Читая аяты Корана, можно прийти к заключению о том, что под 'прямым путем' в нем подразумевается 'доктрина единобожия', религия истины и веры в путеводную роль Аллаха, как гласит сура Ан‘ам (Скот): «Скажи: 'Воистину, мой Господь вывел меня на прямой путь посредством истинной религии, веры Ибрахима (Авраама) – ханифа. А он не был многобожником'» (6:161).
Здесь 'истинная религия' и 'монотеистический путь Авраама как истинная вера', в которой он не молился никакому иному богу, кроме Аллаха, представляются как 'прямой путь'. Это тот аспект 'прямого пути', который связан с понятием 'веры'.
С другой стороны, сура Йасин гласит: «Не наказывал ли я вам, о сыны Адама, не поклоняться Шайтану? Ведь он – ваш явный враг. [И не велел ли] поклоняться Мне? Это и есть прямой путь» (36:60, 61). Здесь мы имеем дело уже с 'практической' стороной 'истинной религии'. Процитированные аяты призывают нас не совершать сатанинских деяний и не грешить.
Коран учит нас, что ключ к выходу на 'прямой путь' лежит в уповании на Аллаха. «А тот, кто полагается на Аллаха, уже на прямом пути» (Али Имран (Семейство Имрана) - 3:101).
Следует подчеркнуть, что 'прямой путь' всегда один, другого нет, ибо кратчайшее расстояние между двумя точками – одна прямая линия.
И если в Коране говорится о том, что 'прямой путь' - это искренняя вера в истинную религию со всеми ее нравственными и практическими аспектами, то как раз потому, что таков кратчайший путь к установлению духовной связи с Аллахом.
Точно так же и 'истинная религия' всегда одна: «Воистину, вера Аллаха – это Ислам» (Али Имран (Семейство Имрана) - 3:19).
Позже мы покажем, что 'Ислам' - это очень широкое понятие, которое охватывает все монотеистические религии, закономерно возникшие в свое время, но утратившие свое значение с появлением Ислама. А сейчас отметим, что предлагаемые различными комментаторами толкования понятия 'прямой путь' сводятся, в конечном счете, к одному и тому же.
|
Ислам, Пречистое Единство, Коран, Пророк и его последователи (мир им всем!) – вот те значения, которые вкладывали различные толкователи в понятие 'прямой путь'. Но все это – суть частные проявления двух аспектов Небесной религии - 'веры' и 'практических обрядов'.
Все высказывания и предания, которые цитируются в мусульманской литературе и которые затрагивают различные стороны этого явления, имеют единую сущность. Вот пример некоторых из таких высказываний:
Согласно преданию, святой Пророк (ДБАР) говорил: «'Прямой путь' – это путь пророков, а пророки – это те, кого Господь отметил Своей Милостью». [31]
Имеется три высказывания имама Садыка (ДБМ), в которых он толкует рассматриваемый нами аят. Первое: «Это – 'путь' и 'признание' имамата». [32]
Второе: «Клянусь Аллахом, 'прямой путь' – это мы (ахл аль-бейт)». [33]
Третье: «'Прямой путь' – это Повелитель правоверных Али (ДБМ)». [34]
Суннитский богослов Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрагим ас-Салаби, передает слова Абу Бурейды аль-Аслами, одного из сподвижников святого Пророка (ДБАР), который однажды сказал: «'Прямой путь' – это путь Мухаммада и его потомков». [35]
Смысл всех этих высказываний в том, что в основе пути, о котором говорят их авторы, лежит учение Ислама, состоящее в вере в единственность Аллаха, в справедливость, в пророков, в имамат и в жизнь после смерти. Не подлежит сомнению, что путь членов семейства Пророка (ДБАР) (ахл аль-бейт) – это 'прямой путь', и что верность этому пути несет человеку изобилие и спасение души, тогда как любой другой путь ведет к убыткам и калечит душу.
|
Ибн аль-Магазили цитирует слова святого Пророка (ДБАР), который говорил: «Мои домочадцы - это как Ноев ковчег. Тот, кто вступил на его борт, был спасен (от гибели в потопе), тот же, кто не пожелал взойти на него, был обречен на гибель». [36]
Другие высказывания, дошедшие до нас в передаче самих членов семьи Пророка, также подтверждают эту идею. Кроме того, она получила поддержку и в известном хадисе 'Ас-Сакалейн', восходящем к святому Пророку (ДБАР). Он гласит: «Оставляю вам то, что поможет вам после моего ухода никогда не терять верного пути. Это – Книга Аллаха и члены семьи моего дома». [37]
Как говорилось выше, святой Пророк (ДБАР), имам Али ибн Аби Талиб (ДБМ)и все остальные пречистые имамы (ДБМ) призывали людей принять религию единобожия – религию Аллаха, искренне уверовать и добросовестно отправлять религиозные обряды, ибо все это возводит человека на вершину его физического здоровья, духовного развития, человеческого достоинства и совершенства.
не следует забывать при этом, что существует два вида наставления: 'божественное' и 'религиозное'.
' Божественное наставление ' воплощается в разуме, дарованном человеку Аллахом. с его помощью он познает разницу между добром и злом, правдой и ложью, прибылью и убытком, радостью и тоской, добродетелью и пороком и т.д. Это, по существу, - индивидуальный посланник внутри человека.
|
' Религиозное наставление ' подразумевает, что Аллах направляет к людям пророков, Священные писания и небесные законы, чтобы через них наставить их на путь понимания всех тех достоинств и пороков, наслаждений и страданий, которые сулят ему оба из миров. Когда человек получает наставление свыше и действует в соответствии в этим наставлением, он, естественно, заслуживает вознаграждения в Иной жизни, а добиться этого он может, постоянно воспитывая свою душу путем обретения знаний, полезных привычек, похвальных нравственных качеств, и тогда ему будет обеспечена счастливая жизнь и безмерная милость Аллаха как в этом, так и в Ином мире.
Мы назвали 'разум' 'проводником' в том смысле, что он открывает человеку глаза и позволяет ему увидеть, что есть добро, а что - зло. Пророки (ДБМ), имамы (ДБМ) и ученые мужи также иногда именуются 'проводниками', поскольку они ведут человечество к спасению и радости в обоих мирах. Однако на самом деле Высшим проводником является Аллах, а все они – лишь инструмент в Его руках, предназначенный для наставления людей на путь истинный.
* * *
«…путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что вызвали Твой Гнев, и не заблудших»
Комментарий
Две дороги неправедные
Этот аят содержит четкое разъяснение того, чем является 'прямой путь', о котором был начат разговор в предыдущем стихе. В нем говорится, что человек просит Аллаха указать ему дорогу, по которой шли те, кого Он одарил множеством разнообразных благ (наставил на путь истинный, даровал успех, дал в руководители людей истины, наделил знанием, добродетелью, научил воевать за веру и мученически погибать за нее), но не дорогу тех, кто навлек на себя Его гнев своими дурными поступками или сбился с пути истинного и впал в заблуждение.
«…путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что вызвали Твой Гнев, и не заблудших».
Ведь мы не знакомы с тем, как осуществляется Божественное наставление, а потому Господь повелевает этим аятом, чтобы мы просили Его указать нам путь пророков, добродетельных и всех тех, кому Аллах даровал свое благословение, благорасположение и милость.
А кроме того, этот аят предостерегает нас от двух дорог неправедных, что лежат перед нами: дороги тех, кто прогневил Его, и тех, кто, заблудившись, отступил от 'прямого пути'.
* * *
Пояснение
Кто такие 'те, которых [Аллах] облагодетельствовал'?
Описание таких людей мы встречаем в суре Ан-Ниса ( Женщины ): «А те, кто повинуется Аллаху и посланнику, пребывают в числе тех, кого облагодетельствовал Аллах: с пророками, праведниками, [мучениками], погибшими в битве за веру, благочестивыми мужами. Прекрасные это соратники» (4:69).
Как мы видим, в этом аяте приводится описание тех, кто был осыпан благами и Милостью Аллаха. Это четыре категории людей: пророки, праведники, мученики и благочестивые.
Из сказанного можно прийти к выводу о том, что для построения здорового, прогрессивного правоверного общества необходимо опираться на пророков и духовных вождей.
Следом за пророками приходит черед искренних и праведных проповедников, чьи слова подтверждаются их делами и чья миссия – нести в люди учение, ниспосылаемое через пророков.
В период складывания таких обществ неизбежно появляются злонамеренные люди, которые пытаются воспрепятствовать продвижению по пути истины. С ними необходимо бороться. В этой борьбе некоторые из защитников правого дела могут погибнуть, оросив своей кровью древо единобожия, и обрести ореол мученика за веру.
борьба и беззаветное служение вере рождают 'благочестивых мужей', благодаря которым общество становится чище, лучше и выше духом.
Именно поэтому святая сура Аль-Фатиха (Открывающая) поощряет нас постоянно, денно и нощно просить Аллаха указать нам путь тех, кто входит в эти четыре категории. Очевидно при этом, что во имя наилучшего выполнения своих обязанностей и задач мы в каждом конкретном случае выделяем для себя одну наиболее соответствующую моменту группу из четырех упомянутых и прилагаем максимум усилий, чтобы следовать ее примеру.