Познавательное развитие (Развитие культуры познания)




Познавательная область образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное развитие групп, работающих по системе Монтессори можно разбить условно на несколько направлений:

1. Сенсорное развитие.

2. Математическое развитие.

3. Знакомство с основами знаний о природе и культуре.

Познавательное развитие ребенка тесно взаимосвязано со всеми другими образовательными областями и реализуется посредством самостоятельной и совместной деятельности детей в продуманной и тщательно выстроенной подготовленной предметной развивающей среде и создания атмосферы исследовательского и творческого поиска, интереса к явлениям окружающей жизни, радости познания, решения поисковых задач.

 

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка является базой формирования представлений об окружающем мире, познавательных процессов, умственного развития, развития навыков самообучения, подготовки к дальнейшим формам учения. Косвенная цель: подготовка ребенка к переходу на новый абстрактный уровень мышления, развитию речи и математических представлений. Задачи: формирование чувственной базы интеллектуального развития; формирование системы представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развитие умения сравнивать, анализировать; подготовка к изучению математики, музыки, других направлений. Монтессори-материалы, являющиеся материализованными абстракциями, разработаны с

учетом следующих принципов:

- изоляция свойства;

- изоляция ощущений;

- изоляция сложности.

Основные группы материалов для развития чувств (см. приложение 11):

• материалы для развития зрительного восприятия;

• материалы для развития осязания;

• материалы для развития слуха;

• материалы для развития чувства тяжести;

• материалы для развития чувства тепла;

• материалы для развития обоняния;

• материалы для развития вкусовых ощущений;

• материалы для развития стереогностического чувства и представлений о форме предметов. Сенсорный уголок группы может быть дополнен развивающими сенсорными материалами, такими как матрешки, пирамидки, мозаики, конструкторы и т. д. Содержание отдельных автодидактических материалов сенсорного уголка, находящихся в свободном доступе детей (см приложение).

 

Математическое развитие

Концепция математического развития групп, работающих по системе Монтессори строится по законам естественного развития мышления человека. То есть математическое мышление рассматривается как возникающее спонтанно, а не через специально выстроенное взаимодействие взрослых и детей. В то же время математическое мышление дошкольников развер- тывается в процессе их жизнедеятельности в специально подготовленной предметно-пространственной среде, которая позволяет каждому ребенку двигаться в развитии мышления в индивидуальном темпе. Помощь ему осуществляется через систему дидактических материалов, которые упорядочены по степени сложности и обладают свойством изоморфности. То есть структура каждого математического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает его как-то иначе), взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка. Начиная на сенсорном уровне целенаправленно ставить один на другой кубики Розовой башни, трехлетний ребенок незаметно для себя самого сравнивает величины и выстраивает строгую последовательность из десяти кубов, которая впоследствии ляжет в основу его представлений о десятичной системе счисления. Самостоятельная и концентрированная работа детей с любыми монтессори-материалами (бытовыми, сенсорными, математическими, языковыми, естественно-научными) предоставляет ребенку возможность спонтанно сравнивать, синтезировать, анализировать, выстраивать сериационные ряды, последовательности, измерять и структурировать. Это как раз те важные процессы мышления, которые с возрастом естественным образом формируют математическое мышление человека.

Специальные математические Монтессори-материалы являются «материализованными абстракциями» — многие абстрактные математические понятия, не доступные детям дошкольного возраста, обладающим пока лишь конкретно-деятельностным мышлением, представлены в виде конкретных бусин, кубиков, стержней, штанг и табличек. Но эти материализованные абстракции созданы так, что через них ребенку приоткрывается вся основная математика в связях арифметики, геометрии, стереометрии и конструирования.

С помощью специальных математических материалов происходит:

· знакомство с целыми числами и количествами; введение в мир чисел и их цифровых символов;

· знакомство на конкретном уровне с основными арифметическими действиями и, как следствие, глубокое понимание их сути;

· решение простейших математических задач.

Цель: предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка. Дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, длине, массе. Уделяется внимание развитию элементарной ориентировке детей в пространстве и во времени.

Математическое пространство группы имеет продуманную структуру, оно обеспечено материалами, которые позволяют детям, работающим с конкретными предметами, бусинами, осваивать счет, понимать суть арифметических действий, практиковаться в их выполнении, запоминать названия чисел, осваивать состав числа. При этом у детей развиваются учебные навыки, логическое мышление.

Все материалы математического уголка разбиваются на четыре группы. (см. приложение 12): Первая группа материалов помогает детям освоить счет в пределах десяти, что позволяет начать работать с материалами следующих групп. Вторая группа материалов является базовой в формировании у детей представления о десятичной системе и понимании сути арифметических действий. Работая с третьей группой материалов, дети осваивают названия чисел в пределах 1000. Четвертая группа помогает детям практиковаться в выполнении арифметических действий с однозначными числами и запоминать табличное сложение, вычитание, умножение, деление.

В работе с математическими материалами педагоги опираются на три главных принципа:

1) освоение нового навыка, знания от простого к сложному;

2) движение ребенка в познании от конкретного к абстрактному;

3) введение количеств, а затем введение символов.

Работа ребенка в уголке математики может начинаться с 3,5–4 лет после того, как он поработал с сенсорными материалами, особенно красными штангами, которые являются аналогами красно-синих математических штанг. Работа с ними является базой для освоения счета целых чисел. Работа с другими математическими материалами помогает детям «проживать» отдельные математические понятия, называть их научными терминами. Организация работы с математическими Монтессори-материалами подчиняется тем же принципам и правилам, которые реализуются в других пространствах группы. Дети самостоятельно выбирают материал, который им индивидуально или в группе презентует педагог. Они могут работать самостоятельно, в паре, малыми группами. Превалирует самостоятельная работа детей с материалами. Но педагоги проводят индивидуальные презентации в соответствии с индивидуальными планами, а также упражнения с одним ребенком или группой детей. Могут проводиться и общие групповые занятия, на которых используются коллективные упражнения с материалом, но подобное случается значительно реже, так как дети находятся на разных уровнях освоения счета и имеют разные математические представления. Тем не менее, общие занятия детей разного возраста позволяют старшим детям повторить то, что они уже освоили, дать младшим пример, рассмотреть содержание отдельных автодидактических материалов математического уголка, находящихся в свободном доступе детей. Поощряется и поддерживается обучение младших детей старшими. Педагог, наблюдая за работой детей, определяет зону ближайшего развития ребенка и планирует его дальнейший маршрут в освоении математики.

 

Знакомство с основами знаний о природе и культуре

В пространстве знакомства детей с природой и культурой представлены материалы, с помощью которых они могут осваивать основы географии, астрономии, ботаники, зоологии, физики, химии. Такое обучение способствует развитию творческого мышления и посильному освоению каждым ребенком компетенций в различных областях действительности.

Занятия по изучению природы и культуры направлены не только на получение информации об окружающем мире, но и на приобретение навыков самостоятельного добывания информации, ее проживание, использование в практической деятельности. Область природы и культуры охватывает все возможные стороны жизни человека и их взаимосвязь, поэтому задача педагога — не только предоставить условия для получения информации, интересующей детей, но и помочь им раскрыть взаимосвязь явлений, определиться в своей личной причастности к явлениям окружающего мира.

В процессе изучения природы и культуры у дошкольников закладываются основы экологии, даются представления о связи человека с природной средой и условиями жизни, дети знакомятся с этически ценными нормами и правилами поведения в природе. Происходит знакомство с основами безопасности жизнедеятельности и валеологическими знаниями.

За время своего пребывания в Монтессори-группе ребенок проживает одну и ту же тему три или четыре раза, но каждый раз это проживание происходит на новом уровне, а осознание проблем и взаимосвязей рассматривается с точки зрения нового жизненного опыта.

С живой и неживой природой дети знакомятся в своих собственных исследованиях свойств и особенностей предметов и веществ. Знакомство с природными явлениями, многообразием растительного и животного мира происходит также в процессе самостоятельной исследовательской работы в среде детского сада. Организуется детское экспериментирование с различными веществами — водой и снегом, воздухом, землей, песком, глиной; наблюдение за жизнью животных и растений.

В ознакомлении с явлениями общественной жизни стержневой темой являются жизнь и труд взрослых, приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям окружающих их людей. Важной составляющей является патриотическое воспитание. Дети знакомятся с достопримечательностями родного города, края, страны, знакомятся с фольклором, сказками, мифами и легендами народов мира, из которых узнают об особенностях условий жизни человека в древности и современности.

Цель: формирование целостного восприятия картины мира, осознание своего места во Вселенной и взаимосвязи всех явлений природы, осознание ответственности за преобразования, производимые человечеством на Земле и в Космосе. Материалы и содержание работы с ними в «Уголке природы и культуры» представлено в приложении (см. приложение 13).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: