Субъект Российской Федерации | Санкт-Петербург, Северо-западный федеральный округ |
Полное наименование образовательной организации | Санкт-Петербургский горный университет |
Наименование органа студенческого самоуправления | Совет обучающихся горного университета "Горняк" |
Номинация конкурса | Лучшая система студенческого наставничества |
Название уникальной практики (технологии) | Система эффективного обучения проведения командоформирования посредством тренингов и упражнений |
Проблема, которую решает данная практика | Проблему некомпетентности наставников учебных групп. Неграмотное проведение упражнений зачастую может лишь усугубить взаимоотношения между участниками, а умение правильно воспользоваться тренингом или игрой может решить многие проблемы внутри коллектива. |
Краткое описание практики | Ни для кого не секрет что такое командоформирование (далее-КМФ) и зачем оно нужно. Зачастую теоритических знаний бывает не достаточно для создания рабочей группы. Нами была разработана система обучения, позволяющая понимать цели и задачи упражнений и отрабатывать их на практике с получением обратной связи. Командоформированием могут быть встречи в неформальной обстановке или любое совместное дело. Однако чтобы работа и взаимодействие в группе были эффективными и комфортными для только что вступивших в новую жизнь первокурсников, применяется практика переноса жизненных ситуаций на упражнения. Для нас важно обучить наставников грамотному пониманию КМФ в формате упражнений. Наставники должны не просто иметь набор упражнений и игр, которые можно найти в интернете, а уметь их грамотно применять для конкретной ситуации, понимать, что каждое упражнение можно переделать под участников и вывести их на необходимые мысли, задав правильные вопросы после упражнения. Обучение: 1) Первая часть посвящена созданию команды из числа будущих наставников. Ребята видят как с помощью упражнений создать команду, частью которой они стали. 2) Теоретическая часть, на которой изучается: -5 стадий формирования коллектива; -5 стадий КМФ с примерами упражнений на каждую; -Командные роли; -Работа с разными типами участников; -Как переделать упражнение под себя или создать новое. 3) Начинается практика, которая занимает 80% обучения. Каждый подбирает несколько упражнений и игр в зависимости от стадии развития коллектива и проводит их на очных встречах. После чего получает обратную связь от коллег и от нас. В течении обучения каждый из будущих наставников поработает с коллективом. Это дает нам понять, насколько верно они смогли оценить ситуацию и грамотно провести упражнение. Система практик разрушает миф о том, что проводить упражнения легко и что с этим можно справиться с первого раза. 4) Каждому участнику необходимо сдать примерный план КМФ на 2 месяца с распределением различных упражнений и описанием их проведения, включая цели и наводящие вопросы. Все получают обратную связь и редактируют план до тех пор, пока он не будет рабочим. Результатом нашей системы являются компетентные наставники, которые знают о коллективе все, способны вывести любую команду из кризиса, заинтересовать тяжело идущих на контакт участников, а также помогают раскрывать потенциал каждого члена группы. |
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами (если имеются) | Уникальность нашей практики заключается в постоянном контроле за результатом ребят. Они не просто слушают лекцию про этапы командоформирования, но каждый из них оттачивает знания на практике. Их достижения отмечаются в журнале успеваемости, после каждого проведенного ими упражнения они получают от нас обратную связь с комментариями, как можно улучшить их навыки и когда следует проводить то или иное упражнение. Также они в качестве участников могут следить за работой более опытных наставников, которые создают из будущих наставников команду, комментируя и аргументируя свои действия. |
С какого года реализуется практика | 2015 года |
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях | Практика легко применима ко всем организациям, у которых есть наставничество, кураторство, тьюторство и т.д. Игры и упражнения проводят многие университеты, однако зачастую не все понимают зачем необходима та или иная методика. Нашу систему обучения командоформирования можно применять ко всем сферам, связанным с командной деятельностью и легко использовать. |
Ссылки на упоминание реализации практики в СМИ (при наличии) | |
Технологические материалы |