Основная образовательная программа
Дошкольного образования
С приоритетным осуществлением социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников
МАДОУ «Детский сад № 109»
(новая редакция)
Череповец, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….6
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………...…...9
1.1.1 Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ………………………………………………………………9
1.1.2. Принципы и подходы к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования………………………………………………..10
1.2 Характеристики особенностей развития детей в раннем и дошкольном возрасте ……………………………………………………………………………………..12
1.3 Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………………………………………..14
1.3.1. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы в раннем возрасте………………………………………………………….15
1.3.2. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы на этапе завершения дошкольного образования…………………………………………………………………………………….15
II Содержательный раздел
2.1. Содержание непосредственно образовательной деятельности в типовых группах ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях……………………………………………………17
2.1.1 Содержание образовательной и оздоровительной работы в рамках работы по развитию у детей культуры движений…………………………………………17
|
2.1.2 Содержание образовательной работы в рамках работы по развитию у детей культуры общения ………………………………………………………………….20
2.1.3 Содержание образовательной работы в рамках работы по развитию у детей культуры познания………………………………………………………………….23
2.1.4 Содержание образовательной работы в рамках развития у детей культуры речи……………………………………………………………………………………25
2.1.5 Содержание образовательной работы в рамках работы по развитию у детей художественно-эстетической культуры……………………………………………29
2.2 Основные акценты осуществления образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии со спецификой возраста детей…………………………32
2.2.1 Ранний возраст (1-3 года) …………………………………………………….32
2.2.2. Дошкольный возраст (3-7 лет)………………………………………………35
2.3. Содержание непосредственно образовательной деятельности в разновозрастных Монтессори-группах в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях…………………………….40
2.3.1 Группы детей раннего возраста от 1 года до 3 лет ………………………..40
2.3.2 Группы — Монтессори для детей от 3 до 7 лет……………………………42
2.4 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов………………………………………………….53
2.4.1 Формы работы по образовательным областям…………………………….53
2.4.2 Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья………………………………………………………………………..56
|
2.4.3 Возрастные образовательные нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13………………………………………………………………………………………57
2.5 Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей…………………………………………………………..58
2.5.1 Логопедическое сопровождение детей общеобразовательных групп……58
2.5.2 Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушение познавательного и эмоционального развития……………………………………………60
2.5.3 Лечебная физкультура как форма коррекции (профилактики) нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста………………………..61
2.5.4 Монтессори-терапия…………………………………………………………..62
2.6 Система оценки результатов освоения Программы …………………………64
2.6.1 Оценивание качества образовательной деятельности по Программе……64
2.6.2 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы………………………………………64
2.7 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………………………………….65
2.7.1. Система физкультурно-оздоровительной работы…………………………65
2.7.2. Региональный компонент…………………………………………………….72
2.7.3 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………..75
2.8 Развитие игровой деятельности. Способы и направления поддержки детской инициативы по всем образовательным областям…………………………………76
|
2.8.1 Развитие игровой деятельности………………………………………………76
2.8.2 Способы и направления поддержки детской инициативы…………………80
2.9 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………………………88
2.10 Взаимодействие ДОУ и социума……………………………………………..93
2.11. Преемственность ДОУ и школы……………………………………………...95
2.12 Организация и содержание дополнительного образования детей………..98
III. Организационный раздел
3.1 Организация жизнедеятельности детей……………………………………….102
3.1.1 Организация режимных моментов…………………………………………102
3.1.2. План реализации непосредственно-образовательной деятельности в неделю в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13………………………………………107
3.1.3 Непосредственно образовательная деятельность в режимных моментах.112
3.1.4 Особенности организации воспитательно - образовательного процесса на день…………………………………………………………………………………114
3.1.5 Примерный учебный план работы разновозрастных групп – Монтессори……………………………………………………………………………………118
3.2 Материально-технические условия реализации программы………………119
3.2.1 Материально-техническое обеспечение……………………………………119
3.2.2 Особенности организации предметно-пространственной среды………..123
3.2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в разновозрастных группах — Монтессори……………………………………………………………124
3.3 Методическое обеспечение программы в соответствии с ФГОС ДО
3.3.1 Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»………………………………………………………126
3.3.2 Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»………………………………………………………………………………..127
3.3.3 Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»………………………………………………………………………………….128
3.3.4 Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»…………………………………………………………….129
3.3.5 Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»…………………………………………………………………………………..130
3.4 Кадровое обеспечение реализации Программы…………………………….132
3.5. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов………………………………………………………………………………..
3.5.1. Организационные условия для совершенствования программы и сопутствующих нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов……………………………………134
3.5.2. Совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов…135
3.5.3 Совершенствование материально-технических условий…………………135
3.5.4 Совершенствование финансовых условий реализации Программы……135