Авторитетность — способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.
Адаптация социально-психологическая — результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.
Активность социальная — поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.
Активный досуг — необходимый элемент здорового образа жизни наряду с трудом, общественно-политической деятельностью и бытом.
Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.
Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом.
Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.
Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. „
Аффилиация — потребность в общении, в эмоциональных контактах.
Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.
Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.
|
Валидность теста — адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления, а также показывающий, насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.
Вербальный (словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.
Взаимоотношения межличностные — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.
Влечение — желание или потребность что-либо сделать, побуждающие человека к соответствующим действиям.
Внутригрупповой фаворитизм — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Восприятие человека человеком — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.
Государственная политика в сфере образования — политика, в основе которой лежит принцип приоритетности вопросов образования, недопущение создания и деятельности политических организаций и религиозных движений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления.
Государственное право — совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного устройства страны, систему и принципы формирования и деятельности органов государственной власти и управления, избирательную систему, права и обязанности граждан.
|
Государственные образовательные учреждения — учреждения, осуществляющие образовательный процесс на субсидий государства.
Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.
Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.
Групповая поляризация — социально-психологический феномен, проявляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.
Гуманизм — мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманистическое образование — образование, основанное на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Гуманитарное образование — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, установление связей между предметами через общечеловеческую составляющую школьных дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых.
|
Действенная групповая эмоциональная идентификация — один из специфических социально-психологических феноменов межличностных отношений, свойственных развитому коллективу.
Демократизация образования — один из основных принципов государственной политики в области образования, пронизывающий все стороны школьной жизни, предполагающий: ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т. е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений.
Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, о проблемах и методах их воспитания, образования и обучения.
Деятельность групповая — возникает при объединении людей для достижения общих целей.
Диагностика социально-психологическая — теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей.
Диспозиционная концепция — концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояния ее готовности к определенному способу действий.
Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.
Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.
Достижения мотив — внутренне относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности.
Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние и указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Житейское понятие — донаучное понятие, образующееся вне специального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне.
Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.
Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
Инстинкт — врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Интеграция групповая — согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.
Интеллектуальные тесты — стандартный метод оценки способности индивидуума усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации.
Интеллектуальный коэффициент — показатель уровня умственного развития по отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100.
Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Интерес — избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности.
Интерференция — нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.
Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
Инфантилизм — проявление детских черт в поведении взрослого человека.
Каналы коммуникации (в группе) — понятие, относящееся к структуре социальной группы, характеризует систему деловых и межличностных контактов людей в процессе совместной деятельности.
Катарсис — очищение, душевное облегчение, наступающее у человека после стресса.
Качества процесса обучения — свойства, признаки этого процесса, при которых может быть обеспечена эффективность обучения, соответствующая общественным потребностям времени.
Класс (классы) компенсирующего обучения — классы, которые создаются в общеобразовательных учреждениях для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ.
Климат социально-психологический — психологический настрой в группе или коллективе.
Коммуникация — в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер.
Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.
Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживания.
Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Конформность — психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворен-но-стью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетическою вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития.
Лицей — вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования.
Локус контроля — устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.
Межгрупповые отношения — субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Межличностные отношения — субъективно переживаемая связь между людьми.
Межнациональное общение (на межличностном уровне) — интерсубъектное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители больших социальных групп — этнических общностей.
Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).
Мировоззрение личности — система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность.
Моделирование — построение понятийной, знаковой или процессуальной конструкции, внутренние связи которой отражают наиболее важные свойства изучаемого объекта.
Намерение — сознательное желание, готовность что-либо сделать.
Национальная определенность личности — это органический сплав объективно существующих связей личности с данной общностью и субъективного, личностного к ним отношения, отражение во внутриличностной структуре национальных связей, выраженное в национальной определенности личности, что в той или иной мере проявляется в национальном самосознании.
Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.
Национальное сознание — одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее знание о них, отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы.
Национальный характер — совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях ее развития.
Нормы групповые — принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
Нормы социальные — совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам.
Образ жизни — система разновидностей материальной и духовной жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности
Образовательные учреждения дополнительного образования — тип образовательного учреждения, реализующего дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства.
Образовательные учреждения элитарного типа — образовательные учреждения для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности и прошедших специальный отбор в эти учреждения.
Образовательный ценз — определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.
Общественная психология — совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи социально-психологических феноменов.
Основные стороны культуры личности — совокупность компонентов познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержание образования.
Педагогический диагноз — определение характера и объема трудностей в учебе, а также способностей учащихся на основе данных об освоении школьных программ.
Педагогический консилиум — совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.
Переживание — ощущение, сопровождаемое эмоциями.
Подростки с девиантным (общественно опасным) поведением — дети, достигшие 11-летнего возраста, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и педагогическом подходе в специальных учреждениях, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образовательную и профессиональную подготовку (дети направляются туда по решению суда).
Политика в области образования — принципы деятельности органов государственной власти и управления в области образования, отражающие общественно-экономическую структуру государства и опирающиеся на федеральную программу развития образования.
Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
Поступок — сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.
Принципы государственной политики в области образования — основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования, его идеалы и цели: гуманистический характер; единство федерального, культурного и образовательного пространства; общедоступность; светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений; свобода и плюрализм; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.
Прогнозирование развития образования — научно обоснованное суждение о возможных состояниях образования в будущем и сроках достижения этих состояний.
Профессиональная культура — высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.
Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Релаксация — расслабление.
Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Решительность — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.
Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.
Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Самоопределение личности — осознание человеком своего места в жизни, в обществе.
Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Самореализация личности — наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Свободное выражение учащимися собственных взглядов и убеждении — право обучающихся высказывать свои взгляды и убеждения, принимать решения бе'з опасения преследований и санкций.
Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
Система образования — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Склонность — любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и др.) к какому-либо занятию.
Совместимость — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
Совместимость групповая — один из компонентов групповой сплоченности.
Согласие групповое — общность картины мира у людей, объединенных в социальную группу.
Сопереживание — испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
Соперничество — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
Социальное окружение — макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.
Социально-психологические отношения — различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.
Социально-психологический тренинг — теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.
Социальный педагог — педагогический работник, в задачи которого входит организация воспитательной работы в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отчизне, уважения к ее истории, бережного отношения к природе.
Социальный стереотип — упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.
Социограмма — специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного при помощи социометрической методики.
Социометрическая методика — способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.
Специальная психология — раздел психологии, изучающий психологические особенности аномальных детей и подростков, дефект развития которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга или нарушением речевой системы.
Сплоченность групповая — характеристика степени связанности, единения членов группы.
Статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Стиль общения — индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, стиле руководства и т. д.
Стремление — желание и готовность действовать определенным образом.
Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Суггестия — внушение.
Схема мышления — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.
Текущий контроль успеваемости — проверка усвоения текущего учебного материала.
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений — концепция, согласно которой в любой реальной развитой группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы.
Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Трудности общения — коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.
Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
Уровень притязаний личности — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Установка социальная — социально-психологическое понятие, обозначающее готовность индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явлений социальной действительности.
Утомление — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Фанатизм — чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.
Фрустрация — тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Ценности социальные — общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.
Ценностные ориентации — субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.
Черта личности — устойчивая характеристика личности, определяющая характерное для нее поведение и мышление.
Честолюбие — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.
Школоведение — часть педагогики, занимающаяся вопросами управления школьным делом.
Школьная реформа — комплекс законодательных и административных мер, направленных на изменение школьной системы.
Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
Эйфория — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интроверсии).
Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения и интенсивности разнообразных эмоции и чувств.
Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Этикет — формализованный и установленный предписаниями образец или ритуал поведения.
Этническая психология — отрасль социальной психологии, изучающая национальные особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д.
Язык (языки) обучения и воспитания — родной язык обучающихся (воспитанников) или иной язык в рамках предоставляемых возможностей.
Литература
Айсмонтас Б.Б. Психология и педагогика: Альбом схем. М., 1996.
Беру лава М.Н. Интеграция содержания образования. М., 1993.
БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности. М.,1995.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,1996.
Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. Ростов, 1994.
Давыдов В.П.,Киселев И.П.,Чумичев Н.Г. Альбом схем и основных положений военной педагогики. М., 1985.
Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996.
Крысько В.Г. Военная психология в схемах и комментариях к ним. М., 1982.
Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
ЛатышинаД.И. История педагогики: Учеб. пособие. М., 1998.
Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М., 1991.
Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. М., 1998.
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
Немое Р. С. Психология: ВЗкн. М., 1995.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
Общая психодиагностика: Учеб. пособие. М., 1987.
Общая психология: Курс лекций/ Сост. Е.И. Рогов. М., 1995.
Общая психология: Учеб. пособие/ Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд. М., 1981.
Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.
Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М., 1995.
Практикум по общей психологии/ Под ред. А.И. Щербакова. М., 1990.
Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.,1987.
Психологический словарь. 2-е изд. М., 1996.
Психология: Словарь. 2-е изд. М.,1990.
Психология от А до Я: Словарь персоналий. М., 1997.
Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
Словарь практического психолога. Минск, 1997.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов, 1995.
Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
Шиянов Е.Н., КотоваИ.Б, Введение в педагогику. Ростов, 1994.
Содержание
Предисловие................................................ 3
Часть I. Психология........................................ 4
Глава первая. Предмет, задачи и особенности психологии как науки...... 5
1.1. Предмет и задачи общей психологии........................ 7
1.2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний.......... 9
1.3. Особенности психологии как науки........................ И
1.4. Мир психических явлений................................ 13
1.5. Соотношение житейской и научной психологии................ 15
1.6. Этапы развития психологии.............................. 17
1.7. Методы психологии.................................... 19
1.8. Содержание и структура психологического исследования.......... 21
1.9. Выдающиеся деятели российской психологии,
стоявшие у истоков ее зарождения.......................... 23
1.10. Основные направления зарубежной психологии................ 25
1.11. Отрасли психологии.................................. 27
Глава вторая. Методологические и теоретические основы психологии..... 29
2.1. Понятие о методологии в психологии....................... 31
2.2. Методологические и теоретические основы психологии........... 33
2.3. Основные функции психики.............................. 35
2.4. Взаимосвязь различных фррм движения материи............... 37
2.5. Виды и структура отражения.............................. 39
2.6. Человек во взаимосвязи с окружающим миром
и развитием его свойств................................. 41
2.7. Историческое развитие психики и сознания................... 43
Глава третья. Естественнонаучные основы психологии............... 45
3.1. Роль естественнонаучных основ психологии................... 47
3.2. Основные связи и взаимодействия психологии и физиологии ВНД.. 49
3.3. Связь психологии с естественнонаучными дисциплинами......... 51
3.4. Строение нервной системы человека......................... 53
3.5. Основные структуры головного мозга........................ 55
3.6. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. 57
3.7. Закономерности процессов возбуждения и торможения........... 59
3.8. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности.... 61
3.9. Закономерности высшей нервной деятельности................. 63
3.10. Особенности безусловных рефлексов....................... 65
3.11. Виды безусловных рефлексов............................. 67
3.12. Особенности условных рефлексов......................... 69
3.13. Классификация условных рефлексов........................ 71
3.14. Сущность динамического стереотипа........................ 73
3.15. Естественнонаучные основы психики в теориях
российских ученых.................................... 75
3.16. Сущность и особенности функциональных систем психики....... 77
Глава четвертая. Психические познавательные процессы............. 79
4.1. Сущность ощущений.................................... 81
4.2. Свойства ощущений.................................... 83
4.3. Виды ощущений....................................... 85
4.4. Сущность восприятий................................... 87
4.5. Особенности восприятий................................. 89
4.6. Характеристика восприятий пространства..................... 91
4.7. Характеристика восприятий времени и движения.......'........ 93
4.8. Сущность представлений................................. 95
4.9. Виды представлений.................................... 97
4.10. Сущность внимания.................................... 99
4.11. Виды внимания....................................... 101
4.12. Сущность памяти............'......................... 103
4.13. Характеристика памяти................................. 105
4.14. Сущность воображения................................. 107
4.15. Виды воображения.................................... 109
4.16. Особенности мышления................................ 111
4.17. Содержание мышления................................. 113
4.18. Физиологические основы мышления........................ 115
4.19. Виды мышления, выделенные по разным основаниям-............ 117
4.20. Психологическая характеристика речи...................... 119
4.21. Физиологические основы речи............................ 121
Глава пятая. Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния
и образования......................................... 123
5.1. Сущность эмоций и чувств............................... 125
5.2. Классификация эмоций и чувств........................... 127
5.3. Особенности настроений и аффектов........................ 129
5.4. Психологическая характеристика воли....................... 131
5.5. Психологическая структура волевого акта..................... 133
5.6. Сущность психических состояний........................... 135
5.7. Психические образования................................ 137
5.8. Сущность навыка...................................... 139
Глава шестая. Психология личности........................... 141
6.1. Сущностная характеристика личности....................... 143
6.2. Обусловленность особенностей развития личности............... 145
6.3. Движущие силы психического развития личности............... 147
6.4. Основные направления и тенденции психического
развития личности..................................... 149
6.5. Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».................................... 151
6.6. Подходы к изучению личности в отечественной психологии........ 153
6.7. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии... 155
6.8. Психологическая структура личности........................ 157
6.9. Направленность личности................................ 159
6.10. Структура и особенности потребностей...................... 161
6.11. Психологическая характеристика мотивов.................... 163
6.12. Психологическая характеристика интересов................... 165
6.13. Психологическая характеристика темперамента................ 167
6.14. Психологические особенности представителей различных темпераментов........................................ 169
6.15. Сущность характера.........................-.......... 171