Авторы основной общеобразовательной программы дошкольного образования




Дошкольников МАДОУ «Детский сад № 109»

Цветкова О.Н. - заведующий МАДОУ «Детский сад №109», специалист в области «Дошкольное образование и воспитание», магистрант в области «Менеджмент в образовании», лауреат городской премии им. И.А.Милютина в области образования, лауреат II Всероссийского открытого конкурса авторских программ, победитель Всероссийского конкурса руководителей «Управленческий ресурс» (золотая медаль), лауреат Всероссийского конкурса научно-методических практико-ориентированных разработок.

Сергеева Д.В. - заместитель заведующего, МАДОУ «Детский сад №109», специалист в области «Дошкольное образование и воспитание», магистр в области «Менеджмент в образовании», активный участник студенческих научно-практических конференций, лауреат конкурса «Лучшая научная статья – 2013», участник городского фестиваля педагогических идей работников МБДОУ «Дорога от идеи до результата».

Егорова Е.В. - инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад №109» с высшей педагогической категорией, специалист в области «Физическое воспитание дошкольников», магистр в области «Психологии образования», лауреат городской премии им. И.А.Милютина в области образования, победитель конкурса лучших педагогических работников Вологодской области, лауреат всероссийского конкурса «Детские сады – детям», лауреат Всероссийского конкурса научно-методических практико-ориентированных разработок, победитель конкурса лучших педагогических работников Вологодской области, активно ведущих физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с детьми, а так же победитель конкурса социальных и культурных проектов ОАО «ЛУКОЙЛ».

Чистякова Т.С. - музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №109» с высшей педагогической категорией, специалист в области «Музыкальное образование дошкольников», почетный работник общего образования РФ, лауреат городской премии им. И.А.Милютина в области образования, лауреат Всероссийского конкурса научно-методических практико-ориентированных разработок, дипломант Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Лучший проект – 2014» по версии журнала «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» в номинации «Проект в управлении».

Цветкова Г.Н. – воспитатель МАДОУ «Детский сад №109» с высшей педагогической категорией, специалист в области «Дошкольное образование и воспитание»

Мерецкая М.А. - воспитатель МАДОУ «Детский сад №109» с высшей педагогической категорией, специалист в области «Дошкольное образование и воспитание», лауреат национальной премии в области образования «Элита Российского образования».

Соколова Т.А. - воспитатель МАДОУ «Детский сад №109» с высшей педагогической категорией, специалист в области «Начальное образование», лауреат национальной премии в области образования «Элита Российского образования».

Чекмарева Е.В. - учитель группы Монтессори МАДОУ «Детский сад №109», лауреат национальной премии в области образования «Элита Российского образования», активный участник федерального эксперимента ФГАУ «ФИРО» по теме: «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности дошкольника» с «Детским календарем», победитель Конкурса благотворительной программы «Дорога к дому» «Семейный двор», лауреат Всероссийского конкурса творческих работ «Развивающая среда образовательного учреждения», активный участник областных педагогических чтений

Бережная А.Г. - педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №109», с высшей педагогической категорией, лауреат национальной премии в области образования «Элита Российского образования», участник III международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия», активный участник учебно-методической площадки ВИРО на тему «Развитие новых форм работы с родительской общественностью», активный участник экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» на тему «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка».

 

Введение

Предлагаемая основная общеобразовательная программа дошкольного образования является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей с 1.5 до 7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее

мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы

рефлексии и др.

В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми,

представленные в пяти направлениях образовательного процесса – «Развитие культуры

общения», «Развитие культуры познания», «Развитие культуры речи», «Развитие

художественно-эстетической культуры», «Развитие культуры движений и

оздоровительная работа». Содержание этих направлений разработано в соответствии с

пятью образовательными областями, выделенными в Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования.

Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Детский сад № 109» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Кроме того, в ней учтены концептуальные положения используемых в ДОУ программ: Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015); Образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» под редакцией Е.А. Хилтунен.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

– с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

– с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

– с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

– с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.

В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально- экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:

– ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;

– рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально- экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;

– игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно- дисциплинарной модели в практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего образования;

– тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;

– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

Основная общеобразовательная программа разработана рабочей группой педагогов МАДОУ «Детский сад № 109» в составе: Цветковой О.Н., заведующего, Сергеевой Д.В., заместителя заведующего, Егоровой Е.В., инструктора по физической культуре, Чистяковой Т.С., музыкального руководителя, Цветковой Г.Н., воспитателя, Мерецкой М.А., воспитателя, Соколовой Т.А., воспитателя, Чекмаревой Е.В., учителя, Бережной А.Г., педагога-психолога.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Новый федеральный государственный образовательный стандарт детерминирован следующими принципами современного российского дошкольного образования:

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество организации с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности; • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка);

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет:

- цели и задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

- принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

- планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров,

- характеристику особенностей развития детей в разные возрастные периоды,

- параметры оценивания качества образовательной деятельности по основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Содержательный раздел включает:

- описание образовательной деятельности (в группах, реализующих типовые программы и группах, реализующих технологию М.Монтессори) в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально- коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет примерное содержание образовательных областей, и описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями.

Организационный раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составлять не более 40% от ее общего объема.

Основная общеобразовательная программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы. Система оценивания качества реализации программы включает в себя мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Основная общеобразовательная программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.

 

I. Целевой раздел

Пояснительная записка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: