Текст двадцати девяти сур Корана начинается с похожих на сокращения отдельных букв, так называемых /мукатта‘ат/, которые внешне не связаны друг с другом, то есть не образуют никаких значимых словоформ. однако повсюду, где есть такие буквы, сразу за ними следуют высказывания, посвященные Корану и его значению. Уже сам этот факт указывает на наличие какой-то связи между этими буквами и происхождением Корана. Так, например, в суре Ан-Намль (Муравьи)говорится: «Та, син. Это – аяты Корана, ясного Писания» (27:1). И таких примеров в Коране – множество.
Встречающиеся в Коране отдельные буквы всегда оставались загадкой. По словам богословов и толкователей Корана, буквы в начальных строках ряда сур, такие как ' Алиф, лам, мим ' и т.п., являются 'иносказательными выражениями' Священной Книги. В них заключена тайна, скрытая от всех, кроме Пророка (ДБАР) и его последователей (ДБМ), которые оставили нам некоторые мысли и высказывания на сей счет.
1. Повелитель правоверных Али (ДБМ) сказал: «В каждой книге есть квинтэссенция. Квинтэссенция этой Книги [Корана] заключена в 'буквенных сокращениях'». [44]
2. Рассказывают, что имам Садык (ДБМ) как-то сказал: « ' Алиф, лам, мим ' – это часть букв одного из 'прекрасных имен' Аллаха. Эти буквы разбросаны в беспорядке по всему тексту Корана, и каждый раз, когда Пророк (ДБАР) и безгрешные имамы (ДБМ) называют Аллаха этим именем, их молитва принимается Всевышним». [45]
3. Рассказывают, что имам Али ибн аль-Хусейн (ДБМ) сказал однажды: «Курайшиты и иудеи отвергли Коран со словами: 'Это всего лишь фокус. Он сам его написал'. Тогда Аллах произнес: 'Алиф, лам, мим. Это [подлинная] книга…', другими словами: 'О Мухаммад! Эта книга, что ниспослана тебе, составлена из отдельных букв и среди них 'Алиф, лам, мим'. Это те же самые буквы, что и буквы алфавита, который вы [люди] используете в своих словах. Если вы искренни, то создайте что-либо подобное». [46]
|
4. По преданию, Ибн Аббас и Акрама утверждали, что эти буквы есть 'буквы клятвы' так же, как и 'Имя Аллаха ', которым он поклялся.
Причина того, что Аллах поклялся этими буквами, кроется, вероятно, в том, что им придается особое значение и величие, поскольку в них выражены несравненное великолепие и недосягаемая высота Аллаха, а также все тайны сотворенного мира. Все науки от начала и до конца, вся повседневная деятельность людей, организация общественной жизни, обмен информацией во всем мире, развитие промышленности, торговых отношений между людьми, браки, нормы и правила общественного поведения, религиозное право - все это зависит от букв, из которых состоит алфавит. Переход древних цивилизаций к последующим этапам своего развития стал возможен только благодаря дарованной им свыше письменности, позволившей фиксировать достижения мысли. Даже эта книга комментариев, в которой отражены положения Божественных законов и изложены постулаты Корана, издается и распространяется во всем мире на различных языках, в том числе и на английском, только благодаря существованию букв алфавита. Кроме того, клянутся обычно чем-то большим и важным. Буквенные сокращения в Коране обладают такой важностью и величием. Вот почему Аллах Всевышний, клянясь буквой алфавита, говорит: «Нун. Клянусь каламом [письменной тростью] и тем, что пишут» (Аль-Калам (Перо) - 68:1).
|
В многочисленных оригинальных толкованиях и в книгах преданий, составленных видными мусульманскими авторами, содержится более сотни различных высказываний по поводу буквенных сокращений в Коране.
Достоин внимания и взгляд на этот вопрос ряда авторитетных личностей, которые считают, что за этими буквами стоит мысль о том, что эта Божественная книга, столь славная и чудесная, что вызывает восхищение выдающихся ораторов - арабов и неарабов, книга, подобную которой не под силу создать ни одному из писателей, не говоря уже об остальных людях, состоит из тех самых букв арабского алфавита, которые доступны любому из смертных. Этот факт еще раз доказывает, что Коран не является плодом человеческого разума, а представляет собой абсолютное откровение и потому никто не может воспроизвести что-либо подобное ему.
Имам Али ибн Муса ар-Риза (ДБМ), согласно преданию, говорил: «Воистину, Коран был написан теми же буквами, которыми каждодневно пользуются все арабы». Аллах Достославный и Всемогущий сказал: «Скажи [о Мухаммад]: 'Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу» (Аль-Исра‘ (Ночной перенос) - 17:88).
* * *
«Это Писание – нет сомнения в том – руководство для богобоязненных…»
Комментарий
Следом за буквенным сокращением в суре говорится о значении этой Божественной Книги:
«Это Писание – нет сомнения в том …»
Смысл этих слов можно понять так, что Аллах пообещал однажды Своему Пророку (ДБАР) ниспослать книгу, чтобы она служила руководством людям, и вот теперь он исполнил обещание. Ведь это – Книга, где содержатся путеводные наставления для искателей истины, и те, кто уверовал, не испытывают на этот счет никаких сомнений.
|
Коран гласит, что в этой Книге нет сомнений, и это не просто слова. Они означают, что сама стилистика Корана уже свидетельствует о его подлинности. Другими словами, знаки истинности, величия и непоколебимой уверенности, которые сочетаются в нем с глубиной и многогранностью смысла, элегантностью и изяществом изложения, красотой стиля, столь очевидны, что никакие сомнения и соблазны не могут помешать искателю истины проникнуться безграничной убежденностью в его подлинности.
Примечательно, что с течением времени Коран ничуть не утратил своей свежести, более того, его постулаты становились еще весомее по мере того, как наука раскрывала все новые тайны сотворенного мира. Чем выше уровень развития мировой науки и производства, тем очевиднее становится блеск и великолепие стихов Корана.
И это не просто звонкая фраза, а реальный факт, о чем и будет идти речь, да будет на то воля Аллаха, в этой книге.
* * *
Пояснение
Что такое руководство?
В Коране часто встречается понятие 'руководство', 'наставление'. Чаще всего оно толкуется в двух основных смыслах: Божественное руководство и Религиозное руководство.
А) Божественное руководство присуще всем живым существам сотворенного мира. (Другими словами, Божественное руководство означает указание Аллахом всему сущему верного пути в соответствии с устройством сотворенного Им мира, который, в свою очередь, регулируется твердыми законами и тайными механизмами бытия.)
В Коране есть несколько аятов, имеющих непосредственное отношение к этому вопросу. Так, в одном из аятов Коран провозглашает устами Моисея (ДБМ): «…Наш Господь – Тот, Кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь» (Та-ха, 20:50).
Здесь следует отметить, что те, кому не достает веры, делятся на две категории. К первой из них относятся люди, которые, в общем, не чураются истины и имеют в своей душе достаточно набожности, чтобы при встрече с истиной принять ее.
А ко второй принадлежат упрямые и развращенные фанатики, которые не только не ищут истину, но и, встретившись с ней, всячески стараются погасить ее свет.
Совершенно очевидно, что Коран, как и любое другое Священное писание, всегда служил благу первой категории людей, тогда как вторая категория никак не желает пользоваться его светом. Поэтому в Коране и говорится: «Мы ниспосылаем Коран как исцеление и милость верующим, а грешникам он только добавляет урон» (Аль-Исра‘ (Ночной перенос) - 17:82).
Известно, что на засоленной почве гиацинт не зацветет и после тысячи дождей. Но если эту землю вспахать, удобрить и подготовить к севу, то каждая капля выпавшего дождя будет ей во благо.
Сказанное верно и для почвы человеческой души. Она должна очиститься от упрямства и враждебности, в противном случае семена наставления не дадут в ней всходов. Вот что Аллах говорит о Коране: «Это… – руководство для богобоязненных» (2:2).
Б) Религиозное руководство осуществляется пророками и Священными писаниями. Посредством их учений и назиданий люди идут вперед по пути самосовершенствования. Об этом много говорится и в самом Коране, как например, в этом аяте: «Мы поставили их имамами (предводителями), которые по Нашему велению ведут [людей] на прямой путь…» (Аль-Анбия (Пророки) - 21:73).
* * *