Методы воспитания — научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания.
Разнообразные методы воспитания могут влиять на все стороны жизни детей и педагогов. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них.
Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни, и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиться позитивного результата в воспитании, нужны методы не только прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и привычное поведение детей путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей их жизни.
Методы эффективны, если педагог учитывает содействие самих детей его усилиям, если воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению духовных ценностей.
Действенность методов и приемов воспитания обусловлена постоянной практической опорой на психологию ребенка. Школьник реагирует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентации, потребностей, интересов, чувств.
Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков. Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач.
|
Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, потребностей, интересов и т. д.).
В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия.
В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.
Воспитание обеспечивается совокупностью применения методов: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения.
Глава тринадцатая.
Комментарии
Метод убеждения — основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. I Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества.
Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировались твердая уверенность в истинности усвоенных идей, способность защищать свои убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами.
|
Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объективную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совершенствовании нашего общества. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя.
Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением, требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в сознании школьников не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в условиях дискуссий, свободного обсуждения проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совместными усилиями стараются устанавливать истину.
Большой силой убедительности, доказательности обладают факты, цифры. Факт как часть живой действительности, объективно поданной учителем, обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Их можно приводить и произвольно, но это ведет к неправильным, необъективным выводам.
Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой, «проповедь действием» особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить школьников к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, практический пример.
|
Убеждение на практическом опыте (делом, работой) может осуществляться или путем личного показа, или посредством организации совместной деятельности, или показом опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.
Глава тринадцатая
Комментарии
Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство знаний, убеждений и поведения, слова и дела.
Упражнение в воспитании — это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе. А. С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».
Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.
Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычному нравственное сознанию, действиям и поступкам. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют положительные черты характера и волю. Формальная отработка умений и навыков, особенно в области, например, спортивной борьбы, без соединения с духовными ценностями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Вовлечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их воспитанности, умение включаться в процесс самовоспитания.
Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требующими самостоятельности, напряженной мыслительной и физической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.
Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества.
Глава тринадцатая
Комментарии
Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.
Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В нем закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Следовательно, положительный пример — понятие конкретно-историческое. Позитивный пример, в нашем понимании, — это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей деятельности, которые соответствуют нашему идеалу. В воспитательном отношении особенно ценны те положительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личности (коллектива) и могут служить достойным образцом для подражания.
Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.
Среди детей можно встретить'и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.
Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью их внимание сосредоточивается на нравственно и эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами, бездумном подражании.
По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы: 1) непосредственного влияния и 2) опосредованного влияния.
К первой группе обычно относят личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте.
Ко второй — примеры из жизни и деятельности выдающихся людей, из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.
Глава тринадцатая.
Комментарии
Поощрение — метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.
Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей.
Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.
Поощрение способствует возникновению положительных эмоций, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, стимулирует внутренние творческие силы ребят, развивает их позитивную жизненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых школьников, их стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.
Система поощрения по мере нравственного созревания учащихся развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию о состоянии самолюбия и честолюбия детей, об их отношении к делу, наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности развития личности.
От учителя во многом зависит действенность поощрения школьников. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.
Выражение удовлетворения работой отдельных учащихся или всего класса, похвала, призыв следовать примеру лучших — все это различные приемы поощрения, которыми пользуется учитель. Они требует от воспитателя умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.
Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснованно, т.е. объявляется за реально достигнутый значительный результат прежде всего в учебе, направлено на повышение качества последней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание детей к деятельности отличившегося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.
Однако нельзя захваливать, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться повышением требований к школьникам, постановкой перед ними более сложных задач.
Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер.
М. Горький ''
Глава тринадцатая
Комментарии
Принуждение — это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.
Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Следует разумно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.
Прежде всего надо попытаться убедить, а потом — принудить. Категорические требования, которые учитель предъявляет к ученикам, в случае их непонимания должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем обучаемым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений преподаватель обязан разобраться.
Ученики отрицательно воспринимают необоснованные угрозы применить репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы по поводу их недостаточного рвения в учебе. Учитель прежде всего сам должен найти средства воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль за обучением, установить срок исполнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии других школьников.
Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым ученикам строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать перспективу исправления, вовремя отмечать их успехи, старание, стремление реабилитировать себя.
Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива н отдельной личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредоточивает его сознание на переживании своей вины.
Наказание используется в форме осуждения человека общественным мнением за нарушение им норм поведения, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.
Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает чувство неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления воспитанию.
Реакция на наказание обнаруживает черты характера ребенка, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с ним.
Тлавв триниЩатая
Комментарии
Воспитывающее обучение — это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретенными учащимися знаниями, навыками, умениями, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, усваиваемому учебному материалу.
И.Ф. Гербарт — немецкий психолог и педагог, основатель теории «воспитывающего обучения», подчеркивал, что обучение является главным и основным средством воспитания.
Дидактический аспект воспитывающего обучения достигается общностью целей развития ребенка и реализацией взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций педагогического процесса.
Развивающий аспект обучения — расширение объема усваиваемого воспитанниками содержания учебного материала.
Организационный аспект обучения — увеличение числа и усложнение характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося между элементами содержания учебного материала.
------------------------------------------------------------------------------------------------
1. На начальном этапе образования необходимо создавать у детей такие представления, которые помо- I гут им усвоить последний учебный материал.
2. Перед объяснением нового следует вызвать в умах учеников те представления, которые важны для усвоения этого материала. |
3. В преподавании следует широко пользоваться нагляд- \ ностью. t
4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и из- \ лишняя легкость только вредит делу.
И.Ф.Гербарт
Воспитывающий аспект обучения — целенаправленное формирование личностного отношения ученика к содержанию представляемого ему материала и к действительности в целом.
Содержание образования должно выступать в качестве педагогической модели социального заказа школе.
Методы обучения должны являться нормативной моделью деятельности обучения.
Реализация воспитательной функции обучения состоит:
— в том, что каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании мировоззрения учащегося;
— в соединении учебной и других видов деятельности учащихся;