Молитва – это один из столпов Ислама, средство сближения с Аллахом, выражение покорности Ему, благодарность за Его бесконечную милость, следование примеру святого Пророка (ДБАР) и пречистых имамов (ДБМ), прочная нить, связывающая человека с Богом, а также дверь, которая постоянно открыта для испрашивания и получения у Аллаха помощи и наставления и закрыта для ошибок и прегрешений. Молитва – это единственный выход, через который вера, живущая в наших сердцах, может вылиться в поступки, обещая вступление в мир вечного счастья и на земле, и на небе.
Достоинствам обряда молитвы посвящено немало стихов в Священном Коране и множество высказываний, которые цитируют мусульманские источники. первостепенное значение молитвы подтверждают многие доводы как рационального, так и религиозного плана.
Ниже мы приводим мысли покойного автора книги «Джавахир аль-калам» (том 7, стр. 1). Его размышления основываются на содержании коранических стихов и ряда достоверных хадисов.
«Молитва – это действие, предотвращающее совершение гнусных и непристойных поступков. Во время молитвы остывает пламя геенны, а чистый душой верующий устанавливает с Аллахом связь, благодаря которой получает возможность духовного самосовершенствования. Подобно водной струе, что смывает грязь с тела, молитва смывает с верующих их грехи, а ее совершение пять раз в день можно сравнить с многократным омовением под этой струей. Ведь и Иисусу (ДБМ), и другим пророкам (ДБМ) Аллах повелел молиться на протяжении всей жизни.
молитва – это один из столпов Ислама. Это наилучший из поступков и наиважнейший из обрядов (предписанных Исламом). Она служит мерилом всех других деяний человека. Так, только совершив полный обряд молитвы, человек получает целиком воздаяние за свои прочие поступки, потому что все его добрые дела принимаются Небом только с молитвой. Подобно центральному шесту, на котором держится вся палатка, молитва является столпом, поддерживающим все остальные ритуалы и обряды, и все религии в целом. Поэтому первое деяние смертного, которое будет взвешиваться в Иной жизни и за которое с него там спросится, - это 'молитва'. Если его молитва будет принята, то и все остальные его [добрые] дела, которые он совершил на своем земном пути, будут оценены по достоинству и приняты. Но если она будет отвергнута, то остальные его благие поступки даже не будут рассматриваться и, непринятые, вернутся к нему. Учитывая сказанное, не стоит удивляться, когда тот, кто пренебрегает молитвой, получает прозвище 'неверующий'. И это соответствует истине, особенно, если причина отказа от молитвы кроется в неприятии самой религии. По словам имама Садыка (ДБМ), он не знает ничего лучше, выше и благостнее для Аллаха, чем молитва. Он (ДБМ) даже говорил, что считает ежедневную пятиразовую молитву обязательной для мусульманина. Тот, кто молится все пять раз точно в положенное время, в день Суда встретится с Аллахом, ведь у него в руках находится договор, по которому он, благодаря каждодневной молитве, имеет право на пребывание в раю. Но тот, кто пренебрегает обязательной молитвой, или нарушает ее сроки, должен будет дожидаться решения Аллаха: простить его, или покарать. Такая молитва лучше, чем двадцать хаджей, каждый из которых, в свою очередь, предпочтительней, чем полная комната золота, розданного как подаяние ради Аллаха. Обязательная молитва лучше, чем тысяча хаджей, каждый из которых стоит больше, чем весь мир со всем, что в нем есть. Воистину, покорность Аллаху есть служба Ему на земле, а никакая служба не может сравниться с молитвой. поэтому ангел и принес Захарии (ДБМ) благую весть именно во время молитвы в святилище. Когда человек готовится к совершению молитвы, Небеса осыпают его своими дарами, а вокруг него собираются ангелы. И ангел провозглашает, что если бы сей молящийся раб знал, что содержит в себе молитва, он ни за что не стал бы ею пренебрегать…
|
|
Восьмой святой его светлость имам Риза (ДБМ) писал по поводу проблем, возникших у Мухаммада ибн Санана, что значение молитвы объясняется тем, что она представляет собой признание человеком Власти Аллаха, Всемогущего и Достославного, и отрицание существования равного Ему. Творить молитву, значит смиренно, униженно и покорно предстать перед Всевышним Аллахом и просить у Него прощения за совершенные прегрешения. Во время молитвы человек несколько раз касается лбом земли в знак прославления Всевышнего и постоянной памяти о Нем. Обращенная к Аллаху молитва оберегает верующего от зла и помогает ему избежать любых безнравственных поступков и прегрешений». [52]
* * *
Отношения с людьми
Помимо постоянного общения с Аллахом, набожный человек всегда тесно связан с другими людьми – творениями Аллаха. Именно это стоит за третьим признаком набожности, который упоминается в этом аяте Корана: «…раздают милостыню из того, что Мы определили им в удел».
|
Примечательно, что в Коране не говорится 'раздают милостыню из того, чем они владеют'. Там сказано: «…из того, что Мы определили им в удел». Благодаря такой формулировке понятие 'милостыни' приобретает настолько широкий смысл, что охватывает все материальные и духовные блага, дарованные Аллахом.
Таким образом, набожные люди жертвуют на благотворительные цели не только из своего материального достояния, но и из своего духовного богатства, то есть безвозмездно делятся сведениями, научными знаниями, интеллектом, физической силой и общественным весом, которые Аллах определил им в удел. Они жертвуют из принадлежащего им капитала в пользу нуждающихся, не требуя за это никакого возмещения.
Заметим, что необходимость делиться своим достоянием с неимущими является общим правилом для всего материального мира. Это качество присуще самой природе любого живого существа. Сердце человека бьется не для самого себя, а делится всем, что у него есть, с каждой клеточкой организма. Мозг и легкие, равно как и другие органы тела, постоянно делятся с остальным организмом жизненной энергией, которую они вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности. Да и вообще, можно сказать, что без благотворительности жизнь общества теряет свой смысл.
Искренние гармоничные отношения с окружающими людьми означают, по существу, гармонию и постоянство в отношениях с Аллахом. Человек, связанный с Аллахом и знающий, что все блага и все средства к его существованию происходят от Него и не являются плодами лишь его собственных усилий, никогда не станет возражать против пожертвований на благотворительные цели и с радостью будет делиться Его дарами с Его рабами, следующими по Его пути. Ведь такой человек, в конечном счете, остается в выигрыше, получая в результате своей благотворительности духовное и физическое вознаграждение. (Значение благотворительных пожертвований и вознаграждение за них подробнее рассматриваются в комментарии к аятам 261 – 274 суры Аль-Бакара.) Как бы то ни было, такой умственный настрой очищает душу человека от скаредности и зависти. Благодаря ему мир, где господствует 'борьба за существование', уступает место миру 'гуманизма и цивилизованности', миру, где каждый обязуется делиться своим достоянием с неимущими членами общества подобно тому, как солнце дарит свой свет всему окружающему, не требуя ничего взамен.
Стоит заметить, что по поводу фразы «…раздают милостыню из того, что Мы определили им в удел» имам Садык (ДБМ), согласно преданию, говорил: «Она означает, что люди делятся [и обучают тех, кто в этом нуждается] теми сведениями и научными знаниями, которым научил их Аллах». [53]
Очевидно, что из этого высказывания вовсе не следует, что пожертвования делаются только в виде знаний, но, поскольку, заводя речь о благотворительности, мы, как правило, обращаем внимание только на денежную сторону дела, имам Садык (ДБМ) говорит о духовных пожертвованиях, давая тем самым понять, что явление благотворительности имеет более широкое толкование.
Сказанное выше отчетливо указывает на то, что слово 'милостыня' в рассматриваемом аяте означает не только 'обязательное подаяние' /закат/, а подразумевает пожертвования на благотворительные цели в целом, вне зависимости от того, является ли это обязательной нормой поведения или просто рекомендуемым поступком. Следовательно, данное слово означает здесь любой вид помощи, оказанной безвозмездно.
* * *
«… тех, кто верует в ниспосланное тебе [Мухаммад] и ниспосланное до тебя [другим пророкам] и убеждены, что [существует] загробная жизнь»
Комментарий
Еще одним признаком набожности человека является его вера во всех пророков и в Божественное Провидение. Коран гласит, что набожный - это тот, кто верует в ниспосланное Пророку Мухаммаду (ДБАР) (т.е. в Коран) и ниспосланное до него (другим пророкам, т.е. в Тору, Евангелие, Псалмы Давида и другие Священные Писания).
Таким образом, набожные люди не просто ощущают отсутствие различий между основными положениями учений всех пророков, но знают, что все пророки были учителями истины, подлинными наставниками в этой великой школе человечества, куда они по очереди приходили и убеждали людей встать на путь самосовершенствования. Более того, набожный человек не только не считает существование других мировых религий поводом для раздора и двуличия, но, учитывая их принципиальное единство, видит в них средство для установления связей и искреннего общения между народами разных стран.
Те, кто не согласен с этим, должны очистить свои души и умы от скверны упрямства и уверовать в то, что несли людям пророки Аллаха, дабы наставить человечество на путь Господа, путь самосовершенствования. Человеку пристало уважать всех 'наставников', указывавших путь к 'единобожию'.
Вера в учения пророков прошлого (ДБМ), естественно, не означает отказа от необходимости приводить свои мысли и поступки в соответствие с постулатами религии последнего из пророков (ДБАР), которая представляет собой последнее, завершающее звено в цепи религиозных учений. Такой отказ означал бы, по существу, шаг назад на пути совершенствования и развития.
Вера в Воскрешение из мертвых упоминается здесь как последний из признаков набожности.[54]
«… и убеждены, что [существует] загробная жизнь»
В этой фразе, которая звучит по-арабски как /ва биль-ахирати хум йукинун/, слово /йукинун/, являющееся производным от /йакин/, означает состояние убежденности и уверенности, достигнутое /муттакин/ 'набожными', благодаря полученным ими несомненным доказательствам и неопровержимым свидетельствам. Одной из отличительных черт /муттакин/ является их непоколебимая убежденность и уверенность в том, что конечная цель жизни здесь состоит в движении к Абсолюту и в достижении мира, лежащего за пределами земного бытия.
