Аль-Фатиха – основа всего Корана




Предание гласит, что Пророк (ДБАР) как-то сказал: «Клянусь именем Того, Кто держит в своей руке мою душу, ничего подобного этой суре (Открывающей) Аллах не ниспосылал: ни в Торе, ни в Евангелии, ни в Псалмах, ни даже в самом Коране. Воистину она Умм аль-Китаб (мать всех книг)» [1], а это означает, что она представляет собой основу всех основ и источник совершенства.

Эта сура, помимо указания на Воскресение, содержит свидетельства единства Божественной сущности, единства Божественных атрибутов, единства Божественных деяний, единства обрядов поклонения. В ней – квинтэссенция всего смысла, вложенного в Коран.

Согласно преданию, Повелителю правоверных Али (ДБМ) принадлежат такие слова: «Все тайны Аллаха сокрыты в Священных книгах, содержание всех Священных книг заключено в Коране, весь смысл Корана сосредоточен в Открывающей, вся суть Открывающей выражена в /бисмиллах/, а все, что содержит в себе /бисмиллах/, выражено буквой /б/ (первой буквой 'бисмиллах')…» [2]

По единодушному мнению наиболее авторитетных комментаторов, это высказывание проливает свет на значение как Священного Корана в целом, так и самой фразы /бисмиллахир-рахманир-рахим/, в которой заключены все знания и вся мудрость от начала и до конца времен. Толкователем и учителем этого знания был святой Пророк (ДБАР), а вслед за ним его истинные преемники, включая Повелителя правоверных Али (ДБМ).[3]

Аль-Фатиха – величайшая честь, оказанная Пророку (ДБАР)

Сура Аль-Фатиха была явлена Пророку (ДБАР) как великий дар, гораздо более значительный, чем остальные суры. Она стоит наравне с самим Кораном. Семь аятов этой суры заключают в себе содержание всего Корана: «Мы даровали тебе семь повторяемых (аятов) и великий Коран» (Ал-Хиджр, 15:87). Эта же мысль содержится и в словах Пророка (ДБАР), которые приводятся в передаче Повелителя правоверных Али (ДБМ): «Воистину, Всевышний Аллах облагодетельствовал меня, ниспослав мне Открывающую, которую он поставил наравне со всем великим Кораном. Фатихат аль-китаб (открывающая Писание) является, вне всякого сомнения, величайшей драгоценностью Небесного престола». [4]

Важность произнесения этой суры

Необходимость произнесения этой суры ввиду ее крайней важности очень часто подчеркивается в мусульманских преданиях и хадисах.

Что же касается воздаяния за ее произнесение, то по словам святого Пророка (ДБАР): «Мусульманин, произносящий суру Аль-Фатиха, будет вознагражден точно так же, как тот, кто прочитал вслух две трети Корана. Награда ему будет такой же, как если бы он одарил добровольным пожертвованием каждого правоверного мусульманина, будь то мужчина или женщина». [5]

Названия этой суры

В преданиях и в книгах, содержащих толкование Корана, эта сура известна под десятью различными заголовками это: Фатихат аль-китаб, Умм аль-китаб, Умм аль-Кур’ан, Саб‘ аль-масани, Аль-вафия, Аль-кафия, Аль-шафия, Аль-асас, Аль-хамд. [6]

* * *


Сура Аль-Фатиха (Открывающая)

(1:1-7)

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿1﴾

الحَمْدُ لِلّهِ رَبِّ العَالَمِينَ﴿2﴾ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ﴿3﴾ مالِكِ يَوْمِ الدِّين﴿4﴾ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ﴿5﴾ اهْدِنَا الصِّرَاطَ المُسْتَقِيمَ﴿6﴾ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ المَغضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلا الضَّآلِّينَ﴿7﴾

1. Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

2. Хвала Аллаху – Господу миров,

3. Всемилостивому, Милосердному,

4. Властителю дня Судного!

5. Тебе поклоняемся мы и к тебе взываем о помощи:

6. веди нас путем прямым,

7. путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что вызвали Твой Гнев, и не заблудших.

* * *

«Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!»

Комментарий

У большинства народов мира есть обычай произносить вслух имя кого-либо из великих или пользующихся всеобщей любовью людей, чтобы тем самым придать большую значимость и вес своему делу. Другими словами, приступая к какому-нибудь делу, они с самого начала связывают его с именем этого человека.

Из всех существ Аллах единственный является бессмертным, а потому любая работа, какая бы она ни была, должна начинаться с произнесения Его Святого Имени. Она должна быть окружена ореолом его света, и только Его одного следует просить о помощи во всех делах. Итак, читая первый аят Корана, мы произносим: «бисмиллахир-рахманир-рахим» (Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!). Это действие нужно осуществлять не просто как акт речи, но со всей искренностью и осознанием его значимости, поскольку, связав свое дело с Аллахом, мы придаем ему нужную направленность, не позволяем ему уклониться от цели, и тогда наше начинание будет несомненно успешным и благословенным.

Святой Пророк (ДБАР) говорил: «Если то или иное важное дело начинается без слов /бисмиллах/, оно обречено на неудачу» [7].

Приведя эти слова Пророка (ДБАР), Повелитель правоверных (ДБМ)добавил: «Приступая к любому делу, человек должен произнести /бисмиллахир-рахманир-рахим/. Это означало бы, что он начинает работу с именем Аллаха на устах, а дело, начатое с именем Аллаха, всегда благословенно». [8]

По поводу важности и непревзойденного совершенства фразы /бисмиллах/ Али ибн Муса ар-Риза, согласно преданию, говорил: «(Святые слова /бисмиллахир-рахманир-рахим / ближе к прекрасным именам Аллаха, чем зрачок глаза к его белку». [9]

Ибн Аббас также цитирует слова святого Пророка (ДБАР), который сказал: «Как только учитель говорит ребенку, чтобы тот прочитал /бисмиллахир-рахманир-рахим/, и ребенок произносит эти слова, Аллах делает его, его родителей и учителя неуязвимыми (для огненной геенны)». [10]

Имам Садык (ДБМ)говорил: «Нет ни одной Священной книги, ниспосланной людям с небес, которая не начиналась бы словами /бисмиллахир-рахманир-рахим/». [11]

Шейх Садук с своей книге «Хисал» цитирует такие слова имама Бакира (ДБМ): «Приступая к делу, неважно, малому или великому, мы должны произнести /бисмиллахир-рахманир-рахим/, чтобы снискать этому делу благословение свыше». [12]

Другими словами, только работа, освященная именем Аллаха, будет продвигаться ровно и без сбоев.

Фраза /бисмиллахир-рахманир-рахим/, с которой начинается сура, учит нас просить у Аллаха помощи Его чистой, безупречной Сущности в любом начинании. Именно поэтому Всевышний Аллах в первых же аятах, явленных святому Пророку (ДБАР), повелел, чтобы он, приступая к распространению Ислама, вершил свое великое дело во имя Аллаха: «Читай [Откровение] во имя Господа твоего…» (Аль-‘Алак (Сгусток) - 96:1). Вспомним, что Ной (ДБМ), обращаясь во время Потопа к своим сподвижникам, сказал : «…Отправляйтесь в ковчеге! Именем Аллаха плывет он и останавливается…» (Худ, 11:41), а царица Савская, получив письмо от Соломона (Сулеймана), говорит: «Оно ведь от Сулеймана, и в нем (говорится): 'Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного…'» (Ан-Намль (Муравьи) - 27:30).

Следуя этому принципу, все суры Корана (кроме девятой – Ат-тауба) начинаются с / бисмиллах /,[13] благодаря чему и достигается важнейшая цель: наставить человека на путь истинный и привести его к успеху и изобилию, не позволяя ему вкусить горечь неудачи.

Когда мы, приступая к какому-либо делу, призываем на помощь всесильного Аллаха, чье могущество не знает себе равных, то психологически ощущаем прилив энергии, что придает нам большую уверенность в себе: мы стараемся сделать больше, быть настойчивее, смелее бороться с трудностями, быть оптимистами, чувствуя при этом, что наши намерения и сущность наших деяний становятся чище. Произнесение имени Аллаха в начале любого дела – залог будущего успеха.

Сколько бы мы ни говорили здесь о значении этого аята, все равно этого будет недостаточно, ибо, согласно преданию, имам Али (ДБМ), комментируя его, говорил о нем Ибн Аббасу с вечера до самого утра, но все его разъяснения не пошли дальше буквы /б/ - первой буквы фразы /бисмиллахир-рахманир-рахим/. [14]

* * *

Пояснение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: