Направления, формы и виды социально-коммуникативного развития детей




 

Направления деятельности в области социально- коммуникативного развития Возможные формы и виды совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей, условий для развития социальных качеств личности
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Передача существующих культурных норм и ценностей взрослыми, которые формируют и поддерживают социокультурную среду группы и являются примером. Организация образовательных событий и традиционных праздников, в ходе подготовки и проведения которых транслируется отношение к принятым в нашем обществе нормам и ценностям. Проигрывание с детьми (на «уроках социальной жизни») жизненных ситуаций, за которыми стоят нормы уважения друг друга, поддержки, оказания помощи и т. п. Чтение и обсуждение стихов, рассказов, сказок, в которых заложены общечеловеческие нравственные принципы
Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Создание условий для свободного общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми: • подготовленная среда, предполагающая деятельность ребенка самостоятельно и совместно с другими детьми, реализацию совместных проектов, игр, театральной, художественной, исследовательской деятельности; • поддержка педагогом усилий детей на выстраивание позитивных отношений, на разрешение конфликтов. Демонстрация педагогом способов разрешения конфликтов на основе выражения чувств. Проведение коммуникативных игр, направленных на принятие другого, на умение взаимодействовать
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Подготовленная среда, предоставляющая возможность детям самостоятельно действовать, играть, исследовать, творить. Поддержка проявлений самостоятельности в любой деятельности и в решении проблемных ситуаций. Наличие правил группы, выполнение которых способствует развитию саморегуляции и самодисциплины. Особенности построения подготовленной среды, в которой каждый материал, игра, предмет творческой, продуктивной или исследовательской деятельности имеется в одном экземпляре, что способствует формированию у детей умений ждать, терпеть, регулировать свои порывы. Коммуникативные игры и игры с правилами. «Урок тишины»
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Создание педагогом позитивной атмосферы в группе, насыщенной эмоциональными проявлениями радости, веселости. Демонстрация педагогом форм эмоциональной отзывчивости, про- явления сопереживания, эмпатии, невербальных и вербальных форм поддержки. Использование различных жизненных ситуаций для развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей: • помощь более слабым детям, любым нуждающимся в помощи людям; • поддержка расстроенным и огорченным детям и взрослым; • посещение уголка животных, кормление их, сбор средств (совместно с родителями) для помощи животным; • изготовление подарков и писем заболевшим ребятам и взрослым; • проговаривание взрослым вместе с ребенком чувств и называние их; • предоставление возможности ребенку поделиться своими переживаниями и обсуждение их с ним; • привлечение родителей к благотворительным акциям. Организация взрослым дидактических кругов с группой (подгруппой) детей на различение эмоций. Чтение и обсуждение стихов, рассказов, сказок, несущих эмоциональную насыщенность, сопереживание, помощь и понимание нужд других. Сочинение и театрализация историй и сказок
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации Подчеркивание педагогами важности принадлежности ребенка к семье, уважения всех членов семьи, ценности семейного уклада. Создание ребенком совместно с членами семьи альбома о семье, ленты истории семьи, семейного дерева, герба семьи. Рассказ ребенка в кругу о своей семье, традициях и обычаях, интерес- ных поездках, памятных необычных предметах, хранимых в семье. Поддержка педагогом написания детьми писем членам своей семьи, создания портретов членов семьи, подготовки подарков и открыток своим родным. Участие членов семьи в образовательных, досуговых событиях, проектах группы, совместных походах, экскурсиях. Подчеркивание педагогами важности принадлежности ребенка к сообществу детей группы, уважения всех членов группы, ценности уклада жизни группы. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Создание условий для реализации самостоятельности в трудовой и творческой деятельности: • подготовленная среда, предоставляющая возможность каждому ребенку многократно практиковаться в самообслуживании и упражнениях по уходу за окружающей средой; • подготовленная среда, предоставляющая возможность каждому ребенку многократно практиковаться в разнообразной творческой деятельности; • презентация педагогом способов решить проблемы самообслуживания, способов быть активным в подготовленной среде, в том числе ухаживать за ней, украшать ее, поддерживать в ней порядок; • презентация педагогом способов разнообразной творческой деятельности, соответствующей возрасту ребенка. Организация педагогом дежурства детей, поддержка наставничества старших над младшими. Создание атмосферы радости и удовлетворения от исполнения ребенком любых трудовых и творческих усилий — в самообслуживании, в уходе за окружающей средой, в решении возникающих проблем. Демонстрация педагогом уважительного отношения к труду и творчеству детей и взрослых. Поддержка попыток ребенка самостоятельно решить трудовые и творческие задачи
Формирование основ без- опасного поведения в быту, социуме, в природе Создание условий безопасного поведения в группе, трансляция принципов безопасности поведения на улице, в природе посредством соблюдения правил группы и организации, целенаправленных экскурсий, походов. Демонстрация педагогом безопасных форм взаимодействия с окружающей средой. Проигрывание и обсуждение с детьми возможных ситуаций, которые требуют внимания и осторожности. Чтение и обсуждение рассказов, стихов, направленных на формирование основ безопасного поведения в жизни.

Правила группы — часть социальной среды — разрабатываются взрослыми, но их формулировки обязательно обсуждаются с детьми, находится наиболее приемлемый вариант для данной группы. Каждое правило обсуждается в кругу; правила можно проиграть в ролях. Например, обсуждая, что значит быть вежливым, проигрываем вежливые формы приветствий, просьбы, прощания, предложения помощи другим и т. п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: