Художественно-эстетическое развитие (Развитие художественно-эстетической культуры)




Мария Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе детское, есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде с помощью утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз — к видению, душу к чувствованию».

Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Условно делим область художественно-эстетического развития на два направления:

1) изобразительная деятельность;

2) музыкальное развитие.

В идеале эти направления могут быть взаимосвязаны, и деятельность в них будет реализована через проектную, творческую деятельность, где, например, по сочиненной детьми сказке может быть создана театральная постановка, к которой подбирается музыкальное сопровождение, ставятся танцы-импровизации, сооружаются детьми простейшие декорации и создаются костюмы.

Изобразительная деятельность

Основная обязательная часть по развитию изобразительного творчества реализуется в пространстве с материалами для упражнений в подготовленной среде художественной мастерской или ателье.

Дети обучаются доступным способам и техникам выразительности в художественных видах деятельности. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — они учатся смешивать цвета, выстраивать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать для собственного творчества разнообразные материалы.

Цель педагога — выстроить образовательную среду, организовать продуктивный и познавательный процесс, а также с помощью наблюдения анализировать продуктивную деятельность детей с точки зрения их художественно-эстетического роста.

Таблица 20

Подготовленная среда и содержание работы художественной мастерской

Содержание работы Оборудование и материалы
Плетение вплетание полоски бумаги в картонный прямоугольник с прорезями; плетение из бумаги от одной до нескольких полосок, использование полосок волнистой формы, разного цвета, с разным чередованием, на основах разной формы (прямоугольник, круг, квадрат); составление композиций «Коврик»; плетение цветными шнурами, плетение с использованием узлов макраме   Цветной картон в форме квадрата, прямоугольника, круга, цветная бумага, шнуры, бечевки
Сгибание сгибание бумажного квадрата по диагонали, сгибание по двум диагоналям; сгибание к центру; сгибание прямоугольной, треугольной, круглой форм по средней линии; использование полученных заготовок в композициях, поделках оригами     Цветная бумага разного размера и качества
Работа с ножницами резание узких полосок бумаги одним нажатием ножниц, широких полосок бумаги двумя и несколькими нажатиями с продвижением; резание по прямой начерченной линии, по волнистой, по спирали; резание сложенной бумаги; симметричное вырезание из сложенной пополам бумаги; гирлянда   Ножницы, цветная бумага, цветной картон
Рисование рисование карандашами, цветными ручками, мелками, фломастерами, красками; рисование-экспериментирование с помощью различных предметов (печать, щетка, нить, разрезанный пополам картофель, предметы с круглыми кромками, например крышка для банки, маленькая пластиковая чашки, пробка, катушка); рисование разными материалами (гуашь, акварель, пастель, уголь, мел); рисование с сочетанием разных материалов, техник; рисование на песке   Гуашь, акварель, пастель, уголь, мелки, карандаши, кисти, фломастеры, цветные ручки, восковые мелки, маркеры, бумага для рисования, палитры. Песочный короб для рисования с подсветкой
Экспериментирование с цветом смешение красок; пластиковый триколор Набор для смешения красок: стаканчики, кисти, акварель, триколор
Экспериментирование с материалами сжимание, сгибание, соединение разных материалов (бумага, картон, пластик, пластилин, глина и пр.)   Бумага, картон, пластик, пластилин, глина, степлер, клей, природный материал
Лепка исследование свойств пластилина, глины, теста (сжимание, скатывание, раскатывание, сплющивание); лепка с натуры; лепка по представлению; лепка посуды, фигуры человека, народной игрушки   Пластилин, глина, тесто, стеки, доски, бумажные салфетки
Конструирование работа с сенсорным Монтессори-материалом; плоскостное моделирование из бумаги (складывание пополам, в 3, 4 и более раз); конструирование из бумаги простых модулей (цилиндр, конус); соединение простых модулей в мобиль; оригами; конструирование из кубиков, лего, пластин; конструирование из бросового материала (коробки, банки, пластиковые бутылки   Сенсорный Монтессори-материал, бумага, картон, конструкторы, бросовый материал, скрепки, клей, степлер, скотч
Склеивание, аппликация вводные упражнения (приклеивание заготовленных форм, фигур из бумаги на основу — например, на ватман или альбомный лист); склеивание бумажной полоски в кольцо, склеивание двух форм, украшение предметов заготовленными формами; создание коллажей; создание аппликаций из разных материалов: бумаги, ткани, природного материала (крупы, листья, семена, ракушки…)   Бумажные полотенца, небольшие чашки для клея, клей ПВА, кисточки для клея, ватман, цветная бумага, клеевой карандаш, скотч, природный материал
Знакомство с народным искусством знакомство с народными промыслами (каслинское литье, жостовские подносы, дымковская, филимоновская игрушки, хохломская, городецкая роспись); посещение выставок: оформление музеев; продуктивная деятельность (применение в собственной деятельности элементов народного творчества)   Предметы каслинского литья, жостовские подносы, дымковские, филимоновские игрушки, предметы, расписанные в стиле «хохлома», «городец», «гжель»
Знакомство с классическим искусством знакомство с художниками-пейзажистами, портретистами, иллюстраторами; оформление тематических выставок; посещение художественных выставок   Репродукции картин классических художников, портреты художников, детские книги, иллюстрированные В. В. Васнецовым, В. М. Конашевичем, В. Г. Сутеевым, Е. И. Чарушиным и др.

 

Музыкальное развитие

Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение абсолютной тишины покоя с музыкой и шумами, производимыми любым движением. Упражнения в этом сравнении способствует утончению слуха и помогают формированию музыкальной интуиции ребенка. Мария Монтессори называла их «упражнениями в тишине», и они являются одной из составляющих музыкального воспитания в детском саду.

Вторая составляющая музыкального воспитания заключается в пробуждении чувства ритма и «в поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в тишине неподвижности». «Движение по линии» в ритме и темпе музыки, «уроки тишины» и несложные песенки с движением, которые очень любят дети, являются обязательными ежедневными «музыкальными процедурами», которые проводятся педагогами группы. Звучание музыки может встречать детей по утрам, созывать на круг и использоваться как фон при рисовании и других видах спокойной деятельности.

 

Таблица 21

Подготовленная среда и содержание работы по музыкальному развитию

Содержание работы Оборудование и материалы
Слушание, пение, песенное творчество, музыкальное экспериментирование, различение признаков программности в музыке: изобразительных средств, передающих звучание тембра различных инструментов. Работа над восприятием программной музыки, передающей образы стихий (ветер, море, дождь). Пение без сопровождения. Работа над ритмом мелодии: петь весело, легко, подвижно, точно пере- давая ритм; петь напевно, ласково, не спеша, в темпе вальса, выдерживая паузы; петь напевно, нежно, легко; петь бодро с подъемом; работа над навыками самостоятельной импровизации. Слушание музыкальных произведений, интонирование мелодии, подпевание, пение без напряжения в голосе, начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем Музыкальные инструменты (фортепиано, металлофон); музыкально-дидактические игры; экранные, звуковые и экранно-звуковые (аудио- визуальные) пособия и специальное оборудование к ним с записями классической музыки
Музыкально-ритмические движения и музыкально-игровое и танцевальное творчество. Работа над умениями передавать в движении образы животных (лошадка, кошка, петух и т. д.), упражнения в движениях: • шаг с высоким подъемом ног; • сильный подскок. Отработка плавных легких движений рук вверх и вниз на каждую музыкальную фразу. Работа над отдельными элементами народного танца (шаг и притоп, ковырялочка и т. д.), работа над умением двигаться изящно, задорно, с легкими поскоками, отмечать сильные доли такта, фразы, части. Упражнения в импровизации музыкально-игровых образов разных персонажей (лыжник, конькобежец и пр.). Упражнения на импровизацию движений вальса Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольники, металлофон, колокольчики, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, маракасы, колотушка); оборудование для художественно-театральной деятельности в детском саду; атрибуты и костюмы для игр
Игра на музыкальных инструментах, слушание и воспроизведение бодрого, торжественного характера музыки в исполнении ударных инструментов; слушание и воспроизведение ласковой напевной мелодии; индивидуальная (сольная) игра на металлофоне, на ударных инструментах (треугольник, бубен, барабан); игра в ансамбле Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольники, металлофон, колокольчики, ложки, ксилофон, трещотка, погремушка, маракасы, колотушка)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: