Разделение людей в этом аяте на две категории предполагает, что у каждой из них имеются свои характерные особенности.
Чтобы более четко показать эти особенности, мы предлагаем вашему вниманию три следующих комментария:
1. Из того, как употребляются слова /магдуби ‘алайхим/ 'навлекшие на себя гнев' в различных сурах Корана, мы можем сделать вывод о том, что их положение хуже, чем у /даллин/ 'заблудших'. Другими словами, 'заблудшие' – это просто выбравшие неверный путь, а 'навлекшие на себя [Его] гнев' - это те, кто избрал неверный путь и упорствует в своем заблуждении. Сказанное выше объясняет тот факт, что Коран неоднократно призывает Гнев и Проклятье Аллаха на головы последних. Тому есть немало примеров. Вот некоторые из них:
«Падает гнев Господа на тех, кто отрекся от Него…» (Ан-Нахль (Пчелы) - 16:106).
«…чтобы подвергнуть наказанию лицемеров – как мужчин, так и женщин, а также многобожников – и мужчин и женщин, которые думают дурное об Аллахе. На них обрушатся удары судьбы, а Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них ад. Скверная это обитель!» (Аль-Фатх (Победа) - 48:6).
Однако эта группа, то есть 'навлекшие на себя [Его] гнев', - это те, кто помимо отказа уверовать, выбрал для себя путь упорствования в своем неверии и враждебности Аллаху, и всякий раз, когда для этого представлялась возможность, нападал и даже наносил раны духовным лидерам и пророкам (ДБАР). Как гласит сура Али-Имран (Семейство Имрана): «Поражены они гневом Аллаха, постигла их бедность! И все это за то, что они отвергали знамения Аллаха и убивали незаслуженно пророков, за то, что были ослушниками и преступниками» (3:112).
2. Ряд комментаторов полагает, что /даллин/ 'заблудшие' подразумевает сбившихся с пути христиан, а под /магдуби ‘алайхим/ 'навлекшие на себя гнев' имеются в виду сбившиеся с пути иудеи.
|
Такая идея возникла вследствие различия в реакции представителей этих двух конфессий на приглашение принять Ислам. Так, в различных аятах Корана прямо говорится о том, что в ответ на призыв принять Ислам сбившиеся с пути иудеи демонстрировали недоброжелательство и вражду, даже несмотря на то, что в самом начале именно их ученые мужи и богословы принесли благую весть о грядущем наступлении эры Ислама. Однако очень скоро под воздействием ложных идей, представлений и верований, а также ввиду угрозы их финансовым интересам они превратились в самых непримиримых врагов Ислама и делали все, что было в их силах, дабы помешать его распространению. (И сегодня сионизм и сионисты занимают такие же позиции в отношении Ислама и мусульман).
Поэтому и определение этой группы людей как 'навлекшие на себя [Его] гнев' представляется совершенно верным.
Что же касается сбившихся с пути христиан, которые встретили Ислам без проявления враждебности, а лишь утратили верные ориентиры из-за своего ошибочного толкования Божественного учения, приведшего их к отрицанию истины, то их Коран именует 'заблудшими'. Вместо того, чтобы принять истинное единобожие и уверовать в единственного Аллаха, они продолжали верить в Отца, Сына и Святого духа, а уже одно это является ярчайшим примером 'отхода' от правильного пути и 'заблуждения'.
В мусульманских хадисах и преданиях выражение /магдуби ‘алайхим/ 'навлекшие на себя гнев' также интерпретируется как означающее иудеев, а /даллин/ 'заблудшие' – заблудших христиан. Основания для такой интерпретации те же самые, что и приведенные выше.
|
3. Можно допустить также, что /даллин/ 'заблудшие' относится к тем, кто, сбившись с пути, не пытается упрямствовать, убеждая и других последовать его примеру, тогда как /магдуби ‘алайхим/ 'навлекшие на себя гнев' означает тех, кто, запутавшись сам, еще старается сбить с толку и других, то есть пытается активно влиять на остальных, чтобы сделать их похожими на себя.