Они уверены в том, что человек создан не без цели и предназначения. При сотворении для него был намечен маршрут, который никогда не заканчивается со смертью. все великие идеи, грандиозные события и катаклизмы, происходящие в мире, были бы пустой суетой, будь они предназначены только для краткого мига бренной жизни.
Набожный человек верит в то, что все человечество ждет Абсолютная Справедливость Высшего Суда и что не могут наши деяния в этом мире исчезнуть бесследно, оставшись без расплаты и воздаяния.
Эта вера вселяет в него спокойствие и равновесие духа. Он не только не испытывает никаких стрессов в связи с выполнением возложенных на него обязанностей, но, наоборот, испытывает радость от их отправления. Он тверд перед лицом неудач. Он не мирится, сталкиваясь с несправедливостью. Он уверен в том, что ему воздастся за любой, даже самый незначительный поступок как плохой, так и хороший, а после смерти он перенесется в иной, более совершенный мир, где не будет ни жестокости, ни угнетения, но где его ждет бесконечная благосклонность и милость справедливейшего Аллаха.
Верить в Иной мир - значит сломать стены материализма и выйти в мир счастья, который лучше и выше, чем тот, в котором мы живем. Наш нынешний мир – это как школа, где человек должен проявить максимум прилежания, чтобы подготовить себя к жизни в грядущем мире. Жизнь здесь - это не конечная цель, а лишь подготовка к вечной жизни в Ином мире.
Жизнь в материальном мире очень похожа на внутриутробный период развития человеческого плода. Этот период, естественно, не является целью сотворения человека, а представляет собой лишь эволюционную ступень в преддверии последующего этапа его бытия. И тем не менее, если плод не пройдет эту ступень, оставаясь невредимым вплоть до полного вызревания и появления на свет, его последующая жизнь не будет ни благополучной, ни счастливой.
Вера в Иную жизнь оказывает глубочайшее воздействие на поведение человека. Она наделяет его мужеством и отвагой, а 'мученическая смерть' во имя святой цели является вершиной гордости и славы, самой желанной наградой в жизни верующего. Ведь для него мученичество – это начало иной, вечной жизни.
Вера в Иную жизнь оберегает человека от греха. Можно сказать, что количество совершенных грехов обратно пропорционально силе нашей веры в Аллаха и в Иную жизнь. Чем крепче и непоколебимее наша вера, тем меньше на нас греха. Руководством для нас здесь служат слова Аллаха, обращенные к Давуду (ДБМ): «…суди же среди людей по справедливости и не поддавайся чувствам, ибо они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину тем, кто сходит с пути Аллаха, уготовано суровое наказание за то, что запамятовали о дне расплаты» (Сад, 38:26).
Да, забывчивость человека, не помнящего о 'дне Расплаты', является источником всяческой строптивости, жестокости и разврата, которые в совокупности навлекут на него суровую кару.
* * *
«Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и они – достигшие успеха»
Комментарий
Последний из группы рассматриваемых аятов говорит о цели, к которой идут набожные люди, обретшие все пять упомянутых качеств, и о результате, к которому они пришли.
«Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и они – достигшие успеха»
По сути дела, и наставление их на путь истинный, и их преуспеяние на этом пути Аллахом для них гарантированы. Так что, можно сказать, что единственный путь к спасению и счастью — это путь, которым идут люди, получившие, благодаря обретению пяти упомянутых достоинств, наставление Аллаха. Местоимение /уля’ика/ 'те' имеет ограничительный смысл и подчеркивает, что речь идет только о набожных людях, поскольку, хотя руководство и наставление Аллаха всегда имело и имеет всеобщий характер, только люди, обладающие такими достоинствами и избравшие узкую тропу, по которой их ведет Аллах, смогут воспользоваться благами, которые сулит этот путь, и добиться успеха в жизни в этом и Ином мире.
Ранее уже говорилось, что термин /хидаят/ 'руководство, наставление' имеет широкое значение и включает в себя все виды руководства, которое осуществляется только Им одним. Это – и Божественное, и религиозное, и природное руководство. Отдельные стороны понятия 'руководства' уже рассматривались ранее в комментарии к аяту 6 суры Аль-Фатиха. [55]
* * *
Сура Аль-Бакара (Корова)
Аяты: 6-7
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا سَوَآءٌ عَلَيْهِمْ ءَأَنْذَرْتَهُمْ أَمْ لَمْ تُنْذِرْهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ﴿6﴾ خَتَمَ اللّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴿7﴾
6. Воистину, те, которые не уверовали, им все равно, увещевал ли ты их или не увещевал, [они]не уверуют [в Аллаха].
7. аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – пелена, и [уготовано] им великое наказание.
Комментарий