Субъект Российской Федерации | город Челябинск |
Полное наименование образовательной организации | Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) |
Наименование органа студенческого самоуправления | Ассоциация иностранных студентов Южного Урала (на базе Южно-Уральского государственного университета) |
Номинация конкурса | Лучшая система работы с иностранными студентами и международного студенческого сотрудничества |
Название уникальной практики (технологии) | проект "Тьюторство иностранных студентов" |
Проблема, которую решает данная практика | Быстрая адаптация новых иностранных обучающихся |
Краткое описание практики | Проект создан с целью наиболее быстрой и "мягкой" адаптации новых студентов, начиная со дня прибытия в страну, путем их сопровождения, для предотвращения неприятных ситуаций, связанных с недостаточной осведомлённостью гостей в вопросах пребывания в РФ, с незнанием аспектов социокультурной жизни общества и учебного процесса. Тьютор - студент вуза, готовый осуществлять кураторскую деятельность над новыми ин.обучающимися. Задачи проекта: 1)Помощь ин.студентам в первые недели пребывания в РФ (дать почувствовать, что им есть к кому обратиться) 2)Приобщение к культурным и общественным нормам 3)Способствование проявлению личностных качеств студента, направленных на активное участие в учебной и внеучебной жизни вуза 4)Создание благоприятной обстановки для дальнейшего развития международного студенческого сотрудничества Деятельность тьютора 1.Изучение литературы, помогающей понять особенности менталитета граждан встречаемой страны 2.Встреча студентов в аэропортах/жд вокзале 3.Помощь при заселении в общежитие или отдельное жильё 4.Сопровождение по обязательным для посещения иностранными гражданами, находящихся на территории РФ, местам: миграционная служба, медицинский центр, экспертный центр документов, договорной отдел 5.Проведение мероприятий, связанных с первичным знакомством с учебным процессом (кафедра, кабинеты, преподаватели), а также с заведениями общепита, магазинами и зонами комфортного отдыха, пунктами оказания первой помощи, банками; помощь в приобретении предметов первой необходимости, средств связи, проведение экскурсий по городу 6.Информирование о культурных мероприятиях, способных познакомить иностранцев с основами менталитета народа; информирование о возможности участия в конкурсах и событиях вуза для раскрытия творческого потенциала 7.Неформальное общение как возможность взаимодействия на основе дружеских отношений Результат: успешное сопровождение групп и единично прилетевших студентов - около 300 человек, благополучно разрешённые возникшие в процессе сопровождения проблемы. Потраченные ресурсы - организация трансфера (за счет средств вуза) и время тьютора однозначно"перекрывают" результаты, ведь проект значимо облегчает внутреннюю работу университета, миграционных служб и адаптацию новых студентов. |
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами (если имеются) | На Южном Урале аналогов нет, встречей и сопровождением ин. студентов либо не занимаются, либо частично сотрудники университета. Зачастую в развитых с точки зрения международной деятельности вузах РФ организовывают встречи сами иностранные студенты, которые учатся в данном вузе, и чьи друзья или соотечественники прилетают учиться в этот же университет. Редко можно встретить организованную систему. К тому же, тьюторам - гражданам РФ, гораздо проще изъясниться с другими людьми в возникающих ситуациях (в аэропорту, такси, магазине, больнице и т.п.) Стоит отметить, что проект реализуется с поддержкой Управления международного сотрудничества. |
С какого года реализуется практика | май 2018 |
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях | Данный проект был запущен на базе ЮУрГУ как "тестовый" проект. Результаты очень успешны, потому, являясь Ассоциацией Южного Урала, считаем важным рассказывать о таком формате взаимодействия вуз-студент. Сейчас ведется подготовка методических рекомендации по организации данной деятельности для распространение практики в вузах Южного Урала, а в дальнейшем, надеемся, в вузах страны. |
Ссылки на упоминание реализации практики в СМИ (при наличии) | |
Технологические материалы |