Такое толкование этого выражения подкрепляется аятами, где говорится о людях, которые мешают другим идти по прямому пути и характеризуются в Коране как 'сбивающие людей с пути Аллаха '. Так, в суре Аш-шура (Совет) говорится: «Доводы тех, которые спорят об Аллахе, после того как они признали Его, беспомощны пред их Господом, и на них [падет] гнев Аллаха, и им уготовано суровое наказание» (42:16).
На этот счет есть немало преданий и высказываний, среди которых есть и высказывание Повелителя правоверных Али (ДБМ), который говорил:
«Всякий, кто не уверовал в Аллаха, навлек на себя Его гнев, ибо он сбился с Его пути». [38]
В книге 'Ма‘ани' приводится такое высказывание Пророка (ДБАР): «Шииты (последователи Али (ДБМ) - это те, кому Аллах ниспослал дар /вилаят/ (любви) Али ибн Аби Талиба. Нет на них гнева Аллаха, и не сошли они с прямого пути». [39]
* * *
Молитва
Господи! Не причисляй нас к числу навлекших на себя Твой гнев и заблудших, и считай нас правоверными, последователями школы членов семьи Мухаммада (ахл аль-бейт) (ДБМ).
|
Господи! Веди нас по прямому пути во всех наших делах, невзирая ни на какие обстоятельства.
Господи! Благодарим Тебя за этот Божественный дар и говорим: «Хвала Аллаху, и только ему одному, за то, что Он ввел нас в круг тех, кого ведет нерушимая любовь к Али ибн Аби Талибу и другим непогрешимым Имамам (ДБМ)».
Конец
Суры Аль-Фатиха
(Открывающая Коран)
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
Сура 2: Аль-Бакара (Корова)
(286 аятов)
Содержание суры
Сура Аль-Бакара содержит 286 аятов, что делает ее самой длинной из сур Корана. Никто не оспаривает того факта, что эта сура была явлена не за один раз, а ниспосылалась по частям по мере того, как этого требовали менявшиеся с течением времени обстоятельства жизни мусульманской общины города Медины. Точно так же неоспорим и факт глубочайшего влияния этой суры на вопросы веры и многие практические стороны жизни мусульман (социальной, политической, экономической и духовной). Ведь в ней затрагиваются очень многие вопросы, в частности:
В ней содержатся некоторые размышления по поводу единобожия и обретения знания об Аллахе, и в первую очередь, - посредством постижения тайны сотворения мира.
В ней имеется большое количество высказываний о Воскресении после смерти и приводится несколько ярких примеров на этот счет: история Авраама (ДБМ), история о том, как были возвращены к жизни птицы, а также история Эзры.
В ней приводятся некоторые факты, свидетельствующие о неподражаемости Корана и важности этой Священной Книги.
В ней подробно рассматривается и разъясняется тема иудеев и лицемеров, их особая ненависть к Исламу и Корану, нашедшая подтверждение в их злобных выпадах и происках против мусульман.
В ней излагаются некоторые эпизоды истории Великих Пророков, включая Авраама (ДБМ) и Моисея (ДБМ).
В ней формулируются некоторые постулаты Ислама, регулирующие различные стороны жизни мусульман, такие как молитва, пост, священная война во имя Аллаха, паломничество в Мекку, перенесение 'киблы' (точка, к которой мусульманин обращается лицом во время молитвы) из Иерусалима в Мекку, брак и развод, торговля и погашение задолженностей, а также содержится множество предписаний, касающихся ростовщичества. Много говорится в суре о подаянии во имя Аллаха. Рассматриваются в ней и проблемы возмездия, и запрещения употреблять в пищу некоторые сорта мяса, играть в азартные игры, пить вино, а также ряд вопросов, связанных с составлением завещаний и распоряжений на случай смерти и т.п.
сура названа 'Корова' по ассоциации с историей о корове израильтян, рассказанной в аятах с 67 по 73, комментарий и пояснения к которым приводятся ниже, в порядке толкования текста суры.
* * *