Речь выступает одним из важнейших средств взаимодействия людей и про- является в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, задают уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяют включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих: собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов); речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения); невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).
Важным направлением в речевом развитии дошкольника является его работа над овладением механическим письмом и, чуть позже, письменной речью, которая с помощью дидактических Монтессори-материалов начинает активно и спонтанно развиваться у детей, порой еще до овладения ими чтением. Сенситивный период письма у детей наблюдается примерно в 4,5–5 лет. В это время у большинства дошкольников рука спонтанно требует тренировки. Дети стремятся рисовать, обводить фигуры и штриховать их, проводя бесчисленное количество линий. Натренированная рука современного пяти-шестилетнего ребенка готова к изображению письменных знаков. Остается их только назвать, сопоставив с соответствующим звуком. Так же, как и при освоении математики, на помощь приходят «материализованные абстракции» — деревянные подвижные и шероховатые алфавиты, с помощью которых можно составлять слова и переписывать их в тетрадь.
|
Овладение самостоятельным чтением происходит у детей монтессори- групп, как правило, ближе к 5,5–6 годам. Этому способствует продуманная система материалов, бережно ведущая ребенка от знакомства с отдельными письменными знаками к полноценному чтению. Овладение чтением и письмом в дошкольном возрасте предоставляет детям в дальнейшем более широкие возможности проникновения в родной язык и родную куль- туру, формирует расширение и разнообразие общения.
Чтение художественной литературы направлено на формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетиче- ского вкуса.
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок в первую очередь открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия чтения — воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т. ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Чтение — условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и дли- тельности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого являются формирование круга детского чтения и организация процесса чтения.
|
Для того чтобы у ребенка сформировалась связная, грамматически правильно построенная речь, необходимо создание педагогами развивающей речевой среды. Важным условием развития связной речи и коммуникативных навыков является предоставление детям возможности свободного общения: развитие связной речи требует не только восприятия правильной речи взрослых, но и самостоятельности вербального выражения.
Таким образом, развитие речи, психических процессов и моторных функций, связанных с речью, осуществляется в системе и связано со всеми разделами Программы. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения на общих и свободных занятиях, а именно:
· повседневное общение;
· самостоятельная деятельность с речевыми материалами в подготовлен- ной среде;
· индивидуальные трехступенчатые уроки, или уроки названий;
· расширение словарного запаса через индивидуальные и групповые занятия с материалами на классификацию;
· коллективные упражнения с речевым материалом в дидактическом круге;
· занятия с подгруппой детей, состав которой определяется уровнем развития и интересами детей.
Коллективное занятие с детьми в кругу часто включает в себя артикуляционную гимнастику, разучивание потешек, скороговорок, считалок, стихов; отгадывание и разучивание загадок; чтение, обсуждение и драматизацию различных произведений; сочинение детьми сказок и рассказов по картинкам или по плану.
Как видим, в дошкольном детстве закладываются такие речевые навыки, как говорение, письмо и слушание.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры и реализуется через задачи:
· обогащения активного словаря;
· развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развития речевого творчества;
· развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Материалы по развитию речи и содержание работы с ними представлено в приложении (см. приложение 14).