Эмоциональные и волевые процессы, психические 10 глава




систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление;

всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и за результатом полученных знаний, навыков и умений;

объективности, требующей качественного контроля за формирую­щимися знаниями, навыками и умениями;

индивидуальности в сочетании с коллективностью, нацеливающих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего коллектива;

познавательности, предполагающей важность и необходимость про­верки как показателя эффективности процесса формирования зна­ний, навыков и умений;

дифференцированностй, ориентирующей, во-первых, на использова­ние конкретных методов проверки для повышения качества форми­рования определенных знаний, навыков и умений и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего про­цесса обучения.

выявления новизны, требующей совершенствования форм и методов

проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффектив­ности самой проверки. Проверка может быть:

текущей, осуществляемой периодически в ходе всего процесса обу­чения;

контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированности знаний, навыков и умений;

итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обу­чения по конкретному периоду всего процесса обучения;

инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования.

В качестве методов проверки используются:

устный опрос, представляющий собой устную беседу преподавателя с обучающимися;

текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за хо­дом и результатами процесса обучения;

 

 

Глава двенадцатая

Комментарии

Оценка это определение степени усвоения обучаемыми знаний, на­выков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руко­водящих документов образования.

Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учитель) все время оценивает их. При этом оценка может быть выражена в формах:

— эмоционального отношения;

— оценочного суждения (словесного поощрения или порицания);

— отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетво­рительно»), которая фиксируется в документах.

Педагогические критерии по индивидуальной оценке знаний:

«отлично» — если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы; при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов — уверенно и быстро);

«хорошо» — когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме; при выполнении практических работ — если задание выполнено пра­вильно;

«удовлетворительно» — если обучаемый знает лишь основной ма­териал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно; при выполнении практиче­ских работ — если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблю­дение правил пользования инструментом и оборудованием, наруше­ние последовательности выполнения определенных операций с даль­нейшей их переделкой и т. д.);

«неудовлетворительно» — когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме; при выполнении практических работ — если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполнен­ной работы.

Чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.

Ф. Вольтер

Комментарии

Методическая система обучения — это упорядоченная совокуп­ность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств пла­нирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного про­цесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.

Характерные черты современной методической системы обучения:

— научно обоснованное планирование процесса обучения;

— единство и взаимопроникновение теоретической и практической под­готовки школьников;

— высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного ма­териала;

— максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения;

— сочетание индивидуальной и коллективной работы школьников;

— насыщенность учебного процесса техническими средствами обуче­ния;

— комплексный подход к изучению различных предметов.

Цели обучения определяются преподавателями по каждому учебному предмету и учебному занятию.

Содержание обучения определяется программами обучения по каждо­му учебному предмету и корректируется учителями в зависимости от целей учебных занятий.

Планирование учебного процесса — сложная совокупность действий органов образования и преподавателей, предполагающая расстановку занятий школьников по предметам, времени'и месту проведения.

Контроль, анализ и корректировка учебного процесса — деятельность представителей органов образования и учителей по управлению, регулирова­нию и повышению эффективности учебных занятий.

Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развить, образовывать и воспиты­вать других тот, кто не является сам развитым, вос­питанным и образованным. Он лишь до тех пор спосо­бен на самом деле воспитывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег

 

fggtea двенадцпггЩ^

Комментарии

Принципы организации учебного процесса — это основополагаю­щие положения, определяющие закономерности развития учебного коллекти­ва и процессов управления учебной деятельностью учителя и учеников, осо­бенности педагогического взаимодействия между ними.

Они являются результатом правильности соблюдения принципов обуче­ния, эффективности применения методов и форм обучения.

Принцип самоорганизации определяет закономерности формирования и совершенствования организации учебной деятельности и учебного коллек­тива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфи­ку и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих учителей и учеников.

Принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебного про­цесса, непрерывное совершенствование его от начальных организационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодействия между учителем и учениками.

Принцип самодеятельности ориентирует учителя и учеников на прояв­ление инициативы и творчества как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений, до­стижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном дидактическом взаимодействии.

Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя.

А. Дистервег

Принцип ролевого участия требует от учителя и учеников выполнения определенных функций, возложенных на них государством, обществом, органа­ми образования. Учитель (педагог) выполняет роль организатора и руководи­теля деятельности учеников, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знаниями, навыками и умениями. Ученики, в свою очередь, выполняют роли, которые диктуют им необходимость довериться учителю, опереться на его опыт и педагогическое мастерство.

Принцип ответственности требует от всех участников учебного процес­са не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности, а также отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения.

Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и ученики функционируют как хорошо отлаженный, во всех случаях эффективный орга-

 

 

низм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолевать любые трудности, проявляют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных учебных целей.

Принцип психологического обеспечения означает, что учебная деятель­ность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эф­фективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качествен­ному формированию знаний, навыков и умений.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополня­ют друг друга и в совокупности своих проявлений выступают гарантией дос­тижения социально значимых целей учебной деятельности.

 

 

Тлаёа тринадцатая Сущность, содержание и структура воспитания

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поко­лений в социально-общественные отношения, в быт, производственную деятель­ность, творческую и духовную жизнь; становление их развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями соб­ственного счастья.

Воспитание возникло из практической потребности приспособления, при­общения молодых людей к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате, дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачи­вающих способность к труду старших.

Воспитание — категория вечная и необходимая. Появляется оно вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само об­щество. Воспитание необходимо потому, что оно является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

На каждом этапе общественно-исторического развития по своему назна­чению, содержанию и формам воспитание носит конкретно-исторический ха­рактер. Оно обусловлено характером и реализацией жизни общества и пото­му отражает общественные противоречия своего времени.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлече­ния их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимо­отношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.

 

Глава тринадцатая

Комментарии

Воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъяв­ляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание в локальном значении — это решение какой-либо конкрет­ной воспитательной задачи.

Воспитание в узком смысле — целенаправленная воспитательная дея­тельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Воспитание в широком смысле — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития че­ловека.

Формирование отношений личности к миру и к самой себе предпола­гает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе ха­рактер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людь­ми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познаватель­ные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности — это вос­питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодоле­вать трудности, встречающие на его пути.

Воспитание социально-компетентной личности — воспитание челове­ка, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе.

Приобщение человека к культуре — это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие творческой индивидуальности.

Воспитание гражданской личности — формирование у человека высо­ких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как патриота своего народа и своей страны, превращение в борца с социальной несправедливостью и неравенством.

Воспитание автономно развитой личности предполагает формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенство­ванию в окружающей действительности.

Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, са­мореализации, самоутверждении — это такое воспитание человека, которое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходимости в непре­рывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологи­ческих качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, на­ходить формы и способы дальнейшего саморазвития.

 

Ва тринадцатая

Комментарии

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относи­тельную самостоятельность и специфические особенности в области задач, прин­ципов, форм и методов.

Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществля­ется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитан­ников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем про­цесса воспитания.

Функции воспитания: побуждения к самовоспитанию, профилакти­ческая; формирующе-развивающая; мобилизации на выполнение конкретных задач; перевоспитания.

Содержание воспитания — совокупность действий и взаимовлия­ний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, зада­чами и мотивами.

Воздействие воспитателя — совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Личность воспитанника — объект воспитательного воздействия, кото­рый претерпевает определенные изменения в результате воспитательных воз­действий воспитателя.

Отношение воспитанника к воздействию воспитателя — это его реак­ции на воспитательные воздействия.

Качества, формируемые у личности, — знания, убеждения, умения и другие особенности личности, которые являются результатом воспитания.

Мотивы — побудительные силы личности, сформированные в результа­те воспитания.

Поведение — особенности действий и поступков, совершаемых лично­стью в ходе и в результате воспитания.

Воспитание является искусством, а не ремеслом — в этом корень учительского дела.

Л.Н. Толстой

 

 

Инадцатая

Комментарии

Конфессиональное (религиозное) воспитание — воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, бого-послушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церков­ных праздников.

Авторитарное — воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.

Демократическое — воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.

Идейно-политическое воспитание — формирование идейных убежде­ний и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

Нравственное воспитание — формирование нравственно цельной лич­ности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Экономическое воспитание — организованная педагогическая деятель­ность, специально продуманная система работы, направленная на формирова­ние экономического сознания учащихся.

Гражданское воспитание — формирование молодого человека как граж­данина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение мо­рально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающе­го перспективы сильной политики своего государства.

Интернациональное воспитание — целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание — процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родил­ся и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание — деятельность по формированию у подрастаю­щего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и со­знательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой граж­данской ответственности и активности, развития у него правовой грамотно­сти и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание — формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружа-

 

Комментарии

Воспитание детерминируется социально-экономическими и политически­ми условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности лю­дей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более воз­растающими требованиями к качествам личности воспитанников. Все это не­прерывно выдвигает перед процессом воспитания новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально эффективного исполь­зования достижений других наук, которые позволяют повышать эффектив­ность самого воспитания.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах разви­тия окружающей действительности и общества позволяют учитывать в воспи­тании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.

Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает возможность при­нимать во внимание в ходе воспитания молодого поколения психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику разви­тия их социальной и политической активности.

Этнология позволяет правильно учитывать в воспитании национальные особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический на­циональный опыт и традиции воспитания.

Физиология человека помогает правильно понять и использовать осо­бенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека в интересах воспитания, показать их роль, значение в его процессе.

Экономические науки, изучая закономерности развития производствен­ных отношений, дают возможность правильно представлять и учитывать вли­яние экономических процессов в обществе на воспитание людей.

Исторические науки показывают историческое своеобразие формирова­ния человека и общества, а также особенности воспитания в различных исто­рических условиях.

Психология дает возможность учитывать в процессе воспитания психо­логические закономерности и принципы воздействия на сознание человека.

 

Глава тринадцатая

Комментарии

Влияние в воспитании форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, при­водящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитан­ника, его поведения и сознания.

При общении вы прежде всего ищете в человеке душу, § его внутренний мир. 1

К.С. Станиславский I

Индивидуально-специфическое влияние воспитателя (учителя) заклю­чается в передаче детям еще не освоенных ими образцов личностной активно­сти, в которых выражаются его индивидуально-психологические характери­стики (доброта, общительность и т. д.).

Функционально-ролевое влияние воспитателя (учителя) — форма осу­ществления его функций и взаимодействия с учениками, связанных с задава­емыми его ролью способами возможного поведения, в результате чего дети учатся у учителя социальным ценностям и поступкам.

Направленное воздействие — это воздействие учителя, ориентирован­ное на определенных детей или конкретные их личностные качества, поступки.

Ненаправленное воздействие — воздействие, не нацеленное на опреде­ленный объект.

Прямое воздействие — непосредственное проявление педагогом своей позиции и связанных с ней требований к ученику.

Косвенное воздействие — воздействие, направленное непосредственно не на объект влияния, а на окружающую его среду.

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее вос­питание не сделало лучшим.

В. Г. Белинский

 

Щ^в¥трипаВцатпаЩ

Комментарии

Убеждение — это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников в процессе воспитания.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний при­нял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и пове­дении.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ученика, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они сами стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответ­ствие аргументов выводам, а выводов - своему жизненному опыту и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.

Внушение — механизм воздействия воспитателя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного актив­ного его понимания.

Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается (чем, в частности, внушение отличается от убеждения). В процессе восприятия внушения деятельность мышления ослабляется и работает только на воспри­ятие и запоминание.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум воспитанника, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно, поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных дрказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации.

Заражение — общественно-психологический механизм воспитания, вы­ражающий бессознательную подверженность воспитанников (особенно в со­ставе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в условиях непос­редственного с ним контакта.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего воздействия вос­питателя на школьников определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного контакта между общающимися.

Подражание — способ усвоения традиций общества, механизм созна­тельного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности его движений, манер, действий, поведения и т. д.

Оно направлено на воспроизведение воспитанниками определенных вне­шних черт и образцов поведения воспитателя.

 

Глава тринадцатая

Комментарии

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспита­нии предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников; определение конкретным вос­питанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками; по­стоянный анализ итогов воспитательной работы; своевременное внесение коррективов в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкрет­ного ученика.

Принцип воспитания в группе и через коллектив требует: опре­делять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интересов общим; обеспечивать единство и сплоченность актива клас­са; поддерживать все перспективное, распространять его на всю группу и за­креплять в виде традиций; умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.

Воспитание в процессе деятельности ориентирует на: поощрение ра­зумной инициативы и активности учеников; чередование их деятельности с культурным, содержательным отдыхом; требовательное отношение к недоста­ткам деятельности воспитанников.

Сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них предполагает: принципиальное и последовательное предъявление к школьникам требований, отражающих инте­ресы общества и деятельности; добиваться осознания ими необходимости выполнения требований общества; не допускать в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки; проявлять уважение к каж­дому из них, заботу об удовлетворении их запросов.

Опора на положительное в личности и группе ориентирует на: изучение и знание лучших положительных индивидуально- и социально-пси­хологических качеств воспитанников; подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование положительного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и са­мовоспитанию; терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволят им проявить себя' с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.

Принцип единства, согласованности, преемственности в вос­питании требует: наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания; достижения единства стиля в работе и одинаковой требователь­ности всех воспитателей ко всем школьникам; совместных усилий обществен­ности в воспитании; использования учителями достижений науки; согласо­ванной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам; обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании.

 

Глава тринадцатая

Комментарии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: