыков и умений;
— итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения;
— инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования.
В качестве методов проверки используются:
— устный опрос, представляющий собой устную беседу преподавателя с обучающимися;
|
— текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения;
Глава двенадцатая
Комментарии
Оценка — это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования.
Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учитель) все время оценивает их. При этом оценка может быть выражена в формах:
— эмоционального отношения;
— оценочного суждения (словесного поощрения или порицания);
— отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), которая фиксируется в документах.
Педагогические критерии по индивидуальной оценке знаний:
— «отлично» — если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы; при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов — уверенно и быстро);
— «хорошо» — когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме; при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно;
— «удовлетворительно» — если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно; при выполнении практических работ — если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблюдение правил пользования инструментом и оборудованием, нарушение последовательности выполнения определенных операций с дальнейшей их переделкой и т. д.);
|
— «неудовлетворительно» — когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме; при выполнении практических работ — если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Ф. Вольтер
Комментарии
Методическая система обучения — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.
Характерные черты современной методической системы обучения:
— научно обоснованное планирование процесса обучения;
— единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки школьников;
— высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала;
— максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения;
— сочетание индивидуальной и коллективной работы школьников;
— насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;
— комплексный подход к изучению различных предметов.
Цели обучения определяются преподавателями по каждому учебному предмету и учебному занятию.
Содержание обучения определяется программами обучения по каждому учебному предмету и корректируется учителями в зависимости от целей учебных занятий.
|
Планирование учебного процесса — сложная совокупность действий органов образования и преподавателей, предполагающая расстановку занятий школьников по предметам, времени'и месту проведения.
Контроль, анализ и корректировка учебного процесса — деятельность представителей органов образования и учителей по управлению, регулированию и повышению эффективности учебных занятий.
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развить, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А. Дистервег
fggtea двенадцпггЩ^
Комментарии
Принципы организации учебного процесса — это основополагающие положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельностью учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.
Они являются результатом правильности соблюдения принципов обучения, эффективности применения методов и форм обучения.
Принцип самоорганизации определяет закономерности формирования и совершенствования организации учебной деятельности и учебного коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих учителей и учеников.
Принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебного процесса, непрерывное совершенствование его от начальных организационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодействия между учителем и учениками.
Принцип самодеятельности ориентирует учителя и учеников на проявление инициативы и творчества как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений, достижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном дидактическом взаимодействии.
Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя.
А. Дистервег
Принцип ролевого участия требует от учителя и учеников выполнения определенных функций, возложенных на них государством, обществом, органами образования. Учитель (педагог) выполняет роль организатора и руководителя деятельности учеников, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знаниями, навыками и умениями. Ученики, в свою очередь, выполняют роли, которые диктуют им необходимость довериться учителю, опереться на его опыт и педагогическое мастерство.
Принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности, а также отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения.
Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и ученики функционируют как хорошо отлаженный, во всех случаях эффективный орга-
низм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолевать любые трудности, проявляют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных учебных целей.
Принцип психологического обеспечения означает, что учебная деятельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и умений.
Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга и в совокупности своих проявлений выступают гарантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.
Тлаёа тринадцатая Сущность, содержание и структура воспитания
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в социально-общественные отношения, в быт, производственную деятельность, творческую и духовную жизнь; становление их развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.
Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения молодых людей к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате, дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших.
Воспитание — категория вечная и необходимая. Появляется оно вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Воспитание необходимо потому, что оно является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.
На каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам воспитание носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и реализацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.
Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.
Глава тринадцатая
Комментарии
Воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
Воспитание в локальном значении — это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи.
Воспитание в узком смысле — целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.
Воспитание в широком смысле — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека.
Формирование отношений личности к миру и к самой себе предполагает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе.
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности — это воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать трудности, встречающие на его пути.
Воспитание социально-компетентной личности — воспитание человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе.
Приобщение человека к культуре — это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие творческой индивидуальности.
Воспитание гражданской личности — формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как патриота своего народа и своей страны, превращение в борца с социальной несправедливостью и неравенством.
Воспитание автономно развитой личности предполагает формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности.
Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении — это такое воспитание человека, которое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.
Ва тринадцатая
Комментарии
Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности в области задач, принципов, форм и методов.
Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания.
Функции воспитания: побуждения к самовоспитанию, профилактическая; формирующе-развивающая; мобилизации на выполнение конкретных задач; перевоспитания.
Содержание воспитания — совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.
Воздействие воспитателя — совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.
Личность воспитанника — объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспитательных воздействий воспитателя.
Отношение воспитанника к воздействию воспитателя — это его реакции на воспитательные воздействия.
Качества, формируемые у личности, — знания, убеждения, умения и другие особенности личности, которые являются результатом воспитания.
Мотивы — побудительные силы личности, сформированные в результате воспитания.
Поведение — особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания.
Воспитание является искусством, а не ремеслом — в этом корень учительского дела.
Л.Н. Толстой
Инадцатая
Комментарии
Конфессиональное (религиозное) воспитание — воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, бого-послушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.
Авторитарное — воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.
Демократическое — воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.
Идейно-политическое воспитание — формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.
Нравственное воспитание — формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Экономическое воспитание — организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.
Гражданское воспитание — формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.
Интернациональное воспитание — целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.
Патриотическое воспитание — процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.
Правовое воспитание — деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.
Экологическое воспитание — формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружа-
Комментарии
Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности воспитанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспитания новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально эффективного использования достижений других наук, которые позволяют повышать эффективность самого воспитания.
Философия и социология как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества позволяют учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.
Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает возможность принимать во внимание в ходе воспитания молодого поколения психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.
Этнология позволяет правильно учитывать в воспитании национальные особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт и традиции воспитания.
Физиология человека помогает правильно понять и использовать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека в интересах воспитания, показать их роль, значение в его процессе.
Экономические науки, изучая закономерности развития производственных отношений, дают возможность правильно представлять и учитывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.
Исторические науки показывают историческое своеобразие формирования человека и общества, а также особенности воспитания в различных исторических условиях.
Психология дает возможность учитывать в процессе воспитания психологические закономерности и принципы воздействия на сознание человека.
Глава тринадцатая
Комментарии
Влияние в воспитании — форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.
При общении вы прежде всего ищете в человеке душу, § его внутренний мир. 1
К.С. Станиславский I
Индивидуально-специфическое влияние воспитателя (учителя) заключается в передаче детям еще не освоенных ими образцов личностной активности, в которых выражаются его индивидуально-психологические характеристики (доброта, общительность и т. д.).
Функционально-ролевое влияние воспитателя (учителя) — форма осуществления его функций и взаимодействия с учениками, связанных с задаваемыми его ролью способами возможного поведения, в результате чего дети учатся у учителя социальным ценностям и поступкам.
Направленное воздействие — это воздействие учителя, ориентированное на определенных детей или конкретные их личностные качества, поступки.
Ненаправленное воздействие — воздействие, не нацеленное на определенный объект.
Прямое воздействие — непосредственное проявление педагогом своей позиции и связанных с ней требований к ученику.
Косвенное воздействие — воздействие, направленное непосредственно не на объект влияния, а на окружающую его среду.
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.
В. Г. Белинский
Щ^в¥трипаВцатпаЩ
Комментарии
Убеждение — это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников в процессе воспитания.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении.
Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ученика, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они сами стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов - своему жизненному опыту и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.
Внушение — механизм воздействия воспитателя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания.
Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается (чем, в частности, внушение отличается от убеждения). В процессе восприятия внушения деятельность мышления ослабляется и работает только на восприятие и запоминание.
Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум воспитанника, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно, поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных дрказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации.
Заражение — общественно-психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность воспитанников (особенно в составе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в условиях непосредственного с ним контакта.
Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего воздействия воспитателя на школьников определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного контакта между общающимися.
Подражание — способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности его движений, манер, действий, поведения и т. д.
Оно направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя.
Глава тринадцатая
Комментарии
Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников; определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов воспитательной работы; своевременное внесение коррективов в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного ученика.
Принцип воспитания в группе и через коллектив требует: определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интересов общим; обеспечивать единство и сплоченность актива класса; поддерживать все перспективное, распространять его на всю группу и закреплять в виде традиций; умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.
Воспитание в процессе деятельности ориентирует на: поощрение разумной инициативы и активности учеников; чередование их деятельности с культурным, содержательным отдыхом; требовательное отношение к недостаткам деятельности воспитанников.
Сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них предполагает: принципиальное и последовательное предъявление к школьникам требований, отражающих интересы общества и деятельности; добиваться осознания ими необходимости выполнения требований общества; не допускать в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки; проявлять уважение к каждому из них, заботу об удовлетворении их запросов.
Опора на положительное в личности и группе ориентирует на: изучение и знание лучших положительных индивидуально- и социально-психологических качеств воспитанников; подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование положительного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволят им проявить себя' с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.
Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании требует: наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания; достижения единства стиля в работе и одинаковой требовательности всех воспитателей ко всем школьникам; совместных усилий общественности в воспитании; использования учителями достижений науки; согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам; обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании.
Глава тринадцатая
Комментарии