Субъект Российской Федерации | Республика Коми |
Полное наименование образовательной организации | Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина |
Наименование органа студенческого самоуправления | Объединенный совет обучающихся СГУ им. Питирима Сорокина |
Номинация конкурса | Лучшая система обучения и подготовки студенческого актива |
Название уникальной практики (технологии) | Открытое всероссийское образовательное мероприятие "Студенческие наставники и тьюторы " |
Проблема, которую решает данная практика | Данная практика позволяет решить проблему адаптации первокурсников: на начальном этапе профессиональной подготовки являются наиболее значимыми для дальнейшей успешной деятельности студента. Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на поведение студента первого курса, на его взаимоотношения с другими обучающимися и преподавателями университета, является необходимость привыкания к новым условиям обучения, освоение новой социальной роли - студента высшего учебного заведения. Исходя из этого во многих образовательных учреждениях существует система наставничества, но реализуется она по-разному. Не развитые механизмы взаимодействия систем наставничества разных образовательных организаций не позволяют создать единую площадку для обмена опытом. |
Краткое описание практики | «Студенческие наставники и тьюторы» – проект, посвященный обучению тьюторов и наставников студенческих групп вузов и ссузов России. Образовательная программа семинара опирается на лучшие практики адаптации первокурсников и наставничества, существующие в образовательных организациях нашей страны. Ключевая цель проекта: обмен и обобщение опыта экспертов и студентов разных учебных заведений. В течение 3 дней участники пополняют знания, делятся наработками в области тьюторства и наставничества. Разрабатывают индивидуальный план развития наставника, который поможет усовершенствовать не только самого себя, но и тьюторскую систему своего учебного заведения. Задачи: - Собрать более 130 участников с разных регионов страны (более 20) - Создать площадку для обмена опытом; - Создать эффективную модель системы наставничества - Разработать практические рекомендации для тьюторов по организации и проведению мероприятий в области наставничества в образовательных организациях - Разработка программы корпусов тьюторов/наставников на ближайший учебный год в образовательных организациях Программа для участников делится на 3 категории: новички; руководители; сотрудники вузов; Количественные показатели: 1. В мероприятии 2018 году приняло участие 130 человек из 23 регионов и 29 образовательных организаций. 2. Созданы условия для обучения 130 тьюторов/учащихся высших и средних образовательных организаций для приобретения надпрофессиональных навыков, а также для анализа своих возможностей и способностей для соотнесения их с запросами работодателей на рынке труда (сформирована потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности). 4. Сформирована сеть взаимодействия и поддержки вузовских команд наставников с охватом 23 региона РФ; 5. Более 10 000 участников программ по адаптации для обучающихся первого курса образовательных организаций, реализованных при участии подготовленных наставников на проекте. Качественные показатели: 1. Получение участниками знаний в области наставничества, и разработка программы корпуса тьюторов на ближайший учебный год в образовательных организациях 2. Выработка практических рекомендаций для тьюторов по организации и проведению мероприятий в области наставничества в образовательных организациях 3. Налаживание эффективных организационных контактов между студенческими объединениями вузов в области наставничества 4. Реализация единой образовательной программы и рекомендаций для наставников в образовательных организациях и формирование базы единых стандартов их работы 5. Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в образовательных организациях; 6. Повышение уровня успеваемости и активной социальной позиции среди первокурсников образовательных организаций; 7. Улучшение информирования по всей учебной и внеучебной деятельности на первых этапах обучения студентов в университетах; 8. Оказание помощи первокурсникам в раскрытии их талантов и способностей путем привлечения в научную и внеучебную деятельность вузов; 9. Развитие студенческого самоуправления на всех уровнях организации учебно – воспитательного процесса в вузах. |
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами (если имеются) | Форум стал первой крупнейшей площадкой в России для обмена опытом в области наставничества, а также первым мероприятием, на котором все внимание участников было посвящено только тьюторству и всевозможным его аспектам. Реализация проекта положила начало единой системы организации работы с тьюторов/наставников в образовательных организациях и будет способствовать развитию механизмов поддержки наставничества, вовлечению студентов в жизнь своей образовательной организации и, опосредованно, в активную общественную жизнь города, региона и страны в целом. |
С какого года реализуется практика | 2018 год (с 2014 года в университете, в 2018 году Институт тьюторства СГУ им. Питирима Сорокина - победитель номинации "Лучшая система наставничества" Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления) |
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях | Программу мероприятия можно использовать в образовательных организациях среднего и высшего образования |
Ссылки на упоминание реализации практики в СМИ (при наличии) | |
Технологические материалы | - |