Направления деятельности в области социально- коммуникативного развития | Возможные формы и виды совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей, условий для развития социальных качеств личности |
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности | Передача существующих культурных норм и ценностей взрослыми, которые формируют и поддерживают социокультурную среду группы и являются примером. Организация образовательных событий и традиционных праздников, в ходе подготовки и проведения которых транслируется отношение к принятым в нашем обществе нормам и ценностям. Проигрывание с детьми (на «уроках социальной жизни») жизненных ситуаций, за которыми стоят нормы уважения друг друга, поддержки, оказания помощи и т. п. Чтение и обсуждение стихов, рассказов, сказок, в которых заложены общечеловеческие нравственные принципы |
Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | Создание условий для свободного общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми: • подготовленная среда, предполагающая деятельность ребенка самостоятельно и совместно с другими детьми, реализацию совместных проектов, игр, театральной, художественной, исследовательской деятельности; • поддержка педагогом усилий детей на выстраивание позитивных отношений, на разрешение конфликтов. Демонстрация педагогом способов разрешения конфликтов на основе выражения чувств. Проведение коммуникативных игр, направленных на принятие другого, на умение взаимодействовать |
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | Подготовленная среда, предоставляющая возможность детям самостоятельно действовать, играть, исследовать, творить. Поддержка проявлений самостоятельности в любой деятельности и в решении проблемных ситуаций. Наличие правил группы, выполнение которых способствует развитию саморегуляции и самодисциплины. Особенности построения подготовленной среды, в которой каждый материал, игра, предмет творческой, продуктивной или исследовательской деятельности имеется в одном экземпляре, что способствует формированию у детей умений ждать, терпеть, регулировать свои порывы. Коммуникативные игры и игры с правилами. «Урок тишины» |
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | Создание педагогом позитивной атмосферы в группе, насыщенной эмоциональными проявлениями радости, веселости. Демонстрация педагогом форм эмоциональной отзывчивости, про- явления сопереживания, эмпатии, невербальных и вербальных форм поддержки. Использование различных жизненных ситуаций для развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей: • помощь более слабым детям, любым нуждающимся в помощи людям; • поддержка расстроенным и огорченным детям и взрослым; • посещение уголка животных, кормление их, сбор средств (совместно с родителями) для помощи животным; • изготовление подарков и писем заболевшим ребятам и взрослым; • проговаривание взрослым вместе с ребенком чувств и называние их; • предоставление возможности ребенку поделиться своими переживаниями и обсуждение их с ним; • привлечение родителей к благотворительным акциям. Организация взрослым дидактических кругов с группой (подгруппой) детей на различение эмоций. Чтение и обсуждение стихов, рассказов, сказок, несущих эмоциональную насыщенность, сопереживание, помощь и понимание нужд других. Сочинение и театрализация историй и сказок |
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации | Подчеркивание педагогами важности принадлежности ребенка к семье, уважения всех членов семьи, ценности семейного уклада. Создание ребенком совместно с членами семьи альбома о семье, ленты истории семьи, семейного дерева, герба семьи. Рассказ ребенка в кругу о своей семье, традициях и обычаях, интерес- ных поездках, памятных необычных предметах, хранимых в семье. Поддержка педагогом написания детьми писем членам своей семьи, создания портретов членов семьи, подготовки подарков и открыток своим родным. Участие членов семьи в образовательных, досуговых событиях, проектах группы, совместных походах, экскурсиях. Подчеркивание педагогами важности принадлежности ребенка к сообществу детей группы, уважения всех членов группы, ценности уклада жизни группы. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры |
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | Создание условий для реализации самостоятельности в трудовой и творческой деятельности: • подготовленная среда, предоставляющая возможность каждому ребенку многократно практиковаться в самообслуживании и упражнениях по уходу за окружающей средой; • подготовленная среда, предоставляющая возможность каждому ребенку многократно практиковаться в разнообразной творческой деятельности; • презентация педагогом способов решить проблемы самообслуживания, способов быть активным в подготовленной среде, в том числе ухаживать за ней, украшать ее, поддерживать в ней порядок; • презентация педагогом способов разнообразной творческой деятельности, соответствующей возрасту ребенка. Организация педагогом дежурства детей, поддержка наставничества старших над младшими. Создание атмосферы радости и удовлетворения от исполнения ребенком любых трудовых и творческих усилий — в самообслуживании, в уходе за окружающей средой, в решении возникающих проблем. Демонстрация педагогом уважительного отношения к труду и творчеству детей и взрослых. Поддержка попыток ребенка самостоятельно решить трудовые и творческие задачи |
Формирование основ без- опасного поведения в быту, социуме, в природе | Создание условий безопасного поведения в группе, трансляция принципов безопасности поведения на улице, в природе посредством соблюдения правил группы и организации, целенаправленных экскурсий, походов. Демонстрация педагогом безопасных форм взаимодействия с окружающей средой. Проигрывание и обсуждение с детьми возможных ситуаций, которые требуют внимания и осторожности. Чтение и обсуждение рассказов, стихов, направленных на формирование основ безопасного поведения в жизни. |
Правила группы — часть социальной среды — разрабатываются взрослыми, но их формулировки обязательно обсуждаются с детьми, находится наиболее приемлемый вариант для данной группы. Каждое правило обсуждается в кругу; правила можно проиграть в ролях. Например, обсуждая, что значит быть вежливым, проигрываем вежливые формы приветствий, просьбы, прощания, предложения помощи другим и т. п.